Доклад :ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ
учебно-методический материал по музыке
Технические средства обучения на занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технические средства обучения | 38.23 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методический доклад
Преподавателя МБУ ДО ДШИ им Е. Поленовой
Мошнакова Юрия Васильевича
Тема:
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ В
МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2021г.
В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. Почти каждый современный человек имеет дома компьютер, мобильный телефон, умеет обращаться с фото- и видеокамерами.. Человечество использует новые технологии себе во благо, в том числе, и для обучения. "Широкое привлечение современных технических средств обучения будет способствовать повышению качества музыкального образования, развитию интереса к музыке и музыкальным занятиям, более глубокому восприятию детьми явлений искусства, вовлечению в активную музыкально-творческую деятельность, формированию многообразных представлений о различных гранях музыкального искусства, расширению художественного кругозора школьников, созданию ярких эмоциональных впечатлений"
Современный учитель музыки, как один из важнейших участников образовательного процесса, не может не учитывать в своей работе результатов постоянного и стремительного совершенствования информационных технологий.
Технические средства обучения являются важнейшей составляющей частью уроков в музыкальной школе. Этот раздел, к сожалению, полностью отсутствует в действующей программе. Использование ТСО позволяет интенсифицировать и индивидуализировать обучение, сделать его максимально полезным и интересным для каждого ученика, свести к минимуму нетворческий труд преподавателя.
В зависимости от выполняемых функций, технические средства обучения подразделяются на информационные и программированные.
Информационные ТСО предназначены для односторонней связи с учащимися. На уроках из них широко используются аудиосредства - проигрыватели грампластинок и компакт-дисков, магнитофон и синтезатор.
Проигрыватель грампластинок является «вчерашним днем» по качеству звучания и возможностям использования и может применяться весьма ограниченно.
Одним из самых полезных и распространенных технических средств обучения является компьютер, который имеется в семье практически каждого ученика. Основными видами работы с его применением являются музыкальный диктант и слуховой анализ.
На уроке можно использовать для анализа записи произведений в реальном звучании или упражнения для определения на слух одним или несколькими учениками в наушниках.
Очень велика роль использования аудиозаписей в домашней работе учеников над слуховым анализом. На диске могут быть записаны ступени в ладу, интервалы и аккорды от звука и в ладу, последовательности интервалов и аккордов в ладу. После проигрывания упражнения следует пауза, а затем произносится название каждого прозвучавшего элемента, чтобы учащийся смог проверить себя.
Значимым и неоценимым подспорьем в работе является наличие возможности обращения в ходе урока к аудио- и видеофрагментам. Содержимое дисков CD и DVD позволяет обучающимся слушать музыку в качественной записи или просматривать фрагменты произведений видеозаписи.
Содержание данных видов работы также должно изменяться от младших классов к старшим. Возрастает количество сыгранных без повторения тоники ступеней, расширяется диапазон их звучания. Интервалы и аккорды, кроме тематического расширения, сопутствующего прохождению материала, играются от звука в более быстром темпе в мелодическом звучании, в том числе, с включением исполнения в нисходящем движении. Они же в гармоническом звучании играются все более отрывисто и смещаются, равно как и данные в мелодическом звучании, из первой во вторую и малую октавы. Последовательности интервалов и аккордов возрастают по количеству созвучий и темпу исполнения.
Синтезатор на занятиях дает значительные возможности для выполнения учениками творческих заданий:
• подбор голосов и аккомпанемента к данной мелодии или басу, в том числе, работа в режиме автоаккомпанемента с его богатыми выразительными
возможностями; '
* [1]
- построение фактуры, аранжировка (инструментовка);
- досочинение мелодии или цельного музыкального отрывка;
- сочинение с использованием проходимого теоретического материала, данных
средств выразительности, формы или жанра;
- подбор песен, в том числе, с собственным аккомпанементом;
- свободное сочинение песен и инструментальных пьес;
- импровизация.
Данные задания могут выполняться как дома учениками, имеющими синтезаторы, так и на уроке, в том числе, с наушниками, что позволит индивидуализировать и дифференцировать групповое обучение. Значительно оживить урок, придать ему характер творческой соревновательности можно с помощью введения музыкально-игровых ситуаций. Звуковой материал электронного инструмента позволяет устраивать некоторые необычные и полезные для музыкального развития детей игры. К ним можно отнести, например, следующие игры:
- «звуковые картины», которые придумываются и обыгрываются детьми с помощью шумовых эффектов синтезатора;
- «музыкальную цепочку», в которой дети поочередно импровизируют или исполняют знакомые мелодии под автоаккомпанемент учителя, и т.п.
На многих синтезаторах Casio имеется функция 3-Step lesson (3-х этапное обучение). Ее цель - освоение записи нот и их расположения на клавиатуре.
Программированные технические средства обучения связаны с применением компьютеров.
При программированном обучении происходит реализация в условиях группового обучения модели «преподаватель - один учащийся». Программированное обучение по своей сути не противоречит дидактическим принципам, выработанным педагогической практикой, однако при таком обучении создаются более благоприятные условия для реализации этих принципов. Преимущество такого обучения - в постоянной активной работе каждого учащегося, воспринимающего и перерабатывающего учебный материал. Активность учащегося поддерживается в течение всего периода обучения, так как он самостоятельно осмысливает материал, применяет полученные знания при выполнении учебных заданий. Узнавая правильность выполнения заданий, учащийся убеждается в том, что тема усвоена. При этом знания учащегося проверяются систематически, обстоятельно и полно, охватывая весь учебный материал. При выявлении допущенных ошибок, учащийся может своевременно доработать текущую тему. Темп изучения материала индивидуализирован - учащийся работает над каждым разделом, пока ’не усвоит его. Оставшееся время сильные ученики могут употребить на углубление своих знаний.
При программированном обучении программируется не только материал, который учащиеся должны усвоить, но и процесс усвоения, то есть деятельность учащихся. Программирование деятельности учащихся зависит от того, как именно составители программ понимают эту деятельность и закономерности ее формирования. Программированное обучение ведет свой отсчет с начала 20-х годов XX века, когда С. Пресси сконструировал механическое устройство для Проверки и оценки материала на уровне простейших тестов. Его устройство состояло из заданной последовательности вопросов, которые поочередно появлялись в демонстрационном отверстии. Учащийся выбирал один из готовых ответов, приведенных на карточке или листе, и нажимал кнопку, соответствующую этому ответу. Таким образом, применялся выборочный метод, причем только при правильном ответе перед учащимся появлялся новый вопрос.
В наше время тотальной компьютеризации обучения отечественная музыкальная педагогика, в силу различных причин, в том числе, материального характера, к сожалению, пока стоит в стороне от этого процесса. Думается, что наведение мостов зависит в большей степени от самих музыкантов, чем от специалистов технических профилей, предлагающих свои услуги. Одним из решений проблемы, например, могла бы стать запись обучающих программ для домашних занятий учащихся, многие из которых имеют компьютеры дома. Подобные программы могут оказаться весьма перспективными. Они способствуют интенсификации процесса обучения, его дифференциации и индивидуализации, помогают разгрузить преподавателя от рутинной части работы, повышают коэффициент полезного действия и интерес урока.
При обычной схеме обучения учащийся способен визуально воспринять 100 бит информации в секунду, усвоить (т.е. осмыслить полученную информацию) — до 50 бит в секунду (что в 2 раза меньше результатов процессов восприятия). Мультимедийные компьютеры объединяют текст, графику, мультипликацию, видео и звук. Компьютер может визуальным путем передавать до 1000000 бит информации в секунду, звуковым - до 10000 бит в секунду. Сочетание звуковой и визуальной информации, переданное с помощью ярких и запоминающихся заданий, практически неограниченно увеличивает объем воспринимаемого учащимся материала. В результате обучение приобретает в некотором роде черты игры и перестает быть чем-то обязательным, становясь, наоборот, интересным и подчас захватывающим.
Вместе с тем, компьютерные обучающие программы, разумеется, не призваны и не в состоянии заменить педагога. С их помощью могут освоить пропущенный теоретический материал вышедшие после болезни учащиеся, или, наоборот, изучить его более глубоко или с опережением ученики, превышающие средний уровень группы. Кроме того, эти программы дают возможность каждому учащемуся практиковаться в выполнении требуемых заданий, мгновенно проверяя правильность каждого своего ответа, и позволяют затем быстро и объективно оценить уровень его знаний; все это - без отвлечения педагога от хода проведения урока с остальными членами группы.
Особенно богатыми дидактическими возможностями обладают мультимедийные технологии, основывающиеся на интерактивном объединении текста, звука, видео и анимации. Использование их в учебном процессе способно заменить многие традиционные для школы технические средства обучения, обогатив любой урок качественными наглядными, аудио- и видеоматериалами, способствуя при этом активному включению в учебный процесс обучающегося, пониманию и запоминанию им учебного материала. В работе со школьниками я опираюсь на художественное содержимое CD, представленных фирмой "Кирилл и Мефодий" Москва, ООО "Нью Медиа Дженерейшн", 2004 ("Шедевры музыки"г "Энциклопедию Рока, Джаза и Поп музыки"), "Энциклопедию классической музыки" из серии "Интерактивный мир" Москва, ЗАО "Коминфо", 2000, "Заполярные фантазии" МОИПКРОиК, Мурманск, 2005, которые дают возможность ознакомиться с высоким искусством, наслаждаться мастерством многих известных исполнителей.
В контексте рассматриваемого вопроса неоценимую пользу оказывает программа PowerPoint, к использованию которой я прибегаю при изучении творчества того или иного композитора. Обращение к этой программе дает возможность иллюстрировать свой рассказ необходимыми тематическими видеофрагментами без перегрузки зрительного пространства.
Сегодня практически каждый учитель понимает, что его профессиональная деятельность может стать более насыщенной и интересной, если обращаться к возможностям новых обучающих компьютерных технологий, использовать средства и ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет. Музыкальная коллекция (http://music.edu.ru) - коллекция, в которой представлено более 200 фрагментов русских и зарубежных музыкальных произведений ,а также биографии композиторов, статьи, справочный материал. Имеется толковый словарь музыкальных терминов.
Работа, организуемая учителем музыки с помощью новейших информационных технологий, способствует привлечению детей к самостоятельному изучению предмета, развитию их умений ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное, важное для всех участников такой деятельности.
Внедрение обучающих программ не уменьшает роли преподавателя, его ответственности за ход и результаты обучения. Наоборот, значение его даже возрастает, так как он должен решать более сложные методические вопросы, глубже вникать в психологию учащихся, анализировать причины возникающих трудностей у отдельных из них в усвоении учебного материала и принимать меры по их преодолению. Освободившись от нетворческой технической работы (проверка контрольных работ, повторное объяснение материала пропустившим урок ученикам и т.д.), преподаватель может уделять больше внимания индивидуальной работе с учащимися, особенно, с отстающими. При программированном обучении несколько изменяется методика групповой работы. Преподаватель должен в сжатое время раскрыть основные теоретические положения и понятия, а также дать необходимые методические советы по самостоятельной работе с программированными материалами.
Умение педагога-музыканта применять новые информационные технологии в своей профессии скоро, очевидно, станет совершенно необходимым. Компьютер с успехом поможет педагогу в выполнении трудоемких операций (например, проигрывание музыкального диктанта и его проверка), позволит увлечь ученика яркими игровыми формами взаимодействия, которые могут быть легко достигнуты при разработке соответствующих приложений. Причем педагог может разработать такие приложения сам, учитывая специфику своей методики преподавания, так как для этого не требуется каких-либо глубинных знаний системного программирования. Достаточно хотя бы немного владеть мультимедийными средствами разработки типа Macromedia или такими простыми стандартными средствами, как HTML и JavaScript. Кстати, в последнем случае становится возможным организовать интерактивное обучение через Интернет дополнительно к традиционным занятиям в музыкальной школе. Не исключено, что такого поворота событий вполне можно ожидать в самом ближайшем будущем, и не только в сфере музыкального образования.
Функции, выполняемые компьютером, находятся в прямой зависимости от содержания деятельности педагога и ученика. По существу оба они передают компьютеру часть своей деятельности.
Отсюда общая тенденция развития функциональных возможностей компьютера заключается в постоянном увеличении количества функций. Основная перспектива использования компьютерных технологий - это моделирование человеческой деятельности. Из видов музыкальной деятельности это касается прежде всего сочинения, исполнения и обучения. Признавая невозможность абсолютно полного и адекватного воспроизведения компьютером человеческой деятельности, нельзя определить и то, до каких пределов простираются возможности ее моделирования. В этом — залог уверенности в перспективности развития обучающих компьютерных технологий.
