Развитие грамматического строя речи
презентация к уроку по теме

Кузнецова Дарья Вячеславовна

В данной презентации представлены материалы для развития грамматического строя речи (существительное, глагол, прилагательное)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_grammaticheskogo_stroya_rechi2.pptx2.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие грамматического строя Существительное, глагол, прилагательное

Слайд 2

Существительное - это ч асть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Например, Кот Стол Ведро

Слайд 3

Категории существительного Одушевленность – неодушевленность Собака Камень

Слайд 4

Род (мужской, женский, средний) Машина (она моя) Шкаф (он мой) Окно (оно мое)

Слайд 5

Число (единственное и множественное) Нож (ед. число) Ножи (мн. число)

Слайд 6

Падеж Именительный (Кто? Что?) Родительный - нет (Кого? Чего?) Дательный – дать (Кому? Чему?) Винительный (Кого? Что?) Творительный – доволен (Кем? Чем?) Предложный – говорить (О ком? О чем?)

Слайд 7

Склонение (1 – ое , 2 – ое , 3 - е) Первое склонение Существительные ж . р. и м. р. с окончаниями - а, - я Судья Земля

Слайд 8

Второе склонение Существительные м. р. с нулевым окончанием и ср. р. с окончаниями - о, - е Конь Солнце

Слайд 9

Третье склонение Существительные ж. р. с нулевым окончанием (с ь на конце) Мышь Сирень

Слайд 10

I блок Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос что? Неодушевленные Колесо Ваза

Слайд 11

2. Как называются существительные, отвечающие на вопрос кто? Одушевленные Бабочка Медведь

Слайд 12

3 . Посмотри на картинки и найди среди них живые и неживые предметы

Слайд 13

4. Назови все предметы, которые ты видишь на картинке. К каждому слову задай вопрос кто? или что?

Слайд 14

II блок 1. Посмотри внимательно на предложения. Что в них неправильно? Объясни свой ответ. Она пальто нарядный Он девочка нарядное Оно зал нарядная Исправь ошибки.

Слайд 15

2. Покажи и назови части предмета. Определи их род. Чайник ( м.р ): крышка ( ж.р ), ручка ( ж.р ), носик ( м.р ), донышко( ср.р )

Слайд 16

Автомобиль (грузовой): Кабина ( ж.р .), кузов ( м.р .), колесо ( ср.р .), фара ( ж.р .)

Слайд 17

3. Распредели картинки на три группы (по родам).

Слайд 18

4. Подбери пару. Медведь – медведица Волк – Лис – Лев – Тигр – Буйвол – Орёл – волчица лисица львица тигрица буйволица орлица

Слайд 19

III блок 1. Определи род имени существительного. Мак ( ед.ч .) Ягоды ( мн.ч .) Божья коровка ( ед.ч .) Грибы ( мн.ч .) Желуди ( мн.ч .) Пончик ( ед.ч .)

Слайд 20

2. Могут ли быть эти существительные в ед. числе? Почему? Очки Ножницы Сани Весы Ворота Кусачки

Слайд 21

3. Один – много (назови слово во множественном числе). Береза - березы Лимон - лимоны

Слайд 22

Антилопа - антилопы Бабочка - бабочки Хомяк - хомяки

Слайд 23

4. Реши математические примеры. Сколько здесь зверят? Котенок + котеночек = Котята Щенок + щеночек = Щенята

Слайд 24

Утенок + утеночек = Утята Жеребенок + жеребеночек = Жеребята

Слайд 25

IV блок 1. Определи падеж, задавая вопрос. Чайник нужен для Курятник нужен для (чего?) (кого?)

Слайд 26

Конюшня нужна для Салатник нужен для Мыльница нужна для (кого?) (чего?) (чего?)

Слайд 27

2. Закончи предложения, задавая вопрос к картинке. Определи падеж. Пятачок пришел в гости к Принц торопится к Дети торопливо шли к Мальвина шла по лесу к ( кому ?) ( кому ?) ( кому ?) (чему?)

Слайд 28

3. Задай правильные вопросы к картинкам. Определи падеж. Крот роет Рыбак ловит (что?) (кого?)

Слайд 29

Грач строит Котенок ловит Доярка доит (что?) (кого?) (кого?)

Слайд 30

4. Прочитай стихотворение и скажи, какие слова в нем отвечают на вопросы (с кем? кем? ч ем?). Определи падеж. С белкой пляшет бегемот, Грустно смотрит серый кот – Он сметаною объелся, У него болит живот. Машет веером варан, Молотком стучит баран, Подметает шваброй ёжик, Усом крутит таракан.

Слайд 31

5. Рассмотри внимательно рисунок и скажи, что нарисовано неправильно. Определи падеж. Шишки растут (на чем?)… Камыши растут (на чем?)… Белка сиди (на чем?)… Ежик сидит (на чем?)…

Слайд 32

V блок. Определи склонение. Объясни свой ответ. Двор Сирень Рыба Собака

Слайд 33

Солнце Мыло Мышь Земля

Слайд 34

Глагол - это ч асть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? ч то сделать? Например, Зайчик бежит, л ежит, р азговаривает, прыгает

Слайд 35

Категории глагола Время Ваня разбил вазу Ваня пьет воду Ваня будет играть с котом

Слайд 36

Число Рисует Рисуют

Слайд 37

Лицо 1 – ое лицо: я (мы) читаю (читаем) 2 – ое лицо: ты (вы) читаешь (читаете) 3 – е лицо: он, она (они) читает (читают)

Слайд 38

I блок 1. Посмотри на картинки и скажи, кто какие звуки издает. Назови глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени. Мяукает, мяукала, будет мяукать Гавкает, гавкала, будет гавкать Ржет, ржала, будет ржать

Слайд 39

Рычит, рычал, б удет рычать Мычит, мычала, будет мычать Крякает, крякала, будет крякать Кудахчет, кудахтала, будет кудахтать Квакает, квакала, будет квакать

Слайд 40

2. Найди предложения, в которых допущена ошибка. Определи время глагола. Слон пьет нектар. Тигр жевал траву. Лошадь ловила муху. Собака будет грызть сено. Рыбка грызла кость.

Слайд 41

3. Закончи предложения, вставляя глагол нужного времени. Долгожданная весна Снег Солнышко Первые травинки будут Все живое весной Бабочки будут Ручьи На реках и озерах пришла. т ает . п ригревает. появляться. о живает. п орхать. п обежали. тронулся лед.

Слайд 42

II блок. 1. Измени число. Рисует - рисуют Пишет - пишут Смотрит - смотрят

Слайд 43

Идет - идут Читает - читают Кушает - кушают

Слайд 44

2. Выбери глагол, который подходит к существительному. Объясни ответ. Коровы – мычат, мычит. Свинья – хрюкают, хрюкает.

Слайд 45

Собака – гавкает, гавкают. Кошки – мяукает, мяукают. Утка – крякает, крякают. Куры – кудахчет , кудахчут.

Слайд 46

3. Составь рассказ, используя глаголы в ед. или мн. ч исле. Гореть, печь, румянится, стоять, шить, играть, прыгать, лежать, сидеть.

Слайд 47

III блок. 1. Подбери подходящее по смыслу слово. Определи лицо глагола. Пешеходы на красный свет стоят, а на зеленый …. . Мы в метро сначала спускаемся, а потом … . Ты у доски отвечаешь, а учитель … . По одежке встречают, а по уму … . Дождь траву намочил, а солнышко … .

Слайд 48

2. Зайчик лежал на поляне и думал о том, что он любит делать. «Я и играть люблю, и спать, и петь, и танцевать!» Придумай рассказ о том, что любишь ты. Говори от первого лица.

Слайд 49

Прилагательное - это ч асть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какие? Например, м яч красный, большой, красивый.

Слайд 50

Категории прилагательного Род Подушка (какая?) м ягкая ( ж.р .) Слон (какой?) б ольшой ( м.р .) Лето (какое?) жаркое ( ср.р .)

Слайд 51

Число Ягоды (какие?) спелые ( мн.ч .) Ягода (какая?) спелая ( ед.ч .)

Слайд 52

I блок 1. Посмотри на картинки и ответь на вопросы. Определи род имени прилагательного. Какого слон размера? Какого слон цвета? Какой у слона хобот? Какого кошка цвета? Какого цвета глаза у кошки? Какой у кошки цвет? Какого окно цвета? Какого окно размера?

Слайд 53

2. К прилагательному подбери существительные. Определи род прилагательного. Зеленый - … Большой - … Красивая - … Жаркое - …

Слайд 54

3. Образуй слова – признаки. Определи род имени прилагательного. (камень – (какой?) каменный) Пламя – (какое?) … Туман – (какой?) … Лимон – (какой?) … Солома – (какая?) … Машина (какая?) … пламенное туманный лимонный соломенная машинная

Слайд 55

4. Посмотри на рисунок и ответь на вопросы. Составь рассказ о лисенке. Какой лисенок по размеру? Какая у лисенка шерстка на ощупь? Какой у лисенка взгляд? Какого цвета у лисенка мех?

Слайд 56

II блок Подбери существительное. Определи число. Вкусные, сладкие, шоколадные Круглый, тяжелый, полосатый

Слайд 57

Удобное, мягкое, низкое Желтые, ароматные, наливные Ароматные, красные, спелые

Слайд 58

Молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматического строя речи детей от 2 до 3 лет(вторая младшая группа)

Беседы по картинкам при рассматривании иллюстраций к сказкам помогут детям быстрее овладеть необходимыми и доступными им грамматическими навыками,расширить активный и пассивный словарный запас,формиро...

"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...

Развитие грамматического строя речи дошкольников. Словоизменение.

В материале представлены приёмы работы над развитием и совершенствованием грамматического строя речи(навыки словоизменения) у дошкольников младшей группы(3-4 года)....

Дидактические игры для развития грамматического строя речи

Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение. А, как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольн...

Направления коррекционно-педагогической работы со школьниками с ЗПР по развитию грамматического строя речи

В работе представлены основные направления коррекционно-педагогической работы по развитию грамматического строя речи школьников с задержкой психического развитию. Элементы данной работы можно использо...

Использование игрушек в работе по развитию грамматического строя речи

Формирование грамматического строя речи в игре...

Особенности развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

В статье предтавлен материал по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР....