Характеристику учащихся с нарушениями интеллектуального развития по возможностям обучения
статья на тему
Характеристику учащихся с нарушениями интеллектуального развития по возможностям обучения
Группа учащихся | Краткая характеристика |
I группа | Составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого. |
II группа | В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. |
III группа | Ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. |
IV группа | Относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом вспомогательной школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой вспомогательной школы. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakt_rabota_no_1.docx | 37.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономная Некоммерческая Организация дополнительного профессионального образования « Уральский институт повышения квалификации и переподготовки »
Программа профессиональной переподготовки
« Специальное ( дефектологическое) образование по профилю «Олигофренопедагогика и олигофренопсихология »
Дисциплина: Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта (олигофренопедагогика)
Практическое задание 1, модуль 1
Выполнил:
слушатель Немытина Т. А.
Преподаватель:
Моргачева Е.Н.
г. Пермь – 2017
Практическое задание 1
Цель: знакомство с основными этапами становления науки, с задачами олигофренопедагогики. Уточнение теоретических и методологических основ науки. Установление связей с другими науками.
Задание 1. Проанализировав рекомендуемую литературу и лекционный материал, заполните таблицу «Вклад отечественных ученых в развитие олигофренопедагогики в России»:
Вклад отечественных ученых в развитие олигофренопедагогики в России
Ф.И.О. ученого | Вклад в развитие олигофренопедагогики |
И. А. Сикорский Г. И. Россолимо Г. Я. Трошин Л. С. Выготский И.М. Соловьёв М.С. Дульнев Б.И. Пинский М.С. Певзнер | Работа «О детях трудных в воспитательном отношении и воспитании недоразвитых, отсталых и слабоумных детей». В данной работе анализирует указанную в названии проблему, опираясь на международный опыт. Клинико-психологические исследования интеллектуального развития, как в норме, так и при патологии. Большое значение придавал исследованиям, результатом которых было улучшение состояния воспитания умственно отсталых детей. Считал необходимым привлечение к воспитанию разнообразных наук о человеке. Работа «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей». Вёл активную деятельность, посвящённую помощи детям с отклонениями в развитии. Многолетний опыт работы в школе-лечебнице для ненормальных детей, созданной Г. Я. Трошиным в 1906 году, позволил ему глубоко научно осветить проблемы развития ребёнка с отклонениями. В своём труде подошёл к изучению ребёнка с отклонениями в развитии с позиций комплексного подхода, опираясь на антропологическое направление в педагогике, заложенное в России К. Д. Ушинским. Утверждал , что умственно отсталые дети могут развиваться; подчёркивал, что это развитие осуществляется по тем же основным закономерностям, что и развитие ребёнка в норме. Трошин отмечал разницу между двумя категориями рассмотренных детей, нормальные дети в короткий срок проходят все стадии онтогенетического развития, у умственно отсталых более замедленное течение. Создал институт дефектологии. Разработал теорию культурно-исторического развития личности (культурно-историческая парадигма). Огромное количество работ посвященных изучению аномальных детей: теория о первичном и вторичном дефекте; теория о зонах ближайшего и актуального развития и др. Изучал особенности зрительного восприятия умственноотсталых детей, способность воспринимать и понимать изображения и сюжетные картины. Его исследования позволили доказать, что самый несформированный процесс это - мышление.
Изучал особенности речевого развития умственноотсталых детей, объём активного и пассивного словарного запаса и умение им пользоваться. Адаптировал ряд методик для изучения памяти умственноотсталых детей. Были разработаны программы трудового обучения детей
Описала этиологию и патогенез умственноотсталых детей. Разработала классификацию детей олигофренов. |
Задание 2. На основе изучения рекомендуемой литературы опишите основные методы олигофренопедагогики как науки.
Основные методы олигофренопедагогики как науки.
Олигофренопедагогика как наука пользуется следующими методами исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение продуктов детской деятельности, изучение психолого-педагогической документации, эксперимент.
Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Наблюдение имеет цель, задачи, объект наблюдения. Выбирается способ наблюдения, наименее влияющий на исследуемый объект и обеспечивающий сбор необходимой информации. Ведутся записи (протоколы) наблюдений, полученная информация обрабатывается и интерпретируется.
Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что было недостаточно ясным при наблюдении, эксперименте или изучении продуктов детской деятельности. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения.
Анкетирование - метод массового сбора информации с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.
Изучение продуктов деятельности детей с нарушением интеллекта: рисунков, лепных поделок, поделок из бумаги и природного материала, тетрадей по отдельным дисциплинам и контрольных работ и т.д.
Изучение психолого-педагогической документации (личных дел детей, медицинских карт, психолого-педагогических характеристик, дневников наблюдений, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) позволяет получить некоторые объективные данные, характеризующие реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.
Особую роль среди методов олигофренопедагогики играет эксперимент - специально организованная проверка того или иного содержания, метода или приема работы для выявления его педагогической эффективности. Эксперимент включает четыре этапа:
· теоретический - постановку проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез;
· методический - разработку методики исследования, методов обработки полученных результатов;
· собственно эксперимент проведение серии заданий, комплекса упражнений и т.п.;
· аналитический - количественный и качественный анализ полученных данных, их интерпретацию, формулирование выводов и практических рекомендаций. По конечным целям эксперимент может быть констатирующим, обучающим и контрольным.
Задание 3. Откройте файл из файл из библиотеки: Катаева Е.Е., Стребелева Е.А. «Дошкольная олигофренопедагогика» (глава 2 «Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта», § 1). Составьте сравнительную характеристику нормально развивающихся детей и детей с интеллектуальными нарушениями в младенческом и раннем возрасте. Представьте ответ в виде таблицы:
Сравнительная характеристика нормально развивающихся детей и детей с интеллектуальными нарушениями в младенческом и раннем возрасте
Параметры развития | Норма | Интеллектуальные нарушения |
Младенческий возраст | ||
Моторные функции | Наряду с импульсивными дети начинают выполнять и произвольные движения: перекатываются и переворачиваются, садятся, встают, ползают, ходят.
| Задерживается появление прямостояния, т.е. они значительно позднее начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить
|
Интерес к окружающему |
Неудержимое стремление познать окружающий мир.
| Отсутствует характерное для здорового ребенка неудержимое стремление познать окружающий мир, снижена реакция на внешние раздражители, отмечается безразличие, общая патологическая инертность (что не исключает крикливости, беспокойства, раздражительности и т.д.). |
Взаимодействие со взрослым | Своевременный перехода к общению со взрослым на основе совместных действий с игрушками, возникает новая форма общения — жестовая. Дети на первом году жизни дифференцируют «своих» и «чужих» взрослых.
| Не возникает потребности в эмоциональном общении со взрослыми, отсутствует, как правило, «комплекс оживления», не дифференцируют «своих» и «чужих» взрослых.
|
Речь | Формируются своевременно предпосылки развития речи: предметное восприятие и предметные действия, эмоциональное общение со взрослым и, в частности, доречевые средства общения (мимика, указательный жест), развитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха возникает своевременно лепет, гуление. Эти процессы физиологические, они появляются в самые первые месяцы жизни и протекают, в основном, независимо от окружающей среды, от влияния взрослых и связаны с состоянием центральной нервной системы ребенка. | Не формируются своевременно предпосылки развития речи: предметное восприятие и предметные действия, эмоциональное общение со взрослым и, в частности, доречевые средства общения (мимика, указательный жест), развитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха связано с тем, что у детей с нарушениями интеллекта не возникает своевременно не только лепет, но и гуление.
|
Эмоциональная сфера | В ответ на голос, улыбку взрослого вскидывает ручки, ножки, улыбается, тихо гулит.
| Снижена реакция на внешние раздражители, отмечается безразличие, общая патологическая инертность (что не исключает крикливости, беспокойства, раздражительности и т.д.). У них не возникает потребности в эмоциональном общении со взрослыми, отсутствует, как правило, «комплекс оживления».
|
Ранний возраст | ||
Моторные функции | Овладение ходьбой (прямохождением), развитие предметной деятельности и развитие речи.
| Овладение ходьбой задерживается на длительный срок, иногда до конца раннего возраста. наблюдается неустойчивость, неуклюжесть походки, замедленность или импульсивность движений. |
Предметные действия и предметная деятельность | Осваивает «дальнее» пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, которые раньше оставались для него недоступными. Ребенок познает на практике направление и отдаленность в пространстве, свойства многих предметов. В результате начинается бурное развитие предметных действий.
| Подлинного ознакомления с предметным миром у этих детей не происходит. Появляется «полевое поведение» дети хватают в руки все, что попадает в их поле зрения, но тотчас же оставляют эти предметы, не проявляя интереса ни к их свойствам, ни к назначению. Многие из них бросают и те предметы, которые взрослый вкладывает им в руки. |
Речь и общение |
К трем годам его словарь начинает насчитывать более 400 слов. В его речи присутствуют сначала однословные предложения Чуть позже однословная фраза заменяется К трем годам появляются и многословные предложения, часто еще не оформленные грамматически. Одновременно идут два процесса: совершенствуется понимание речи взрослого, т.е. развивается пассивная речь, и формируется собственная, активная речь ребенка. Подражание действиям взрослого является одним из существенных видов общения в раннем возрасте.
| Развитие речи и общения также задерживается. У большинства детей активная речь не возникает. Пассивная речь развивается лучше. Она может оказывать некоторое воздействие на деятельность и поведение ребенка в пределах хорошо знакомых бытовых ситуаций. У некоторых детей появляются отдельные искаженные слова. В единичных случаях наблюдается формально соответствующая возрасту, но «пустая» речь. |
Задание 4. Проанализируйте главу 5 «Педагогическая дифференциация учащихся вспомогательной школы» § 1 из пособия «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе» под ред. В.В. Воронковой (нажмите, что бы перейти к ресурсу) и составьте краткую характеристику учащихся с нарушениями интеллектуального развития по возможностям обучения. Ответ представьте в виде таблицы:
Характеристику учащихся с нарушениями интеллектуального развития по возможностям обучения
Группа учащихся | Краткая характеристика |
I группа | Составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого. |
II группа | В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. |
III группа | Ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. |
IV группа | Относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом вспомогательной школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой вспомогательной школы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составляющие технологии КРО в трудовом обучении учащихся с нарушением интеллектуального развития.
Коррекции в трудовом обучении поддается: двигательно-чувствительные процессы сенсомоторного характера при формировании профессионально-трудовых навыков, соразмерность и целенаправленность действий тру...
Составляющие технологии КРО в трудовом обучении учащихся с нарушением интеллектуального развития
Главной задачей технологии коррекционно-развивающего обучения в трудовом обучении является работа по взаимосвязи формируемых когнитивных и оперативных образов труд...
Рабочая программа по арифметике (по индивидуальной программе) 7 класс (для учащихся с нарушением интеллектуального развития)
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по предмету «Арифметика» (7 класс)Рабочая программа по учебному предмету «Арифметика» образовательной области «Математика» ...
Рабочая программа по Лепке, рисованию, ручному творчеству 7 класс (для учащихся с нарушением интеллектуального развития)
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по предмету «Лепка, рисование, ручное творчество» (7 класс)Рабочая программа по учебному предмету «Лепка, рисование, ручное творчество» образ...
Рабочая программа по Социальной коммуникации 7 класс (для учащихся с нарушением интеллектуального развития)
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Социальная коммуникация» (7 класс) Рабочая программа по учебному предмету «Социальная коммуникация» образовательной области «Коррекционные технологии»...
Рабочая программа по арифметике (по индивидуальной программе) 6 класс (для учащихся с нарушением интеллектуального развития)
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по предмету «Арифметика» (6 класс)Рабочая программа по учебному предмету «Арифметика» образовательной области «Математика» составлена в соответствии с уч...
ТЕХНОЛОГИИ КРО В ТРУДОВОМ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
В статье изложена технология коррекционно-развивающего обучения на уроках труда с учащимися имеющие нарушения в интеллектуальном развитии. Представлены н...