Педагогическое кредо воспитателя, применяющего в своей практике системно-деятельностный подход.
статья на тему

Алексеева Галина Александровна

Педагогическое кредо воспитателя, применяющего в своей практике системно-деятельностный подход.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическое кредо воспитателя, применяющего в своей практике системно-деятельностный подход.

«Настоящий архитектор показывает своему ученику не готовое здание, на которое положены тысячелетия труда, он ведёт его к зарабатыванию строительного материала, возводит здание  с ним вместе, учит его строительству». ( А. Дистервег)

Хочется согласиться с великим учёным, потому что, работая воспитателем в коррекционной школе,  все больше понимаешь важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке детей к самообразованию, самоконтролю, формированию умения планировать, анализировать, делать обобщения.  Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение   системой знаний, составляющих основу наук. Необходимыми становятся не сами знания, а знание того, как и где их применять. Но ещё важнее – знание того, как добывать информацию, интерпретировать её или создавать новую. Поэтому и появилась потребность применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя – системно-деятельностный подход в образовании. В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта. 

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф.Ломов), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов) много общего. Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Сегодня наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения», разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон. Деятельность - это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат. Задача образовательной деятельности учебных занятий — не дать объем знаний, а научить детей учиться.

 Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Обучающиеся становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача педагога при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать, а в организации исследовательской работы детей, причём она должна быть организована таким образом, чтобы дети сами додумались до решения проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Сущность системного подхода заключается в том, что он является методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система. Целесообразность применения данного подхода в практике воспитания учащихся можно объяснить следующими причинами:

 - личность ребенка как целостная интегральная система должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе, в котором все компоненты (целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-результативный) в максимальной степени взаимосвязаны;

- при использовании системного подхода происходит объединение усилий субъектов воспитания, что способствует повышению эффективности педагогического влияния на развитие учащихся;

 -,созданная воспитательная система позволяет экономить время и силы педагогического коллектива образовательного учреждения, так как она всегда содержит традиционные формы и способы построения деятельности и отношений, которые влияют на личность, как правило, более эффективно, а затрат требуют меньше, потому что действовать традиционным способом легче, чем работать в новом режиме или непривычной обстановке;

-  при построении воспитательной системы специально моделируются и создаются условия для самореализации и самовыражения личности учащегося, учителя, родителя, что, несомненно, способствует их творческому самовыражению и личностному росту, гуманизации деловых и межличностных отношений в школе и за ее пределами;

-  в процессе построения воспитательной системы формируется “лицо” учебного заведения, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов школьного сообщества;

- создание воспитательной системы, включающей в себя освоенную коллективом образовательного учреждения социальную и природную среду, позволяет расширить диапазон воспитательного воздействия на личность.

Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения.

Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка  интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования.

В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, мы педагоги должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.

Системно-деятельностный подход помогает решить важную образовательную задачу современности – развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека.

Все эти качества очень важны в условиях постоянного обновления информации. Интернет, пресса, телевидение оперируют огромным количеством информации. Ребенку важно уметь находить актуальные знания, систематизировать и обрабатывать их. В последствии ребенок – человек с такими качествами востребован в современном обществе и будет способствовать его развитию. Именно поэтому системно-деятельностный подход – основа современного российского образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение современных педагогических технологий, применение системно-деятельностного подхода в практику основной школы с целью формирования ключевых компетенций как условия реализации ФГОС второго поколения.

Цель: показать значимость внедрения современных педагогических технологий и применения системно-деятельностного подхода в практику основной школы с целью формирования ключевых компетенций как условия ...

«Использование элементов системно-деятельностного подход в педагогической практике учителя».

«Использование элементов системно-деятельностного подход в  педагогической практике учителя»....

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Системно-деятельностный подход в хореографии.

Задача педагога заключается в том, чтобы не дать знания обучающемуся, а научить его учиться....

Использование современных педагогических технологий, реализующих идеи системно-деятельностного подхода, в практике работы учителя русского языка и литературы

ВведениеВ настоящее время наука быстро развивается, поэтому знания о привычных вещах стремительно обновляются. Старые профессии становятся невостребованными, и чтобы оставаться конкурентноспособными, ...

Методические приемы для реализации системно-деятельностного подхода, применяемые на уроках физики.

У Конфуция, древнего философа и мыслителя Китая, есть мудрая мысль, которая помогает понять, как лучше всего чему-либо научиться: «Послушайте – вы забудете, посмотрите – вы запомните...

Использование современных педагогических технологий, реализующих идеи системно - деятельностного подхода, в практике работы учителя физики

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся “открывают” их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятель...