Способы взаимодействия с «особыми» детьми
статья по теме

 

Теоретики и практики российской педагогики признают необходимость построения педагогического процесса на основе  учета не только общих, но  и индивидуально-психологических особенностей ребенка. Особенно актуальным это является в работе с детьми – сиротами, имеющими отклонения в развитии.  В работе с такими детьми часто приходится сталкиваться с их деструктивным поведением, с нарушением их эмоционального состояния. В чем кроется причина такого поведения, как вести себя педагогу, чего делать категорически нельзя?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sposoby_vzaimodeystviya_.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Способы взаимодействия с «особыми» детьми

 (тревожными, агрессивными, гиперактивными)

В условиях сиротских учреждений у детей отмечается задержка психического развития, зачастую эмоционально обусловленная: противоречивость, повышенная возбудимость, сильная острота симпатий и антипатий к людям, импульсивность поступков, чрезмерные страхи, беспричинная веселость, равнодушие… Развитие личности ребенка, лишившегося матери, идет по, так называемому, невротическому типу, когда на передний план выступают разного рода защитные механизмы. Ребенок чувствует себя одиноким, нелюбимым, обманутым и брошенным. Такие мысли провоцируют реакции протеста, подавленное настроение.

В трудной ситуации ребенок начинает вести себя непредсказуемым образом. В состоянии утомления или при общем ослаблении организма дети реагируют на все мелочи вспышками раздражительности. Бросается в глаза агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину, т.е. по существу, доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях. Вместо умения самому справляться с трудной ситуацией отмечается тенденция к аффективному реагированию, обиде, перекладыванию ответственности на других.

У многих детей с нарушением интеллекта, наблюдаются дисфории (эпизодические расстройства настроения), нередко отмечаются тревога и агрессивные проявления, направленные на себя и взрослых.

 Иногда расстройства настроения проявляются в виде особого, также ничем не мотивированного повышения настроения. В этом состоянии эйфории дети становятся нечувствительными к объективной реальности. Они продолжают смеяться, веселиться даже после получения двойки.

Встречаются также и другие нарушения эмоционального состояния – апатии. Дети высказывают мысли совершенно не свойственные детскому возрасту: безразличие к жизни, к людям, утеря детских интересов.

Преобладающие переживания, постепенно фиксируясь, образуют те или иные свойства характера (угрюмость, раздражительность, гнев, равнодушие, жизнерадостность, легкомыслие и др.).

Одним из эмоциональных нарушений является тревожность.  Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Тревога – это эпизодические проявления беспокойства и волнения.

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта и  может быть вызвана:

  • негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение
  • неадекватными, чаще всего завышенными требованиями
  • противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку педагоги

Доминирующей эмоцией в синдроме тревожности является страх. Следует различать значение «состояние тревожности» и тревожность как «черта личности». Тревожность часто оказывается связанной с чувствительностью и уязвимостью. Те слова, на которые обычный ребенок не обращает внимания, тревожный реагирует остро, испытывает большое чувство вины.

В сиротских учреждениях у детей слабо формируется картина мира и не складывается система взглядов, соответствующая высокому уровню развития личности. Когда важнейшие потребности ребенка не удовлетворены, он переживает устойчивое эмоциональное неблагополучие, выражающееся в ожидании постоянного неуспеха. Такие дети не уверены в правильности собственного поведения, своих решений: всего бояться, очень ранимы, мнительны, повышенно чувствительны.

Тревога – эмоция, возникающая при общей оценке ситуации, как неблагоприятной, является частым эмоциональным феноменом, некоторые исследователи считают ее нашим «сторожем» и определенный уровень – нормой, который просто необходим для гармоничной полноценной жизни. Если она мобилизует на преодоление препятствий и решение задач – это конструктивная тревога. Критерии конструктивной тревоги – умение дать себе отчет в её причинах, не впасть в отчаяние в сложной ситуации, наметить разумные пути к выходу из положения.

Подобные эмоциональные нарушения могут вызвать агрессивность, которая может выступать средством защиты и самоутверждения, протеста против каких-либо условий и требований. Такое поведение обуславливается постоянным пребыванием в достаточно узкой группе сверстников, досугом, спланированным и организованным взрослыми, дефицитом общения.

Агрессия (от латинского – нападение, приступ) – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. д.) Агрессивность – свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии». Таким образом, если агрессия – это действие, то агрессивность – готовность к совершению таких  действий.

Стремление к общению с взрослыми и одновременно повышенная зависимость от взрослых может приводить к агрессии. Глубокие исследования природы человеческой агрессии содержатся в трудах психолога Фромма. Согласно Фромму механизм человеческой агрессивности лежит в условиях существования, по своей природе человек не является разрушителем, а присущие ему злоба, жестокость – приобретенные свойства. Задушенная внутренняя свобода и рождает, по убеждению Фромма, синдром насилия. Фромм выделяет доброкачественную и злокачественную агрессивность. Первая имеет инстинктивную природу, т.е. является биологической адаптацией, способствующей поддержанию жизни, и возникает как реакция на угрозу. Злокачественная агрессия проявляется в деструктивности, жестокости, не является защитой от нападения и угрозы. Единственной её целью является получение удовольствия. Нереализованная потребность в любви и признании, эмоциональная нестабильность положения ребенка в условиях сиротского учреждения открывает ему право к правонарушению. Дети интуитивно понимают: полагаться можно только на себя и поэтому утверждают себя всеми доступными средствами: дерзят, нарушают нормы. Это говорит о демонстрации потребности в самостоятельности.

Виды агрессии:

Одним из нарушений эмоционального развития является гиперактивность или так называемый «гипердинамический синдром», который связан с микроорганическими поражениями головного мозга. Основными признаками этого синдрома является отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Гипердинамичный ребенок импульсивен, непредсказуем. Он и сам не знает, что сделает в следующий миг. Действует, не задумываясь о последствиях, но без злого умысла. Искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Это самый шумный ребенок в коллективе. Гиперактивные дети имеют, как правило, низкую успеваемость в школе, поскольку их поведение не соответствует возрастной норме и затрудняет включение их в учебную деятельность. Такие дети нетерпеливы, не умеют дождаться своей очереди во время игр, не способны сосредоточиться, выслушать до конца вопрос, не умеют концентрировать внимание при выполнении заданий, совершают опасные действия, не задумываясь о последствиях. Таким образом, основные характеристики гиперактивного ребенка – расторможенность, отвлекаемость, импульсивность.

Рекомендации:

  • важно найти у ребенка его сильные стороны
  • во время выполнения задания важен нейтральный голос, поддерживать ровный тон – золотую середину
  • нужно постоянно договариваться о чем-то (например, заранее о том, что через дорогу переходим за руку)
  • можно ввести систему жетонов (возможность научить ребенка контролировать себя); хороший поступок – дали жетон, плохой – взяли назад (не отчитывать, не ругать, а просто забирать жетон за плохой поступок). А затем поощрение за определенную сумму набранных жетонов, но не обязательно материальное, лучше что-то полезное, что ребенок особенно любит (поехать на футбол, дольше посмотреть телевизор)
  • вводить и составлять правила вместе с ребенком
  • чтобы не делать много замечаний, можно договориться о секретном знаке
  • инструкции давать четко, понятными ребенку словами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

очень полезные сайты для специалистов работающих с "особыми детьми"

1 Много интересных и полезных презентаций и материалов по современным технологиям работы с проблемами аутичных детей (АВА, сенсорная интеграция, дополнительная коммуникация и т....

Методическое пособие "Речевые игры в логопедической работе с "особыми детьми".

Игры, представленные в пособии, могут использоваться на логопедических занятиях по автоматизации звуков с детьми специальных классов. Они адаптированы для данной категории детей....

Особенности работы воспитателя с «особыми детьми» в условиях группы прдленого дня (ГПД)

Коррекционная работа должна вестись  в нескольких направлениях одновременно, среди которых одно может оказаться приоритетным.На начальных этапах  проведения коррекции, должны преобладать инд...

Работа с "особыми детьми"

Работа с "особыми детьми" - деликатная. Поэтому основываться должна на принципах уважения, равенства и и отношения "как к здоровым "детям....

"Учиться с пользой для здоровья" Какие технологии обучения использовать с особыми детьми , имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата.

Материал занятия-консультации по теме "Учиться с пользой для здоровья" содержит инфорацию о здоровьесберегающих технологиях в образовательном процессе. Чтобы ребенок учился с пользой, он дол...

Логопедическая работа с "особыми детьми"

Презентация для педагогов по развитию речи детей с РДА...