Методические приемы для реализации системно-деятельностного подхода, применяемые на уроках физики.
методическая разработка

Шашанова Татьяна Васильевна

У Конфуция, древнего философа и мыслителя Китая, есть мудрая мысль, которая помогает понять, как лучше всего чему-либо научиться: «Послушайте – вы забудете, посмотрите – вы запомните, сделайте – и вы поймёте».

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Методические приемы для реализации системно-деятельностного подхода, применяемые на уроках физики»

Тот знает достаточно, кто знает, как научиться.
Г. Адамс 

Вопрос чему учить и как учить – вечный. Наверное, однозначно раз и, навсегда, на него ответить невозможно. Невозможно потому, что меняется время, меняется ученик и учитель, меняются ценности и приоритеты, словом, меняется всё.

Последние десятилетия для методики стали особенными: изменились потребности нашего общества, переосмыслены и по-новому определены цели обучения, появились новые учебники, наконец, изменился и сам ученик. Всё это заставляет переосмыслить уже накопленный опыт, найти новые приёмы, методы, технологии обучения.
            Как же научить ученика учиться? Что нужно сделать, чтобы он не добросовестно воспроизводил то, что было пройдено, а мог свои знания применить в жизни? 
           У Конфуция, древнего философа и мыслителя Китая, есть мудрая мысль, которая помогает понять, как лучше всего чему-либо научиться: «Послушайте – вы забудете, посмотрите – вы запомните, сделайте – и вы поймёте».

Значит, на уроке для ученика мы должны создать условия, при которых он действует и учится учиться: добывать знания, перерабатывать их, извлекать из них то, что нужно в конкретной ситуации, осознавать самого себя и свою работу, корректировать свои действия и, наконец, давать самооценку.
Именно системно-деятельностный подход позволяет развить эти умения, так как он является основой стандартов нового поколения.


      Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Вычленяются проблемы, которые ученик должен научиться решать, и учебный материал группируется вокруг этих проблем. 
На современном уроке из «транслятора» информации учитель превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно, и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную на уроке информацию, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации.

Характерными признаками современного урока становятся следующие:

- учитель продумывает цели урока как результат ученика;
- учитель организует работу по мотивации учащихся;
- ученик сам ставит цель урока как собственную учебную задачу;
- ученик сам проектирует средства достижения поставленных целей;
- ученик сам оценивает результат и корректирует действия

      Включить детей в активный процесс познания позволяют нестандартные формы проведения уроков, такие как: проблемная лекция, дискуссия, семинар, практикум, деловая игра.
     В процессе усвоения знаний самым существенным звеном становится учебная мотивация. 
     Создать у учащегося положительную мотивацию к деятельности на уроке можно за счет:

- позитивного эмоционального фона;
- актуализации опорных знаний;
- постановки проблемы;
- искусственного создания затруднений, которые хочется преодолеть;
- вовлечения учащихся в постановку целей урока через организацию методической цепочки:
Удивление – интерес – мотив – цель - собственная учебная задача.

       Желая помочь ученику, прежде всего, стремлюсь к тому, чтобы возбудить любопытство, пробудить в нем известное желание решить задачу. Некоторое время уделяю пусковому периоду, когда ученик настраивает себя, готовясь к работе. В моем опыте имеются методические приемы, обеспечивающие подготовку учащихся к активному усвоению знаний.

Эти приемы мною объединены в три группы:

  1. Первая группа связана с созданием эмоционального фона для восприятия нового материала. Эмоции влияют на процессы, протекающие в коре головного мозга, и поэтому они всегда связаны с деятельностью человека.

 Необычное начало урока – введение эмоциональных моментов на начальном этапе познавательной деятельности: интересный факт из истории науки, демонстрируется явление, объяснение которого не укладывается в рамки имеющихся у учащихся представлений.

Чтобы заинтересовать учащихся с самого начала урока, подвести их к определению темы урока, на первом уроке физики по изучению электризации тел, показываю серию экспериментов и задаю вопрос: известно ли учащимся такое явление? Где они с ним встречались. После приведения примеров переходим к определению темы урока «Электризация тел».

Или… на уроке «Световые явления. Источники света» читаю стихотворение Б. Пастернака «Свеча горела»:

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

  • Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Учащиеся не сразу отвечают на этот вопрос, потому задаю следующие:

  • Какова главная мысль стихотворения? (Свеча горела)
  • Что происходит благодаря горению свечи? (Мы можем видеть то, что происходит за окном, можем видеть тени на потолке и т.д.)
  • А если бы не было свечи? (Мы бы ничего не увидели)
  • Так о чём же пойдёт речь на уроке? (О свете)

Выясняем, что же такое свет, как он распространяется, что может быть источником света? Как мы видим?

История физики богата примерами, которые доказывают, какую большую роль в творческом процессе ученых играли чувства, вызванные произведениями искусства. Луи де Броль, Нильс Бор утверждали, что искусство приводит ученого к принципиально новому знанию. «Биографы любили умиляться по поводу того, что великие ученые находили время играть на скрипке или писать стихи и музыку. Но искусство не только и не столько хобби в жизни ученого, не только и не столько средство отдыха и приятного времяпрепровождения, сколько совершенно необходимая для самой научной деятельности “гимнастика ума», «тренировка» его способности рождать фантазии, находить новые связи и ассоциации». Как иначе можно объяснить увлечение Джорджа Максвелла поэзией, неиссякаемую тягу С. И. Вавилова к «Фаусту» Гёте, любовь А. Эйнштейна к Моцарту и его знаменитое высказывание: «Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс».

Именно поэтому часто прибегаю к  использованию произведений художественного слова на уроках физики. Прежде всего, это богатый иллюстрированный материал к различным разделам курса физики, опираясь на который ученик создает для себя наглядные образы. Умелое своевременное использование художественного слова пробуждает у учащихся интерес к изучаемому материалу, помогает им осознать и лучше запомнить пройденное. Кроме того, учителю физики предоставляется ещё одна возможность для эстетического воспитания школьников.

Гололед, гололед… лед у дома, у ворот.
Я люблю скользить по льду, хоть куда по льду пойду.
Но едва лишь сделал шаг, на дорожку тут же – шмяк!
Как же в садик мне дойти? Не ползком туда ж ползти?!
Гололед, гололед… По чуть-чуть скольжу вперед. (И. Мельничук)

Это стихотворение можно использовать не только на уроке по теме «Сила трения» в 7 классе, где учащиеся выясняют причины возникновения этой силы, способы уменьшения и увеличения трения, но и также для повторения темы «Агрегатные состояния вещества».

При изучении темы «Дисперсия света» в 11 классе использую стихотворение:

Как неожиданно и ярко,

на влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своём минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла-

Она полнеба отхватила

И в высоте изнемогла.

  • О каком явлении идёт речь?
  • Когда можно наблюдать радугу?
  • Как вы считаете, а как появляется радуга? и т.д.

В процессе обсуждения выясняется, что белый свет – сложный свет, а его разложение в спектр носит название дисперсии света.

Очень интересна учащимся история изучения света, который долгое время был «тёмным пятном» в науке. Потому даю учащимся задание: на протяжении изучения темы «Световые явления» они готовят и представляют одноклассникам сообщения, презентации об учёных, которые внесли свой вклад в развитие оптики. (Исааке Ньютоне, Христиане Гюйгенсе, Томасе Юнге, Огюстене Френеле).

Радуга – очень интересное и красивое явление, вызывающее достаточно положительных эмоций. Эти эмоции учащихся в своё время воплотились в их проектных работах «Откуда берётся радуга?» и «Радуга – всегда ли дуга?».

Очень интересны презентации учащихся по теме «Звук»: « Из истории звука», «Звук и его характеристики», «Влияние звука на организм человека», «Наушники: польза или вред?»

