Развитие грамматического строя речи
презентация к уроку по теме
В данной презентации представлены материалы для развития грамматического строя речи (существительное, глагол, прилагательное)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_grammaticheskogo_stroya_rechi2.pptx | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Существительное - это ч асть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Например, Кот Стол Ведро
Категории существительного Одушевленность – неодушевленность Собака Камень
Род (мужской, женский, средний) Машина (она моя) Шкаф (он мой) Окно (оно мое)
Число (единственное и множественное) Нож (ед. число) Ножи (мн. число)
Падеж Именительный (Кто? Что?) Родительный - нет (Кого? Чего?) Дательный – дать (Кому? Чему?) Винительный (Кого? Что?) Творительный – доволен (Кем? Чем?) Предложный – говорить (О ком? О чем?)
Склонение (1 – ое , 2 – ое , 3 - е) Первое склонение Существительные ж . р. и м. р. с окончаниями - а, - я Судья Земля
Второе склонение Существительные м. р. с нулевым окончанием и ср. р. с окончаниями - о, - е Конь Солнце
Третье склонение Существительные ж. р. с нулевым окончанием (с ь на конце) Мышь Сирень
I блок Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос что? Неодушевленные Колесо Ваза
2. Как называются существительные, отвечающие на вопрос кто? Одушевленные Бабочка Медведь
3 . Посмотри на картинки и найди среди них живые и неживые предметы
4. Назови все предметы, которые ты видишь на картинке. К каждому слову задай вопрос кто? или что?
II блок 1. Посмотри внимательно на предложения. Что в них неправильно? Объясни свой ответ. Она пальто нарядный Он девочка нарядное Оно зал нарядная Исправь ошибки.
2. Покажи и назови части предмета. Определи их род. Чайник ( м.р ): крышка ( ж.р ), ручка ( ж.р ), носик ( м.р ), донышко( ср.р )
Автомобиль (грузовой): Кабина ( ж.р .), кузов ( м.р .), колесо ( ср.р .), фара ( ж.р .)
3. Распредели картинки на три группы (по родам).
4. Подбери пару. Медведь – медведица Волк – Лис – Лев – Тигр – Буйвол – Орёл – волчица лисица львица тигрица буйволица орлица
III блок 1. Определи род имени существительного. Мак ( ед.ч .) Ягоды ( мн.ч .) Божья коровка ( ед.ч .) Грибы ( мн.ч .) Желуди ( мн.ч .) Пончик ( ед.ч .)
2. Могут ли быть эти существительные в ед. числе? Почему? Очки Ножницы Сани Весы Ворота Кусачки
3. Один – много (назови слово во множественном числе). Береза - березы Лимон - лимоны
Антилопа - антилопы Бабочка - бабочки Хомяк - хомяки
4. Реши математические примеры. Сколько здесь зверят? Котенок + котеночек = Котята Щенок + щеночек = Щенята
Утенок + утеночек = Утята Жеребенок + жеребеночек = Жеребята
IV блок 1. Определи падеж, задавая вопрос. Чайник нужен для Курятник нужен для (чего?) (кого?)
Конюшня нужна для Салатник нужен для Мыльница нужна для (кого?) (чего?) (чего?)
2. Закончи предложения, задавая вопрос к картинке. Определи падеж. Пятачок пришел в гости к Принц торопится к Дети торопливо шли к Мальвина шла по лесу к ( кому ?) ( кому ?) ( кому ?) (чему?)
3. Задай правильные вопросы к картинкам. Определи падеж. Крот роет Рыбак ловит (что?) (кого?)
Грач строит Котенок ловит Доярка доит (что?) (кого?) (кого?)
4. Прочитай стихотворение и скажи, какие слова в нем отвечают на вопросы (с кем? кем? ч ем?). Определи падеж. С белкой пляшет бегемот, Грустно смотрит серый кот – Он сметаною объелся, У него болит живот. Машет веером варан, Молотком стучит баран, Подметает шваброй ёжик, Усом крутит таракан.
