Программа по математике 2 класс
рабочая программа по теме
Адаптированная программа по математике для 2 класса коррекционной школы 8 вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_matematike_2_kl.odt | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Специальная (коррекционная) школа №
УТВЕРЖДЕНО Директор школы __________ «___» _________ 20 ___г. | СОГЛАСОВАНО Зам. Директора по УВР _________ «___» __________ 20 ___г. | РАССМОТРЕНО на заседании ШМО _________ «___» __________ 20 ___г. |
Рабочая программа
по математике
для 2 класса
на 2015 – 2016 учебный год
Составитель:
Романова Е.А.
Учитель надомного обучения
Учебная программа по предмету «математика» разработана на основе программно-методического обеспечения для 1 - 4 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида автор: В.В. Воронковой М.: «Просвящение», 2008г. – Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа составлена на основании следующих нормативных документов:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
4. Устав ГБОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №
Срок реализации настоящей программы 1 учебный год.
На курс обучения во 2-ом классе предусмотрено _68_ часов, из расчёта 2 часа в неделю.
Пояснительная записка.
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка класса (познавательных и личностных): какими знаниями по математике владеет учащийся, какие трудности он испытывает в овладении математическими знаниями, графическими и чертежными навыками, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его математических способностей.
Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики.
Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике.
В программе указаны все виды простых задач, которые решаются в каждом классе, а начиная со 2 класса — количество действий в сложных задачах. Сложные задачи составляются из хорошо известных детям простых задач.
Решения всех видов задач записываются с наименованиями.
Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. По возможности он должен быть тесно связан с арифметическим.
В младших классах закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20, знаниям таблиц умножения и деления. При заучивании таблиц учащиеся должны опираться не только на механическую память, но и владеть приемами получения результатов вычислений, если они их не запомнили.
Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельно выполненная учеником работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, с учеником проведена работа над ошибками.
Домашние задания обязательно ежедневно проверяются учителем.
Наряду с повседневным, текущим контролем за состоянием знаний по математике учитель проводит 2—3 раза в четверти контрольные работы.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству учащихся, обучающихся во вспомогательной школе.
Однако есть в каждом классе часть учащихся, которые постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Они могут участвовать во фронтальной работе со всем классом (решать более легкие примеры, повторять объяснения учителя или сильного ученика по наводящим вопросам, решать с помощью учителя арифметические задачи). Для самостоятельного выполнения этим ученикам требуется предлагать облегченные варианты примеров, задач, других заданий.
Учитывая указанные особенности этой группы школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем.
Усвоение этих знаний и умений дает основание для перевода учащихся в следующий класс.
Встречаются ученики, которые удовлетворительно усваивают программу вспомогательной школы по всем предметам, кроме математики. Эти учащиеся (с так называемым локальным поражением или грубой акалькулией) не могут быть задержаны в том или ином классе только из-за отсутствия знаний по одному предмету.
Такие ученики должны заниматься по индивидуальной программе, они обучаются в пределах своих возможностей, соответственно аттестуются и переводятся из класса в класс.
Решение об обучении учащихся по индивидуальной программе по данному предмету принимается педагогическим советом школы.
2 класс
(2 ч в неделю)
СЧЕТ В ПРЕДЕЛАХ 20
· Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. Сравнение чисел. Знаки отношений больше (>), меньше (<), равно (=). Состав чисел из десятков и единиц, сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.
· Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа.
· Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток путем разложения вычитаемого на два числа.
· Таблицы состава двузначных чисел (11—18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Вычисление остатка с помощью данной таблицы.
· Названия компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся.
· Число 0 как компонент сложения.
· Единица (мера) длины — дециметр. Обозначение: 1 дм. Соотношение: 1 дм = 10 см.
· Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой стоимости, длины (сумма (остаток) может быть меньше, равна или больше 1 дм), массы, времени.
· Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц».
· Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Составные арифметические задачи в два действия.
· Прямая, луч, отрезок. Сравнение отрезков.
· Угол. Элементы угла: вершина, стороны. Виды углов: прямой, тупой, острый. Сравнение углов с прямым углом. Черчение прямого угла с помощью чертежного треугольника.
· Четырехугольники: прямоугольник, квадрат. Свойства углов, сторон. Треугольник: вершины, углы, стороны. Черчение прямоугольника, квадрата, треугольника на бумаге в клетку по заданным вершинам.
· Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах, направление движения стрелок. Единица (мера) времени — час. Обозначение: 1 ч. Измерение времени по часам с точностью до 1 ч. Половина часа (полчаса).
· Деление предметных совокупностей на две равные части (поровну).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
· счет в пределах 20 по единице и равными числовыми группами;
· таблицу состава чисел (11—18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток;
· названия компонента и результатов сложения и вычитания;
· математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на»;
· различие между прямой, лучом, отрезком;
· элементы угла, виды углов;
· элементы четырехугольников — прямоугольника, квадрата, их свойства;
· элементы треугольника.
Учащиеся должны уметь:
· выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через десяток, с числами, полученными при счете и измерении одной мерой;
· решать простые и составные арифметические задачи и конкретизировать с помощью предметов или их заместителей и кратко записывать содержание задачи;
· узнавать, называть, чертить отрезки, углы — прямой, тупой, острый — на нелинованной бумаге;
· чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку;
· определять время по часам с точностью до 1 часа.
Примечания.
1. Решаются только простые арифметические задачи.
2. Прямоугольник, квадрат вычерчиваются с помощью учителя.
3. Знание состава однозначных чисел обязательно.
4. Решение примеров на нахождение суммы, остатка с переходом через десяток (сопровождается подробной записью решения).
