Программа кружка изобразительного искусства
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Программа кружка изобразительного искусства. Программа рассчитана на 2 года, 1 час в неделю. Возраст учащихся 5 - 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelnoe_iskusstvo_i_khudozhestvennyy_trud.doc | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНО – ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНИЙ НОВГОРОД
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20
Принята на УТВЕРЖДАЮ:
педагогическом совете № 1 ______________
______________________ директор МБОУ средней
общеобразовательной школы №20
О.М. Дудникова
Дополнительная образовательная программа по
изобразительному искусству «Волшебная радуга»
Срок реализации 2 года
Возраст детей 5 – 6 класс
Автор: Е.Г. Бирюкова
учитель изобразительного искусства I категории
г. Нижний Новгород
2012 год
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.
Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.
Данная программа сочетает в себе элементы обучения и развития художественно-творческих способностей. Главное – раскрыть и развить индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны детям и подросткам.
В кружок принимаются дети, обнаружившие склонность к изобразительному искусству в любом его виде. При реализации программы предполагается деление обучающихся на две возрастные группы. Распределение по группам учитывает возрастные особенности детей и связанные с этим творческие предпочтения и возможности более адекватного самовыражения в области изобразительной деятельности. Программа содержит примерный объем знаний и разделена по классам, что позволяет по своему усмотрению выстроить логику и структуру изучения искусства
Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений. При отборе учебного материала важное значение имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений. Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре. В основу программы положены следующие общие направления: действие и радость, увлечение работой. Участие детей в художественном событии вызывает у них чувство радости.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Программа органично сочетает в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Она направлена главным образом на раскрытие и развитие индивидуальных способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Темы заданий главным образом строятся по принципу изучения, познания и любования окружающим миром, так как для полноценного художественного развития детей необходимо их общение с близким для них природным окружением, знакомство с национальными художественными традициями.
Данная программа учитывает органичную связь внешкольной творческой деятельности с основными идеями, заложенными в программе для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством Б.М. Неменского.
Занятия по программе активизируют творческую инициативу, воображение и фантазии, обогащают эмоционально – образную структуру личности и формируют эстетическое отношение к окружающему миру. Все это делает программу актуальной в наше время.
Вид программы: модифицированная программа;
Направленность программы: художественно-эстетическая /изобразительное творчество
Цель – формирование художественной культуры, развитие художественного восприятия и эстетических чувств учащихся.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития изобразительного искусства;
- научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- обучить технологиям разных видов ИЗО.
Воспитательные:
- приобщить уч-ся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали;
- способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Развивающие:
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;
- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать моторику рук, глазомер.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах изобразительного искусства. Освоение материала в основном будет происходить в процессе творческой деятельности детей. Работа в материале в области изобразительного искусства будет осуществляться в технике живописи и графики. Для живописи предлагается использовать гуашь, акварель, пастель, для графики – карандаш, уголь. Хорошие творческие результаты дают такие технические приемы, как монотипия. В области живописи дети постигают законы цвета и колорита, фактуры и формы, в графике – образный язык, основой которого являются точка и линия, плоскость и пространство.
Изобразительное творчество в системе дополнительного образования находит разнообразные формы выражения: это и индивидуальные, и коллективные работы, быстрые наброски и композиции, которые создаются за несколько занятий, беседы на темы изобразительного искусства.
Большое место в осуществлении данной программы принадлежит наглядным и словесным методам, ибо увлечение детей творческим процессом возможно в том случае, если педагог в процессе демонстрации приемов работы, получения выразительных эффектов от прикосновения разных материалов к поверхности бумаги сможет комментировать свои действия доступным для восприятия детей языком.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
Программа составлена на 2 года обучения, для детей 10-12 лет (5 – 6 класс). Набор детей осуществляется в начале учебного года. Принимаются все желающие.
Форма занятий:
Занятия проводятся в форме урока, 1раз в неделю (всего 36ч в год).
Формами подведения итогов реализации программы являются выставки (тематические, праздничные), соревнования, художественные конкурсы: районного, окружного масштаба.
