Воспитательское занятие "О прозвищах и кличках", 1-4 классы
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
Занятие «О кличках и прозвищах»
Цель: формирование представлений у учащихся о добром отношении к людям.
Задачи:
- Учить детей правильно понимать имена и фамилии других людей;
- Развивать память, мышление, речь;
- Воспитывать уважительное отношение к именам и фамилиях других людей.
Оборудование: ноутбук, компьютерая презентация «Если тебя обзывают», листы для опроса, шариковые ручки, памятка, карточки со значениями имён, иллюстрации животных для физминутки, мультфильм «Рыжий конопатый», аудиозапись песни «Улыбка».
Ход занятия.
- Организационный момент.
Игра «Приветствие». Дети и учитель встают в круг, называют имена и прикасаются ладошками, смотрят в глаза: «Учитель: Доброе утро, … (имена детей)!
Дети: Доброе утро, Ольга Викторовна!
Учитель: Доброе утро, солнышко. (Все поднимают руки вверх, затем опускают)
Учитель: Доброе утро, всем нам». (Все разводят руки в стороны, затем опускают)
- Всем спасибо, сядьте на свои места.
Учитель: Приятно ли вам было слышать такое обращение к себе?
- Какие чувства вы испытали? В народе говорят, что самый сладкий звук для человека - звучание его имени. Сегодня наше занятие называется «О кличках и прозвищах».
- Основной этап.
Беседа «Если тебя обзывают». Компьютерная презентация.
Слайд 2 - Ребята, что такое прозвище?
- Ребята, подумайте, почему мы сегодня говорим на тему прозвищ и кличек? (Ответы детей) Вы обзываетесь друг на друга? Вас кто-то называет по прозвищу?
3-7 слайды - Опросник. Сейчас мы проведём опрос, то есть я буду зачитывать вопросы, а вы записывать ответы на свои листочки.
- Приятно ли, когда вас называют по имени? «Да», «Нет».
- Есть ли у вас прозвище? «Да», «Нет».
- Нравится ли оно вам? «Да», «Нет».
- Как вы реагируете на прозвища? «Тоже обзываю и дерусь», «Не обращаю внимания», «Обижаюсь».
- Называешь ли ты своих друзей по прозвищу? «Никогда не употребляю, для этого есть имя», «Употребляю, если человек не против», «Употребляю, даже если это не нравится человеку».
- Нужны ли прозвища? «Да, нужны», «Прозвища не нужны».
Слайд 8 - Фото с обиженными детьми. Мы знаем, что из-за прозвищ в нашем классе бывают и слёзы, и постоянные разборки, ребята на обидчиков бросаются с кулаками, но результат, как правило, нулевой. Дети как называли друг друга прозвищами, так и продолжают придумывать всё новые обзывания. Ребята, как вы чувствуете себя, когда вас называют обидными словами? (Ответы детей) Становится грустно, появляется плохое настроение, злость.
- А кто пробовал дать отпор? Как это трудно? (Ответы детей) Дать сдачи тем, кто тебя обзывает, трудно. Что же делать? Никакие уговоры не помогают. Но мы всё-таки попробуем! Я предлагаю вам составить памятку, которая поможет избавиться от прозвищ и успокоит тех, кто дразнится.
Физминутка «Будем прыгать и скакать!»
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо)
Раз, два, три, наклонился левый бок.
Раз, два, три, а сейчас поднимем ручки (Руки вверх)
И дотянемся до тучки, сядем на дорожку, (Присели на пол)
Разомнем мы ножки: согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене)
Раз, два, три! Согнем левую ножку,
Раз, два, три, ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой)
И все дружно вместе встали. (Встали)
Слайды 9-11 – Составление памятки.
- Ребята, мы составим памятку о том, как относиться к обзываниям и прозвищам, но сначала я задам вопрос: «Что вы чувствуете, когда вас называют по имени?». (Ответы детей)
- А что лучше звучит: имя или прозвище? (Ответы детей)
- Послушайте, как звучат наши имена. Я буду произносить ваши имена по 3 раза, но в разных интонациях: с гордостью, с насмешкой, с восторгом. (Педагог произносит в разных интонациях имена детей) Какое звучание вам больше понравилось? (Ответы детей)
- Люди всегда берегли своё имя и делали так, чтобы оно жило как можно дольше, прославляли себя и своё имя делами.
Слайд 9 - У нас в классе 10 имён, потому что 10 детей в классе: 1- Рома, 1 - Алексей, 1- Анна, 1- Егор, 1 – Максим, 1 – Диана, 1 – Коля, 1 – Толя, 1 – Кристина, 1 – Руслан.
Слайд 10 - Рассказ «Значение имён». - Ребята, кто-нибудь знает, что означают ваши имена? (Ответы детей) Алексей – защитник, Анна - благодать Божия, Егор – земледелец, Максим – величайший, Рома – римлянин, Диана – бог, Коля – побеждающий народ, Толя – восходящее солнце, Кристина – совершающая крещение, Руслан – лев. (Каждому ученику выдаётся карточка со значением его имени)
- Ребята, вы узнали значение своего имени. Какие чувства у вас сейчас? (Ответы детей)
- Как вы хотите, чтобы к вам обращались? (Ответы детей)
Памятка. - Каким же будет первое правило нашей памятки? (Ответы детей)
Слайд 11 - 1) Называй человека по имени, и он будет обращаться к тебе так же; 2) На клички и прозвища не обращай внимания; 3) Учись понимать шутки. Умей шутить. Иногда полезно посмеяться над собой!
Физминутка. Детям предлагается изобразить зверей – медведь, тигр, волк, заяц, собака, кошка, корова. Педагог детям раздаёт карточки с картинками животных, которых они изображают.
-Ну что же делать, мы все на кого-то похожи! У древних людей зверь мог быть покровителем рода, отсюда могли появиться и фамилии: Медведев, Волков, Орлов и др.
- Воспитанный человек не искажает чужое имя и фамилию. Смеяться над чьим-то именем, шутить над ним может только глупый человек. Но ещё хуже тот человек, который издевается над внешностью других людей и дразнит их обидными словами.
Мультфильм «Рыжий, конопатый».
- Что главное в человеке: его внешность или душевные качества? (Ответы детей) Главное, чтобы у человека было доброе сердце, чтобы он был честным и трудолюбивым, а внешность можно изменить. Я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Рыжий, конопатый».
- Ребята, почему мальчика дразнили «Рыжий конопатый»? (Ответы детей)
- А он виноват, что родился рыжим и конопатым? (Ответы детей)
- Значит, что нельзя делать? (Ответы детей)
Слайд 12. Полезные советы «Как реагировать на кличку».
Слайд 13. Послушайте про неправильные решения, которыми нельзя пользоваться.
- Злиться, кричать и плакать;
- Драться с обидчиком;
- Пытаться перейти в другую школу, класс.
Аудиозапись песни «Улыбка». Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, ведь дружба начинается с улыбки.
- Заключительный этап. Рефлексия.
- Почему нельзя обзывать других людей? (Ответы детей)
- Какое настроение у вас в конце занятия?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Так ли безобидны прозвища и клички?
Внеклассное занятие с учащимися 6 класса. Материал можно использовать для подготовки классного часа....
Воспитательская рабочая программа для слабослышащих детей 5 класса.
Данная программа разработана на основе: • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение,...
Воспитательский час "Делать добро спеши" в 6 классе школы 8 вида
Цель: Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мн...
Воспитательское занятие "Беседа о профессии "Повар", 6 класс
Занятие "Беседа о профессии "Повар" для ГПД 6 класса коррекционной школы....
Воспитательское занятие "Моральная и юридическая ответственность", 6 класс
Занятие "Моральная и юридическая ответственность"....
Элективный курс "Ключи к тайнам Клио" (10-11 класс)
Элективный курс «Ключи к тайнам Клио» ориентирован на развитие профильной подготовки в 10-11 классах средней школы и подготовке к ЕГЭ по истории. Курс разработан на основе программы: Ключи к тай...
Разработка урока по истории Древнего мира на тему «Туристическое агентство «Клио»» для 5 класса. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ ПО ФГОС
Разработка урока может использоваться в 5 классе при повторении разделов «Древний Египет» и «Древняя Греция».Ход урока сопровождается презентацией.Используется технология проек...