Программа кружка изобразительного искусства
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Программа кружка изобразительного искусства. Программа рассчитана на 2 года, 1 час в неделю.  Возраст учащихся 5 - 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izobrazitelnoe_iskusstvo_i_khudozhestvennyy_trud.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНО – ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНИЙ НОВГОРОД

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20

        Принята на                                                                УТВЕРЖДАЮ:

педагогическом совете № 1                                          ______________  

______________________                                            директор МБОУ средней

общеобразовательной  школы №20

                                                                                          О.М. Дудникова                                                                                                                        

Дополнительная образовательная программа по

изобразительному искусству «Волшебная радуга»

Срок реализации 2 года

Возраст детей  5 – 6  класс

                         

                                                               

                                                                                                             Автор:   Е.Г. Бирюкова

учитель изобразительного искусства  I категории

                                                                                             

г. Нижний Новгород

2012 год


Пояснительная записка.

   Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.

   Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.

        Данная программа сочетает в себе элементы обучения и развития художественно-творческих способностей. Главное – раскрыть и развить индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны детям и подросткам.

        В кружок принимаются дети, обнаружившие склонность к изобразительному искусству в любом его виде. При реализации программы предполагается деление обучающихся на две возрастные группы. Распределение по группам учитывает возрастные особенности детей и связанные с этим творческие предпочтения и возможности более адекватного самовыражения в области изобразительной деятельности. Программа содержит примерный объем знаний и разделена по классам, что позволяет по своему усмотрению выстроить логику и структуру изучения искусства

           Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений. При отборе учебного материала важное значение имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений. Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре. В основу программы положены следующие общие направления: действие и радость, увлечение работой. Участие детей в художественном событии вызывает у них чувство радости.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

    Программа органично сочетает в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Она направлена главным образом на раскрытие и развитие индивидуальных способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

   Темы заданий главным образом строятся по принципу изучения, познания и любования окружающим миром, так как для полноценного художественного развития детей необходимо их общение с близким для них природным окружением, знакомство с национальными художественными традициями.

        Данная программа учитывает органичную связь внешкольной творческой деятельности с основными идеями, заложенными в программе для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством Б.М. Неменского.

   Занятия по программе активизируют творческую инициативу, воображение и фантазии, обогащают эмоционально – образную структуру личности и формируют эстетическое отношение к окружающему миру. Все это делает программу актуальной в наше время.

Вид программы: модифицированная программа;

Направленность программы: художественно-эстетическая /изобразительное творчество

Цель – формирование художественной культуры, развитие художественного восприятия и эстетических чувств учащихся.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития изобразительного искусства;
  • научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
  • обучить технологиям разных видов ИЗО.

Воспитательные:

  • приобщить уч-ся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
  • побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали;
  • способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
  • воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

Развивающие:

  • развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;
  • развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
  • развивать положительные эмоции и волевые качества;
  • развивать моторику рук, глазомер.

Особенностью  данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах изобразительного искусства. Освоение материала в основном будет происходить в процессе творческой деятельности детей. Работа в материале в области изобразительного искусства будет осуществляться в технике живописи и графики. Для живописи предлагается использовать гуашь, акварель, пастель, для графики – карандаш, уголь. Хорошие творческие результаты дают такие технические приемы, как монотипия.   В области живописи дети постигают законы цвета и колорита, фактуры и формы, в графике – образный язык, основой которого являются точка и линия, плоскость и пространство.

    Изобразительное творчество в системе дополнительного образования находит разнообразные формы выражения: это и индивидуальные, и коллективные работы, быстрые наброски и композиции, которые создаются за несколько занятий, беседы на темы изобразительного искусства.

  Большое место в осуществлении данной программы принадлежит наглядным и словесным методам, ибо увлечение детей творческим процессом возможно в том случае, если педагог в процессе демонстрации приемов работы, получения выразительных эффектов от прикосновения разных материалов к поверхности бумаги сможет комментировать свои действия доступным для восприятия детей языком.

 

 Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

 Программа составлена на  2 года обучения,  для детей 10-12 лет (5 – 6 класс). Набор детей осуществляется в начале учебного года.  Принимаются все желающие.

Форма занятий:

 Занятия проводятся в форме урока, 1раз в неделю (всего 36ч в год).

Формами подведения итогов реализации программы  являются выставки (тематические, праздничные), соревнования, художественные конкурсы: районного, окружного  масштаба.

Занятия по данной программе помогут ребятам обрести опыт творческого сотрудничества, способствуют формированию художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, понимания прекрасного и воспитанию интереса и любви к искусству.

                                               

        Ожидаемые результаты.

  1. Научить детей умению видеть красоту, открывать для себя новое в окружающем мире, радоваться открытиям.
  2. Овладеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
  3. Уметь работать в различных техниках изобразительного искусства.
  4. Научить замечать созданную самой природой красоту и восхищаться ею, ее неповторимостью.
  5. Научить детей свободно работать карандашом, красками и кистью.
  6. Воспитать у ребят любовь и бережное отношение к природе.
  7. Формирование внимания, осознанности, усидчивости, целеустремленности, аккуратности, художественного вкуса.

Первый год обучения. Смысл работы заключается в пробуждении и обогащении чувств, сенсорных способностей детей, путем освоения живых, воспринимаемых органами чувств особенностей природных и художественных явлений — цвета, звука, формы, движения, возможностей слова и живой речи. Коллективные занятия являются продолжением индивидуальной работы.

Второй год обучения — это пространство и среда, выразительность разных сторон окружающей жизни и разных видов искусства, возможность передачи образными художественными средствами различных особенностей окружающего мира — “близкого” и “широкого”. Осваиваются разнообразные ситуации жизненного окружения, как они предстают в искусстве, и то, как само искусство составляет неразрывную часть нашего окружения. Это проводится через сюжетные завязки, через характеры героев, через игры, движения и танец, изобразительную деятельность.


Учебно-тематический план  1 года обучения

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Рисование природы

11

1,5

9,5

2

Декоративное искусство

15

3

12

3

Мир вокруг нас. Рисование на темы.

10

1

9

Итого:

36ч

5,5ч

30,5ч

Поурочное  планирование первого года обучения

Тема занятия

Всего

часов

Теория

Практика

1

Методы и приемы используемые в рисунке. Наброски.

1

0,5

0,5

2

Линия в рисунке. Осенний букет.

1

-

1

3

Цветовая гамма. Упражнение «Лужа с драгоценными камнями»

1

-

1

4

Сближенные теплые цвета. «Золотая осень»

1

0,5

0,5

5

Роль формы мазка в живописи «Дождик моросит»

1

-

1

6

Превращение кляксы. Преобразование абстрактного пятна в образ.

1

-

1

7

Орнамент в ДПИ. Смысловое значение элементов.

1

1

-

8

Украшаем вазу.

1

-

1

9

Декоративная композиция из природных материалов.

1

-

1

10

Рисование с натуры. Бытовой натюрморт.

1

-

1

11

Симметричные изображения «Бабочка»

1

-

1

12

Гармоничное сочетание цвета «Солнышко»

1

-

1

13

Аппликация «Снежинка». Происхождение холодного цвета.

1

-

1

14

Символ птицы в ДПИ. Панно «Жар-птица»,лепка.

1

0,5

0,5

15

Панно «Жар-птица», цветовое решение.

1

-

1

16

«Ёлка – красавица». Создание образа с помощью линий и цвета.

1

-

1

17

Рисование домашних животных по памяти и с натуры.

1

-

1

18

Знакомство с техникой «сухая кисть», «Кошка»

1

0,5

0,5

19

Иллюстрирование «Рассказов о животных» Бианки.

1

-

1

20

Зимние деревья, создание образа через силуэт и характер линий

1

-

1

21

«Милый мой хоровод»(гофрирование, вырезывание) коллек.работа.

1

-

1

22

«Веселые человечки», силуэт, передача движения

1

-

1

23

Знакомство с техникой стеклографии

1

1

-

24

Стеклография «Зимний пейзаж»

1

-

1

25

«Золотая хохлома»

2

1

1

26

Перспектива в рисунке, геометрические тела

1

-

1

27

Перспектива в рисунке, тела вращения

1

-

1

28

Композиция «Праздник в моей семье», А3

1

0,5

0,5

29

«Праздник в моей семье», окончание работы

1

-

1

30

Иллюстрация к сказкам Г.Х. Андерсена

1

-

1

31

Композиция «Космические дали»

1

-

1

32

ДПИ. Раскрашивание пасхального яйца

1

-

1

33

Композиция «Этот день Победы»

1

0,5

0,5

34

Окончание композиции «Этот день Победы»

1

-

1

35

Композиция «Мы рисуем музыку»

1

-

1

Всего:

36ч

6

30

Учебно-тематический план 2 года обучения

Тема

Всего

Теория

Практика

1.

Рисование природы

11

1

10

2.

Декоративное искусство

14

3

11

3.

Мир вокруг нас. Рисование на темы.

11

2

9

Итого:

36ч

30ч

Поурочное  планирование второго года обучения

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Зарисовка овощей, фруктов, листьев мягкими материалами

1

-

1

2

Изучение цвета в природе «Воспоминание о лете»

1

-

1

3

Цветоведение. Контрасты. «Пустыня», «Север».

1

0,5

0,5

4

Упражнения по наглядной перспективе

1

0,5

0,5

5

Перспектива в рисунке «Город строится»

1

-

1

6

Элементы орнамента растительного мира

1

-

1

7

Городецкая роспись. Эскиз разделочной доски

1

0,5

0,5

8

Роспись разделочной доски.

1

-

1

9

Передача воздушной перспективы тоном. Пейзаж.

1

-

1

10

Техника граттажа. Подготовка листа. Эскизы.

1

1

-

11

«У лукоморья дуб…», иллюстрация в технике гроттажа.

1

-

1

12

Бумагопластика. «Декоративная решетка», создание элементов.

1

-

1

13

«Декоративная решетка», окончание работы.

1

-

1

14

Техника акварели «по-сырому». Фон для композиции.

1

0,5

0,5

15

Композиция «Зимняя сказка в лесу», холодные цвета.

1

-

1

16

Оригами. Новогодний фонарик.

1

-

1

17

Закон равновесия, эскизы ткани.

1

0,5

0,5

18

Роспись ткани по эскизу.

1

-

1

19

«Сказочный иней», восковой мелок, акварель.

1

-

1

20

Дымковская барыня. Лепка.

1

-

1

21

Ритм. Линейный орнамент.

1

0,5

0,5

22

«Зрительный центр». Аппликация.

1

0,5

0,5

23

Композиция «Моя улица, мой дом»

1

-

1

24

Флористика. Панно из природного материала.

1

-

1

25

Синяя гжель.

1

1

-

26

Изображение животных различными материалами «Мой любимый зверь»

1

-

1

27

Герои сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка»

1

-

1

28

Техника «набрызг», «Космос»

1

0,5

0,5

29

Композиция «На другой планете»

1

-

1

30

Оригами, гофрирование «Чудо-птица»

1

-

1

31

Раскрашивание пасхального яйца.

1

-

1

32

Композиция «Этот день Победы»

1

-

1

33

Живописная композиция «Весна идет»

1

-

1

34

Животные Красной книги

1

-

1

35

Композиция «Любимый Нижний»

2

0,5

1,5

Всего:

36ч

30ч


Содержание

  • Прощаемся с летом. Импровизация на темы летних впечатлений. В самом начале выполнения заданий ребята делятся своими впечатлениями о проведенном лете. Во время их рассказов руководитель заостряет внимание на красочных картинах летних пейзажей. После выполнения задания организуется выставка работ и их коллективное обсуждение.

  • Фигуры в нашем мире. Ознакомление с гуашевыми красками, правилами работы с гуашью. Разъясняется различие приемов работы гуашью и акварелью. Выполняется красочное упражнение: рисование окружающих нас предметов в виде геометрических фигур.

  • Три основных цвета. Холодные и теплые цвета.  Знакомство с красками и их тайнами. Для формирования умения работать красками выполняется упражнение “Волшебные краски”: смешиваются основные краски (желтая, синяя, красная) для получения составных цветов.

  • Техники и приемы. Знакомство с различными техниками и приемами в графике и живописи – стеклография, граттаж, рисование «по-сырому», сухая кисть. Умение применять данные техники для достижения желаемого эффекта.

  • Дары осеннего сада и огорода. Выполнение с натуры фруктов и овощей. Проводится анализ формы, пропорций, цветовой окраски фруктов, овощей.

  • В гостях у елки. Сюжетами рисунков могут быть: празднично наряженная елка, хоровод вокруг нее и т.п. Особую выразительность дает цветная бумага и использование цветных восковых мелков.

  • Художественный труд. Исполнение изделий своими руками, знакомство с различными видами декоративного искусства – бумагопластикой, оригами, аппликацией,  элементами батика, лепкой.

  • Городецкие узоры. Рисование кистью элементов городецкого растительного узора. Ознакомление с городецкими элементами, беседа о красоте.

  • Хохломские узоры. Исполнение простейших приемов росписи в изображении декоративной травки и ягод (выполнение узоров в полосе или круге).

  • Гжельские узоры – рисование кистью декоративных цветов, украшающих современную гжельскую керамику. Ознакомление с росписью мастеров из Гжели и беседа о ее красоте.

  • Большое внимание уделяется рисованию на темы. Во время таких занятий совершенствуются умения выполнять рисунки композиций на темы окружающей жизни по памяти и по представлению. Иллюстрация как произведение художника. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям.


Методическое обеспечение

   Предлагаемая программа построена так, чтобы дать ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую студийную деятельность под руководством педагога-художника.

Для успешного освоения данной программы преподавателю необходима значительная подготовка в плане обеспечения занятий соответствующими материалами – карандаш, ластик, Бумага, цветные фломастеры, картон, акварель, гуашь, кисти, вата, стекло и др. Необходимо, чтобы каждый ребенок был обеспечен на занятии всем необходимым, так как любые организационные неувязки действуют на детей расхолаживающе и они теряют необходимый для работы настрой.

Кроме общепринятых форм организации занятий, таких, как беседа, рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на заданную тему, необходимо использовать и нестандартные формы организации учебной работы: занятие – осмысление, серия занятий, связанных одной темой, занятие – путешествие в мир сказки во времени, в пространстве.

        Подведение итогов по результатам освоения материала может быть в форме коллективного обсуждения во время проведения блиц-выствки, когда работы детей развешиваются на стенах или раскладываются на полу. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных художественных решений. В конце года готовиться большая выставка творческих работ, в которой участвуют все студийцы.


Литература

  • Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. – М., 1961.
  • Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М., 1977.
  • Конева Л.С. Пейзаж. Натюрморт. – Мн.: Современный литератор, 2002.
  • Полунина В.Н. Солнечный круг/ В.Н. Полунина. – М., 2003.
  • Трофимова М. В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство.- Ярославль: Академия развития, 2001.
  • Юсов Б.П. Виды искусств и их взаимодействие. – М., 2001.
  • Юсов Б.П. Вопросы художественного развития школьников в процессе изобразительной деятельности/ под редакцией Б.Лихачева, Г.Зальмона. – М., 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа кружка изобразительного искусства "Арт-мастерская"

Рабочая программа кружка изобразительного искусства для учащихся средней школы 5-7 классы...