Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Учимся, играя» (развитие познавательной деятельности для детей с ЗПР 4-5 лет)
рабочая программа на тему
Программа направлена на создание ребенку с задержкой психического развития возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития, стимулирование и обогащение развития всех видов деятельности (познавательной, игровой и продуктивной), профилактику вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении.
Срок реализации: программы «Учимся, играя» - 1 год, 18 занятий (1час на тему)/ 36 занятий (2 часа на тему).
Возраст детей: физический возраст детей 4 – 5 лет
Режим занятий: 1 раз в неделю интегрированное занятие
Форма обучения: для детей - индивидуальные коррекционно-развивающие занятия (игровой сеанс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uchimsya_igraya.doc | 119.5 КБ |
prilozhenie_zpr.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Центр диагностики и консультирования «РОСТ»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ ЦДиК «Рост»
______________________ А.Б.Гришанкова
«____»_________________20 ____ г.
Принята на научно-методическом совете ЦДиК «Рост»
«____»_________________20 ____ г.
Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий
«Учимся, играя» (развитие познавательной деятельности для детей с ЗПР 4-5 лет)
Срок реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения: 18/36 (часов)
Автор-составитель:
Иванникова Ольга Анатольевна
учитель - дефектолог
Москва, 2013 г.
Пояснительная записка
Актуальность.
Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, дети с задержкой психического развития (ЗПР) занимают особое место. Оказание современной психолого-педагогической помощи детям с ЗПР, на всех возрастных этапах их индивидуального развития, является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики.
Основными условиями и факторами, способствующими продвижению как психического, так и интеллектуального развития детей является их собственная деятельность и сотрудничество взрослого с ними, что нацеливает нас на активную психолого - педагогическую помощь.
Теоретической основой программы являются программы, разработанные С.Г.Шевченко «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», Г.М. Капустина «Формирование элементарных математических представлений» и т.д. Также программа опирается на формирование сенсорных эталонов, за основу взята программа Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
Характеристика детей дошкольного возраста
с задержкой психического развития.
В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и тонкой моторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графо-моторных навыков. Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности - в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием. У детей с ЗПР зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно моторной и слухо-зрительно-моторной координации. Память отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Значительное своеобразие отмечается в развитии мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Отмечается подражательный характер деятельности детей с ЗПР, несформированность способности к творческому созданию новых образов, замедлен процесс формирования мыслительных операций. К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР еще не сформирован соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления - дети не выделяют существенных признаков при обобщении, а обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам.
Методическое обеспечение программы
Цель программы – формирование познавательной сферы (развитие и коррекция высших психических функций, игровой и продуктивной деятельности) и подготовка к овладению умениями и навыками учебной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Основные задачи:
- создание ребенку с задержкой психического развития возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;
- коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
- обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;
- стимулирование и обогащение развития всех видов деятельности (познавательной, игровой и продуктивной);
- профилактика вторичных отклонений в развитии и трудности в обучении.
Принципы:
- Учет возрастных и типологических особенностей детей.
- Развивающего обучения – формирование «зоны ближайшего развития».
- Единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.
- Коррекции и компенсации
- Всестороннее развитие личности.
- Индивидуального подхода.
- Сознательности и активности.
- Систематичности.
- Наглядности.
- Научности и доступности.
Основные задачи и направления коррекционно-педагогической работы
Коррекционные задачи:
- развитие мелкой моторики;
- развитие ощущений.
- развитие и коррекция восприятия.
- развитие и коррекция внимания.
- развитие и коррекция памяти.
- развитие и коррекция мышления.
- развитие воображения.
Оздоровительные задачи:
- развитие координации движений и формирование правильной осанки;
- формирование основных видов движений;
- развитие ориентировки в пространстве.
Воспитательные и обучающие задачи:
- повышение уровня мотивации обучения.
- формирование грамматически правильной связной речи;
- формирование математических представлений;
- формирование высокого уровня произвольности в управлении двигательными и интеллектуальными процессами.
Направления коррекционно-развивающей работы:
(работа по направлениям включаются на каждом занятие)
Развитие:
- общей и мелкой моторики;
- кратковременной и долговременной памяти;
- зрительно-моторной памяти (обязателен образец);
- вербально-моторной памяти (работа по словесной инструкции);
- зрительной памяти;
- слуховой памяти;
- моторной памяти;
- ассоциативной памяти.