Физика 8 класс «Законы испарения».  Начало изучения организовано следующим образом: учащимся предложила протянуть правую руку ладонью вверх. Затем капнула на ладонь каждого ученика небольшое количество эфира. В первый момент наступила тишина: что будет? После того, каждый ученик обнаружил, что капля моментально испарилась, а на её месте появилось ощущение холода, раздались возгласы удивления по поводу быстрого испарения эфира и, главное, возникшего в связи с этим ощущения холода. Так, в сознании учащихся зарождается вопрос: почему?

   2. Ко второй группе относятся те, которые связаны с раскрытием практической и теоретической значимости изучаемого вопроса. Уже в процессе постановки темы урока (постановка задач теоретического и практического характера, для решения которых у учащихся недостает знаний, показ практического значения изучаемого вопроса).

10 класс. «Электрическое поле. Электростатическая защита»

 Начинаю урок со звонка по мобильному телефону ученику данного класса. Телефон ученика издаёт сигнал, ученик отвечает на звонок. По телефону предлагаю ученику выйти из-за парты к демонстрационному столу и помочь провести опыт. На демонстрационном столе стоит кастрюля с крышкой, в который ученик кладёт свой телефон. Я вновь звоню ученику, но сигнала не слышно, «абонент временно не доступен». В чём же дело? Выслушиваю гипотезы учащихся, и далее предлагаю проверить свои гипотезы, изучив текст учебника. Чья гипотеза подтвердилась?

  3.Третья группа приемов связана с организацией предварительных практических действий учащихся.

Припоминание правил в процессе выполнения практических действий, различного рода измерений и сопоставление результатов этих измерений с целью показа недостаточности знаний. Результаты этих действий должны вызывать у учащихся потребность нового познания. Пронаблюдать измерение температуры испаряющегося тела, наблюдать таяние снега и определить температуру плавления, это стартовый момент, готовящий учащихся к активной деятельности.
Способность к деятельности может появиться у школьника тогда, когда он научится учиться, а не добросовестно воспроизводить то, что было пройдено на уроке. 

Формирование у школьников универсальных учебных действий – большая и сложная проблема. Любой вид деятельности ребенка на уроке и вне урока направляю и на развитие рефлексивных умений. Рефлексивное обучение осуществляю при помощи рефлексивного вопроса и рефлексивной познавательной задачи.

Рефлексивный вопрос – это вопрос, заданный с целью осмысления:

- содержания и последовательности умственных действий, операций
- использованных методов и приемов деятельности
- возникших трудностей и причин
- новых знаний умений и навыков.

На этапе ориентировки в деятельности рефлексивный вопрос задаю с целью осознания цели, задач и мотивов деятельности:

- Что я хочу узнать? Зачем мне нужны эти знания?
- Что я должен научиться делать? Зачем я хочу научиться это делать?
- Что я должен изучить? С какой целью?

На этапе контроля проделанной работы рефлексивные вопросы помогают ученику осознать, достигнуты ли поставленные цели, задачи, предполагаемые результаты деятельности, если нет - то в чем причины неудач.

- Что нового узнал? Для чего нужны мне эти знания? Как связаны эти знания с имеющимися или полученными ранее?
- Что научился делать? Для чего мне понадобится это умение?
- Достиг ли поставленной цели, задач? Почему не достиг? Что нужно сделать, чтобы достичь цели?
- Какие трудности при решении задач возникли? Почему они возникли?
- Что нужно сделать, чтобы их преодолеть?
- Что нужно сделать, чтобы подобные трудности не возникали?

    Рефлексивная задача помогает мне обратить внимание ученика на то, как он мыслит, и проверить уровень осмысления материала. В процессе решения рефлексивных задач у школьников формируется критическое мышление, навыки самоанализа, самокоррекция, познавательные умения.

Вот некоторые из них направленные на осмысление полученных знаний, их содержания:

1. Посоветуй Незнайке, как можно изменять давление:
А. меняй силу и площадь поверхности тела;
Б. смазывай поверхность разными смазками;
В. меняй цвет тела.
2. Для проезда по болотистым местам делают настил из хвороста или брёвен, чтобы …
А. Увеличить давление на почву.
Б. Не испачкаться.
В. Уменьшить давление на почву.
3. Ученица второго класса захотела оказать большее давление на ступеньку порога школы. Что ты ей посоветуешь?
А. надеть туфли на каблуках;
Б. надеть лыжи
4. Стены зданий устанавливают на широком фундаменте …
А. Чтобы увеличить давление на грунт.
Б. Чтобы уменьшить давление на грунт.
В. Для красоты.

   

Исследовательская деятельность на уроках физики в основной школе

    Практика моей работы убедила в том, что в основе любого урока физики должен лежать эксперимент, позволяющий развивать учебно-логические умения школьников.  В ходе эксперимента учащиеся учатся: наблюдать, измерять, сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать.    Эксперимент, проведенный в ходе урока становиться началом исследовательской деятельности, в ходе которой учащиеся самостоятельно приобретают знания, используют их для решения новых практических и познавательных задач, учатся ориентироваться в информационном пространстве.

   Цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

  Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.  Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми  для конкретного учащегося).

План урока-исследования:

  1. Вступительное слово учителя о задачах урока. Объяснение значения исследовательской работы учащихся и порядка выполнения работы (5 мин).
  2. Самостоятельная работа учащихся (учащиеся в течение урока работают парами - 30 мин).

3) Групповое обсуждение результатов работы (10 мин).

Для участия в исследовательской работе на уроке ученики получают задания по интересам.

Обычно я выделяю для работы следующие группы:

«Теоретики» на должны показать теоретическую основу вопроса.

«Экспериментаторы» - показать опыты по проверке теории.

«Математики» - дать геометрическую интерпретацию закона.

«Историки» - рассказать об истории открытия закона и его авторах.

«Инженеры» - рассказать о применении законов.

Итак, от каждой группы на уроке выступит 2-3 человека с подробным изложением результатов классного и домашнего исследования.

Таким образом, исследовательская деятельность формируют у учащихся целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ответственности, что и обеспечивает современное качество образования и повышает качество преподавания предмета.                        

7 класс. Тема урока «Действие жидкости на погруженное тело».

Во время объяснения нового материала учащиеся ставятся в ситуацию исследователя. Учитель демонстрирует обычный опыт по растяжению пружины под действием груза, находящегося сначала в воздухе, а затем в воде. В беседе с учащимися выясняется существование выталкивающей силы. Именно теперь учитель предлагает перейти к серьезному научному исследованию, т. е. выяснить, от чего зависит выталкивающая сила.

Всякое исследование начинается со сбора и обсуждения фактов. Такие факты постепенно накапливаются в ходе беседы, когда учащиеся вспоминают различные явления природы и случаи из повседневной практики. Это помогает им сформулировать проблему урока и выдвинуть гипотезу.

Учащиеся предполагают, что выталкивающая сила зависит от объема погруженного тела, от его веса (или массы), от плотности жидкости, от глубины погружения тела, от формы тела. Учителю не следует отбрасывать неверные предположения: каждая из гипотез нуждается в экспериментальной проверке.

Для этого на каждом столе приготовлены: рычаг, укрепленный на штативе, 2 стакана с водой, тела одного объема, но разной массы (калориметрические тела), поваренная соль, линейка, тела одинаковой массы, но разного объема (алюминиевый цилиндр из набора калориметрических тел и картофелина, предварительно обвязанные ниткой).

Учащиеся постепенно подвешивают тела к рычагу, добиваются его равновесия, а затем, погружая тела в воду, проверяют все выдвинутые гипотезы. При этом ученики, самостоятельно исследуя характер зависимости между физическими величинами, анализируют свои наблюдения, делают выводы, которые и приводят к окончательному построению теории (выводу формулы). За теоретическим толкованием формулы архимедовой силы может следовать экспериментальная проверка формулы с помощью опыта с ведерком Архимеда. В конце урока учащиеся снова анализируют факты, предлагаемые либо учителем, либо самими учениками, например: «На какое из тел действует большая выталкивающая сила?»,

Рис. 1

«Почему все водяные растения обладают мягкими, легко сгибающимися стеблями?» и т. д. Приводимые факты и их объяснения можно снова проверить на опыте.

