Методы и приемы ознакомления с новым материалом на уроках истории и обществознания
учебно-методический материал
Доклад на ГМО учителей истории и обществознания г.Льгова 2019г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_gmo_metody_i_priemy.doc | 213.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
Методы и приемы ознакомления с новым материалом
на уроках истории и обществознания
Современное образование, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставит умения применять полученные знания в новых ситуациях в условиях самостоятельной жизни, а также умения нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения. Для решения поставленных задач требуются эффективные формы организации образовательного процесса, новые педагогические технологии, активные методы обучения.
Основная деятельность педагога заключается в развитии, воспитании и обучении учащихся и осуществляется с помощью методов и приёмов обучения.
Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
- Пассивные методы;
- Интерактивные методы.
- Активные методы.
- Метод кубирования.
Этот метод позволяет увидеть и понять многогранность, а порой и противоречивость жизни человека и общества. Он позволяет находить множество признаков, характерных черт, особенностей событий и явлений (ребятам иногда требуется не куб, а многогранник), помогает вычислить недостающие звенья. С его помощью можно рассматривать явления, события с различных сторон, позиций, выделяя при этом «светлых» и «темных» сторон, положительные и отрицательные признаки и последствия. Например, изучение в старших классах феномен человека. Человек может быть представлен как результат эволюции животных видов, как уникальное в природе разумное существо, обладающее сознанием, как субъект экономической, политической, социальной и духовной сфер общества, как носитель ценной информации, как самая страшная угроза для природы. Этот приём можно использовать как при изучении нового материала, так и при проверке домашнего задания.
- Метода кейса.
Освоение приема кубирования является залогом успешного применения метода кейса. Кейс – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся для самостоятельной работы.
Пакет кейса включает в себя:
- вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления);
- информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности);
- стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами);
- исследовательский кейс (результаты анализа ситуации представляются в форме изложения);
- тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков - логических и т.п.).
Метод кейса удобно использовать при изучении крупных событий, явлений общественной жизни, например, для составления портрета эпохи (как не вспомнить новое задание ЕГЭ по истории в 11 классе). Причем можно использовать как самостоятельное задание для старшеклассников, так и уже готовые кейсы при изучении нового материала в среднем звене.
Еще одна проблема, с которой часто встречаются – это низкая техника чтения пятиклассников и слабые навыки работы с учебным текстом. Помочь справиться с проблемой помогают приемы инсерта, лингвистического анализа, шифрования, синквейна и кластера.
- Инсерт.
Инсерт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо, используемый при работе с текстом, с новой информацией. В методике Инсерт часто называют и технологией эффективного чтения. Суть приема заключается в маркировке текста значками по мере его чтения. В процессе чтения текста ученик карандашом или маркером делает пометки на полях: "V” - уже знал, «+»- новое, «-» - думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы. Этот приём можно использовать при работе с текстом исторического источника. Приём ИНСЕРТ помогает ученикам читать текст источника более внимательно, способствует лучшему запоминанию материала.
Этот приём осуществляется в несколько этапов.
1) Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию.
2) Читая текст, учащиеся отмечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
3) Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в
соответствии со своими пометками в таблицу:
«V»
(то, что уже известно)
«-»
(то, что противоречит представлению)
«+»
(то, что является интересным и неожиданным)
«?»
(если что-то неясно, возникло желание узнать больше)
4) Последовательное обсуждение каждой графы таблицы. Работая над заполнением таблицы, ученики выявляют свои представления или более конкретные знания по изучаемой теме и это помогает им придти к новому знанию. Учителю необходимо уметь принимать все варианты, правильные и не правильные. Часто возникающие варианты противоречат друг другу, и это подталкивает ребят преодолеть противоречия, собрать больше информации, найти аргументы в доказательство своей точки зрения. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.
- Прием шифрования.
Прием шифрования очень удобен для развития навыков быстрого письма. Учитель может использовать свою систему шифрования наиболее часто употребляемых терминов, а также предложить учащимся создать свою собственную. Может быть использована буквенная система шифрования, а также использование математических значков, символов. Например:
ПС – производительные силы
ПО – производственные отношения
ПТ – производительность труда
К – капитал
Т – товар
Д – деньги
< > = ≠ ↔ ¢ ±
- Прием лингвистического анализа.
Прием лингвистического анализа в основном используется при изучении терминологии. Мне необходимо, чтобы ученики не зазубривали очередное новое определение, а понимали его смысл, происхождение, умели его правильно использовать в различных вариациях устной речи.
Например, при изучении темы «Религия», важно, чтобы ученики старших классов понимали разницу в употреблении таких слов, как «храм», «церковь», «церковный собор»
- Ключевые термины
Из текста выбираются четыре-пять ключевых слов. Перед чтением текста учащимся, работающим парами или группами, предлагается дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте той темы, которую им предстоит изучить. После чтения текста, проверить, в этом ли значении употреблялись термины.
- «Хорошо-плохо»
Вариант 1
Преподаватель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы».
Вариант 2
Преподаватель задает объект (ситуацию). Учащийся описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий учащийся ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.
Вариант 3
Учащиеся делятся на продавцов и покупателей. И те и другие представляют каких-то известных персонажей. Дальше играют по схеме. Только «плюсы» ищут с позиции персонажа – продавца, а «минусы» – с позиции персонажа – покупателя.
Вариант 4
Учащиеся делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).
- «Жокей и лошадь»
Группа делится на две части: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по аудитории, это требует определённой сформированности культуры поведения.
- Прием составления кластера.
Это способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить большой объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
- Синквейн.
Конечно, использование приемов кластера, кейса возможно только в подготовленном классе. Но следующий приём можно использовать в классе любого уровня подготовки. Это – Синквейн. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Существуют определённые правила написания синквейна:
1. тема стихотворения, выраженная одним словом, именем существительным;
2. описание темы в двух словах, именами прилагательными;
3. описание действия в рамках этой темы тремя словами, глаголами;
4. фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5. одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Процесс написание синквейна очень нравится моим ученикам. Это творческое задание позволяет даже слабым учащимся понять самое важное. Когда зачитываются работы, повышается самооценка.
- Прием системного оператора.
Используется для изучения нового материала. Позволяет рассмотреть событие или явление в динамике, с различных точек зрения. Исходит из принципа системного познания окружающего мира.
Этапы:
1) рассмотрение объекта изучения как системы, т.е. множества взаимодействующих элементов.
2) определение состава, структуры, организации элементов частей системы, обнаружение ведущих взаимодействий между ними.
3) выявление внешних связей, выделение в них главных.
4) определение функции системы и ее роли среди других систем
5) анализ диалектики структуры и функции системы
6) обнаружение закономерностей и тенденций развития системы
Что-то
Если мы рассмотрим что-то.
Это что-то для чего-то.
Это что-то из чего-то.
Это что-то часть чего-то.
Чем-то было это что-то.
Что-то будет с этим что-то.
Что-то ты сейчас возьми, на бумаге напиши!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Объяснительно - иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознания как педагогическая проблема повышения эффективности урока
Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофраг...
Приемы учебной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.
В статье показаны активные приемы работы на уроках истории и обществознания с детьми среднего звена....
«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознании как педагогическая проблема повышения эффективности урока»
Цель: Создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся;Последовательно и продуманно вести работу по составлению тематического планирования с учетом психовозрастных особ...
Методы и приемы ознакомления с новым материалом на уроках истории и обществознания
Современное образование, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставит умения применять полученные знания в новых ситуа...
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Цель данного материала показать приемы работы с текстом на уроках истории, обществознания, экономики, права: показ иллюстрации, зачитывание отрывка из художественной книги, показ отрывка из фильма, ра...
Приемы повышения мотивации учащихся на уроках истории и обществознания
Мотивация - важнейшее условие познавательной деятельности школьников. Предлагаются использованные на практике приемы мотивации, их результаты и эффекты...
Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках истории
Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках истории.Статья посвящена некоторым методам и приемам формирования читательской грамотности....