Занятия по данной программе помогут ребятам обрести опыт творческого сотрудничества, способствуют формированию художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, понимания прекрасного и воспитанию интереса и любви к искусству.
Ожидаемые результаты.
- Научить детей умению видеть красоту, открывать для себя новое в окружающем мире, радоваться открытиям.
- Овладеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
- Уметь работать в различных техниках изобразительного искусства.
- Научить замечать созданную самой природой красоту и восхищаться ею, ее неповторимостью.
- Научить детей свободно работать карандашом, красками и кистью.
- Воспитать у ребят любовь и бережное отношение к природе.
- Формирование внимания, осознанности, усидчивости, целеустремленности, аккуратности, художественного вкуса.
Первый год обучения. Смысл работы заключается в пробуждении и обогащении чувств, сенсорных способностей детей, путем освоения живых, воспринимаемых органами чувств особенностей природных и художественных явлений — цвета, звука, формы, движения, возможностей слова и живой речи. Коллективные занятия являются продолжением индивидуальной работы.
Второй год обучения — это пространство и среда, выразительность разных сторон окружающей жизни и разных видов искусства, возможность передачи образными художественными средствами различных особенностей окружающего мира — “близкого” и “широкого”. Осваиваются разнообразные ситуации жизненного окружения, как они предстают в искусстве, и то, как само искусство составляет неразрывную часть нашего окружения. Это проводится через сюжетные завязки, через характеры героев, через игры, движения и танец, изобразительную деятельность.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Рисование природы | 11 | 1,5 | 9,5 |
2 | Декоративное искусство | 15 | 3 | 12 |
3 | Мир вокруг нас. Рисование на темы. | 10 | 1 | 9 |
Итого: | 36ч | 5,5ч | 30,5ч |
Поурочное планирование первого года обучения
№ | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Методы и приемы используемые в рисунке. Наброски. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Линия в рисунке. Осенний букет. | 1 | - | 1 |
3 | Цветовая гамма. Упражнение «Лужа с драгоценными камнями» | 1 | - | 1 |
4 | Сближенные теплые цвета. «Золотая осень» | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Роль формы мазка в живописи «Дождик моросит» | 1 | - | 1 |
6 | Превращение кляксы. Преобразование абстрактного пятна в образ. | 1 | - | 1 |
7 | Орнамент в ДПИ. Смысловое значение элементов. | 1 | 1 | - |
8 | Украшаем вазу. | 1 | - | 1 |
9 | Декоративная композиция из природных материалов. | 1 | - | 1 |
10 | Рисование с натуры. Бытовой натюрморт. | 1 | - | 1 |
11 | Симметричные изображения «Бабочка» | 1 | - | 1 |
12 | Гармоничное сочетание цвета «Солнышко» | 1 | - | 1 |
13 | Аппликация «Снежинка». Происхождение холодного цвета. | 1 | - | 1 |
14 | Символ птицы в ДПИ. Панно «Жар-птица»,лепка. | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Панно «Жар-птица», цветовое решение. | 1 | - | 1 |
16 | «Ёлка – красавица». Создание образа с помощью линий и цвета. | 1 | - | 1 |
17 | Рисование домашних животных по памяти и с натуры. | 1 | - | 1 |
18 | Знакомство с техникой «сухая кисть», «Кошка» | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | Иллюстрирование «Рассказов о животных» Бианки. | 1 | - | 1 |
20 | Зимние деревья, создание образа через силуэт и характер линий | 1 | - | 1 |
21 | «Милый мой хоровод»(гофрирование, вырезывание) коллек.работа. | 1 | - | 1 |
22 | «Веселые человечки», силуэт, передача движения | 1 | - | 1 |
23 | Знакомство с техникой стеклографии | 1 | 1 | - |
24 | Стеклография «Зимний пейзаж» | 1 | - | 1 |
25 | «Золотая хохлома» | 2 | 1 | 1 |
26 | Перспектива в рисунке, геометрические тела | 1 | - | 1 |
27 | Перспектива в рисунке, тела вращения | 1 | - | 1 |
28 | Композиция «Праздник в моей семье», А3 | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | «Праздник в моей семье», окончание работы | 1 | - | 1 |
30 | Иллюстрация к сказкам Г.Х. Андерсена | 1 | - | 1 |
31 | Композиция «Космические дали» | 1 | - | 1 |
32 | ДПИ. Раскрашивание пасхального яйца | 1 | - | 1 |
33 | Композиция «Этот день Победы» | 1 | 0,5 | 0,5 |
34 | Окончание композиции «Этот день Победы» | 1 | - | 1 |
35 | Композиция «Мы рисуем музыку» | 1 | - | 1 |
Всего: | 36ч | 6 | 30 |
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ | Тема | Всего | Теория | Практика | ||
1. | Рисование природы | 11 | 1 | 10 | ||
2. | Декоративное искусство | 14 | 3 | 11 | ||
3. | Мир вокруг нас. Рисование на темы. | 11 | 2 | 9 | ||
Итого: | 36ч | 6ч | 30ч |
Поурочное планирование второго года обучения
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Зарисовка овощей, фруктов, листьев мягкими материалами | 1 | - | 1 |
2 | Изучение цвета в природе «Воспоминание о лете» | 1 | - | 1 |
3 | Цветоведение. Контрасты. «Пустыня», «Север». | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Упражнения по наглядной перспективе | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Перспектива в рисунке «Город строится» | 1 | - | 1 |
6 | Элементы орнамента растительного мира | 1 | - | 1 |
7 | Городецкая роспись. Эскиз разделочной доски | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Роспись разделочной доски. | 1 | - | 1 |
9 | Передача воздушной перспективы тоном. Пейзаж. | 1 | - | 1 |
10 | Техника граттажа. Подготовка листа. Эскизы. | 1 | 1 | - |
11 | «У лукоморья дуб…», иллюстрация в технике гроттажа. | 1 | - | 1 |
12 | Бумагопластика. «Декоративная решетка», создание элементов. | 1 | - | 1 |
13 | «Декоративная решетка», окончание работы. | 1 | - | 1 |
14 | Техника акварели «по-сырому». Фон для композиции. | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Композиция «Зимняя сказка в лесу», холодные цвета. | 1 | - | 1 |
16 | Оригами. Новогодний фонарик. | 1 | - | 1 |
17 | Закон равновесия, эскизы ткани. | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | Роспись ткани по эскизу. | 1 | - | 1 |
19 | «Сказочный иней», восковой мелок, акварель. | 1 | - | 1 |
20 | Дымковская барыня. Лепка. | 1 | - | 1 |
21 | Ритм. Линейный орнамент. | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | «Зрительный центр». Аппликация. | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Композиция «Моя улица, мой дом» | 1 | - | 1 |
24 | Флористика. Панно из природного материала. | 1 | - | 1 |
25 | Синяя гжель. | 1 | 1 | - |
26 | Изображение животных различными материалами «Мой любимый зверь» | 1 | - | 1 |
27 | Герои сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» | 1 | - | 1 |
28 | Техника «набрызг», «Космос» | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | Композиция «На другой планете» | 1 | - | 1 |
30 | Оригами, гофрирование «Чудо-птица» | 1 | - | 1 |
31 | Раскрашивание пасхального яйца. | 1 | - | 1 |
32 | Композиция «Этот день Победы» | 1 | - | 1 |
33 | Живописная композиция «Весна идет» | 1 | - | 1 |
34 | Животные Красной книги | 1 | - | 1 |
35 | Композиция «Любимый Нижний» | 2 | 0,5 | 1,5 |
Всего: | 36ч | 6ч | 30ч |
Содержание
- Прощаемся с летом. Импровизация на темы летних впечатлений. В самом начале выполнения заданий ребята делятся своими впечатлениями о проведенном лете. Во время их рассказов руководитель заостряет внимание на красочных картинах летних пейзажей. После выполнения задания организуется выставка работ и их коллективное обсуждение.
