Воспитательское занятие "О прозвищах и кличках", 1-4 классы
план-конспект на тему

Поустьян Нина Сергеевна

Занятие "О прозвищах и кличках"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_o_prozvishchah_i_klichkah.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «О кличках и прозвищах»

Цель: формирование представлений у учащихся о добром отношении к людям.

Задачи:

  1. Учить детей правильно понимать имена и фамилии других людей;
  2. Развивать память, мышление, речь;
  3. Воспитывать уважительное отношение к именам и фамилиях других людей.

Оборудование: ноутбук, компьютерая презентация «Если тебя обзывают», листы для опроса, шариковые ручки, памятка, карточки со значениями имён, иллюстрации животных для физминутки, мультфильм «Рыжий конопатый», аудиозапись песни «Улыбка».

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Игра «Приветствие». Дети и учитель встают в круг, называют имена  и прикасаются ладошками, смотрят в глаза: «Учитель:  Доброе утро, … (имена детей)!

Дети: Доброе утро,  Ольга Викторовна!

Учитель: Доброе утро, солнышко. (Все поднимают руки вверх, затем опускают)

Учитель: Доброе утро, всем нам». (Все разводят руки в стороны, затем опускают)

- Всем спасибо, сядьте на свои места.

Учитель: Приятно ли вам было слышать такое обращение к себе?

- Какие чувства вы испытали? В народе говорят, что самый сладкий звук для человека - звучание его имени. Сегодня наше занятие называется «О кличках и прозвищах».

  1. Основной этап.

Беседа «Если тебя обзывают». Компьютерная презентация.

Слайд 2 - Ребята, что такое прозвище?

- Ребята, подумайте, почему мы сегодня говорим на тему прозвищ и кличек? (Ответы детей) Вы обзываетесь друг на друга? Вас кто-то называет по прозвищу?

3-7 слайды - Опросник. Сейчас мы проведём опрос, то есть я буду зачитывать вопросы, а вы записывать ответы на свои листочки.

  1. Приятно ли, когда вас называют по имени? «Да», «Нет».
  2. Есть ли у вас прозвище? «Да», «Нет».
  3. Нравится ли оно вам? «Да», «Нет».
  4. Как вы реагируете на прозвища? «Тоже обзываю и дерусь», «Не обращаю внимания», «Обижаюсь».
  5. Называешь ли ты своих друзей по прозвищу? «Никогда не употребляю, для этого есть имя», «Употребляю, если человек не против», «Употребляю, даже если это не нравится человеку».
  6. Нужны ли прозвища? «Да, нужны», «Прозвища не нужны».

Слайд 8  - Фото с обиженными детьми. Мы знаем, что из-за прозвищ в нашем классе бывают и слёзы, и постоянные разборки, ребята на обидчиков бросаются с кулаками, но результат, как правило, нулевой. Дети как называли друг друга прозвищами, так и продолжают придумывать всё новые обзывания. Ребята, как вы чувствуете себя, когда вас называют обидными словами? (Ответы детей) Становится грустно, появляется плохое настроение, злость.

- А кто пробовал дать отпор? Как это трудно? (Ответы детей) Дать сдачи тем, кто тебя обзывает, трудно. Что же делать? Никакие уговоры не помогают. Но мы всё-таки попробуем! Я предлагаю вам составить памятку, которая поможет избавиться от прозвищ и успокоит тех, кто дразнится.

Физминутка «Будем прыгать и скакать!»

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте) 

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо) 

Раз, два, три, наклонился левый бок.

Раз, два, три, а сейчас поднимем ручки (Руки вверх) 

И дотянемся до тучки, сядем на дорожку, (Присели на пол) 

Разомнем мы ножки: согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене) 

Раз, два, три! Согнем левую ножку,

Раз, два, три, ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх) 

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой) 

И все дружно вместе встали. (Встали)

Слайды 9-11 Составление памятки.

- Ребята, мы составим памятку о том, как относиться к обзываниям и прозвищам, но сначала я задам вопрос: «Что вы чувствуете, когда вас называют по имени?». (Ответы детей)

- А что лучше звучит: имя или прозвище? (Ответы детей)

- Послушайте, как звучат наши имена. Я буду произносить ваши имена по 3 раза, но в разных интонациях: с гордостью, с насмешкой, с восторгом. (Педагог произносит в разных интонациях имена детей) Какое звучание вам больше понравилось? (Ответы детей)

- Люди всегда берегли своё имя и делали так, чтобы оно жило как можно дольше, прославляли себя и своё имя делами.

