ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ИДЕИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА, В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
статья по математике

Абдалязова Елена Саурбаевна

Статья для учителей, интересующихся современными педагогическими технологиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Абдалязова  Е.С., учитель математики

и информатики ГБОУ СОШ № 462 Пушкинского района

 Санкт-Петербурга

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ИДЕИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА, В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

В основе нового образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который заключается в том, что формирование личности обучающегося и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а находится в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Таким образом, традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, надо превратить в процесс развития личности ребенка.

В рамках деятельностного подхода обучающийся овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи .

Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями, что способствует формированию УУД.

Использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образования и монотонность учебного занятия, создает условия для смены видов деятельности обучающихся.

В своей педагогической деятельности я стараюсь применять различные технологии обучения.

Более подробно мне бы хотелось остановиться на педагогических технологиях на основе активизации и интенсификации деятельности обучаемых (проблемное обучение и технология развития критического мышления), и на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества и технология уровневой дифференциации). Эти педагогические технологии я стараюсь применять на своих уроках.

Рассмотрим некоторые из них, которые я наиболее часто использую на своих уроках:

  1. Технология критического мышления.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.

  1. Критическое мышление – мышление самостоятельное
  2. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.
  3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
  4. Критическое мышление основано на убедительной аргументации.
  5. Критическое мышление – мышление социальное [3].

Данная технология позволяет решать такие задачи, как: образовательной мотивации, информационной грамотности, социальной компетентности.

Данная технология способствует не только усвоению конкретных знаний, а социализации обучающегося, воспитанию доброжелательного отношения к людям. При обучении по данной технологии знания усваиваются значительно лучше, так как технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск ее решения.

ТРКМ включает в себя три стадии: вызова, осмысления и размышления.

Стадия вызова актуализирует имеющиеся знания обучающихся, пробуждает интерес к теме. Именно здесь определяются цели изучения материала.

Стадия осмысления нового материала (новой информации, идеи, понятия). Здесь происходит основная содержательная работа обучающегося с текстом. Причем «текст» нужно понимать достаточно широко: это может быть чтение нового материала в учебнике, осмысление условия задачи, речь преподавателя…

Стадия размышления или рефлексии. Здесь обучающийся осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к нему [3].

Все три стадии необходимо на уроке соблюдать, так как это отражает сложный мыслительный процесс. Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы ее применимости.

Данный прием предусматривает комплексный подход к изучению материала.

  1. Технология проблемного обучения

В условиях современного общества предъявляются все более высокие требования к обучающемуся как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Возникает необходимость формирования у обучающихся активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к образованию и самообразованию, критичности мышления.

В этом плане традиционная система обучения имеет значительные недостатки по сравнению с проблемным обучением.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению [4].

Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках: изучения нового материала и первичного закрепления.

Данная технология позволяет мне:

  • активизировать познавательную деятельность обучающихся на уроке, а это, в свою очередь, позволяет справляться с большим объемом учебного материала;
  • сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример здоровьесбережения;
  • использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации;
  • повысить самооценку обучающихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.
  1. Педагогика сотрудничества

В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест обучающихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

  • развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;
  • актуализируются полученные опыт и знания;
  • каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
  • повышается ответственность за результат коллективной работы;
  • совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала .

На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: темы занятия, контингента обучающихся, уровня их подготовленности и т.д. Считаю, что самым выигрышным вариантом является использование на уроках нескольких технологий сразу, что я и практикую в своей профессиональной деятельности.

Исходя из всего вышесказанного, хочется подчеркнуть, что традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание – «Все новое – хорошо забытое старое».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Самостоятельная работа как метод обучения может использоваться на всех этапах процесса обучения математике. Но во всех случаях необходимо учить учащихся приемам самостоятельной работы. Во всем мн...

Использование современных педагогических технологий, реализующих идеи системно-деятельностного подхода, в практике работы учителя русского языка и литературы

ВведениеВ настоящее время наука быстро развивается, поэтому знания о привычных вещах стремительно обновляются. Старые профессии становятся невостребованными, и чтобы оставаться конкурентноспособными, ...

Использование современных педагогических технологий на уроке Истории и обществознания (из опыта работы)

В данной статье, на основе личного опыта и применения собственной разработки урока обществознания, рассказывается о использовании технологии диалогового взаимодействия.Технология диалогового взаимодей...

Использование современных педагогических технологий на уроке информатики: от теории к практике

Внедрение новых образовательных технологий на уроках «Информатика и ИКТ» ведет к постоянному обновлению и модернизации необходимых ЗУН. Требуется формирование информационной компетентности...

«Современные педагогические технологии в практике работы учителя математики.»

laquo;Современные педагогические технологии  в практике работы учителя математики.»...

Использование современных педагогических технологий, реализующих идеи системно - деятельностного подхода, в практике работы учителя физики

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся “открывают” их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятель...

Системно-деятельностный подход в практике работы учителя английского языка

Системно-деятельностный подход в практике работы учителя английского языка...