методическая разработка воспитательного занятия "Военные корреспонденты- репортаж любой ценой"
классный час на тему

Эмма Геннадьевна Гостева

Данный материал освещает одну из самых опасных профессий - репортер, корреспондент. Здесь рассказывается о людях разных поколений, которые отдали жизнь за возможность рассказывать о правде войны. Особое внимание уделено нашим современникам- репортерам, погибшим на Украине в 2014 году.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reportery.docx499.99 КБ

Предварительный просмотр:

 

Государственное бюджетное специальное учебно - воспитательное учреждение Саратовской области для детей и подростков с девиантным поведением закрытого типа " Марксовская специальная общеобразовательная школа"

Методическая разработка воспитательного занятия

по направлению «Отечество»

«ВОЕННЫЕ КОРРЕСПОНДЕНТЫ –

РЕПОРТАЖ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ»

 

 

                                                                                                                        подготовила:

                                                                                                                                Гостева Э.Г.

                                                                                                                    ВОСПИТАТЕЛЬ

 

Декабрь 2014г.

 

Воспитательное занятие :

 Военные корреспонденты – репортаж любой ценой.

Цели:

  • формирование современного цивилизованного человека, гражданина и патриота своей  Родины,
  • создание условий для размышления о смысле жизни, о войне и мире, о добре и зле;    
  • развитие способности коммуникативного общения.

Оборудование : мультимедийная установка, фото известных военных журналистов, их фотоработы (для оформления классной доски)

Ход занятия

  1. Вступление.

В период Великой Отечественной войны профессия журналиста стала особо популярной. Военный корреспондент был таким же журналистом, как и многие современные журналисты. Единственное, что их отличало это сопровождение военными журналистами своей армии во время военных действий, а также освещение событий в процессе самой войны. Практически с самого начала существования войны у журналистов она вызывала большой интерес. Правда, первые военные журналисты в мире появились в период Крымской войны. В начале русско-турецкой войны 1878 г. со стороны России представлено было больше двух десятков иностранных и российских корреспондентов. В период русско-японской войны корреспондентов из России было 102, а из других стран – 38.

 Вот самые известные военные корреспонденты Великой Отечественной войны: Л. А. Озеров, И. М. Зельцер, А. А. Прокофьев, Л. Пантелеев, В. Г. Реданский, В. И. Шляхтерман, Б. Л. Горбатов, И. Эренбург,Б.А. Соколов,К. Симонов, И. С. Гутман, М. Джалиль, Ю. Королев, Ц. Л. Куников, Д. Г. Шоломович, П. Лидов, М. Шолохов, Р. Кармен, П. Шубин и К. Райэн. Именно эти люди считали своей основной задачей формировать четкое общественное мнение.

  Давно отбушевала военная гроза. Давно уже на полях, где проходили жаркие сражения, колосится густая рожь. Но народ хранит в памяти имена героев минувшей войны. Великой Отечественной войны… Мы поговорим о тех, кто бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонады, шагнул и не вернулся, оставив на земле яркий след – свои стихи, репортажи, воспоминания…

До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 2186 писателей и поэтов, 1214 человек ушли на фронт, не вернулись с войны – 417.

На фронтах Великой Отечественной войны погибло 48 поэтов. Самому старшему из них – Самуилу Росину – было 49 лет, самым младшим – Всеволоду Багрицкому, Леониду Розенбергу и Борису Смоленскому – едва исполнилось 20.

  1. Корреспонденты Великой Отечественной- вспомним по именам…

 Борис Моисеевич Смоленский (1921-1941) - поэт.

Сын журналиста Моисея Смоленского, бесследно исчезнувшего после ареста в 1937 году. При жизни Борис Смоленский не печатался, однако учил испанский язык и явно хотел стать настоящим писателем.   Разнообразны стихи размышлений, настроений, которые несли отпечаток времени и судьбы поэта. Глубоко патриотично звучат слова о тех, кто защищал берега советского Севера. На фронте Смоленский готовил первую книгу стихов для Петрозаводского издательства. В нее вошло все написанное им и в 1941 году: фрагменты поэмы о Гарсиа Лорке, лирика, песня батальона, которая полюбилась однополчанам Смоленского, стихотворный текст первого "окна" Карело-Финского ТАСС и другое.

16 ноября 1941 года он погиб в бою, и фронтовые его стихи, упоминаемые в письмах к близким, погибли вместе с ним.

