Доклад «Методы работы с техническими средствами обучения. Программированное обучение».
учебно-методический материал на тему
Необходимость использования ИКТ на уроках в коррекционной школе VIII вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ- помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 31.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Павловский район
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края специальная (коррекционная)
школа – интернат станицы Старолеушковской
Доклад
«Методы работы с техническими средствами обучения.
Программированное обучение».
Подготовила
учитель письма и развития речи
Мастер Л.В.
2016 год.
«Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются».
К. Ушинский
Необходимость использования ИКТ на уроках в коррекционной школе VIII вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ- помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации. Отмечается несколько наиболее важных причин необходимости применения компьютера на уроках:
Во-первых, организация процесса обучения в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей с отклонениями в развитии.
Во-вторых, реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения.
В-третьих, расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций. А также при обучении в коррекционной школе большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании ИКТ. Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий должно встраиваться в систему обучения, а не осуществляться изолированно от решения основных коррекционных задач.
Организация учебного процесса в школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение данных технологий на уроках должно носит щадящий характер. Вместе с тем уроки с использованием компьютера следует проводить наряду с обычными занятиями; компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно.
Я с уверенностью могу сказать, что ИКТ в нашей школе используют все педагоги, более подробно мне бы хотелось остановиться на следующем вопросе.
В связи с острой проблемой экономии времени в ходе учебного процесса перед современной школой ставится задача - найти средства и приемы обучения, позволяющие максимально экономить время на уроке. Одним из таких средств, становится программированное обучение.
Под программированным обучением в педагогической литературе понимается такое обучение, которое осуществляется на основе специально составленных программированных пособий, особых средств и приемов обучения, позволяющих давать и проверять материал частями (например, алгоритм), а также с помощью обучающих машин. Материал как в программированном пособии, так и в программе, предназначенной для обучающей машины, разбит на мелкие дозы («порции», «шаги»). Освоив одну такую дозу материала, ученик сразу же (в пособии в виде задания или в виде команды от обучающей машины) получает небольшое практическое задание или вопрос, направленные на немедленное закрепление того, что было только что прочитано, на выработку практических умений и навыков.
На современном этапе методика русского языка располагает значительными возможностями для того, чтобы обеспечить квалифицированное объяснение нового материала, используя при этом различные методы и приемы, наглядные пособия, дидактический материал. Однако регулирование процесса обучения (т.е. управления познавательной деятельностью) чрезвычайно затрудняется тем, что при обычных формах даже успешного опроса и при проверке письменных контрольных работ учитель узнает о результатах своей работы на уроке и работы учащихся слишком поздно, иногда только через несколько дней (после проведения письменных работ), а при устном опросе хотя и на данном уроке, об уровне и качестве знаний лишь немногих опрошенных учащихся.
В коррекционной школе мы применяем элементы программированного обучения на этапе закрепления знаний. В литературе освещён опыт использования программированного обучения на уроках математики, русского языка, географии, обществознания, истории, биологии. В пользу применения этого метода свидетельствуют такие моменты, как возможность получения учеником информации о том, правильно или неправильно он выполнил задание, «наличие обратной связи), развитие самоконтроля, самостоятельности. При этом у учителя имеется возможность быстро выявить затруднения школьников, своевременно оказать им помощь.
Программированное обучение открывает новые возможности управления процессом усвоения знаний, способствует развитию навыков логического мышления, активности учащихся; однако надо иметь в виду, что наряду с достоинствами имеются и недостатки этого метода.
Прежде всего, ограничено речевое общение между учителем и учащимися, что снижает коррекционное значение речи, как средства развития мышления и его регулирующей функции в процессе обучения.
Кроме того, длительная интенсивная самостоятельная работа утомляет учащихся, их внимание и активность ослабевают. Тем не менее, умелое использование программированных заданий способствует повышение эффективности обучения на этапе закрепления знаний.
Программированное обучение предполагает коренное изменение форм и методов преподавания учебных дисциплин. Основной единицей усвоения становится не тема, рассчитанная на один, два, три урока, а самая минимальная порция материала, такая, что на усвоение ее требуются даже секунды. Очень эффективны при этом задания с выбором возможного ответа. Весь материал разбивается на множество элементарных «шагов», неразрывно связанных друг с другом. При этом решается ряд дидактических проблем: знания, умения и навыки закрепляются не после ознакомления с темой, а в процессе ее изучения; обеспечивается непрерывный самоконтроль (обратная связь); создаются условия установления индивидуального для каждого учащегося темпа работы.
Современная методика русского языка выделяет следующие виды программированного обучения:
- машинное;
- безмашинное.
Использование машинных видов программированного обучения возможно при наличии компьютеров в каждом классе. У нас в школе каждый класс оснащён компьютером, во многих классах есть экраны, интерактивные доски. Каждый учитель предметник использует в своей работе элементы программированного обучения с использованием компьютера. Это и различные тренажёры, и авторские презентации с элементами программирования на изучение тех или иных тем.
Я бы хотела рассказать об использовании элементов безмашинного программирования на уроках русского языка в 5-10 классах.
К безмашинному программированию относятся:
- перфокарты,
- алгоритмы,
- буквенные диктанты,
- сигнальные карточки и др.
Наибольшее распространение в коррекционной школе получили программированные задания по проверке знаний учащихся с помощью различных перфокарт. Количество перфокарт в комплекте соответствует количеству учеников в классе, это обеспечивает самостоятельность работы детей на уроке. Очень важно, что проведение работы такой формы позволяет не только проверить знания учащихся, сделать процесс обучения разнообразным и интересным, но и значительно сэкономить время проведения контроля и проверки.
В перфокарты, целесообразно закладывать несколько вариантов программированных заданий, что позволяет не только формировать у учащихся общие понятия, но и проводить большую работу по их дифференциации.
Их преимущество можно рассмотреть с двух сторон.
С одной стороны – это удобство работы:
- каждая перфокарта содержит 10-15 слов, в наборах по несколько карточек с разными словами;
- многократное использование перфокарты при замене подкладного листа (еще Дейл Карнеги (американский педагог, психолог и оратор) утверждал, чтобы ввести слово в активный словарь человека, оно должно быть использовано в речи не менее трех раз) позволяет ребенку одно и то же слово видеть, читать, решать орфографическую задачу несколько раз, запоминая это слово;
- щадящий режим письма для детей со слабой моторикой;
- проведение работы над ошибками именно с теми словами, написание которых не усвоил ученик;
- время, потраченное на выполнение карты первоначально около пяти минут, впоследствии уменьшается.
С другой стороны:
- перфокарты позволяют подходить дифференцированно к каждому ученику в усвоении темы;
- за короткий промежуток времени на уроке можно оценить работу большого количества учеников.
Алгоритм - это способ действия для получения определенного результата. Без овладения им какие-то звенья в применении правила обычно ускользают от внимания ученика. Отсюда грамматические ошибки. Использование алгоритмов упорядочивает процесс обучения, это достигается благодаря четкому описанию «шагов» в применении правила.
Важно, чтобы дети принимали участие в формулировании правила и составлении алгоритма. В таком случае они постигают смысл каждого шага алгоритма и легче запоминают последовательность шагов.
На уроке русского языка часто приходится сталкиваться с тем, что ученик, хорошо запомнивший правило, не может практически воспользоваться им. Над проблемой применения правил и успешного формирования навыков работало не одно поколение методистов, учителей, ученых-лингвистов. Д.И.Тихомиров в конце прошлого века писал, что недостаточно дать ученику правило, нужно указать ему пути применения этого правила на практике. Необходимо пооперационно, четко организованно применять правила при обучении орфографии.
В основе орфографического навыка лежат сознательные действия. И от того, как организовано необходимое умственное действие, насколько оно осмыслено учеником и упорядочено, как совершается руководство действием, зависят качества навыка — прочность, осознанность, обобщенность, возможности для переноса. Сознательность действий обеспечивается разложением сложного действия на составные части и выполнением его по частям. В результате повторений развернутое действие становится проще, экономнее, более гибким и точным и наоборот.
Так, сложное действие по определению проверяемых гласных в корне бывает связано с выполнением более десятка частных операций. Если выпадет хотя бы один элемент, то схема нарушится, что вызовет у детей затруднения. Поэтому к данной схеме можно применить алгоритмизированную систему обучения, где каждая операция это определенный алгоритм. Система алгоритмов выводится вместе с учителем, затем отрабатывается, со временем сокращается и ученики начинают самостоятельно работать.