Слайд 9 - У нас в классе 10 имён, потому что 10 детей в классе: 1- Рома, 1 - Алексей, 1- Анна, 1- Егор, 1 – Максим, 1 – Диана, 1 – Коля, 1 – Толя, 1 – Кристина, 1 – Руслан.

Слайд 10 - Рассказ «Значение имён». - Ребята, кто-нибудь знает, что означают ваши имена? (Ответы детей) Алексей – защитник, Анна - благодать Божия, Егор – земледелец, Максим – величайший, Рома – римлянин, Диана – бог, Коля – побеждающий народ, Толя – восходящее солнце, Кристина – совершающая крещение, Руслан – лев. (Каждому ученику выдаётся карточка со значением его имени)

- Ребята, вы узнали значение своего имени. Какие чувства у вас сейчас? (Ответы детей)

- Как вы хотите, чтобы к вам обращались? (Ответы детей)

Памятка. - Каким же будет первое правило нашей памятки? (Ответы детей)

Слайд 11 - 1) Называй человека по имени, и он будет обращаться к тебе так же; 2) На клички и прозвища не обращай внимания; 3) Учись понимать шутки. Умей шутить. Иногда полезно посмеяться над собой!

Физминутка. Детям предлагается изобразить зверей – медведь, тигр, волк, заяц, собака, кошка, корова. Педагог детям раздаёт карточки с картинками животных, которых они изображают.

-Ну что же делать, мы все на кого-то похожи! У древних людей зверь мог быть покровителем рода, отсюда могли появиться и фамилии: Медведев, Волков, Орлов и др.

- Воспитанный человек не искажает чужое имя и фамилию. Смеяться над чьим-то именем, шутить над ним может только глупый человек. Но ещё хуже тот человек, который издевается над внешностью других людей и дразнит их обидными словами.

Мультфильм «Рыжий, конопатый».

- Что главное в человеке: его внешность или душевные качества? (Ответы детей) Главное, чтобы у человека было доброе сердце, чтобы он был честным и трудолюбивым, а внешность можно изменить. Я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Рыжий, конопатый».

- Ребята, почему мальчика дразнили «Рыжий конопатый»? (Ответы детей)

- А он виноват, что родился рыжим и конопатым? (Ответы детей)

- Значит, что нельзя делать? (Ответы детей)

Слайд 12. Полезные советы «Как реагировать на кличку».

Слайд 13. Послушайте про неправильные решения, которыми нельзя пользоваться.

  1. Злиться, кричать и плакать;
  2. Драться с обидчиком;
  3. Пытаться перейти в другую школу, класс.

Аудиозапись песни «Улыбка». Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, ведь дружба начинается с улыбки.

  1. Заключительный этап. Рефлексия.

- Почему нельзя обзывать других людей? (Ответы детей)

- Какое настроение у вас в конце занятия?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Так ли безобидны прозвища и клички?

Внеклассное занятие с учащимися 6 класса. Материал можно использовать для подготовки классного часа....

Воспитательская рабочая программа для слабослышащих детей 5 класса.

Данная программа разработана на основе: • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение,...

Воспитательский час "Делать добро спеши" в 6 классе школы 8 вида

Цель: Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мн...

Воспитательское занятие "Беседа о профессии "Повар", 6 класс

Занятие "Беседа о профессии "Повар" для ГПД 6 класса коррекционной школы....

Воспитательское занятие "Моральная и юридическая ответственность", 6 класс

Занятие "Моральная и юридическая ответственность"....

Элективный курс "Ключи к тайнам Клио" (10-11 класс)

Элективный курс «Ключи к тайнам Клио» ориентирован на развитие профильной подготовки в 10-11 классах средней школы и подготовке к ЕГЭ по истории. Курс разработан на основе программы:  Ключи к тай...

Разработка урока по истории Древнего мира на тему «Туристическое агентство «Клио»» для 5 класса. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ ПО ФГОС

Разработка урока может использоваться в 5 классе при повторении разделов «Древний Египет» и «Древняя Греция».Ход урока сопровождается презентацией.Используется технология проек...