Можно ли предугадать, как будет развиваться музыкальная культура в наступившем XXI веке? Думается, отчасти - да. Никто не может знать конкретных событий, искусственную электроакустическую среду, что обогатило тембровую палитру музыкального ожидающих нас в этом тысячелетии. Но попробуем в своих размышлениях опереться на некоторые тенденции развития музыкальной культуры XX века.
За прошедшее время музыка в корне изменилась. Крайними точками пройденного пути оказались примитивные народные инструменты и инструменты современные, обладающие несравнимо более широкими художественными возможностями. Особенно сильные изменения в музыке произошли в XX веке - веке научно-технической революции. Результатом освоения достижений цивилизации стало появление электро-музыкальных инструментов и возможность свободно творить звучания, расширило его динамический размах и придало многообразие его пространственным характеристикам. Опираясь на эти средства, музыка значительно расширила свой образно-содержательный потенциал. Обретя электроакустическую трибуну, музыка из элитарных концертных залов буквально ворвалась в быт людей. Она превратилась в самый активно потребляемый вид искусства. Учитывая постоянно ускоряющиеся темпы развития компьютерных технологий, можно предвидеть, что и за музыкальными инструментами на цифровой основе большое будущее.
Перед музыкальной педагогикой возникает новая задача подготовки музыкантов: может ли, скажем, преподаватель игры на фортепиано обучать игре на синтезаторе? Ведь ему придется столкнуться не только с исполнительскими, но также и звукорежиссерскими проблемами. Данным вопросом занимались Зеленев В.И., Апухтин А.Ю., Красильников И.М.
В процессе работы над темой были изучены и проанализированы технические возможности применения в педагогическом процессе следующих технических средств: клавишный синтезатор, мультимедийные средства персонального компьютера, средства MIDI, лазерный проигрыватель (CD-DA), минидисковая дека (MD-DA), радио караоке-микрофон "Leadsinger", система видео-караоке "LG".
Реализация поставленных задач возможна при комплексном подходе к образовательному процессу . Наши ученики изучают музыкальную психологию, которая позволяет рассматривать особенности восприятия не только классической, но и эстрадной музыки, учитывать эту специфику в собственной деятельности. Музыкально-теоретические дисциплины помогают осознавать стилистические особенности джазовой и поп-музыки. Изучение новых компьютерных технологий позволяет овладевать практическими навыками работы с техническими средствами бучения. Весь перечисленный комплекс дисциплин синтезируется в изучении методики музыкального образования.
Широкое распространение цифрового инструментария и новых технологий в области технических средств обучения открывает перед музыкальной педагогикой новое, очень перспективное направление деятельности. Благодаря этому становится реально осуществимой, волновавшая лучшие педагогические умы мечта о массовом приобщении вступающих в жизнь людей к активным формам музыкального творчества, что дает мощный толчок развитию музыкальной культуры общества.
[1] «звуковая угадайка», где один ученик подбирает и озвучивает на этом
инструменте тембры, а другой пытается их определить; л - \
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение современных технических средств обучения в образовательном процессе
Применение ТСО может быть связано не только с уроком, но и со внеурочной деятельностью.В данном материале вашему вниманию предлагается компьютерная презентация ученицы МБОУ "Арьёвская СОШ" Кошки...
О необходимости внедрения электронных технических средств обучения на уроках сольфеджио
Разработка содержит обоснование применения новых технологий в процессе обучения музыкально-теоретическим дисциплинам. Также предлагаются методические принципы и формы работы с использованием компьютер...
О необходимости внедрения электронных технических средств обучения на уроках сольфеджио
Разработка содержит обоснование применения новых технологий в процессе обучения музыкально-теоретическим дисциплинам. Также предлагаются методические принципы и формы работы с использованием компьютер...
Методика и содержание обучения учащихся 5 классов с применением технических средств обучения.
В данной работе представлена авторская программа раздела с пояснительной запиской. Разработаны методические подходы к организации учебного процесса с составлением планов-конспектов уроков. Приве...
Статья "Лингафонный кабинет, как техническое средство обучения в изучении иностранного языка"
Раскрывается целесообразность использования лингафонного кабинета...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Качество изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» во многом будет зависеть от создания требуемой учебно-материальной базы ОБЖ и использования ее элементов в процессе обучения. И...
Доклад «Методы работы с техническими средствами обучения. Программированное обучение».
Необходимость использования ИКТ на уроках в коррекционной школе VIII вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ- помощник в освоении нового, разв...