Например, при изучении безударных окончаний глаголов можно использовать следующий алгоритм:
Как проверить Е - И в безударном личном окончании глагола(Мы поед..м в кино) что сделать? поехать
1.Поставь глагол в неопределённую форму (Что делать? Что сделать?).
2.Проверь, оканчивается ли неопределённая форма на –ИТЬ.
ДА НЕТ
Глагол 2 спряжения глагол 1 спряжения
Пиши И Пиши Е
3.В одиннадцати глаголах – исключениях (2 склонение) пиши только И
Смотреть, видеть, вертеть, терпеть, зависеть, обидеть, ненавидеть, гнать, держать, слышать, дышать.
Алгоритмы обучения с успехом используются многими учителями, проявляющими интерес к организации мыслительной деятельности учащихся. Но обычные традиционные формы обучения ограничивают возможности алгоритмов, не дают им проявить свое действие в полную меру. На некоторых этапах работы по алгоритму появляется необходимость в иных формах организации учебного процесса, обеспечивающих постоянный пооперационный контроль за деятельностью учащихся. Такой формой выступает программированное обучение.
После знакомства с алгоритмом учащимся предлагается ряд тренировочных упражнений, направленных на формирование умения объяснять правописание приставки с помощью алгоритма. Учитель дает учащимся образец рассуждения.
В конце урока учитель проводит буквенный диктант, который помогает осуществить первичный контроль и выявить уровень усвоения учащимися нового материала.
Методика проведения буквенного диктанта: учащиеся записывают в строчку девять цифр. Затем им диктуется десять слов на изученную орфограмму, порядок каждого из которых совпадает с соответствующей цифрой. Дети должны под каждой цифрой записать только конечный согласный приставки. Данный вид работы мной был апробирован в 10 и 9 классах, для уч-ся 6,7 классов это трудно. Также здесь можно использовать диктант - «Молчанку» - с использованием сигнальных карточек.
На дом учащимся дается такое задание, которое позволяет им максимально закрепить навык правописания, полученный на уроке.
На следующем уроке проверку домашнего задания мы проводим используя перфокарту. Это позволяет нам сэкономить время, подвергнуть контролю каждого учащегося, максимально быстро оценить работу учеников. Детям предлагается словарный диктант из 16 слов. По окончании работы в качестве метода проверки и контроля используем взаимопроверку. Учитель сообщает классу правильные ответы, учащиеся сопоставляют ответы друг друга с контрольными и выявляют допущенные ошибки.
Таким образом, на примере изучения некоторых тем, я попыталась вам рассказать о возможностях программирования на уроках русского языка. Элементы можно использовать и на других уроках.
Можно по-разному относиться к этому виду обучения, принимать его или опровергать полностью, но ясно одно - каждый творчески работающий учитель должен стремиться к разнообразию форм и методов своей работы, совершенствованию преподавания своего предмета.
Исследования ученых и многолетний опыт апробации программнопедагогических средств подтверждают мысль о том, что одним из путей достижения высокой орфографической грамотности можно считать разумное сочетание традиционного и компьютерного обучения русскому языку. Это помогает оптимально подойти к проектированию системы обучения, гармонично сочетать работу на компьютере с другими видами деятельности при обобщении грамматико-орфографических знаний о языке. Специальная компоновка теоретического и практического языкового дидактического материала, способы его структурирования и подачи призваны реализовать в наиболее полном виде образовательные, развивающие и воспитательные функции обучения.
Если говорить о машинном программировании, то обучающие и тренировочные программы построены так, что учащиеся успешно усваивают ориентировочную основу действий по правилу. Это ведет к свертыванию операций, к быстрому выполнению их в уме.
Машина осуществляет экстренную обратную связь информирующего и контролирующего характера, помогает оценить успешность каждого этапа процесса совершенствования знаний, умений и навыков учащихся. После работы с программой на экран выносятся ошибки в написании, в определении части слова, где встречается орфограмма, а также в выборе правила.