- Фигуры в нашем мире. Ознакомление с гуашевыми красками, правилами работы с гуашью. Разъясняется различие приемов работы гуашью и акварелью. Выполняется красочное упражнение: рисование окружающих нас предметов в виде геометрических фигур.
- Три основных цвета. Холодные и теплые цвета. Знакомство с красками и их тайнами. Для формирования умения работать красками выполняется упражнение “Волшебные краски”: смешиваются основные краски (желтая, синяя, красная) для получения составных цветов.
- Техники и приемы. Знакомство с различными техниками и приемами в графике и живописи – стеклография, граттаж, рисование «по-сырому», сухая кисть. Умение применять данные техники для достижения желаемого эффекта.
- Дары осеннего сада и огорода. Выполнение с натуры фруктов и овощей. Проводится анализ формы, пропорций, цветовой окраски фруктов, овощей.
- В гостях у елки. Сюжетами рисунков могут быть: празднично наряженная елка, хоровод вокруг нее и т.п. Особую выразительность дает цветная бумага и использование цветных восковых мелков.
- Художественный труд. Исполнение изделий своими руками, знакомство с различными видами декоративного искусства – бумагопластикой, оригами, аппликацией, элементами батика, лепкой.
- Городецкие узоры. Рисование кистью элементов городецкого растительного узора. Ознакомление с городецкими элементами, беседа о красоте.
- Хохломские узоры. Исполнение простейших приемов росписи в изображении декоративной травки и ягод (выполнение узоров в полосе или круге).
- Гжельские узоры – рисование кистью декоративных цветов, украшающих современную гжельскую керамику. Ознакомление с росписью мастеров из Гжели и беседа о ее красоте.
- Большое внимание уделяется рисованию на темы. Во время таких занятий совершенствуются умения выполнять рисунки композиций на темы окружающей жизни по памяти и по представлению. Иллюстрация как произведение художника. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям.
Методическое обеспечение
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую студийную деятельность под руководством педагога-художника.
Для успешного освоения данной программы преподавателю необходима значительная подготовка в плане обеспечения занятий соответствующими материалами – карандаш, ластик, Бумага, цветные фломастеры, картон, акварель, гуашь, кисти, вата, стекло и др. Необходимо, чтобы каждый ребенок был обеспечен на занятии всем необходимым, так как любые организационные неувязки действуют на детей расхолаживающе и они теряют необходимый для работы настрой.
Кроме общепринятых форм организации занятий, таких, как беседа, рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на заданную тему, необходимо использовать и нестандартные формы организации учебной работы: занятие – осмысление, серия занятий, связанных одной темой, занятие – путешествие в мир сказки во времени, в пространстве.
Подведение итогов по результатам освоения материала может быть в форме коллективного обсуждения во время проведения блиц-выствки, когда работы детей развешиваются на стенах или раскладываются на полу. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных художественных решений. В конце года готовиться большая выставка творческих работ, в которой участвуют все студийцы.
Литература
- Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. – М., 1961.
- Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М., 1977.
- Конева Л.С. Пейзаж. Натюрморт. – Мн.: Современный литератор, 2002.
- Полунина В.Н. Солнечный круг/ В.Н. Полунина. – М., 2003.
- Трофимова М. В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство.- Ярославль: Академия развития, 2001.
- Юсов Б.П. Виды искусств и их взаимодействие. – М., 2001.
- Юсов Б.П. Вопросы художественного развития школьников в процессе изобразительной деятельности/ под редакцией Б.Лихачева, Г.Зальмона. – М., 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка изобразительного искусства "Акварелька" в начальной школе.
Примерное планирование кружка ИЗО в начальной школе....
Авторская программа дополнительного образования детей кружка изобразительного искусства "Акварелька"
Программа рассчитана на 4 года для детей. Возраст детей 6-10 лет....
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа кружка изобразительного искусства "Арт-мастерская"
Рабочая программа кружка изобразительного искусства для учащихся средней школы 5-7 классы...