Как бы предвидя собственную судьбу и судьбу многих своих сверстников, восемнадцатилетний Борис Смоленский писал:

Читает воспитанник

Я сегодня весь вечер буду,

Задыхаясь в табачном дыме,

Мучиться мыслями о каких-то людях,

Умерших очень молодыми,

Которые на заре или ночью

Неожиданно и неумело

Умирали,

не дописав неровных строчек,

Не долюбив,

не досказав,

не доделав….

http://player.myshared.ru/574873/data/images/img6.jpg

Глубоким лиризмом проникнуты стихи Иосифа Уткина. Поэт в годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. С началом Отечественной войны уходит на фронт, воюет под Брянском, где был ранен, лечится в Ташкенте. Пишет книгу "Я видел сам", стихи из которой читает в редакции "Комсомольской правды". Вопреки мнениям медиков возвращается на фронт, хотя в результате ранения лишился четырех пальцев на правой руке. Участвует в боях, совершая большие переходы с солдатами. Писал песни-марши. Многие стихи были положены на музыку, пелись на фронте.

Возвращаясь с фронта 13 ноября 1944, И. Уткин погиб в авиационной катастрофе под Москвой.

C:\Users\Пользователь\Desktop\10504.jpg

Сергей Михалков, известный поэт, родился 13 марта (28 февраля по старому стилю) 1913 года в Москве в семье Владимира Александровича и Ольги Михайловны Михалковой (урождённой Глебовой).  В 1941 – 1945 годах служил военным корреспондентом газет «Во славу Родины» и «Сталинский сокол».   Был награжден двумя боевыми орденами и шестью медалями . С 1945 года член правления Союза писателей СССР. В 1944 году правительство СССР принимает решение о смене старого гимна «Интернационал». Михалков и его соавтор Г. Эль- Регистан стали авторами текста нового гимна, победив на всенародном конкурсе.  В 1977 году Михалков создал вторую редакцию государственного гимна СССР… В 1993 году постановлением правительства РФ писатель Сергей Михалков был введен в состав Комиссии (сопредседатель) по созданию гимна Российской Федерации.   В 2001 году он в третий раз стал автором текста государственного гимна, теперь уже Российской Федерации.  

  1. Есть такая страна - Журналистика

Если вы посмотрите на карту мира, где отмечены все, даже самые маленькие страны, то всё равно не найдете страны Журналистики. Но, тем не менее, она существует. Стоит нам включить радио, или телевизор, взять в руки журнал или  газету, зайти в Интернет, как мы без особых усилий попадем в удивительное государство. Но, чтобы узнать все его законы и секреты, нужно пройти долгий путь по дорогам страны.

       Радиовещание, телевидение и газеты, Интернет – всё вместе составляют средства массовой информации, или сокращённо СМИ.

Функции СМИ: развлекают, информируют, учат и распространяют информацию.

        Сегодняшние репортеры предпочитают, чтобы их называли корреспондентами или журналистами. Все чаще вместо ручек и блокнотов они используют диктофоны и ноутбуки. Но помимо этого им, по-прежнему, приходится много говорить по телефону, следовать за машинами «скорой помощи» и пожарными машинами, лихорадочно писать репортажи.

        Журналист (от фр. journal – дневник, jour – день; восходит к лат. diurna – ежедневный) – сотрудник периодического издания, обязанности которого состоят в том, чтобы оперативно собрать, обработать, грамотно и доступно изложить актуальную информацию.  

   Журналист-профессионал тревожится из-за различных неприятных происшествий, его волнуют все события, происходящие в нашем мире, даже нехорошие, он беспокоится за судьбы людей, его волнуют политические события. По долгу своей профессии ему приходится встречаться с трагедиями в жизни людей, с катастрофами, авариями и так далее. Конечно, сложно все это пропускать через себя, но ведь журналистика - это сложная профессия. Только пропустив информацию через себя, подойдя к ней творчески, действительно заинтересовавшись ею, можно создать интересный, волнующий многих людей материал.

            В последнее время получила распространение такая профессия, как стрингер. Это самостоятельно работающий журналист, который готовит репортажи из «горячих точек», что позволяет ему получать самые актуальные новости прямо из центра событии, но нередко связано с риском для жизни. Часто стрингер-корреспондент работает в паре со стрингером-оператором.

Обязанности журналиста.

  • Поиск информации.

Работа журналиста на 90% состоит из поиска необходимой информации. Существует три способа ее получения:

  • Наблюдение.

Наблюдательность – свойство необходимое каждому журналисту. У данной способности не может быть «выходных и перерывов на обед». Есть даже профессиональный прием – «включенное наблюдение»: журналист на определенное время становится частью того минисообщества, о котором собирается написать. Например, идет работать официантом в ресторан и изучает жизнь заведения изнутри, не открываясь своим временным коллегам.

  • Интервью. Интервью – это беседа, проводимая по заранее намеченному плану,  имеющая  общественный интерес.
  • Документ.

В работе журналиста с документами как источником информации есть несколько основных принципов, которых следует придерживаться. Документ должен быть подлинным. Работа с архивами требует специальных знаний и навыков, поэтому следует консультироваться со специалистами.

  • Обработка информации.

 Собранный материал необходимо внимательно изучить, проанализировать, перепроверить факты, прояснить возникшие вопросы. Журналист приступает к подготовке статьи для публикации в соответствии с требованиями формата издания, жанра, стиля и так далее. Затем подготовленный материал проходит редакторскую правку, после которой нередко возвращается на «доработку» журналисту. Итоговый вариант текста вновь отправляется на редактуру, после чего выходит в свет.

  • Обратная связь.

Опубликованная статья, вышедший в эфир сюжет в идеале находят живой отклик в сердцах людей. Читатели, радиослушатели, телезрители нередко пишут в редакцию письма, звонят, оставляют комментарии на форумах онлайн-изданий. Журналист обязан отслеживать мнение аудитории, а при возникновении правовых споров быть готовым отстаивать свою точку зрения в суде. Нередко в обязанности журналиста может входить и самостоятельный подбор иллюстраций к статье.

         Журналисты работают на телевидении, радио, газетах, журналах.

                                   У журналистов есть свой кодекс чести.

1.Журналист  распространяет  и комментирует только  ту информацию, в достоверности которой  он убежден и источник  которой ему хорошо  известен.

2. Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания.

3. Журналист обязан соблюдать профессиональную тайну и может не разглашать источник информации.

4.Нельзя получать информацию обманным путем.

Профессия журналиста может быть очень опасной, когда он работает в «горячих точках», там, где гремят взрывы, где идут военные действия.

  1. Наши современники

фото

 Многие журналисты погибли, исполняя свои обязанности. По данным пресс-службы Союза журналистов, за последние десятилетия в военных конфликтах, от рук наемных убийц, в катастрофах и терактах профессиональное сообщество потеряло более  300 журналистов. В скорбном списке Влад Листьев, Дмитрий Холодов, Лариса Юдина, Анатолий Ягудин, Юрий Щекочихин, Анна Политковская, Елена Шестакова, Ильяс Шурпаев, Магомед Евлоев, Тельман Алишаев и многие другие. В последнее время этот список пополнили журналисты, освещающие события на Украине.

"Украина в считаные месяцы стала самым опасным для журналистов местом на земле. На этой войне погибли уже четверо российских журналистов: корреспондент Игорь Корнелюк, видеоинженер Антон Волошин, оператор Анатолий Клян, фотограф Андрей Стенин.

http://novosti-tchasa.com/wp-content/uploads/2014/06/KMO_142103_00003_1_t218_231251.jpg

Фото Корнелюка И.

Корреспондент ВГТРК Игорь Корнелюк получил тяжелое ранение во время минометного обстрела поселков Мирный и Металлист в луганской области.  Журналист был доставлен в больницу. Между тем один из очевидцев обстрела поведал  некоторые подробности: снаряд попал в группу ополченцев, рядом с которыми работали журналисты. Один из журналистов в это время держал микрофон с логотипом телеканала "Россия". Врачам не удалось спасти Корнелюка - он скончался на операционном столе. Последний сюжет, который Корнелюк сделал во время своей командировки в Луганской области, рассказывает о впечатлениях местных жителей от действий силовиков.

Фото Волошина А.

Жертвой обстрела  также стал звукорежиссер ВГТРК Антон Волошин. Он  погиб на месте.

Утром 17 июня 2014 года съемочная группа попала под минометный обстрел в поселке Металлист.   Антон Волошин после атаки какое-то время считался пропавшим без вести, но позже его тело опознал единственный выживший член съемочной группы - Виктор Денисов. Он не пострадал, так как находился на большом расстоянии от места обстрела. Очевидцы обстрела уверяют, что снаряд разорвался прямо у ног Волошина. На всех журналистах была одежда с опознавательными знаками СМИ.

Фото Стенина А.

http://cdn.tvc.ru/pictures/o/119/135.jpg

Стенин Андрей Алексеевич

С 2003 года работал корреспондентом отдела «Общество» «Российской газеты», затем несколько лет трудился в «Газете.ru» .С 2008 года Стенин занимался фотографией. Специализировался на съёмке чрезвычайных происшествий, массовых беспорядков, военных конфликтов, судебных процессов. Внештатно снимал для ИТАР-ТАСС, РИА Новости, «Коммерсантъ», Reuters, Associated Press, France Press. Работал в Сирии, секторе Газа, Египте, Ливии, Турции и др .

С 2009 года — фотокорреспондент РИА Новости, с 2014 года — специальный фотокорреспондент Объединённой дирекции фото - информации МИА «Россия сегодня».  

С 13 мая 2014 года Андрей Стенин находился в командировке на Украине, выполнял редакционные задания, работая в Киеве, Донецке, Луганске, Мариуполе, Шахтёрске и Славянске. Последний раз материал от него был получен 5 августа.

5 августа 2014 года с Андреем Стениным была потеряна связь, когда он работал на востоке Украины в зоне вооружённого конфликта. На последнюю съёмку он отправился с сотрудниками «Информационного корпуса» ополчения Донецкой народной республики. К поискам подключились все: правоохранительные органы, журналисты и даже блогеры. Международное информационное агентство «Россия сегодня» всеми силами старалось привлечь внимание к исчезновению на Украине фотографа Андрея Стенина и организовало акции в поддержку фотокора - #освободитеАндрея и #freeAndrew.  

Будучи в командировке на Украине, Стенин находился в городе Снежное. Вечером 6 августа он ехал в составе колонны беженцев на автомобиле «Рено Логан». Северо-западнее населенного пункта Дмитровка украинская армия открыла по этой колонне огонь на поражение из орудий фугасными снарядами и из пулеметов. В результате обстрела было уничтожено более 10 машин с мирным населением.   На следующий день, по словам очевидцев, к месту обстрела колонны прибыли украинские военачальники. Они обыскали погибших и уничтоженные машины, загрузили из них вещи в свой транспорт. После их отъезда украинские войска обстреляли территорию из реактивных установок залпового огня «Град». Явно пытались уничтожить все следы.

Погиб он 6 августа 2014г. близ города Снежное, Донецкая область. Похоронен 5 сентября 2014 года в Москве на Троекуровском кладбище.

Несомненно, людей, которые рискуя своими жизнями, дают нам информацию о происходящем в горячих точках, иначе как героями не назовешь.

Они четко представляли, как трудно и опасно будет работать на Украине. К российским гражданам там и так своеобразное отношение, а сейчас, принимая во внимание активные боевые действия, ситуация довольно накаленная. Несмотря на это, российские корреспонденты остались верны своей профессии.

С начала года   зафиксировано 7 случаев убийств, 265 случаев избиения и нападений на журналистов, 120 случаев препятствования законной профессиональной деятельности журналистов и 120 случаев цензуры"-  сообщает "Институт массовой информации".

Влияние журналистов к течению разных событий и процессов в обществе очень велико. В нашей стране свобода слова вжилась полностью. Это дает полную свободу для работы журналисту.                                                                                                                        Очевидно, что освящая исторически очень важные события и, формируя общественное мнение, журналисты обычно занимают особое место в обществе. Государство никогда не должно отказываться от решения проблем в деятельности журналистов и поддерживать эту профессию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа «Прощать – значит любить» (диалог с элементами ролевой игры)

Посмотрев сценку, разыгранную одноклассниками на основе   стиха Э. Асадова  "Трусиха",  ребята легко выходят на обсуждение таких понятия как любовь, прощение, обида, самоуважение, самоо...

Методическая разработка урока по теме "В любую погоду" в 5 классе

Урок направлен на развитие умений использования компьютерных технологий в рамках урока английского языка....

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...

Методическая разработка . Тема: Е.А.Пермяк "Тайна цены" чтение 6 класс

Методическая разработка Чтение 6 классПреодоление трудностей в развитии навыков чтения у обучающихся коррекционной школы VIII вида.Опыт работы с обучающимися доказывает, что чтение продолжает ост...

Методическая разработка урока литературы по теме «Любая книга может стать интерактивной»

В современном мире информационных технологий книга как бумажный носитель начала терять свою актуальность. Сейчас «продвинутому» человеку удобнее, проще и дешевле пользоваться электронными ...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Родной свой край люби и знай».

Направление воспитательной работы: гражданско-патриотическое.Актуальность: огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины. Обучающихся 5-6 классов и...