Пошаговый контроль предоставляет учителю реальную возможность подобрать и предложить ученику индивидуальные задания для дальнейшей работы корректирующего характера, которая направлена на совершенствование правописного навыка. Компьютер дает возможность реализовать дифференцированный подход к обучению.
В компьютерные программы может быть заложен большой массив языкового материала, дифференцированный по вариантам. Главная задача использования дидактического материала, представленного в том или ином варианте в компьютерных программах, — добиться такого качества знаний, которое окажется необходимым и достаточным для автоматизации навыка грамотного письма каждого ученика.
Кроме того, на уроках обобщающего повторения прививается культура общения, так как большое внимание уделяется формированию доброжелательных межличностных отношений при организации коллективных форм работы, когда учащимся предлагается в парах или группах анализировать, обсуждать придуманные тексты, составлять диктанты, совместно проверять выполненные задания. Благодаря применению информационных технологий повышается интенсивность работы на уроке. Применение компьютера на уроках обобщающего повторения повышает практическую грамотность; усиливает интерес к урокам русского языка; положительно влияет на работоспособность учащихся; способствует созданию благотворного микроклимата в коллективе школьников.
Проблема в том, что программированные пособия в основном разработаны для массовых школ, а для учащихся коррекционных школ, мы можем использовать тренажёры и пособия, предназначенные для начальной школы. Что мы и делаем. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что использование ТСО открывает перед нами новые возможности в обучении, воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, но во всём должна быть мера. Никакой компьютер не заменит учителя, и живого общения между детьми и педагогом.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Дидактические материалы по орфографии с компьютерной поддержкой / Н.Н. Алгазина, З.П. Ларских, Г.И. Пашкова, Е.И. Фитковская; Под рук. Н.Н. Алгазиной. М., 2009.
2. Гадустова Е.В. Использование информа ционных технологий при изучении орфографии // Начальная школа. 2009. № 9.
3. Ларских З.П., Ларина И.Б. Обучение грамматикоорфографическим темам в начальной школе с компьютерной поддержкой (4 класс): Учеб.метод. пос. / З.П. Ларских, И.Б. Ларина.
4.Алгазина Н.Н. и др. Обучение орфографии с применением компьютерных технологий: методика и опыт // РЯШ.- 1999.- N6.
5.Заморева Е.М. Поэтапная обработка орфографических навыков на основе алгоритмов. -М.- 1977.
6.Молоков Ю.Г., Молокова А.В. актуальные вопросы информатизации образования//Образовательные технологии: Сб. науч. ст. Вып.1./Под ред. И.М. Бобко. – Новосибирск: СИОТ РАО, 1997.
7. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе, -М.: Просвещение, 1980.
8. Федоренко Л.П. Вопросы программированного обучения. //РЯШ. -1968.-№1.
9. Алгазина Н.Н., Ларских З.П., Пашкова Г.И. и др. Дидактиче материалы по орфографии с компьютерной поддержкой. -М.: Проев ние, 1996.
10. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка. -М.: Просвещение, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "О работе и свойствах мышц в процессе обучения игре на скрипке".
О причинах возникновения мышечного напряжения у начинающих. Самым большим злом в процессе обучения ученика игре на скрипке является напряжение мышц всего его тела. Это напряжение появляется с п...
Доклад "Метод проектов как форма индивидуализации в процессе обучения английскому языку студентов педколледжа"
В докладе раскрывается опыт работы по использованию учебных проектов в процессе обучения иностранному языку в педагогическом колледже. Доклад сопровождается презентацией и Дневником проектной деятельн...
Презентация к докладу "Метод проектов как форма индивидуализации в процессе обучения английскому языку студентов педколледжа"
Презентация к докладу "Метод проектов как форма индивидуализации в процессе обучения английскому языку студентов педколледжа"...
Примеры реализации методов: проблемного обучения, математического моделирования, программированного обучения
Пример реализации методов: проблемного обучения, математического моделирования, программированного обучения...
Доклад "Система работы со слабоуспевающими обучающимися по предметам обучения"
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использую новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения....
презентация к докладу на тему «Активные приёмы, средства и способы обучения на уроках истории»
laquo;Активные приёмы, средства и способы обучения на уроках истории»...
Доклад :ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ
Технические средства обучения на занятиях....