Направления коррекционно-педагогической работы со школьниками с ЗПР по развитию грамматического строя речи
учебно-методический материал на тему

В работе представлены основные направления коррекционно-педагогической работы по развитию грамматического строя речи школьников с задержкой психического развитию. Элементы данной работы можно использовать на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon napravleniya_korrektsionnoy_raboty.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Направления коррекционно – педагогической работы со школьниками с задержкой психического развития по развитию грамматического строя речи

Для  развития грамматического строя речи у школьников с ЗПР нами были проанализированы основные направления специальной развивающей программы, используемой в процессе коррекционно-педагогической работы.

Цель: развитие компонентов грамматического строя речи у учащихся с ЗПР.

Задачи:

1. Развитие умения образовывать существительные, прилагательные и глаголы.

2. Развитие умения подбирать родственные слова.

3.Развитие умения пользоваться в речи предлогами.

4. Развитие умения составлять распространенные сложные предложения.

Построение программы базировалось на следующих принципах:

1. Принцип комплексности. Осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи – грамматическим строем, звукопроизношением, словарем, связной речью.

2. Принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений грамматического строя речи.

3. Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития».

Развитие грамматического строя речи включает следующие  направления:

1. Формирование словообразования.

2. Работа с родственными словами: определение «лишнего» слова из группы слов, отбирание родственных слов из ряда слов, подбор родственных слов.

3. Работа с предложением: согласование слов  в предложении, составление распространенных сложных предложений.

Рассмотрим подробнее каждое направление:

1.  Формирование словообразования. (В основу положено исследование Ефименковой Л. Н.) [12]. С учетом постепенного усложнения словообразовательных моделей в работе выделяется 2 этапа:

I этап. Словообразование существительных.

На этом этапе мы рассматриваем образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

Цель: развитие умения образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах.

Упражнения, направленные на развитие умения образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах:

  1. «У меня — у тебя».

Учитель называет существительное в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок произносит форму множественного числа данного существительного и возвращает мяч учителю.

  1. «Чего много?»

Детям раздаются картинки, на которых  изображены предметы во множественном числе. Учитель говорит: «У меня один мяч. А у кого много?» Ребенок, у которого картинка с изображением нескольких мячей отвечает: «У меня много мячей» и т. д.

  1.  «Чей клюв?»:

 Учитель «Определите, клюв какой птицы изображен на рисунке».

Образец  ответа: Это клюв дятла.

Коршун -        Синица -

Цапля -        Дрозд -

  1. Учитель: «Закончите словосочетания, правильно изменяя слова, данные в скобках».

Гнездо (ласточка). Письмо (сестра). Улицы (город). День (Победы). Цветок (клевер). Листья (береза). Кроны (деревья). Следы (птица). Чешуя (рыба). Стволы (сосна).

  1. Учитель: Составьте предложения, сравнивая предметы:

а) по вкусу: морковку и помидор; бруснику и клюкву; малину и крыжовник.

Образец ответа: Морковка слаще помидора.

б) по величине: корову и овцу; куст и дерево; папу и сына; ягненка и овцу; теленка и корову;

Образец ответа: Корова больше овцы, а овца меньше коровы.

в) по физической силе: кошку и мышку; медведя и лису; лошадь и ослика.

Образец ответа: Кошка сильнее мышки. Мышка слабее кошки.

II этап. Словообразование прилагательных и глаголов.

На данном этапе мы выделили 2 ведущих блока:

1 блок – образование прилагательных от существительных.

Цель: развитие умения образовывать прилагательные от существительных.

Упражнения, направленные на развитие умения образовывать прилагательные от существительных:

  1. «Найди ошибки Незнайки».

Учитель говорит ребенку: «Незнайка составил предложения, но допустил ошибки. Послушай внимательно предложения и исправь ошибки Незнайки». Например: На улице льет (сила) дождь. Наступит холодная (дождь) осень. На опушку выскочил (трус) заяц. По лесу бродит (голод) волк. Сегодня чудесный (мороз) день. Мальчик вернулся с улицы весь (грязь).

  1. «Деревья».

Дидактический материал - картинки (например, лист дуба — дубовый лист; лист осины; лист березы; лист клена; лист липы; лист яблони; лист рябины; лист вишни; шишка сосны; иголка ели и т.д.).  

У ребенка находятся картинки с изображением различных листьев. Учитель спрашивает: «Какой это лист?»

2 блок – образование глаголов с противоположным значением.

Цель: развитие умения образовывать глаголы с противоположным значением.

Упражнения, направленные на развитие умения образовывать глаголы с противоположным значением:

  1. Учитель: «Назови противоположные действия».

Закрыть - ...        Войти - ...        Приклеить - ...

Задвинуть - ...        Вешать - ...

2)Учитель: «Из группы слов выбери противоположные слова».

Включить, придвинуть, влить, выключить, притащить, отлить, утащить, отодвинуть.

2.  Работа с родственными словами: определение «лишнего» слова из группы слов, отбирание родственных слов из ряда слов, подбор родственных слов. (В основу положено исследование Грибовой О.Е. и  Клячко А. А.) [10].

С учетом закономерностей онтогенеза и особенностей усвоения детьми  грамматических умений и навыков в процессе  работы выделяются 3 этапа:

1 этап. Определение «лишнего» слова из группы слов.

Цель: развитие умения определять «лишнее» слово из группы слов.

 Упражнения, направленные на развитие умения определять «лишнее» слово из группы слов:

1) Определение среди группы сходных по звуковой структуре слов «лишнего» по значению (например, лес, лесной, лесник, лестница; вода, водяной, водный, водить; осина, оса, подосиновик; гора, горный, горе; рис, рисовый, рисунок и т. д.).

  1. Определение среди группы слов «лишнего» слова (например, дом, доска, домашний; бег, бегать, брат и т. д.).

2 этап. Отбирание родственных слов из ряда слов.

Цель: развитие умения отбирать родственные слова из ряда слов. 

Упражнения, направленные на развитие умения отбирать родственные слова из ряда слов:

Определение и называние среди группы слов похожих слов (например, лес, влез, лесник; сахар, лисица, сахарница; море, моряк, морщины, морской; боль, болеть, большой, больница и т. д.).

3 этап. Подбор родственных слов.

 Цель: развитие умения подбирать родственные слова. 

Упражнения:

  1. Подбор родственных слов с опорой на вопросы. Речевой материал — группы слов (например, боль, соль, цвет, зелень и т. д.)

     Учитель предлагает ребенку образовать новые слова, отвечая на вопросы. Например: боль (что делает?) болит; боль (какой?) больной и т. д.

  1. Образование родственных слов по аналогии.

Речевой материал — группы слов (например, сахар, мыло, суп, хлеб, ворона, гусь, утка и т. д.).

Дидактический материал — предметные картинки (например, сахарница, мыльница, супница, хлебница, вороненок, утенок, гусенок и т. д.).

Учитель предлагает ребенку образовать новые слова с опорой на образец (например, сухарь сухарница, аист аистенок, утка — ... и т. д.). В случае затруднений можно использовать картинки.

Третье направление нашей программы – Работа с предложением: согласование слов  в предложении, составление распространенных сложных предложений. (В основу положено исследование Зикеева А. Г.) [13].

В работе над предложением выделяется 2 этапа:

1 этап. Согласование слов в предложении.

Цель: развитие умения согласовывать слова в предложении.

Упражнения, направленные на развитие умения согласовывать слова в предложении:

  1. Постановка вопросов от главных слов к подчиненным в предложении: В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. Здесь «прыгали воробушки» - предикативная группа, т. е. подлежащее и сказуемое. «Какие воробушки?» - молодые воробушки – словосочетание. «Где прыгали?» - прыгали в саду – словосочетание и т. д.
  2. Составление словосочетаний: существительное + прилагательное (новая жизнь, любимая Родина); существительное + существительное (отряд ребят, поездка в город); прилагательное + наречие  (очень сильный, невыносимо жаркий (день).

2 этап. Составление распространенных сложных предложений.

Цель: развитие умения составлять распространенные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Упражнения, направленные на развитие умения составлять распространенные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения:

  1. Соединение двух или трех простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами (может быть дан образец выполнения).
  2. Построение предложений заданного типа, например: простого распространенного; с однородными подлежащими и т. д.
  3.  «Кто у кого?»

Цель: Учить детей составлять сложносочиненное предложение.

Оборудование. Предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Учитель раздает по две картинки с изображением детенышей домашних животных и просит составить предложение по этим двум картинкам.

Образец: Телята у коровы, а козлята у козы. И т.д.

Аналогично можно провести игры, используя темы «Дикие животные», «Птицы» и т. д.

  1. Цель. Учить детей правильно пользоваться в речи союзом потому что.

Учитель предлагает детям прослушать предложения и сказать, какое из них правильное.

Кате подарили книгу, потому что у нее день рождения. У Кати день рождения, потому что ей подарили книгу.

Взошло солнце, потому что стало тепло. Стало тепло, потому что взошло солнце. Грачи прилетели, потому что пришла весна. Пришла весна, потому что прилетели грачи. Снег стал таять, потому что пришла весна. Пришла весна, потому что стал таять снег. Ребята пошли купаться, потому что был жаркий день. День был жаркий, потому что ребята пошли купаться.

Для  развития грамматического строя речи у школьников c задержкой психического развития, мы сконструировали специальную развивающую программу, особое внимание в которой обращалось на характеристики грамматического строя речи, отстающие в развитии у испытуемых с ЗПР.

Данные упражнения применялись на индивидуально-коррекционных занятиях в классе, а также во время проведения уроков русского языка и литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматического строя речи детей от 2 до 3 лет(вторая младшая группа)

Беседы по картинкам при рассматривании иллюстраций к сказкам помогут детям быстрее овладеть необходимыми и доступными им грамматическими навыками,расширить активный и пассивный словарный запас,формиро...

"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...

Использование игрушек в работе по развитию грамматического строя речи

Формирование грамматического строя речи в игре...

Консультация для воспитателей: "Использование игрушек в работе по развитию грамматического строя речи"

     Успешность коррекционно-развивающего обучения детей зависит от участия в нем как логопеда, так и воспитателя. Логопед, проводя групповые и индивидуальные занятия с детьми по...

Особенности развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

В статье предтавлен материал по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР....

Особенности развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

В статье представлены особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР....

Статья Работа по развитию грамматического строя речи у детей с ТНР

Краткое описание опыта работы учител-логопеда по реализации задач по развитию грамматического строя речи у детей с ОНР с помощью технологии ТРИЗ, мнемотехники и ИКТ....