№ п/п | Разделы, темы | Часы |
1 четверть. | ||
1 | Числа 1-10.Свойства чисел в числовом ряду.Сравнение чисел. | 1 |
2 | Числа 1-10.Свойства чисел в числовом ряду.Сравнение чисел. | 1 |
3 | Переместительное свойство сложения. | 1 |
4 | Сложение и вычитание как взаимообразные действия. | 1 |
5 | Сложение и вычитание как взаимообразные действия. | 1 |
6 | Увеличение на несколько единиц. Меры стоимости. | 1 |
7 | Увеличение на несколько единиц. Меры стоимости. | 1 |
8 | Сложение и вычитание с числом 0. | 1 |
9 | Сложение и вычитание с числом 0. | 1 |
10 | Уменьшение на несколько единиц.Меры длины. | 1 |
11 | Уменьшение на несколько единиц.Меры длины. | 1 |
12 | Нахождение суммы.Увеличение на несколько единиц. | 1 |
13 | Нахождение остатка.Уменьшение на несколько единиц. | 1 |
14 | Задачи с мерами стоимости. | 1 |
15 | Задачи с мерами стоимости. | 1 |
16 | Повторение темы: Уменьшение и увеличение на несколько единиц. | 1 |
17 | Построение отрезков. | 1 |
18 | Обобщение пройденных тем. | 1 |
Итого: 18 | ||
2 четверть. | ||
1 | Числовой ряд 1-10. Десяток. Сложение и вычитание в пределах 10. | 1 |
2 | Образование чисел 11-15. Десятичный состав. Запись цифрами. | 1 |
3 | Образование чисел 11-15. Десятичный состав. Запись цифрами. | 1 |
4 | Образование чисел 16-19. Десятичный состав. Запись цифрами. | 1 |
5 | Образование чисел 16-19. Десятичный состав. Запись цифрами. | 1 |
6 | Число 20. 2 десятка = 20 единиц. | 1 |
7 | Сравнение однозначных и двухзначных чисел. Числовой ряд 1-20. | 1 |
8 | Образование чисел 11-19 (10+ 1, 2, 3; 11+1, 12+1… | 1 |
9 | Образование чисел 11-19 (10+ 1, 2, 3; 11+1, 12+1… | 1 |
10 | Сложение десятка и однозначного числа, вычитание из духзначного числа число единиц. | 1 |
11 | Сложение десятка и однозначного числа, вычитание из духзначного числа число единиц. | 1 |
12 | Повторение темы: Сложение десятка и однозначного числа, вычитание из двухзначного числа число единиц. | 1 |
13 | Построение углов. | 1 |
14 | Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | 1 |
Итого: 14 | ||
3 четверть. | ||
1 | Числа 1-20. Однозначные и двузначные числа. Чичловой ряд 1-20. | 1 |
2 | Сложение десятка с однозначным числом. | 1 |
3 | Вычитание из двузначного числа единиц. | 1 |
4 | Три способа образования чисел. | 1 |
5 | Сложение и вычитание двузначного и однозначного числа. | 1 |
6 | Сложение и вычитание двузначного и однозначного числа. | 1 |
7 | Название компонентов действий при сложении и вычитании. | 1 |
8 | Название компонентов действий при сложении и вычитании. | 1 |
9 | Сложение и вычитание в пределах 20. | 1 |
10 | Задачи: увеличение на несколько единиц, нахождение суммы. | 1 |
11 | Задачи: увеличение на несколько единиц, нахождение остатка. | 1 |
12 | Задачи: увеличение на несколько единиц, нахождение остатка. | 1 |
13 | Меры стоимости. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. | 1 |
14 | Меры стоимости. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. | 1 |
15 | Увеличение и уменьшение на несколько единиц. Нахождение суммы и остатка. | 1 |
16 | Неделя. Соотношение: неделя=7 суток. Меры времени: час. | 1 |
17 | Меры длины: см, дм. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении | 1 |
18 | Сложение и вычитание в пределах 20. | 1 |
19 | Сложение и вычитание в пределах 20. | 1 |
20 | Построение отрезков. Обобщение пройденных тем. | 1 |
Итого: 20 | ||
4 четверть. | ||
1 | Одназначные и двузначные числа. | 1 |
2 | Меры времени: сутки, час, минута, месяц, год. | 1 |
3 | Три способа образования чисел 11-19. | 1 |
4 | Сложение и вычитание в пределах 20 | 1 |
5 | Счет равными числовыми группами. | |
6 | Счет равными числовыми группами. | 1 |
7 | Деление на две равные части. | 1 |
8 | Деление на две равные части. | 1 |
9 | Решение задач в два действия. | 1 |
10 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. | 1 |
11 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. | 1 |
12 | Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел. | 1 |
13 | Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел. | 1 |
14 | Повторение темы: Деление на две равные части. | 1 |
15 | Построение углов. | 1 |
16 | Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | 1 |
17 | Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | 1 |
18 | Одназначные и двузначные числа. | 1 |
Итого: 18 | ||
Всего уроков за год: 68 |
Используемая литература:
Программа В.В. Воронковой; 7-е издание. Москва "Просвещение" 2010.
По электронным учебникам занятия не проводятся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Программа курса "Математика 5, 6 класс" (к учебникам Математика 5, Математика 6, авт. Зубарева И. И., Мордкович А.Г.)
Программа по математике для преподавания предмета в 5 и 6 классах по учебникам Зубаревой И. И., Мордковича А. Г. содержит пояснительную записку, в которой отражены: учебно-методическое сопровождение п...
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М...