5. Рассмотри внимательно рисунок и скажи, что нарисовано неправильно. Определи падеж. Шишки растут (на чем?)… Камыши растут (на чем?)… Белка сиди (на чем?)… Ежик сидит (на чем?)…
V блок. Определи склонение. Объясни свой ответ. Двор Сирень Рыба Собака
Солнце Мыло Мышь Земля
Глагол - это ч асть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? ч то сделать? Например, Зайчик бежит, л ежит, р азговаривает, прыгает
Категории глагола Время Ваня разбил вазу Ваня пьет воду Ваня будет играть с котом
Число Рисует Рисуют
Лицо 1 – ое лицо: я (мы) читаю (читаем) 2 – ое лицо: ты (вы) читаешь (читаете) 3 – е лицо: он, она (они) читает (читают)
I блок 1. Посмотри на картинки и скажи, кто какие звуки издает. Назови глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени. Мяукает, мяукала, будет мяукать Гавкает, гавкала, будет гавкать Ржет, ржала, будет ржать
Рычит, рычал, б удет рычать Мычит, мычала, будет мычать Крякает, крякала, будет крякать Кудахчет, кудахтала, будет кудахтать Квакает, квакала, будет квакать
2. Найди предложения, в которых допущена ошибка. Определи время глагола. Слон пьет нектар. Тигр жевал траву. Лошадь ловила муху. Собака будет грызть сено. Рыбка грызла кость.
3. Закончи предложения, вставляя глагол нужного времени. Долгожданная весна Снег Солнышко Первые травинки будут Все живое весной Бабочки будут Ручьи На реках и озерах пришла. т ает . п ригревает. появляться. о живает. п орхать. п обежали. тронулся лед.
II блок. 1. Измени число. Рисует - рисуют Пишет - пишут Смотрит - смотрят
Идет - идут Читает - читают Кушает - кушают
2. Выбери глагол, который подходит к существительному. Объясни ответ. Коровы – мычат, мычит. Свинья – хрюкают, хрюкает.
Собака – гавкает, гавкают. Кошки – мяукает, мяукают. Утка – крякает, крякают. Куры – кудахчет , кудахчут.
3. Составь рассказ, используя глаголы в ед. или мн. ч исле. Гореть, печь, румянится, стоять, шить, играть, прыгать, лежать, сидеть.
III блок. 1. Подбери подходящее по смыслу слово. Определи лицо глагола. Пешеходы на красный свет стоят, а на зеленый …. . Мы в метро сначала спускаемся, а потом … . Ты у доски отвечаешь, а учитель … . По одежке встречают, а по уму … . Дождь траву намочил, а солнышко … .
2. Зайчик лежал на поляне и думал о том, что он любит делать. «Я и играть люблю, и спать, и петь, и танцевать!» Придумай рассказ о том, что любишь ты. Говори от первого лица.
Прилагательное - это ч асть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какие? Например, м яч красный, большой, красивый.
Категории прилагательного Род Подушка (какая?) м ягкая ( ж.р .) Слон (какой?) б ольшой ( м.р .) Лето (какое?) жаркое ( ср.р .)
Число Ягоды (какие?) спелые ( мн.ч .) Ягода (какая?) спелая ( ед.ч .)
I блок 1. Посмотри на картинки и ответь на вопросы. Определи род имени прилагательного. Какого слон размера? Какого слон цвета? Какой у слона хобот? Какого кошка цвета? Какого цвета глаза у кошки? Какой у кошки цвет? Какого окно цвета? Какого окно размера?
2. К прилагательному подбери существительные. Определи род прилагательного. Зеленый - … Большой - … Красивая - … Жаркое - …
3. Образуй слова – признаки. Определи род имени прилагательного. (камень – (какой?) каменный) Пламя – (какое?) … Туман – (какой?) … Лимон – (какой?) … Солома – (какая?) … Машина (какая?) … пламенное туманный лимонный соломенная машинная
4. Посмотри на рисунок и ответь на вопросы. Составь рассказ о лисенке. Какой лисенок по размеру? Какая у лисенка шерстка на ощупь? Какой у лисенка взгляд? Какого цвета у лисенка мех?
II блок Подбери существительное. Определи число. Вкусные, сладкие, шоколадные Круглый, тяжелый, полосатый
Удобное, мягкое, низкое Желтые, ароматные, наливные Ароматные, красные, спелые
Молодец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие грамматического строя речи детей от 2 до 3 лет(вторая младшая группа)
Беседы по картинкам при рассматривании иллюстраций к сказкам помогут детям быстрее овладеть необходимыми и доступными им грамматическими навыками,расширить активный и пассивный словарный запас,формиро...
"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его
Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...
Развитие грамматического строя речи дошкольников. Словоизменение.
В материале представлены приёмы работы над развитием и совершенствованием грамматического строя речи(навыки словоизменения) у дошкольников младшей группы(3-4 года)....
Дидактические игры для развития грамматического строя речи
Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение. А, как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольн...
Направления коррекционно-педагогической работы со школьниками с ЗПР по развитию грамматического строя речи
В работе представлены основные направления коррекционно-педагогической работы по развитию грамматического строя речи школьников с задержкой психического развитию. Элементы данной работы можно использо...
Использование игрушек в работе по развитию грамматического строя речи
Формирование грамматического строя речи в игре...
Особенности развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.
В статье предтавлен материал по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР....