Развитие грамматического строя речи дошкольников. Словоизменение.
методическая разработка по теме
В материале представлены приёмы работы над развитием и совершенствованием грамматического строя речи(навыки словоизменения) у дошкольников младшей группы(3-4 года).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_portal.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие грамматического строя речи дошкольников. Словоизменение.
Вторая младшая группа (3-4 года)
Грамматика-это закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова. Грамматика подразделяется на морфологию и синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы (словоизменение и словообразование), а синтаксис – словосочетания и предложения. Для того, чтобы понимать речь, мало знать значения слов, надо ещё понять отношения между этими словами. Необходимо с раннего возраста обеспечить ребенку возможность полноценного речевого развития, которое невозможно без богатого речевого общения как со взрослыми, так и со сверстниками, без знакомства с художественной литературой. . А ещё лучше, если малыш сам сможет попрактиковаться в правильном употреблении наиболее сложных вариантов изменения слов. Этой цели служат разнообразные игры.
Диагностика грамматического строя речи у детей второй младшей группы (3-4 года)
Содержание программного материала по развитию грамматического строя речи.
Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).
Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).
Игры для развития навыков словоизменения.
Словоизменение – это изменение слова при помощи окончания или склонение существительных и прилагательных. Правильное употребление падежных форм существительных, особенно в родительном и дательном падеже множественного числа, является для ребенка самым трудным. Дети часто неправильно говорят: «У меня много апельсин» или «У меня нет носок», вместо правильного «много апельсинов», «нет носков». Кроме того, затруднения возникают также с несклоняемыми существительными типа «пальто»: «Я хожу в новом пальте» вместо «в новом пальто», поэтому изучению этой темы необходимо посвятить максимальное количество часов занятий.
1. Игра «Один-много». Грамматическая категория: Единственное и множественное число существительных(Кто? Что?). Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа. Описание игры: Ребенку предлагается 10-15 картинок с изображениями различных предметов в единственном и множественном числе. Картинки подобраны по группам: с окончанием –и, -ы во множественном числе.
Инструкция: «Посмотри на картинки и повтори: утка – утки , мишка- мишки, (кубики, книги)».
2.Игра «Чего не стало». Грамматическая категория: Родительный падеж имен существительных единственного числа (Кого? Чего?). Цель: научить ребенка правильно употреблять форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Описание игры: на столе раскладываются игрушки, фрукты, овощи и другие предметы. Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает какой-либо предмет. Инструкция: «Запомни предметы и закрой глаза. А теперь открой и скажи, чего не стало?
3. Игра «Телефон». Грамматическая категория: Дательный падеж имен сущ. ед. числа (Кому? Чему?) Указывает на лицо, которому что-либо дают, или направление. Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в дательном падеже. Описание игры: на столе раскладываются игрушки, или картинки с изображением зверей. Инструкция: «Позвони по телефону мышке, мишке, утке и т.д. Кому ты позвонил?». Ребенок отвечает.
4.Игра «Кто что нарисовал», «Кого лечил Доктор Айболит». Грамматическая категория: Винительный падеж имен сущ. ед. числа(Кого? Что?) Винительный падеж указывает на предмет, на который направлено действие. Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в винительном падеже. Описание игры: на столе раскладываются картинки. Инструкция: «Скажи, что нарисовал мальчик?» или «Кого лечил Доктор Айболит?»
5. Игра «Кто чем рисует (работает)?» Грамматическая категория: Творительный падеж имен сущ. ед. числа (Кем? Чем?). Творительный падеж указывает на предмет, которым (или с которым) выполняется действие. Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в творительном падеже. Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки. Инструкция: «Скажи, чем рисует девочка? Чем работает мальчик? (пилой, молотком).
6. Игра ««О чем расскажешь?» Грамматическая категория: Предложный падеж имен сущ. ед. числа (О ком? О чем?), указывает на предмет или место, о котором идет речь. Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки. Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, о ком Катя любит рассказывать? О ком (о чем) расскажешь (мечтаешь) ты?»
7.Игра «Жадина» Грамматическая категория: Род имен существительных (мой, моя, мое, мои). Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки или игрушки. Инструкция: «Представь, что это твои игрушки и ответь на мои вопросы. Чья машина? Чей дом? И т.д.»
Глаголы. Глаголы различаются по виду (совершенные и несовершенные), изменяются по числам, лицам, времени, то есть спрягаются.
8.Игра «Кто что делал вчера?» Грамматическая категория: Прошедшее время глагола (Что делал(а)?) Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки. Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, кто что делал вчера?» Стирать- стирал(а), (смотреть, ловить, мыть…)
9. Игра «Вместе делать веселей». Грамматическая категория: Единственное и множественное число глаголов настоящего времени (Что делает? Что делают?) . Инструкция: «Вместе делать веселей» Он стоит- они стоят, (едят, спят, рисуют, бегут…)
10. Игра «Дай задание игрушкам». Грамматическая категория: Глаголы повелительного наклонения (Делай!). Повелительное наклонение глагола –это действие, к которому кто-либо побуждает кого-либо. Инструкция: «Дай задание игрушкам» Спать- спи! (Лети, танцуй, рисуй).
11. Игра «Какие это вещи». Грамматическая категория: Согласование сущ. и прилагательных в роде и числе (Какой? Какая? Какое? Какие?). Инструкция: «Какие это вещи?» Теплый шарф, теплая шапка, теплое платье, теплые носки и т.д.
Все предлагаемые игры-задания на словоизменение для удобства приведены в таблице. Обращаю внимание, что грамматические категории, используемые в данных играх, предназначены для детей 3-4 лет. Для детей старшего возраста используются более сложные грамматические категории.
№ | Грамматическая категория | Речевой материал | |
С И З | 1 | Единственное и множественное число существительных(Кто? Что?) | Игра «Один-много»:Утка- утки, мишка- мишки, (кубики, книги) |
2 | Родительный падеж имен существительных единственного числа (Кого? Чего?) | Игра «Чего не стало?», «Чего не хватает?»:Ленточка -ленточек, (матрешек, книг, груш, слив) | |
3 | Винительный падеж имен сущ. ед. числа(Кого? Что?) | И. «Кто что нарисовал», «Кого лечил Доктор Айболит» : Бабочка- бабочку (машину, куклу, пирамидку лису) | |
4 | Дательный падеж имен сущ. ед. числа (Кому? Чему?) | И. «Телефон» «Кому что дадим?» :Мышка- мышке( зайчику, котику, курочке, собаке) | |
5 | Творительный падеж имен сущ. ед. числа(Кем? Чем?) | И. «Кто чем действует»: Пила- пилой(лопатой, метлой, молотком, карандашом) | |
6 | Предложный падеж имен сущ. ед. числа(О ком? О чем?) | И. «О чем расскажешь?» Банка- о банке (о шарике, о конфете, о мяче, о яблоке) | |
7 | Род имен существительных(мой, моя, мое, мои) | И. «Это чье?» Бантик-это мой бантик, (моя кукла, мое ведро, мои бусы) | |
8 | Прошедшее время глагола (Что делал(а)?) | И. «Кто что делал вчера?» Стирать- стирал(а), (смотреть, ловить, мыть…) | |
9 | Единств. и множественное число глаголов настоящего времени (Что делает? Что делают?) | И. «Вместе делать веселей» Стоит- стоят, (едят, спят, рисуют, бегут…) | |
10 | Глаголы повелительного наклонения(Делай!) | И. «Дай задание игрушкам» Спать- спи! (Лети, танцуй, рисуй) | |
11 | Согласование сущ. и прилагательных в роде и числе (Какой? Какая? Какое? Какие?) | И. «Какие это вещи» Теплый шарф, теплая шапка, теплое платье, теплые носки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамматический строй речи дошкольника
семинар-практикум для воспитателей ДОУ...
Особенности развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.
В статье предтавлен материал по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР....
Особенности развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.
В статье представлены особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР....
«Развитие грамматического строя речи дошкольников в экологическом воспитании»
Развитие грамматического строя речи дошкольников в экологическом воспитании....
Формирование грамматического строя речи дошкольников в экологическом воспитании.
Формирование грамматического строя речи дошкольников в экологическом воспитании....
Консультация для педагогов Использование дидактических игр при формировании лексико - грамматического строя речи дошкольников с ТНР
Консультация для педагогов ДОУ о роли дидактических игр для формирования лексико - грамматического строя речи детей с ТНР...
Развитие грамматического строя речи у старших дошкольников в играх и упражнениях
Для детей с общим недоразвитием речи характерно нарушение всех компонентов речевой системы, в том числе грамматического строя речи. Представленные ниже игры и упражнения будут способствовать развитию ...