Элективный курс "Ключи к тайнам Клио" (10-11 класс)
рабочая программа по истории (10 класс) на тему
Элективный курс «Ключи к тайнам Клио» ориентирован на развитие профильной подготовки в 10-11 классах средней школы и подготовке к ЕГЭ по истории. Курс разработан на основе программы: Ключи к тайнам Клио // Дорожкина Н.И. Элективные курсы по истории: 8-11 классы. –М.: ВАКО, 2010. – 224 с. (Мастерская историка).
В основе курса лежит знакомство учащихся с вспомогательными историческими дисциплинами (ВИД). Каждая из ВИД имеет свои приемы и объект исследования, но предназначение у них одно: помогать в изучении исторических источников как главной единицы науки «История». Кроме того, все дисциплины, входящие в группу ВИД, тесно взаимосвязаны, а значит, дают обширный материал для выводов в области социально-экономической, политической и культурной деятельности человечества.
В предлагаемый курс включены наиболее интересные и доступные пониманию учащихся дисциплины, позволяющие им самостоятельно проводить исторические исследования и осваивать предмет «История». В процессе изучения школьники знакомятся с археологией, палеографией, хронологией, нумизматикой и геральдикой.
Направленность курса – ознакомительно-развивающая, он ориентирован на удовлетворение любознательности учащихся, расширение их кругозора. Данный курс рассматривает ВИД с нескольких позиций: во-первых, как часть исторической науки, во-вторых, как вспомогательный элемент для изучения исторического прошлого, в-третьих, как способ ориентации учащихся на профессиональную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективный курс | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 51»
(МБОУ «СОШ № 51»)
Рассмотрено на заседании ШМО естественно-научного направления Протокол № __ от _________ 2016 г. ______________/С.В. Максимчук/ Согласовано на заседании Методического совета МБОУ «СОШ № 51» Протокол № __ от _________ 2016 г. ______________/Л.В. Михайлова/ Принято на заседании педагогического совета МБОУ «СОШ № 51» Протокол № __ от _________ 2016 г. Утверждено: Директор МБОУ «СОШ № 51» ______________/А.В. Яковлев/ Протокол № __ от _________ 2016 г. . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
Ключи к тайнам Клио
название
10А класс, количество часов 34
составитель: Л.В. Михайлова
Ижевск,
2016/2017 учебный год
Пояснительная записка
Образовательная область, актуальность курса. Элективный курс «Ключи к тайнам Клио» ориентирован на развитие профильной подготовки в 10-11 классах средней школы и подготовке к ЕГЭ по истории. Курс разработан на основе программы:
- Ключи к тайнам Клио // Дорожкина Н.И. Элективные курсы по истории: 8-11 классы. –М.: ВАКО, 2010. – 224 с. (Мастерская историка).
В основе курса лежит знакомство учащихся с вспомогательными историческими дисциплинами (ВИД). Каждая из ВИД имеет свои приемы и объект исследования, но предназначение у них одно: помогать в изучении исторических источников как главной единицы науки «История». Кроме того, все дисциплины, входящие в группу ВИД, тесно взаимосвязаны, а значит, дают обширный материал для выводов в области социально-экономической, политической и культурной деятельности человечества.
В предлагаемый курс включены наиболее интересные и доступные пониманию учащихся дисциплины, позволяющие им самостоятельно проводить исторические исследования и осваивать предмет «История». В процессе изучения школьники знакомятся с археологией, палеографией, хронологией, нумизматикой и геральдикой.
Направленность курса – ознакомительно-развивающая, он ориентирован на удовлетворение любознательности учащихся, расширение их кругозора. Данный курс рассматривает ВИД с нескольких позиций: во-первых, как часть исторической науки, во-вторых, как вспомогательный элемент для изучения исторического прошлого, в-третьих, как способ ориентации учащихся на профессиональную деятельность.
Курс рассчитан на 34 часа (1 ч. в неделю).
Цель курса – познакомить учащихся с основными методами исторического исследования и многообразием вспомогательных исторических дисциплин, дать представление об историческом источнике, показать роль исторических источников в познании прошлого.
Задачи курса:
- обучить обучающихся базовым принципам работы с историческими источниками;
- научить их на основе исторических источников осмысливать исторические процессы, события и явления;
- развить критическое, самостоятельное мышление учащихся при анализе исторических источников;
- развить творческое мышление учащихся, повысить их познавательный уровень, интерес к культурному и научному наследию прошлого, его сохранению и приумножению;
- подготовить учеников к получению в дальнейшем профессионального образования в рамках социально-гуманитарного профиля;
- продолжить воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, уважения к родной стране, ее истории.
Содержание курса (10-11 класс)
Исторические источники как средство познания исторического прошлого.
Роль истории в жизни людей. Исторический источник. Классификация источников. Исторический факт.
Критика и интерпретация исторического источника.
Поиск и выявление источников. Основные методы и принципы научной критики. Внешняя и внутренняя критика источника.
Многообразие вспомогательных исторических дисциплин.
Вспомогательные исторические источники. Объекты исследования. Особенности приемов исследования. Роль и место ВИД в исторической науке.
Историческая хронология и система счисления времени.
Хронология. Единицы счета времени. Типы календарей. Юлианский и григорианский календарь. Эры и их виды. Русская система счета времени.
Кладовая земли раскрывает свои тайны.
Археология – «наука лопаты». Археологический памятник. Методы работы археологов. Культурный слой. История великих археологических открытий.
В мире древних и старинных рукописей.
Что изучает палеография. Этапы развития письменности. Происхождение русской письменности. Графика письма Древней Руси и России. Материал и орудия письма. Украшение рукописей.
Монеты рассказывают.
Нумизматика. Язык монет. Происхождение монет и денежных знаков. Возникновение и развитие русской денежной системы.
С гербом, где вписан знатный род.
Геральдика. Происхождение гербов. Теоретическая геральдика. Государственные и городские гербы. Фамильные гербы.
Нелегкой тропой исторического исследования.
История. Великие историки прошлого.
Стражи прошлого: архив, библиотека, музей – их значение для исторического познания.
Архив. Библиотека. Музей. Несколько слов о музейной педагогике.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучении курса учащиеся должны уметь/знать:
- владеть терминами по теме курса;
- уметь самостоятельно проводить поиск информации;
- владеть навыками работы с научно-популярной и справочной литературой по тематике курса;
- уметь анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах;
- уметь формулировать собственное мнение в ходе выступлений на семинарах в рамках курса.
Основные формы занятий: лекция, семинар, экскурсия.
Ожидаемые результаты
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- подготовки и сдачи ЕГЭ по истории;
- удовлетворения любознательности учащихся, расширение их кругозора;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной, политической, экономической и культурной информации;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Формы подведения итогов: тестовые задания, творческий отчет, обобщающий семинар.
Тематическое планирование
№ | Темы | Количество часов |
1-2. | Исторический источник. Классификация источников | 2 |
3. | Поиск и выявление источников | 1 |
4. | Основные методы и принципы научной критики | 1 |
5. | Вспомогательные исторические дисциплины | 1 |
6. | Объекты и предметы исследования | 1 |
7. | Особенности приёмов исследования | 1 |
8. | Хронология. Единицы счёта времени | 1 |
9. | Типы календарей | 1 |
10. | Эры и их виды | 1 |
11. | Кладовая земли раскрывает свои тайны | 1 |
12. | Культурный слой. Методы работы археологов | 1 |
13. | История великих археологических открытий | 1 |
14. | Памятники археологии на территории Удмуртии | 1 |
15. | В мире древних и старинных рукописей | 1 |
16. | Происхождение русской письменности | 1 |
17. | Материал и орудия письма | 1 |
18. | Монеты рассказывают | 1 |
19. | Происхождение монет и денежных знаков | 1 |
20. | «С гербом, где вписан знатный род» | 1 |
21. | Теоретическая геральдика | 1 |
22. | Государственные и фамильные гербы | 1 |
23. | Городские гербы. Гербы цехов в Средние века | 1 |
24. | Нелегкой тропой исторического исследования | 1 |
25. | Великие историки прошлого: М.В. Ломоносов, В.Г. Татищев | 1 |
26. | Историки XIX в.: Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский | 1 |
27. | Стражи прошлого: архивы | 1 |
28. | Стражи прошлого: библиотеки | 1 |
29. | Крупнейшие библиотеки в истории | 1 |
30. | Музеи и их значение для исторического познания | 1 |
31. | Виды музеев | 1 |
32. | Экскурсионная работа | 1 |
33. | Творческий отчет о посещении музея | 1 |
34. | Обобщающий семинар | 1 |
Методическое обеспечение программы элективного курса
- Блок М. Апология истории, или ремесло историка. М., 1986.
- Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины.
- Якеменко Б.Г. История Отечества. Часть 1. М., 2003.
- Бородин О.Р. Человек и время. М., 1991.
- Захарова С. Маленькие открытия истории // История., 2003. № 37.
- История России: Энциклопедия для детей. Т.5. М., 1995.
- Каменцева Е.И. Хронология. М., 1967.
- Россельс Н. Рождение календаря // Древний Восток. История, 2005. № 4.
- Селешников С.И. История календаря и хронологии. М., 1977.
- Эфросман А.М. История календаря и хронология. К вопросу о происхождении нашего летоисчисления. М., 1984.
- Авдусин Д.А. Археология. М., 1977.
- Криш Э.Г. Сокровища Трои и их история. М., 1996.
- Юшко А.А. Археология на уроках истории. Библиотечка «Первого сентября». История. 2009. № 25.
- Юшко А.А. Судьба моя – археология // История. 2007. № 19.
- СD. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2003.
- Глухов А.Г. Судьбы древних библиотек. М., 1992.
- Повесть временных лет. СПб., 1997.
- Сказание о начале славянской письменности. М., 1981.
- Россельс Н. Иероглифы, рисунки, клинопись… // Древний Восток. Библиотечка «Первого сентября». История. 2005. №4.
- Черепнин Л.В. Русская палеография. М., 1956.
- Школа и педагогика в культуре Древней Руси. Историческая хрестоматия. М., 1992.
- Юшко А.А. Археология на уроках истории. Библиотечка «Первого сентября». История. 2009. №25.
- Янин В.Л. Я послал тебе бересту… М., 1975.
- Векслер А., Мельникова А. Московские клады. М., 1974.
- Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. М., 1994.
- Преображенский А.А. История раскрывает тайны. М., 1991.
- Ракитина Н. «Денежку наживай, да честь не продавай!» // История. 2007. № 12.
- Спасский И.Г. Русская монетная система. Л., 1970.
- Рябцевич В.Н. О чем рассказывают монеты. Минск, 1977.
- Федоров-Давыдов Г.А. Монеты – свидетели прошлого. М., 1985.
- Янин В.Л. Денежно-весовые системы русского средневековья. М., 1956.
- Всемирная история: Энциклопедия для детей. Т.1. М., 1995.
- Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи. 1649-1917 /Сост. А.В. Кудрин. М., 2000.
- Гербы дворянских родов. М., 1991.
- История России: Энциклопедия для детей. Т.5. М., 1995.
- Каменцева Е.И., Устюгов Н.А. Русская сфрагистика и геральдика. М., 1974.
- Кузнецов А.В. В середине – всадник, поражающий зло // История, 2007. № 19.
- Похлебкин В.В. Международная символика и эмблематика. М., 1989.
- Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символика России. М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Ключи к тайнам Клио" разработанный учителем истории и обществознания Костиной Н.Г
Курс «Ключи к тайнам Клио» является курсом по выбору (вариативным) не дублирующим содержание базовых курсов истории России и всеобщей истории и имеющим свое особое назначение....
«Ключи к тайнам Клио»
Рабочая программа дополнительных занятий с одарёнными учащимися разработана на основе программы элективного курса «Ключи к тайнам Клио» Н.И. Дорожкиной (Элективные курсы по истории: 8-11 классы. – М.:...
Программа элективного курса "Ключи к тайнам КЛИО"
Программа элективного курса "Ключи к тайнам КЛИО" составлена для 10-11 класса общеобразовательной школы. Дает учащимся полное представление о вспомогательных исторических дисциплинах....
Разработка занятия элективного курса "Тайны судебной медицины" (9 класс)
Разработка занятия "Тайны судебной медицины" для элективного курса "Биология и мир современных профессий"...
Программа элективного курса по русскому языку. 6-7 класс. "Тайны и сокровища русского языка"
Курс связан со многими разделами русского языка (лексикой, морфологией, морфемикой, фразеологией, орфографией), но предполагается новый для детей подход к изучаемым на уроках темам: обращение к ...
Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»
Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...
Рабочая программа по курсу «Ключи к тайнам Клио».
Рабочая программа по курсу «Ключи к тайнам Клио»....