Приемы и способы формирования географических понятий в начальном курсе географии у детей с интеллектуальными нарушениями
методическая разработка по географии

Процесс формирования географических представлений состоит из восприятия объекта, сохранения его в памяти, если необходимо, то творческого преобразования и воспроизведения в нужный момент. Особенности познавательных процессов учащихся с нарушением интеллекта вызывают трудности на всех этапах формирования представлений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы и способы формирования географических понятий в начальном курсе географии у детей с интеллектуальными нарушениями

За последние годы возросло число детей школьного возраста с отклонениями в интеллектуальном развитии, в связи с этим возросло внимание государства к проблемам умственной отсталости. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей. Учебно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми в нашей стране осуществляется в специальных (коррекционных) учреждениях системы образования.

Проблема повышения эффективности учебного процесса, совершенствования методов обучения в настоящее время актуальна для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Практика диктует необходимость использования методов, которые смогли бы помочь активизировать познавательную деятельность школьников, учитывая их индивидуальные особенности.

Обязательным начальным компонентом обучения является восприятие окружающих объектов и явлений, т е. всякое изучение начинается, как правило, с формирования у учеников предметно пространственного образа того или иного объекта либо явления. Oт прочности и адекватности этих чувственных образов — представлений — во многом зависит правильность понятий, умозаключений и выводов.

В настоящее время недостаточно разработана и мало изучена проблема формирования представлений у учащихся с легкой степенью умственной отсталости по отдельным учебным предметам, и по географии в том числе.

Процесс формирования географических представлений состоит из восприятия объекта, сохранения его в памяти, если необходимо, то творческого преобразования и воспроизведения в нужный момент. Особенности познавательных процессов учащихся с нарушением интеллекта вызывают трудности на всех этапах формирования представлений.

Содержание курса географии в коррекционной школе существенно отличается от содержания и построения курса географии массовой школы. В коррекционной школе VIII вида ученики должны овладеть более упрощенной по структуре, сокращенной по объему, элементарной по уровню обобщенности системой географических сведений.  Естественно, что программа по географии для коррекционной школы составлена с учетом особенностей познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта.

Коррекционно-развивающую работу по формированию географических представлений у школьников необходимо начинать с изучения и учета индивидуальных особенностей учащихся и выявления уровня знаний по данному предмету.

Первоначально необходимо выяснить уровень знаний учащихся об изучаемом объекте, их впечатления, полученные от встреч с этим объектом. Необходимо помнить, что личный чувствительный опыт учащихся не всегда точен, и представления, возникающие на его основе, могут искаженно отражать реальные объекты. Выявление предварительной подготовки учащихся позволяет наметить, какие знания учащихся следует уточнить и конкретизировать, а при обнаружении неправильных представлений – исправить или сформировать заново. Затем учитель может приступать к формированию представлений с опорой на имеющиеся у учащихся.

Поскольку умственно отсталые школьники характеризуются предельно конкретным мышлением (как утверждает И.Г. Еременко) обучение их строиться на предметно-наглядной основе. Правильное использование наглядности на уроке способствует развитию произвольного внимания, восприятия, памяти и аналитико-синтетической деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью.

При формировании географических представлений решающую роль играет использование разнообразного наглядного материала. При выборе наглядности необходимо отдавать предпочтение естественной натуральной наглядности. Именно она обеспечивает наиболее полное знакомство учеников с объектом изучения. Поэтому, если изучаемый объект расположен на доступном расстоянии, целесообразно организовать его восприятие в естественных условиях, во время географической экскурсии.

Непосредственным наблюдениям школьников на географических экскурсиях в старших классах вспомогательной школы отводится не более 25—30 мин, потом дети теряют интерес к изучаемому объекту, отвлекаются. Специально следует обратить внимание учащихся на реальные размеры изучаемых объектов, так как не все дети правильно представляют себе действительные размеры объектов. Особенно успешно использовать приемы сравнения. Например, при проведении экскурсии на берег реки, мы выходим к устью реки Ижора. В этом месте у учащихся есть возможность сравнить две реки (р. Неву и ее приток р. Ижора). Сначала школьникам предлагается найти общее, затем отличия, обращаю внимание учащихся на течение, берега реки. Если организовать экскурсию осенью и весной, представления учащихся обогащаются, они воспринимают объект в разное время, появляется возможность посмотреть изменения объекта.

Нужно организовать по возможности активное изучение объекта. Для этого организовываются различные практические работы. Программой по географии предусмотрена экскурсия по теме “Ориентирование на местности”, в разные годы мною были использованы различные упражнения: “Работа с компасом” – учащимся необходимо было определить направление для выбранных объектов, относительно точки наблюдения; “Поиск клада” – учащимся необходимо было пройти в указанное место, измеряя расстояния шагами и находя нужное направление с помощью компаса;

 “Помоги другу” – учащиеся делились на две группы, школьники первой группы составляли “записки-описания маршрута”, учащиеся второй группы отправлялись на поиски друга, ориентируясь на полученную записку.

При формировании таких географических представлений, которые не могут быть восприняты школьниками непосредственно в ближайшем окружении, главную роль играют различные наглядные пособия, особенно географические картины и иллюстрации, а также рисунки учебника, журнальные иллюстрации (“Юный натуралист”, “National Geographic”, “Вокруг Света”), фотографии (большой выбор в сети Интернет), открытки, компьютерные презентации. Для формирования у школьников правильных, четких и богатых деталями географических представлений важно сочетать на уроке различные виды наглядных пособий: ландшафтные и детализирующие картины, рисунки учителя на доске и учеников в тетрадях, муляжи, макеты, коллекции и гербарии. Но не следует перегружать урок географии большим количеством картин, каждая из них должна быть проанализирована детально. Учитывая особенности восприятия, картинный материал необходимо преподносить, дозировано, концентрируя внимание учащихся на существенных особенностях изучаемого объекта.

 Отдельное внимание следует обратить на усвоение школьниками реальных размеров изучаемых географических объектов. Желательно, предложить школьникам сравнить изучаемый объект с объектом, размеры которого им известны. При рассмотрении картин необходимо обратить внимание на сравнение размеров объектов переднего плана и второго, насколько правильно учащиеся представляют размеры удаленных объектов. Внимательное рассмотрение картин помогает ученикам самостоятельно сформулировать причинно-следственные зависимости географического характера, что позволяет упорядочить, систематизировать и интегрировать образ, создает условия для лучшего его сохранения в памяти.

При выборе экранных наглядных средств обучения лучше использовать слайды, видеофрагменты, а не видеофильмы,  так как учащимся необходимо предоставить достаточное время для первичного восприятия изучаемого объекта. Иногда ни одно наглядное пособие не сможет обеспечить такого подробного и деятельного знакомства учащихся с географическим объектом, как видеофильм, его необходимо использовать, когда необходимо показать объект в движении, в динамике. Демонстрируя звуковой фильм, рекомендуется показывать его с отключенным звуком, т.к. часто звук мешает целенаправленно воспринимать фильм. Такой показ учителю необходимо сопровождать подготовленным рассказом или объяснениями, но учитель не должен отвлекать внимание учащихся от главного в фильме. Если же географические объекты нужно показать с характерными для них звуками и шумами, звуковое сопровождение фильма сохраняется, но и в этих случаях необходимы отдельные краткие разъяснения учителя по ходу фильма. Демонстрация видеопособия на уроке географии должна занимать строго определенное время – максимально 20 минут. Умственно отсталых детей необходимо специально готовить к восприятию фильма (раскрыть во вступительной беседе его содержание, рассказать об основных разделах, указать, на что следует обратить внимание, провести словарную работу). А после демонстрации фильма в беседе с учениками проверить понимание школьниками основного содержания фильма, уточнить отдельные сведения, помочь привести их в систему. Для коррекции зрительного восприятия и развития произвольной памяти, возможно, предложить учащимся перед просмотром фрагмента план его пересказа. В своей работе я использую фрагменты из серии фильмов “Discaveri”, и видеозаписей телевизионных программ “В мире животных”, “Моя планета”.

Так же необходимо отметить постепенное внедрение мультимедийных учебных презентаций в процесс обучения географии школьников с умственной отсталостью. При использовании этих презентаций в ходе обучения можно отметить ряд достоинств: темп предъявления информации на экране устанавливается в соответствии с возможностями учащихся, фрагментарный показ позволяет давать информацию небольшими порциями, при возникновении затруднений и неясностей есть возможность неоднократного возращения к нужным слайдам для уточнения, разъяснения. Применение учебных презентаций позволяет улучшить понимание и запоминание учебного материала.

Однако использование только наглядности при формировании географических представлений может привести к тому, что школьники будут запоминать наиболее яркие и выделяющиеся стороны объектов, опуская важные и существенные признаки. Вот почему необходимо совместно с наглядность использовать словесные методы. Важнейшую роль при демонстрации географической наглядности играет слово учителя (вопросы, указания), направляющее восприятие учащихся. В словесной форме проверяется правильность узнавания учениками объектов и их частей, понимания их реальных размеров, цвета и т.п

Приемы работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями на уроках географии

Многие учащиеся  с ОВЗ не отличаются от сверстников внешне, но значительно отличаются от них   особенностям познавательной деятельности и требуют отличных от остальных, форм и методов работы для компенсации нарушений. Каждый обучающийся основного образования обязан освоить стандарт. Учащиеся с ОВЗ испытывают трудности в усвоении стандарта. Существует необходимость организации коррекционной и индивидуальной работы с детьми имеющими ОВЗ.

Задача организации коррекционной работы с детьми, имеющими ОВЗ  - создание для этих детей адекватных их особенностям условий обучения и воспитания. В эти условия входят:

-определенные организационные формы обучения;

-определенные дополнения и изменения в программах общеобразовательной школы;

-содержание индивидуально-групповых коррекционных занятий, проводимых вне

учебного класса;

-специальная подготовка педагогических кадров.

Дети с ОВЗ - это дети со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У них нет нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи. Они не являются умственно-отсталыми, но эти дети испытывают трудности в обучении.

У детей с ОВЗ отмечаются сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, гиперактивность,  импульсивность, а также тревоги и агрессии. Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Эти представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности, и в первую очередь продуктивной. Вместе с тем у них не нарушены абсолютные пороги чувствительности, различительные возможности слуха и зрения. Дефекты восприятия обнаруживаются при усложнении воспринимаемых объектов или в условиях, затрудняющих восприятие.

Внимание характеризуется неустойчивостью, память ограничена в объеме и непрочна. Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Имеются также легкие нарушения речевых функций. Ребенок оказывается не в состоянии построить короткий связный пересказ, а строит лишь отдельные и нередко неграмотные фразы. Иногда детей с ОВЗ относят к педагогически запущенным детям, у которых отставание в развитии обусловлено только причинами социального характера.

Не редко у таких детей возникает отрицательное отношение к учению и  возникает оно при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием коллектива, пониманием своих возможностей, возбуждают активность, стремление лучше учиться, интерес к работе. Вопрос о том, как обучать детей, имеющих  задержку психического развития, в условиях общего класса стоит для учителей, работающих сегодня очень остро.

Алгоритм действий, по подготовке к обучению детей, имеющих ОВЗ.

1. Обучение педагога на курсах повышения квалификации по проблеме обучения детей, имеющих ОВЗ.

2. Педагогическая диагностика ребенка обучающегося с  ОВЗ .

3. Корректировка рабочей программы по предмету.

4. Подбор форм, методов и материалов обучения.

5. Добавление отдельных занятий в рамках повторяемого курса.

Работа с детьми, имеющими ОВЗ , требует специальной подготовки педагогических кадров.

При организации работы с детьми с ОВЗ  использую разные методы, такие как, метод  сотрудничества, игровые методы, решение ситуационных задач, практические работы, экскурсии.

Организовать работу с детьми с ОВЗ  мне помогают игровые моменты. Дидактические игры дают возможность разнообразить формы учебно- воспитательного процесса, способствуют формированию у учащихся интереса к изучению предмета, развивают их мышление и память.

Выбор вида игр определяется возрастом детей, их подготовленностью по учебному материалу.

     

Особенности изучения раздела «Гидросфера» при изучении природных зон России.

Курс 7 класса включает тему «Природные зоны России».

Все природные зоны изучаются по плану. Одним из пунктов является: Поверхностные воды

- основные реки, протекающие через природную зону

- озера, типичные для природной зоны.

- заболоченность природной зоны

- как рельеф и климат влияют на поверхностные воды.

Обязательно использую физическую карту России, карту природных зон России и контурные карты России.

Обучающиеся находят и показывают объекты на территории России ( реки, озера, моря ) на физической карте России, на карте природных зон России и наносят их названия на контурную карту (объекты которые указаны в программе ).

Реализуются: прием показа объекта на карте, прием путешествия по карте, прием переноса картографического изображения.

Изучение раздела «Гидросфера» в рамках темы «Природные зоны России» носит характер повторения и закрепления ранее изученного материала.

Н-р: 1. При изучении зоны арктических пустынь учащиеся повторяют моря Северного Ледовитого океана.

Игра в лото «Моря и острова Северного Ледовитого океана»: определить по контуру название моря и закрыть его соответствующей карточкой.

2. При изучении лесной зоны повторяют реки, которые изучались в теме «Карта России».

Игра в лото «Реки России» (лото с названиями рек, протекающих по лесной зоне).

3. При изучении зоны полупустынь и пустынь повторяют реки в пустынях. Их особенности и значение.

Краеведческий принцип

Хочется отметить, что  в моей работе с классом я уделяю большое значение  краеведческому принципу в обучении умственно отсталых школьников основам географии.

Под школьным краеведением понимают всестороннее изучение учащимися в учебно-воспитательных целях природы, населения и хозяйства своего края. Знание особенностей родного края важно для учащихся специальной школы. Краеведение играет важную роль в подготовке учащихся к трудовой деятельности, связи преподавания географии с жизнью.

Поскольку мало выпускников вспомогательных школ куда-либо уезжают – они стараются жить и работать в той  же местности, в которой учились и основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа («География своей местности»).

Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее связать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству.

Важно, чтобы в процессе этой краеведческой работы учащиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных бедствий. Территорию для изучения (район, город, область)я,  как  учитель определяла самостоятельно.

При ознакомлении учащихся с географией своей местности применимо дидактическое правило - «от близкого к далекому», «от известного к неизвестному». Так, при изучении названий деревьев в школе, расположенной в окружении хвойного леса, я знакомила детей в первую очередь  с елью и сосной, а в школе, находящейся в полосе лиственного леса, показывала ученикам березу, дуб, липу. Упор на использовании местного материала при формировании географических понятий у учащихся позволяет сделать обучение географии более доступным и практически направленным.

Кроме того, краеведение может стать одним из сильнейших средств воспитывающего обучения. Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание географии согласно дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от близкого к далекому.

Характерная особенность краеведческого принципа - учащиеся имеют возможность в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать географическую действительность и результаты наблюдений использовать на уроках для формирования понятий.

Игровой принцип

Для меня важно, как учителю  дать возможность каждому ученику ответить на уроке устно или письменно,  чтобы ребенок показал свои знания по теме и возможность оценить себя.

 Поэтому игра стала инструментом всестороннего развития школьника, его способностей. Следует помнить, что нельзя вводить сразу трудные игры, а надо начинать с более легких. Если ученик не умеет «путешествовать» по карте и увидеть, мимо каких островов и полуостровов он «плавает», ему еще рано играть в путешествия с описанием географических объектов.

Игры, которые я применяла на уроках географии в 7 классе - «Снежный ком», «Географическое лото», «Геоцепочка», «Немые карты», «Ассоциации», если ребенок, с ОВЗ, испытывает трудности в выполнении заданий, можно предложить воспользоваться наводящими вопросами или дополнительным материалом. Ребята очень любят географические задачи и головоломки.

Игра в виде путешествия, например, по России: читая рассказ, делается остановка в том месте, где включено название проверяемого объекта. Учащиеся отмечают географические объекты в контурной карте.

Географические головоломки, загадки, например, переставьте буквы в этих словах так, чтобы получились названия городов: игра - Рига, остров - Ростов; какое название полуострова говорит о его величине? (Я-мал), какая земля никогда не старится? (Новая Земля).

«Географические диктанты». Учащимся нужно написать определение понятий, которые им зачитывает учитель. Обучающимся предлагается, прослушав определение, вставить пропущенные буквы в слова, например П_ст_н_(пустяня),Л_со_теп_(лесостепь),р_к_(река),бо_о_о(болото)

У детей с интеллектуальными нарушениями слабая память, выход из этой ситуации есть - заводится тетрадь, в которой прописывается и перед началом работы проговаривается алгоритм выполнения типовых заданий по каждой теме.

 Эффективно работает метод работы по вовлеченности ребенка с ОВЗ  в учебный диалог. Накануне, совместно с учащимся составляю три вопроса с вариантами ответов по изученной теме. На следующем уроке ребенок с ОВЗ  задает составленные вопросы одноклассникам и оценивает их ответы. Даю обучающим  возможность выступить в качестве учителя. Это повышает самооценку ребенка, увеличивает его интерес к учебе.

Упражнения, используемые  мной в работе с обучающимися с ОВЗ (Приложение 2)

Ребята очень любят географические задачи и головоломки. Но дети с ОВЗ  испытывают зачастую сложности в их решении. В связи с этим для я упрощаю задания.  Например, предлагаю,  переставить буквы в словах так, чтобы получились названия городов: игра,  варан, остров. Детям с ОВЗ  требуется соотнести слово с названием города.  

Экскурсия

Постоянно организовываю экскурсии на природу. На прогулках, школьных переменах можно использовать подвижные географические игры, например, игра «Раз, два, три!» Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движения по часовой стрелке, они произносят слова: «Раз, два, три!» (3 раза) Море назови!». При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия морей. Если кто-нибудь промолчит более трех секунд, то он выбывает из игры. Детям с ОВЗ , во время этой игры, разрешено допустить две ошибки.

С удовольствием ребята работают с географическими карточками. Когда во время урока есть необходимость сделать чертеж или рисунок, дети с ОВЗ  не справляются с этим заданием. Помогает решить эту проблему применение географических карточек. Учащиеся на уроке чертят чертеж в тетради, а ученики с ОВЗ  фиксируют определение на рисунке в карточке, которую приклеивают в тетрадь в классную работу.

Еще одним способом работы с детьми с ОВЗ  является  использование опорных слов. Перед уроком ребенку на парту кладется лист с основными понятиями по изучаемой теме.  

Например, по теме «Зона Арктических пустынь» (Арктика. Белое море. Ледники. Полярная ночь. Северный Ледовитый океан)

У учащихся, имеющих ОВЗ , наглядно-действенное мышление развито в большей степени.  Поэтому систематически на уроках географии с детьми, имеющими ОВЗ , изготавливаю различные модели и макеты. Дети с большим интересом выполняют эту работу. Детские работы размещаются на специальном стенде и дети с гордостью показывают свою работу.

Изготовление модели карты  «Карта России».

Дети, имеющие ОВЗ , характеризуются неустойчивой памятью, которая  ограничена в объеме и непрочна. В старших классах объем информации наиболее велик. В 7  классах заводим тетрадь, в которой прописываем и перед началом работы проговариваем алгоритм выполнения типовых заданий по каждой теме. Это очень эффективно при изучении природного районирования, экономических районов. Работают механическая, зрительная и слуховая виды памяти.

Для повышения интереса к предмету  география, привлекаю детей с ОВЗ  к участию во внеклассных мероприятиях, связанных с географией (дети рисуют стенгазеты, ведут календарь погоды и т.д.).

Работа с детьми, имеющими ОВЗ , требует длительной подготовки от учителя. Перед уроком педагогу необходимо продумать и разработать методы, формы работы и отдельные задания для данных учащихся.

Эффективность методов и форм, которые  я использую, в соей работе подтверждаются:

- стабильной положительной успеваемостью детей, имеющих ОВЗ , по предмету «География»;

- позитивным отношением детей с ОВЗ  к предмету «География»;

- удовлетворительным усвоением контрольных элементов содержания стандарта в области «География»;

- высокой активностью на уроках географии учащихся с ОВЗ ;

- отсутствием жалоб со стороны родителей к преподаванию предмета «География»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: "Приемы, методы и технологии формирования универсальных учебных действий в преподавании начального курса географии"

В материале представлены практические примеры формирования географических понятий и установления причинно-следственных связей....

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ НАЧАЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ

Статья в сборнике Международной научно-практической школе-конференции "Экология Южной Сибири и сопредельных территорий"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ) ГЕОГРАФИЯ 6-9 КЛАСС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Рабочая программа  по географии 6-9 класс для детей с интеллектуальными нарушениями. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной от...

Эффективные приемы формирования самостоятельности на уроках слесарного дела у детей с интеллектуальными нарушениями

В докладе рассматриваются наиболее эффективные приёмы по формированию навыка самостоятельной работы у детей с нарушением интеллекта...

Доклад на ШМО учителей начальных классов по теме: " Методы и приемы обучения математике детей с интеллектуальными нарушениями "_30.12.2020

Основные задачи специальной школы – максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в полезно...

Доклад «Развитие речи детей с интеллектуальными нарушениями через приемы альтернативной коммуникации на уроках математики (из опыта работы)».

Доклад«Развитие речи детей с интеллектуальными нарушениями через приемы альтернативной коммуникации на уроках математики (из опыта работы)»....

Адаптированная рабочая программа по географии для детей с интеллектуальными нарушениями 6 класс

предлагаю адаптированную рабочую программу для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 6 класса по ФГОС. Она имеет следующие разделы: пояснмтельная записка, содержание учебн...