Таким образом, цикл научного исследования, на путь которого вступили ученики, оказывается замкнутым. Активность учащихся при проведении данного исследования способствует осознанию зависимости между конкретным и абстрактным содержанием темы, между практической и теоретической сторонами деятельности.

Аналогичны по методике проведения уроки в 8 классе при исследовании, от чего зависит количество теплоты, необходимое для нагревания тела

8 класс.  Тема урока «Последовательное соединение проводников» (аналогично можно провести урок на тему «Параллельное соединение проводников»).

Структура данного урока, как и предыдущих, определяется звеньями цикла научного исследования, причем главную часть урока занимает экспериментальная проверка выдвигаемых гипотез и их теоретическое толкование. Надо стремиться к тому, чтобы проводимое на уроке исследование стало действенным стимулом познавательного интереса для каждого учащегося. Для этого необходимо создать в процессе работы условия, способствующие раскрытию пути исследования. С этой целью учитель разбивает все исследование на три этапа, соответствующие обнаружению зависимости между основными характеристиками электрической цепи. Учащимся предлагается на каждом этапе исследования записывать результаты в таблицу:

Таблица 1.

Какова сила тока в различных участках цепи?

I =

I1=

I2=

I = const

Как связано напряжение на участке АВ с напряжениями на последовательно включенных проводниках?

U=

U1=

U2=

U=U1+U2

Как связано сопротивление участка АВ с сопротивлением различных проводников?

R==

R1==

R2==

R=R1+R2

Здесь слева – цель каждого этапа работы, в других колонках - обработка результатов эксперимента и оформление теоретических выводов.

Заполнение таблицы на доске (экране) проводит учитель после тщательного обсуждения с учащимися каждого результата на данном этапе работы.

Завершающим этапом урока-исследования является анализ приводимых учащимися примеров практического использования последовательного соединения проводников.

В целях более активного привлечения внимания к результатам этого урока и следующего («Параллельное соединение проводников») учащимся дается задание изучить электропроводку в комнате, квартире; определить число потребителей, способы их включения; номинальные токи и напряжения, на которые они рассчитаны. Это позволит каждому ученику внести вклад в анализ фактов и выдвижение гипотезы исследования на каждом этапе урока.

Урок физики в 9 классе «Движение тела, брошенного вертикально вверх».

Задаю провокационный вопрос: Если одновременно бросить два  тела разной массы с одинаковой высоты, какое упадёт раньше? (Почти все отвечают: большей массы). А если тела одинаковой массы? (упадут одновременно).

На столах лежат по два одинаковых тетрадных листа, прошу их бросить. Наблюдаем: падают одновременно. Далее прошу скомкать один лист. Бросаем. Скомканный падает быстрее. Массу изменили? Нет. Почему тела одинаковой массы падают не одновременно?

Далее бросаем тетрадный лист и лист картона одинаковой формы. Форма одинакова, массы разные, время падения – одинаково.

Бросаем тетрадный лист и лист картона – меньшего размера. Время падения картона меньше, чем листа и т. д., исследования можно продолжать.

 Приходим к выводу, что время падения тел по вертикали не зависит от массы. А от чего зависит?

На этом же уроке совершаем экскурс в прошлое, в 1590 г., на площадь г. Пизы, где на глазах у горожан итальянский учёный Г. Галилей проводит эксперимент, доказывающий, что теория Аристотеля, просуществовавшая 2 тысячелетия, ошибочна.

Нёс Галилей в руке
Маленький шар из свинца,
А сзади – ядро огромное
Катили три молодца…

Студент. Ядра, разные весом,
                Сбросить решил Галилей.
                Какое скажите, профессор,
                Должно упасть скорей?

1 профессор. Бросайте вниз хоть сотни тел!..
                       Хоть с башни! Хоть с небес!
                       Учит нас Аристотель:
                       На скорость влияет вес.

2 профессор. Быть не должно,
                      Чтобы первое тело
                      Вместе с громадным
                      Вниз полетело…

Не верили глазам профессора:
Упали вместе разных два ядра!

                     (Галилей спускается с башни)

Профессора. – Вы – фокусник!
- Плут!
- Вы – обманщик!
- Вас кафедры надо лишить!
- Играете в игры, как мальчик! –
Народ – то легко рассмешить!

Галилей. В старой книге ошибка:
                - оставьте в покое вес!
                Упала бы камнем пушинка,
                Если бы воздух исчез…

Исследуем свободное падение тел.

Так как физика – наука экспериментальная, важная роль принадлежит эксперименту. Практикую домашний эксперимент, требованиями к которому являются:

- интересен учащимся, увлекает их;
- выполним;
- доступен;

- соответствует возрастным особенностям учащихся.

Например:

  1. Положите монету на лист фанеры или деревянную доску. Прижмите монету к доске и двигайте ее быстро то в одну, то в другую сторону. Заметьте сколько раз надо подвинуть монету, чтобы она стала теплой, горячей. Сделайте вывод о связи между выполненной работой и увеличением внутренней энергии.
  2. Из металлической фольги сделайте маленький шарик, подвесьте его на нити. Зарядите шарик от пластмассовой линейки, потертой о шерсть (шелк или бумагу). Вновь зарядите линейку трением о то же самое тело. Подносите наэлектризованную линейку к шарику, постепенно уменьшая расстояние между ними (например, на 20 см, 15 см, 10 см,

5 см).  Пронаблюдайте явление, сделайте вывод.

Для повторения формул, обобщения материала по определённой теме удобно использовать приём «Логическая цепочка». Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего. Например, каждый участник должен написать формулу, выражающую одну из физических величин из правой части предыдущей формулы.

Цепочка по теме «Неравномерное движение» в 9 классе может выглядеть так:  

http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/10/07/doc03611620151007110629_001.jpg

А вот цепочка по теме «Закон Ома для полной цепи»:

sx-om4

Здесь учащиеся должны рассчитать характеристики электрических цепей. Рассчитав предыдущую, её используют для расчёта последующей цепи. Таким образом, учащиеся вспоминают законы последовательного и параллельного соединения проводников.

Такие цепочки можно давать по рядам, чтобы учащиеся учились работать в команде. В процессе совместной работы у учащихся, кроме регулятивных УУД, формируются также коммуникативные и личностные.

Эйнштейн говорил, что истина – это то, что выдерживает проверку опытом.

Одним из способов формирования универсальных учебных действий является учебно-исследовательская деятельность учащихся. Это деятельность учащихся, связанная с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным содержанием. Основной задачей здесь является формирование исследовательских умений, потребности в серьезной мыслительной работе, самостоятельности мышления.

Выбираю тему исследования, чтобы она вызывала интерес у детей. Например:

- какова скорость диффузии в газах и твердых телах, как она зависит от температуры;

- как устроен и по какому принципу работает шприц, где его можно применить

   кроме прямого назначения;

- от чего зависит скорость остывания чая;

- как зарядить мобильный телефон без сети, и что нам позволяет это сделать? и т.д.

«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» - утверждал русский филолог, профессор Лондонского университета Александр Пятигорский.

При решении исследовательских задач предполагается, что учащиеся осваивают исследовательские действия:

• выдвижение гипотез;

• планирование эксперимента;

• проведение эксперимента;

  •  наблюдение, анализ, умение делать выводы.

В технологии критического мышления выделяют три основных этапа: «Вызов – осмысление – размышление».

На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.

Прием “Покопаемся в памяти”

Какая тема? (назовите ее);

Что вы уже знаете об этом?

Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать?

Почему вам это нужно знать?

Прием “Ассоциация”

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

- О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: “—-”?

Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые педагог записывает на доске

Прием “Перепутанные логические цепочки”

Учащиеся интегрируют свои собственные идеи с идеями, изложенными в тексте, для того, чтобы перейти к новому пониманию. На листах написаны верные и неправильные высказывания. Учащиеся должны прочитать и поставить знак “+”, если высказывание правильное,  и знак “-” там где, по их мнению, оно неверно.

Прием “Инструкции”

На стадии вызова учащимся могут быть даны инструкции по их дальнейшей работе в течение урока.

На стадии осмысления,  как правило, учащийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Обучающийся  получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания  и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. На этой стадии решается одна, но очень важная задача: корректировка и систематизация знаний.

Прием “Эссе”

- Что вы узнали по пройденной теме?

- Что хотели бы узнать? (то есть здесь можно задать вопрос, на который учащийся не получил ответа).

Прием “Самоанализ”

Тренинг навыков рефлексии собственных состояний “знаю — не знаю”. Особое значение имеет создание установки успешности учебной деятельности учащихся, для чего используются словосочетания, содержащие конкретный позитивный смысл –“знаю уверенно”, “надо повторить” как движение в сторону уверенного знания.

Всем известен также прием «Синквейн», когда учащиеся составляют стихотворение, описывающее суть понятия.  

Приём “Ключевые слова” - на основе данных слов составить рассказ - предположение или рассказ-подведение итогов какого-либо события. Главное — использовать в тексте все ключевые слова.

Самый непродуктивный, утомительный, но, увы, и самый распространенный способ повторения – репродуктивный, когда высшей учебной доблестью становится дословное воспроизведение информации вслед за учителем или книгой. Повторение должно быть активным и развивающим. Предлагаю следующие приёмы и методы:

  1. Своя опора. Ученик составляет собственный опорный конспект или развернутый план ответа по пройденному материалу.
  2. Повторение с одновременным контролем. Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие на них отвечают.
  3. Повторение с расширением. Ученики составляют серию вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания материала. При этом совсем не обязательно, чтобы учитель на них отвечал. Пусть некоторые из них останутся как открытые проблемы данной темы.
  4. Свои примеры. Ученики подготавливают свои примеры к материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала.
  5. Опрос  - итог. В конце урока задаю вопросы, побуждающие к рефлексии. Такие, как: «Что на уроке было главным?»; «Что было интересным?»; «Что новое вы сегодня узнали и чему научились?». Высказываю при этом и собственное мнение.

Конечно, никакой лабораторией, никаким красивым экспериментом нельзя заменить всего того многообразия взаимосвязанных явлений природы, существующих в окружающем нас мире. Очень хочется показать реальную радугу в капельках воды, а не узкую полоску света, прошедшую через призму, или дать возможность слабому ребенку самому, с помощью простых механизмов, поднять двухсоткилограммовую плиту, запустить ракету и рассчитать время ее возвращения на землю и т.д.  Эти возможности в школе очень ограничены и по объективным, и по субъективным причинам. Может быть потому ученики плохо понимают физику, что не пропустили они ее через свои руки, через эмоции, настроения, не получили конкретного результата своей деятельности. Все, что невозможно сделать своими руками, должно быть представлено другими средствами, в том числе с использованием ИКТ.

  В 7 классе можно предложить следующие задания исследовательского характера:

  • измерение физических характеристик домашних животных (раздел «Движение. Взаимодействие. Масса»);
  • наблюдение за влиянием температуры на скорость диффузии (раздел «Строение вещества»);
  • исследование свойств воды, находящейся в трех агрегатных состояниях (раздел «Строение вещества»);

При изучении раздела «Электричество» в 8-9 классах можно предложить учащимся несколько исследовательских заданий:

• исследовать длину провода, необходимого для изготовления паяльника мощностью 40 Вт, работающего при напряжении 220 В, если известны материал провода и его сечение; имеется образец провода и измерительные инструменты (8 кл.);

• исследовать зависимость номинальной и истинной мощности лампы накаливания;

• изучить зависимость на качественном уровне температуры нити накала лампы, работающей в номинальном режиме, по измеренным значениям напряжения и силы тока.  

        Помните:  «…часто, обучая детей конкретным   навыкам,  мы лишаем их шанса делать собственные открытия»   (Ж.Пиаже)                  

        А закончить хотелось бы словами известного немецкого педагога А. Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».

Приложение 1.

Приёмы «исходной мотивации».

1) виды побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений («Мы хорошо поработали над предыдущей темой»), вызвать мотивы относительной неудовлетворенности («Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»), усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность («А между тем, это будет необходимо: например, в таких-то ситуациях), усиливать непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

Например, урок физики в 7 классе по теме: «Расчет массы и объёма тела по плотности».

Начать урок можно с загадки:

                                                   Две сестры качались,

                                                   Правды добивались,

А когда добились,

То остановились.

- Какая физическая величина определяется с помощью весов? (предлагаются версии ответа)

Все мы с Вами твёрдо знаем,

                                          Что линейкой измеряем

Мы у куба высоту, ширину

                                           Ну, и длину.

                                           Подскажите, что за связь

                                           Существует между ними?

Задаются вопросы:

1. Что можно вычислить, зная эти параметры тела? (предлагаются версии ответа)

2. Зная массу и объём, какую физическую величину можно вычислить?

3. Какой буквой она обозначается?

4. По какой формуле вычисляется?

5. Когда мы, собираясь на каникулы в лагерь, набиваем всё новыми  и новыми вещами и без того уже пухлый чемодан, какие из физических величин мы изменяем – m, V, ρ?

6. Каков физический смысл плотности?

II этап:

- Мы хорошо поработали над предыдущей темой, но не усвоили ещё одну важную сторону этой темы. А между тем, это будет необходимо.

1. Как  из формулы плотности вещества найти массу или объём тела? (предлагаются версии ответа). Этому мы с Вами и посвятим наш урок.

 

2) Эпиграфы к уроку.

В качестве эпиграфа на любом уроке можно озвучить слова Конфуция:

“Три пути ведут к знанию:

  • путь размышления – это путь самый благородный,
  • путь подражания – это путь самый легкий,
  • и путь опыта – это путь самый верный”.

На уроке – исследовании можно озвучить слова Леонардо да Винчи:

«Любое знание желательно добыть опытным путём»

Урок по теме: «Энергия топлива. Удельная теплота сгорания». 

«Чтобы согреть других, свеча должна сгореть». 

Майкл Фарадей.

Урок по теме: «Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах».

«…вещи не могут ни создаваться из ничего, ни, однажды возникнув, вновь обращаться в ничто…». 

Тит Лукреций Кар.

Урок по теме: «Агрегатное состояние вещества». 

«Когда температура ноль,

Ясна небес голубизна,

Зима свою сыграла роль –

И дебютирует весна.

В снегах капель звенит с утра,

Природы ненаглядной голь

Зело на выдумку хитра,

Когда температура ноль!». 

Н.И.Глазков.

Урок по теме: «Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пары. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара». 

«В низовьях испаряется вода,

Чтоб возвратиться облаком к истокам…». 

Мигель де Унамуно.

3) Психологическая установка на урок.

Урок начинается со слов учителя: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

- Я в школе на уроке,

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик, всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Я работаю!

Фразы учителя:

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

«У нас обязательно всё получится».

«Без твоей помощи нам не справиться».

«Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу!»

4) Девиз урока.

«Бороться, и искать, найти и не сдаваться».

«Люди учатся на своих ошибках и находят пути решения».

«Мы пробуем и ищем. Только так может что-то получиться».

«Единственный путь, ведущий к познанию – деятельность».

«Наука начинается с тех пор, как начинают измерять».

«Не можешь – сумей!

Не знаешь – узнай!

Не бойся тропы отвесной!

Пробуй, ищи, свершай, достигай –

Учиться тогда интересней».

5) Пословицы и поговорки.

В качестве эпиграфа к уроку или в качестве проблемного вопроса можно предложить учащимся подумать над физическим смыслом пословицы.

Урок по теме: «Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии». 

«Три года на камне посидишь, и камень нагреется».

 Японская пословица.

Урок по теме: «Теплопроводность». 

«Если кочерга длинная, руки не обожжёшь».

Татарская пословица.

Урок по теме: «Излучение». 

«Ловко Стёпка печку склал: труба высокая, а дым в подворотню тянет».

Русская пословица.

Урок по теме: «Плавление и отвердевание кристаллических тел». 

«Краденое богатство исчезает, как лёд тает».

Русская пословица.

Урок по теме: «Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации». 

«Вода начинает закипать с верхнего слоя».

Корейская поговорка.

Урок по теме: «Работа газа и пара при расширении. КПД теплового двигателя». 

«Без крышки котёл не кипит, без матери ребёнок не резвится».

Туркменская пословица.

Урок по теме: «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов». 

«Что шелкова ленточка к стене льнёт (девица к парню)».

Русская пословица.

Урок по теме: «Отражение света. Законы отражения света». 

 «Хорош цветок в зеркале, да не возьмёшь, близко Луна, да не достанешь».

Японская пословица.

Приложение 2.

Приёмы мотивации к учебной деятельности.

  1. Фантастическая добавка.

Например, урок  физики в 7 классе по теме: «Сила трения» учитель может начать так:

- Сегодня у нас необычный урок. Представьте себе, что большая часть таинств природы открыта и мы с вами находимся в далёком будущем. Мы с вами – учёные будущего, находящиеся в аудитории Научного Межпланетного Института. И мы здесь с вами собрались не просто так. Нам предстоит разрешить одну очень сложную и важную проблему. Для начала, определим, кто из ученых сегодня присутствует на конференции. (Отмечаются отсутствующие учащиеся).

Далее идёт актуализация знаний и мотивация на учебную деятельность.

- Итак, в 201… г посредством космического телескопа Kepler были обнаружены ещё две экзопланеты очень похожие на Землю: Kepler-62f и Kepler-62e. Эти планеты принадлежат системе Kepler-62, состоящей из 5-ти планет, находящейся в созвездии Лиры на расстоянии более чем 1200 световых лет от Земли. Обе планеты расположены в “зоне обитаемости”, то есть климатические условия, по предположению ученых, должны были быть схожи с земными. Для заселения была выбрана планета Kepler-62f.   В настоящее время Kepler-62f заселена, но условия для жизни на ней не столь радужные, как предполагалось вначале. Учёные, работающие на этой планете, пытались их изменить в лучшую сторону. Но что-то пошло не так. Наши спутники поймали сигнал бедствия и сделали снимок планеты, на котором видна сложившаяся ситуация.  От наших коллег ученых была получена следующая радиограмма: “Планета сошла с ума! Ветры дуют уже который день с огромной скоростью и не стихают. Реки с бешенной силой размывают и разрушают берега. Отвалившиеся глыбы падают в океан и вызывают огромные волны, которые бушуют и не утихают! А эти звуки, это бесконечное эхо, которое никогда не замолкает! Один звук накладывается на другой! И мы уже не понимаем, что происходит! Нельзя писать – ручка проскальзывает между пальцами. Все строения, аппаратура просто-напросто распались на мелкие составляющие. Все винты, болты, шурупы вывинчиваются при малейшем сотрясении. Никакую вещь нельзя удержать в руках. Да и вещей уже нет – у нас на глазах они превратились в отдельные волокна! А люди не могут даже встать и убежать!

Наша группа учёных укрылась в автономной лаборатории. Мы надеемся на помощь своих коллег. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, нам нужно знать, по какой причине это могло произойти? Какая сила могла исчезнуть в природе?”

- Итак, нам с вами предстоит выяснить причину произошедшего, определить, какую природу оно имеет и от чего зависит. Давайте ещё раз внимательно посмотрим на радиограмму. Что вы можете сказать о предметах (физических телах) по отношению друг к другу? (Они не взаимодействуют).

- Что является мерой взаимодействия тел? (Сила).

- Считая, что условия на планете Kepler-62f очень схожи с земными, давайте подумаем, какую силу мы будем с вами изучать? Какая сила удерживает на Земле гвозди в стене, авторучку в ваших руках, позволяет нам передвигаться, автомобилю разгоняться и тормозить, ниткам удерживать между собой части одежды и многое, многое другое? (Сила трения).

2) Театрализация.

Например, урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения» можно начать так:

Раздаётся стук в дверь. Входит почтальон Печкин.

«Добрый день, дорогие друзья! Извините, что прерываю ваш урок, но к нам на почту пришло необычное письмо от Деда мороза (показывает письмо) для учеников 7 класса».

Учитель: «Интересно, о чем идет речь в этом письме. А вам, ребята, интересно? Вы разрешите мне его прочитать?

Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока. Мотивация

Учитель (читает письмо). “Дорогие ребята! Пишу вам письмо в надежде на то, что вы мне поможете, Скоро Новый год, и мне предстоит доставить новогодние подарки всем, кто примерно себя вел в течение года. Но, к сожалению, сейчас я не могу выехать из своего дома. Во-первых, мой новый шелковый мешок постоянно развязывается, и я боюсь по дороге растерять все подарки. Во-вторых, мои сани не могут двигаться по земле без снега, декабрь нынче не очень снежный. Прошу вас, помогите мне, дайте совет, как выйти из этой ситуации. С нетерпением жду ваших ответов. Дед Мороз”.

А знаете, мы можем помочь Деду Морозу! Мы дадим ему ответ, но при одном условии: если на сегодняшнем уроке раскроем одну очень важную тайну, имя которой вы найдете сами, если правильно ответите на вопросы кроссворда.

Актуализация

н

ь

ю

т

о

н

и

н

е

р

ц

и

я

в

е

с

д

и

н

а

м

о

м

е

т

р

с

и

л

а

м

о

л

е

к

у

л

а

Учитель. Отгадаем кроссворд.

1. Единица силы. 2. Явление сохранение скорости тела при отсутствии действия на него других тел. 3. Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес. 4. Прибор для измерения силы, 5. Физическая величина. Характеризующая действие тел друг на друга, 6, Мельчайшая частица вещества.

3) Использование сравнений.

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения»

Целеполагание и мотивация.

Ребята, посмотрите на эти предметы (наждачная бумага,  коньки, коробок спичек, ластик, мячик, вьющийся цветок). Как вы думаете, что общего c точки зрения физики может быть между этими предметами?

(Учащиеся выдвигают свои предположения. Подходят к тому, что общим может быть трение)

Совершенно верно, трение.  И соответственно, тема нашего урока  «Сила трения. Трение в природе и   технике». Тогда согласно теме, какие цели мы будем преследовать в ходе урока?

- Узнать, что такое трение, сила трения и ее применение.

Урок физики в 7 классе по теме: «Плотность».

Учитель на этапе мотивации и целеполагания предлагает учащимся рассмотреть  тела у себя на столе: на весах уравновешены два тела разного объёма, а так же два тела равного объёма, но разной массы. Задаёт вопрос: что общего и чем отличаются эти тела? После этого учащиеся с помощью учителя или самостоятельно делают и обобщают вывод о том, что тела, равной массы, но изготовленные из разных веществ, могут иметь разные объёмы, и тела равного объёма, но, изготовленные из разных веществ, могут иметь разную массу.

Учитель задаёт вопрос: а почему? Учащиеся отвечают, а потому, что разные вещества. Учитель подводит учащихся к теме урока: разные вещества имеют разную плотность. Какая же тема сегодняшнего урока? (учащиеся формулируют тему урока) Что нам нужно узнать сегодня на уроке? (для формулировки целей учитель предлагает обратиться к обобщённому плану ответа о физической величине. Учащиеся определят цели урока)

План ответа о физической величине.

1.Что показывает физическая величина?

2.Определение величины

3.Обозначение

4.Формула

5.Единицы измерения физической величины

6.Практическое значение или применение.

4) Показ недостаточности имеющихся знаний.

На уроке в 7 классе «Силы трения» для целеполагания и мотивации может быть предложен и такой приём:

На доске висят картинки:

6346475_stock-vector-american-paratrooper-parachute-cartoon  autumn-maple-stock-illustration-2329991  diving

trampoline-20clipart-clipart-panda-free-images-168087  depositphotos_101963584-stock-illustration-boy-is-engaged-in-a  img11

http://festival.1september.ru/articles/610319/img1.jpg  cute-little-girl-with-beach-ball-clipart-vector_csp14253554  99152723 

i_005  img38  17

(Могут быть картинки, которые можно отнести к силе тяжести и силе упругости. Но среди картинок есть и такие: тормозит автомобиль перед светофором, мальчик съезжает с горы и останавливается, человек пытается сдвинуть стол, лошадь с усилием тянет воз и др.)      

Учитель: Вы видите примеры проявления сил в природе. Распределите эти примеры по названию сил. Когда дети рассортируют картинки, у них последние, наверняка, останутся и вызовут затруднение, к какой силе их отнести.

Учитель может задать вопрос: «А что объединяет оставшиеся картинки?»

На уроке физике в 7 классе по теме «Плотность» на этапе актуализации знаний учащимся можно задать вопрос: как измерить массу деревянного бруска, не пользуясь весами? Учащиеся начинают предлагать измерить длину, ширину и высоту бруска, а затем рассчитать его объём. Учитель говорит о том, что каких то знаний нам не хватает для решения поставленной задачи и подводит учащихся к необходимости изучения новой физической величины «Плотность».

4) Проблемные вопросы.

В качестве создания на уроке проблемной ситуации можно использовать на уроках качественные задачи, которые учитель задаёт в начале урока. Выслушивая ответы учащихся, он подводит их к необходимости получения новых знаний (совместно формулируют тему урока и определяют цели урока). После изучения новой темы нужно обязательно вернуться к поставленным в начале урока вопросам и ответить на них, исходя из нового опыта.

Например,

Урок физики в 8 классе по теме «Испарение и конденсация».

В начале урока учитель задаёт вопросы:

  • Зачем мы дуем на горячий чай?
  • Зачем собака в жаркий день высовывает язык?
  • Каково назначение веера?
  • Зачем лошадь после быстрой езды накрывают попоной?
  • Почему запотевают очки, когда человек с мороза входит в тёплую комнату?

Учащиеся отвечают примерно так: чтобы быстрее остыл, чтобы не было жарко, чтобы лошадь не заболела. Учитель говорит: «Вы отвечали верно, но сточки зрения своих жизненных наблюдений. А ответить на эти вопросы с научной точки зрения нам поможет изучение физических процессов испарения и конденсации». (Далее идёт формулировка целей урока)

После изучения механизма процесса испарения, учитель вновь задаёт вопросы:

  • Зачем собака в жаркий день высовывает язык?
  • Зачем лошадь после быстрой езды накрывают попоной?

Учащиеся отвечают, что так как при испарении температура жидкости понижается, то пот, испаряясь, охлаждает тело собаки и лошади.

После рассмотрения вопроса от чего зависит скорость испарения, учитель снова возвращается к вопросам

  • Зачем мы дуем на горячий чай?
  • Каково назначение веера?

На этот раз учитель добивается развёрнутого ответа с точки зрения процесса испарения.

Приведу ещё несколько примеров:

Урок по теме «Давление».

  • Зачем рабочие инструменты остро затачивают?
  • Зачем танку широкие гусеницы?
  • Почему ежа голыми руками не возьмёшь?

Урок по физике в 7 классе по теме «Сообщающиеся сосуды и их применение»

«Рыбак для сохранения пойманной рыбы живой сделал в своей лодке усовершенствование: он отделил часть лодки, поставив две вертикальные перегородки, и в отгороженной части сделал отверстие в дне. Не зальет ли лодку и не потонет ли она, если спустить ее в воду? — думал он перед испытанием своего усовершенствования, а как думаете вы?» (рисунок лодки на альбомном листе приколоть на доску).

По окончании урока учащиеся смогут ответить, что отсек в лодке и русло реки представляют собой сообщающиеся сосуды. Вода, вливающаяся в отсек, не дойдет до края борта, а будет находиться на таком же уровне, как и в реке. Лодку не зальет, и она будет плавать.

Урок по теме «Равнодействующая сила»

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.

Как вы думаете, почему воз не двигается с места?

По окончании урока учащиеся смогут ответить, что равнодействующая сила равна нулю, поэтому воз покоится.

Урок по теме «Теплопроводность»

Отрывок из истории Шерлока Холмса

…..Хозяйка дома, где был Холм в гостях, подошла к двери и впустила кошку. Посмотрев на кошку, Шерлок Холмс сказал: «На улице холодно».

Как он это определил?

По окончанию урока ученики смогут ответить, что он определил по тому как шерсть кошки стояла «дыбом».

5) Опыты.

Роль и место экспериментов в преподавание физике исключительно велико. Эксперимент является источником знания, могучим методом физических исследований, критерием истинности знаний о мире. Методика включение эксперимента в канву урока может быть самой различной. Эксперимент можно успешно использовать для постановки учебной проблемы благодаря его особенности привлекать к себе внимание учеников.

Наблюдение новых, неожиданных эффектов возбуждает активность учащихся, вызывает острое желание разобраться в сути явления. При этом в одних случаях полезно предложить учащимся внимательно наблюдать за происходящим, а в других - попробовать предсказать заранее результат опыта. Вторым приемом полезно воспользоваться тогда, когда можно ожидать заведомо ошибочных предсказаний, после чего демонстрация вызовет еще больший интерес.

Например, урок физики в 9 классе по теме «Свободное падение».

Демонстрирую учащимся кусочек мела и листок бумаги. Спрашиваю,  что упадёт первым? Выслушиваю ответы и демонстрирую падение тел. Спрашиваю, почему кусок мела упал быстрее. Учащиеся отвечают, что масса его больше. Заменяю кусок мела вторым таким же листком бумаги. Спрашиваю, что упадёт первым? Выслушиваю ответы и демонстрирую падение тел. Один листок бумаги комкаю. Спрашиваю,  что упадёт первым? Выслушиваю ответы, демонстрирую, а потом задаю вопрос почему скомканный листок бумаги упал первым, ведь массы одинаковы? Учащиеся отвечают, что сопротивление воздуха меньше действует на скомканный лист. Тогда задаю вопрос, а если бы не было воздуха, ели бы листки бумаги падали в безвоздушном пространстве, как бы они себя вели? Тем самым подвожу учащихся к теме урока.

Урок физики в 9 классе «Движение тела, брошенного вертикально вверх».

Задаю провокационный вопрос: Если одновременно бросить два  тела разной массы с одинаковой высоты, какое упадёт раньше? (Почти все отвечают: большей массы). А если тела одинаковой массы? (упадут одновременно).

На столах лежат по два одинаковых тетрадных листа, прошу их бросить. Наблюдаем: падают одновременно. Далее прошу скомкать один лист. Бросаем. Скомканный падает быстрее. Массу изменили? Нет. Почему тела одинаковой массы падают не одновременно?

Далее бросаем тетрадный лист и лист картона одинаковой формы. Форма одинакова, массы разные, время падения – одинаково.

Бросаем тетрадный лист и лист картона – меньшего размера. Время падения картона меньше, чем листа и т. д., исследования можно продолжать.

 Приходим к выводу, что время падения тел по вертикали не зависит от массы. А от чего зависит?

На этом же уроке совершаем экскурс в прошлое, в 1590 г., на площадь г. Пизы, где на глазах у горожан итальянский учёный Г. Галилей проводит эксперимент, доказывающий, что теория Аристотеля, просуществовавшая 2 тысячелетия, ошибочна.

Нёс Галилей в руке
Маленький шар из свинца,
А сзади – ядро огромное
Катили три молодца…

Студент. Ядра, разные весом,
                Сбросить решил Галилей.
                Какое скажите, профессор,
                Должно упасть скорей?

1 профессор. Бросайте вниз хоть сотни тел!..
                       Хоть с башни! Хоть с небес!
                       Учит нас Аристотель:
                       На скорость влияет вес.

2 профессор. Быть не должно,
                      Чтобы первое тело
                      Вместе с громадным
                      Вниз полетело…

Не верили глазам профессора:
Упали вместе разных два ядра!

                     (Галилей спускается с башни)

Профессора. – Вы – фокусник!
- Плут!
- Вы – обманщик!
- Вас кафедры надо лишить!
- Играете в игры, как мальчик! –
Народ – то легко рассмешить!

Галилей. В старой книге ошибка:
                - оставьте в покое вес!
                Упала бы камнем пушинка,
                Если бы воздух исчез…

Исследуем свободное падение тел.

На уроке в 10 классе при изучении темы: «Вес тела. Невесомость. Перегрузки» создаётся следующая проблемная ситуация. Нить с грузиком массой 100 г подвешивается к динамометру и крепится к штативу. Вместе с учащимися снимаем показания динамометра. После этого грузик выводится из положения равновесия и отпускается. При этом учащиеся наблюдают, что при прохождении грузиком положения равновесия показания динамометра увеличились и нить обрывается! Возникает проблема: « Почему?» Учащиеся пытаются найти ответ, выдвигая гипотезы, а затем вместе с учителем, проверяют правильность выдвинутых гипотез, приходя к решению проблемы.

Урок физики в 8 классе по теме «Испарение и конденсация». Учащимся предложила протянуть правую руку ладонью вверх. Затем капнула на ладонь каждого ученика небольшое количество эфира. Вначале было тихо, каждый задумался: что будет? После того, как каждый ощутил холод на руке, и капля исчезла, по классу прошел шёпот удивления по поводу быстрого испарения эфира и, главное, возникшего в связи с этим ощущения холода. Так, в сознании учащихся зарождается вопрос: почему?  

Урок физики в 7 классе по теме «Атмосферное давление» можно начать с занимательного опыта «Яйцо в бутылке».  Когда яйцо зайдёт в бутылку, помимо интереса, у учащихся возникает вопрос: как это произошло?

6) видеоматериалы

На уроках можно использовать видеоматериалы, которые задают эмоциональный тон уроку. Видеоматериал можно использовать для показа практической значимости изучаемого материала.

Например, урок физики в 7 классе по теме «Давление» можно начать с показа такого фильма. Два человека идут по сугробам: один в сапогах (очень сильно проваливается в снег), другой на лыжах. Туристы показывают рюкзак, который они используют в походах, ставят палатку.

Вопросы:

  • В каком случае человеку легче идти по сугробам?
  • Почему лямки у рюкзака широкие?
  • Как надо правильно складывать вещи в рюкзак, чтобы не чувствовать боль в спине?
  • Почему палаточные колышки острые?

7) Занимательные факты.

Для возбуждения интереса к изучаемому материалу в начале урока можно использовать занимательные и любопытные факты о великих ученых. Подборку материала можно найти в журналах.

Например, на уроке физики в 10 классе при изучении темы «Конденсаторы» можно привести такой пример:

Демонстрируя студентам опыты с конденсатором – лейденской банкой, В.К. Рентген предупредил слушателей: «С этой банкой надо обращаться очень осторожно. Если в ней накопить достаточно большой электрический заряд, то, замкнув обкладки, можно убить даже быка».

Лекцию ученый завершил весьма эффектно: для большей наглядности он самоотверженно разрядил заряженный прибор через себя самого. Получив при этом щелчок, Рентген инстинктивно отдернул руку и, переведя дух, спросил: «Ну, как, видели? То-то …» Помолчав, задал вопрос: «Кто объяснит, что сейчас произошло?»

Студенты растерянно переглянулись, а один после паузы промямлил: «Одно из двух, герр профессор. Или ваше утверждение было несколько преувеличенным, или вы значительно здоровее быка».

На уроке физике в 7 классе по теме «Сила трения» можно привести такой пример: 18 августа 1851 года император Николай I совершил первую поездку из Петербурга в Москву по железной дороге. Императорский поезд был готов к отправлению в 4 часа утра. Начальник строительства дороги, генерал  Клейдмихель, чтобы подчеркнуть особенную торжественность события , приказал первую версту железнодорожного полотна покрасить белой масляной  краской. Это красиво и подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым пройдет по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Однако Клейдмехель  не учел одного обстоятельства…. Он забыл о …... - паровоз буксовал. А что было дальше? Жандармы, подобрав полы шинелей, ……… .

Можно спросить, что не учёл Клейдмехель, что сделали жандармы? Зачем?

Используемая литература.

1. Байбородова Л.В.. Введение федеральных государственных

образовательных стандартов общего образования в сельской школе //

Вестник образования. - 2011. - №17. с. 5-8

2. Асмолов А.Г.Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика, № 4, Апрель 2009, C. 18-22.

3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006.

4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/.

5. “Проектирование современного урока физики на основе системно-деятельностного подхода” http://www.pandia.ru/text/78/190/56972.php.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013.

7. Л. Г. Петерсон: «Интегративная технология развивающего обучения»,

Москва: НИИ школьных технологий, 2006.

8. Л.Г. Петерсон Деятельностный метод обучения

http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/

9. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236

10. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа./ С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013 -96с. – (Работаем по новым стандартам).

11. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 6-е изд., испр. и доп.— М.:АРКТИ, 2008. — 80с.  

Приложение 3

Приёмы для согласования темы урока и постановки целей урока

  1. Кроссворды

Кроссворды на уроках физики - одна из наиболее эффективных форм контроля за усвоением формальных знаний (фактов, определений, понятий и т.д.). Чаще всего выполняют учащиеся индивидуально, но иногда можно провести   работу со всем классом. Проводя эту работу, можно эффективно проконтролировать знания учащихся, развивать внимательность, навыки самооценки. Но можно использовать кроссворд и для постановки темы урока (когда учащиеся должны «разгадать» тему урока). Кроссворд – это весьма полезный вид самостоятельной работы учащихся. Особенно целесообразно с методической точки зрения составление тематических кроссвордов: оно требует хорошего знания выбранной темы, умения четко формулировать определения понятий.

В VII классе, когда только начинается изучение физики, я предлагаю учащимся самим составлять кроссворды дома. Учащиеся с удовольствием включаются в работу и получают хорошие оценки.

Работу можно организовать по следующим вариантам:

  • Дается набор терминов и слов по конкретной теме курса физики и сетка. Ее нужно пронумеровать, отобрать подходящие по горизонтали и вертикали слова и составить вопросы к ним. (Индивидуальное задание.)
  • Сообщается только перечень терминов и слов по теме. Требуется сконструировать сетку, пронумеровать ее, расставить слова, сформулировать вопросы. (Задание группе.)
  • Называется только тема курса физики, все остальное учащиеся делают сами (Задание можно дать как группе, так и индивидуально.)

Примеры кроссвордов для актуализации знаний учащихся, контроля и первичного закрепления.

Введение в физику

Кроссворд «Введение в физику»

1. Бывает на приборах, имеет цену деления.

2. Величина, характеризующая нагретость тела.

3. Сравнивание с однородной величиной, принятой за единицу.

4. Тело, свойство которого изучаются в физике.

5. Физика объясняет причины разных […] природы.

6. Источник физических знаний.

7. Какая единица длины принята как основная в международной системе единиц?

8. Все то, из чего состоят тела.

9. Физическая величина, характеризующая размер тела.

10. Наука, изучающая световые, тепловые, механические, звуковые, электрические и магнитные явления.

Механическое движение

Кроссворд «Механическое движение»

1. Движение, при котором тело проходит за любые равные участки времени равные расстояния.

2. Физическая величина, которая показывает, какой путь проходит тело за единицу времени.

3. Линия, по которой движется тело.

4. Длина траектории, пройденная телом за данное время движения.

5. Изменение положения тела относительно других тел.

6. Какая единица измерения принята в СИ для измерения пути в качестве основной.

Примеры кроссвордов для согласования темы урока и постановки целей урока.      

в

р

е

м

Я

р

а

б

о

т

а

п

е

р

е

м

е

щ

е

н

и

е

э

н

е

р

г

и

я

д

ж

о

у

л

ь

с

и

л

а

м

е

т

Р

н

ь

ю

т

о

н

  1. Величина, измеряющаяся в секундах, часах, минутах.
  2. Физическая величина, измеряющаяся  в джоулях.
  3. Вектор, соединяющий начало и конец движения.
  4. Способность тела совершать работу.
  5. Единица измерения энергии.
  6. Дина.
  7. Единица пути.
  8. Английский ученый.
  1. Физическое лото

Данная игра предназначена для закрепления и контроля знаний учащихся по пройденному материалу. Игра развивает способность к эффективному поиску информации в разнородных источниках; самоконтроль и самоорганизацию; умение принимать решение в состоянии стресса или ограниченного контроля времени; подбор объектов для решения задачи; способность добиваться результатов; рефлексия деятельности (своей и других) и её результатов.

Лото по физике на тему «Электрические явления» 

Игра длится 15-30 мин. Данную игру можно провести на уроке закрепления и обобщения знаний по теме.

Приложение 5

Примеры использования групповых форм работы

На своих уроках я часто сочетаю фронтальную и индивидуальную работу с групповой. В процессе групповой работы учащиеся учатся договариваться, отстаивать своё мнение, т.е. учатся деловому общению, что очень актуально в нашем современном обществе.

Например, в 11 классе при изучении темы «Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц» учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает задание подробно ознакомиться с использованием камеры Вильсона, или счётчика Гейгера, или пузырьковой камеры, или метода толстослойных эмульсий. Учащимся раздаются планы работы:

  • физические основы метода;
  • устройство прибора;
  • принцип действия прибора;
  • применение метода (преимущества и граничные возможности прибора).

Учащиеся работают с учебником, по окончании работы представляют свои отчёты классу. Содержание отчётов учащихся группы для всех остальных в классе является новой информацией. Значит, от качества выполнения задания каждой группой зависит то, насколько хорошо все ученики усвоят материал. Работая в группе, учащиеся развивают информационные и коммуникативные компетентности, обучающиеся учатся слушать и слышать, задавать вопросы, комментировать высказывания, аргументировать своё мнение.

        Очень эффективно включение в урок элементов исследовательской деятельности для решения проблемных задач. Эту работу так же провожу в группах.

Например, на уроке по теме «Испарение и конденсация» на этапе изучения нового материала предлагаю учащимся выяснить, от чего зависит скорость испарения. Это выяснить вам предстоит самим. У вас на партах имеется оборудование и карточки с заданиями. Проделайте опыты и сделайте выводы по результатам наблюдения. Результаты наблюдения и выводы запишите в отчёте. Обратите внимание на технику безопасности. Работаете группами.

1 группа

На два листа бумаги капните по капле воды и спирта. Пронаблюдайте за результатом опыта и сделайте вывод.

2 группа

На два листа бумаги капните по капле воды. Одной капле дайте растечься. Пронаблюдайте за результатом опыта и сделайте вывод.

3 группа

На два листа бумаги капните по капле воды.

Один листок уберите в сторону, а на другой подуйте. Пронаблюдайте за результатом опыта и сделайте вывод.

4 группа

На два листа бумаги капните по капле воды. Один листок оставьте на парте, а другой положите на батарею. Пронаблюдайте за результатом опыта и сделайте вывод.

После проведения фронтального эксперимента заслушиваем отчёт о результатах опытов и выводы учащихся.

Ещё раз обобщим все ваши наблюдения. Записываем выводы в тетрадь.

Опираясь на сделанные нами выводы ответьте на вопросы:

- В какую погоду – пасмурную или солнечную – быстрее высохнет бельё?

- В стакане или в чашке быстрее остынет чай?

- Каково назначение веера?

- Какие щи быстрее остынут – постные или жирные?

Пример групповой исследовательской работы на уроке по теме «Плотность».

На этапе изучения нового материала говорю: «Для выяснения определения и формулы плотности проведём исследование в группах». (4 группы)  Раздаю карточки с заданием, рычажные весы, цилиндры, изготовленные из различных материалов, различные жидкости, шприцы  каждой группе.

Учащиеся читают задание по карточке.  Повторяют правила техники безопасности при выполнении опыта. Выполняют экспериментальное задание, заполняют карточку, формулируют вывод.

 группа: Рассмотрите тела из наборов, которые находятся у вас на столах. Найдите тела равного объёма. Измерьте массы этих тел с  помощью весов. Занесите данные в таблицу. Сравните массы и сделайте вывод.

Измерьте объем тел с помощью мензурки. Заполните таблицу.

Вещество

Масса - m, г

Объем - V, см3

Масса вещества в единице объема (в 1 см3)

Железо

Алюминий

Вывод:_____________________________________________________________________________

2 группа: Рассмотрите тела из наборов, которые находятся у вас на столах. Найдите тела равной массы. Измерьте объёмы  этих тел. Занесите данные в таблицу. Сравните массы и сделайте вывод.

Измерьте объем тел с помощью мензурки. Заполните таблицу.

Вещество

Масса - m, г

Объем - V, см3

Масса вещества в единице объема (в 1 см3)

Железо

Парафин

Вывод:_______________________________________________________________________

3 группа: Рассмотрите тела из наборов, которые находятся у вас на столах. Найдите тела равной массы. Что можно сказать о веществах, из которых они изготовлены? Сравните объемы этих тел и сделайте вывод (от чего зависит масса тела).  Учитывая, что масса пустого шприца 3,8 г,  вычислите массу вещества, находящегося в нем.  

Заполните таблицу:

Вещество

Масса - m, г

Объем - V, см3

Масса вещества в единице объема (в 1 см3)

Подсолнечное масло

Вода

Вывод:_____________________________________________________________________________

4 группа:  Найдите тела, изготовленные из одного вещества. Сравните их объёмы. Сравните их массы с помощью весов. Учитывая, что масса пустого шприца 3,8 г, вычислите массу вещества, находящегося в нем. Занесите данные в таблицу.  

Заполните таблицу:

Вещество

Масса - m, г

Объем - V, см3

Масса вещества в единице объема (в 1 см3)

Подсолнечное масло

Подсолнечное масло

Вывод:_____________________________________________________________________________

Какие выводы вы сделали?

Следовательно, массу единицы объёма вещества можно использовать в качестве характеристики данного вещества. Это и есть плотность вещества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельности на уроках физики как реализация системно-деятельностного подхода в обучении школьников

Для обучения учащихся в соответствии с новыми стандартами необходима реализация системно-деятельностного подхода, который нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучен...

Приемы и формы реализации системно-деятельностного подхода на уроках русского языка

О реализации принципов системно-деятельностонго подхода на уроках русского языка...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

Сущность реализации системно-деятельностного подхода - не вводить знания в готовом виде, а организовать исследовательскую работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и ...

«Приемы, используемые учителем, при организации работы учащихся в группе для реализации системно-деятельностного подхода»

Технология организации работы в группе является одной из технологий системно-деятельностного подхода. В настоящее время процесс учения – это процесс деятельности ученика....

Роль эксперимента на уроках физики. Особенности реализации системно-деятельностного подхода в обучении

Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо с...

Мастер-класс «Приемы самостоятельной работы с учебником в рамках реализации системно-деятельностного подхода»

Моё выступление на Едином методическом совете 28 апреля 2017 года  - это показ мастер-класса. Мой первый опыт...не судите строго....

Методический семинар "Пути реализации системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы"

Методический семинар "Пути реализации системно-деятельностного подхода в обучении на уроках  русского языка и литературы"...