- слухового внимания;
- зрительного внимания;
- произвольного и непроизвольного внимания;
- устойчивости внимания;
- переключаемости внимания;
- объема внимания;
- концентрации внимания;
- распределения внимания.
- зрительного восприятия;
- слухового восприятия;
- кинестетического восприятия;
- наблюдательности.
- зрительных представлений;
- слуховых представлений;
- пространственных представлений;
- временных представлений;
- осязательных ощущений.
- наглядно-действенного мышления;
- наглядно-образного мышления;
- элементов логического мышления;
- функции анализа и синтеза;
- функции сравнения;
- функции классифицирования;
- причинно-следственных связей и отношений;
- наглядно-образного мышления;
- игровой деятельности;
- конструктивной деятельности;
- продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация и конструирование).
Основные разделы программы:
- Ознакомление с окружающим миром и развитие речи;
- Развитие элементарных математических представлений;
Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка, формирует знания и представления о предметах и явлениях окружающей жизни, способствует расширению кругозора, выработка умения осмысленно запоминать и точно воспроизводить материал.
Развитие элементарных математических представлений направлено на ориентировку в цвете, форме и величине предметов, способствует формированию умения сравнивать предметные совокупности, осваивать представления о числе и количестве от 0 до 10
*объем материала зависит от возрастных и психофизиологических особенностей ребенка.
**количество занятий может, меняться в зависимости от усвоения ребенком материала.
Срок реализации: программы «Учимся, играя» - 1 год, 18 занятий (1час на тему)/ 36 занятий (2 часа на тему).
Возраст детей: физический возраст детей 4 – 5 лет
Режим занятий: 1 раз в неделю интегрированное занятие
Форма обучения: для детей - индивидуальные коррекционно-развивающие занятия (игровой сеанс).
Учебно-тематический план
1.Ознакомление с окружающим миром и развития речи
Лексическая тема | № занятия | Режим занятия | Кол-во часов 18/36 | Ожидаемый результат | Форма контроля |
Времена года. Лето. Осень. Зима. Весна. | 1, 2, 3,4 | 15 мин 1 (2) в неделю | 4 | Анализ результатов, качество выполнения заданий | |
Фрукты | 5 | - | 1\2 | - | |
Овощи. | 6 | - | 1\2 | - | |
Домашние животные в деревне. Их детеныши. | 7 | - | 1\2 | - | |
Домашние птицы. | 8 | - | 1\2 | - | |
Дикие животные. | 9 | - | 1\2 | - | |
Животные в зоопарке. | 10 | - | 1\2 | - | |
Игрушки. | 11 | - | 1\2 | - | |
Я-ребенок! Части тела. Личная гигиена. Режим дня. | 12 | - | 1\2 | - | |
Одежда. Обувь. Головные уборы. | 13 | - | 1\2 | - | |
Семья. | 14 | - | 1\2 | - | |
Посуда. | 15 | - | 1\2 | - | |
Мебель. | 16 | - | 1\2 | - | |
Насекомые. | 17 | - | 1\2 | - | |
Транспорт. | 18 | 1\2 | - |
2.Развитие элементарных математических представлений
Тема | № занятия | Режим занятия | Кол-во часов 1/2 | Ожидаемый результат | Форма контроля |
Основные цвета: желтый, красный, зеленый, синий. Классификация по цвету | 1 | 15 мин 1 (2) в неделю | 1 | Анализ результатов, качество выполнения заданий | |
Форма, как основной признак предмета. Круг, квадрат. Классификация по форме. | 2 | - | 1 | - | |
Форма предметов: квадрат треугольник. Классификация по форме. | 3 | - | 1 | - | |
Форма предметов: круг, овал Классификация по форме. | 4 | - | 1 | - | |
Один-много. Столько же | 5 | - | 1 | - | |
Одинаковый, такой же. Большой – маленький. Размер (одинаковые и разные). | 6 | - | 1 | - | |
Число и цифра 1. Количественный счет в пределах 1. | 7 | - | 1 | - | |
Высокий - низкий | 8 | - | 1 | - | |
Цвет предметов (оттеночный): белый | 9 | - | 1 | - | |
Спереди, сзади. | 10 | - | 1 | - | |
Форма предметов: овал | 11 | - | 1 | - | |
Число и цифра 2. Количественный счет в пределах 2. | 12 | - | 1 | - | |
Выше, ниже, высокий, низкий. | 13 | - | 1 | -- | |
Форма предметов: прямоугольник. Длинный-короткий | 14 | - | 1 | - | |
Число и цифра 3. Количественный счет в пределах 3. Длинный-короткий, длиннее, короче. | 15 | - | 1 | - | |
Форма предметов (обобщающие занятие). Сравнение предметов по величине. | 16 | - | 1 | - | |
Число и цифра 4. Количественный счет в пределах 4. Широкий-узкий | 17 | - | 1 | - | |
Цифра 5. Количественный счет в пределах 5. Сравнение по кол-ву. Отеночные цвета | 18 | - | 1 | - |
Содержание программы смотреть в приложении.
Предполагаемый результат к концу года
Дети должны научиться:
- выделять и называть предмет, отдельные его части, свойства, функции, выделять существенные признаки данного предмета или явления;
- сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия;
- объединять и разделять по существенным признакам на группы предметы (объекты), называть их;
- устанавливать прямую зависимость между объектами и явлениями на непосредственном их восприятии;
- проводить прямые прерывные и непрерывные линии, ориентироваться на листе бумаги;
- штриховать простые предметы в разном направлении, обводить предметы по контору;
- выполнять задания по образцу, схеме и речевой инструкции;
- называть свое имя, фамилию, возраст, имена родных;
- показывать и называть основные части тела и лица;
- выделять по обобщающему слову предметы, объекты и явления;
- знать, что делает человек данной профессии;
- определять по изображениям времена года;
- использовать накопленный опыт в общение с людьми и предметами окружающего мира;
- включаться в ту или иную игровую ситуацию, принимая на себя определенную роль, подчиняясь сюжету игры;
- вводить в игру постройки и обыгрывать, разворачивая сюжет;
- называть и кратко пересказывать знакомые сказки;
- сравнивать множества по количеству, осуществлять группировку предметов по количеству;
- называть основные геометрические формы;
- осуществлять прямой и обратный счет в пределах 10;
- соотносить число и цифру в пределах 10;
- пересчитывать предметы и изображения предметов на картинках;
- осуществлять группировку предметов по количеству признаков по образцу
Формы подведения итогов
В начале, середине и конце коррекционного процесса проводится диагностика уровня развития ребенка по методикам Е.А. Стребелевой, С.Д. Забрамной, Н.Л. Белопольской для выявления динамики. Диагностика проводится в форме беседы, игры с ребенком.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. – М.: Школьная пресса, 2003. – 80 с.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
- Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб.: Речь, 2011. – 144 с.
- Капустина Г.М. Формирование элементарных математических представлений.
- Касицына М.А. Дошкольная математика. 2-й год обучения. Учебно-практическое пособие для педагогов и родителей. – Издательство «ГНОМ и Д», 2007 – 128 с.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Весна» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Методическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 104 с. (Практическая логопедия)
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Зима» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 128 с. (Практическая логопедия)
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 128 с. (Практическая логопедия)
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. – 144 с.
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. – 160 с.
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. Подготовка к обучению грамоте. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 136 с.
- Методическое пособие «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика, М. : Гуманитарный изд. центр Владос, 2008.
- Подготовка к школе детей ЗПР. Книга 1/ Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2005. – 96 с.
- Подготовка к школе детей ЗПР. Книга 2/ Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2005. – 112 с.
- Развитие связной речи. Фронтальное логопедическое занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексико-семантической теме «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко.– М.: «Издательство Гном и Д», 2008. – 64с.
- Русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди»,«Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Зимовье зверей». – М.: Издательство «Фламинго».
- Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи.
- Шевченко С.Г. Природа и мы. Методические рекомендации. – Смоленск.: Изд. «Ассоциация XXI век», 2000. – 32 с.: ил.
Предварительный просмотр:
Продолжительность организованной образовательной деятельности
Сенсорное развитие и формирование математических представлений | Развитие мелкой моторики | Динамическая пауза | Ознакомление С окружающим и развитие речи | Свободная игра | Практическая деятельность | всего |
10 мин. | 10 мин. | 10 мин | 10 мин. | 5 мин. | 10 мин. | 55 мин. |
«Осень»
Направления развивающей деятельности | Задачи | Материал | Игры и задания |
Сенсорное развитие и формирование математических представлений | Продолжать знакомить с основными цветами: красным, желтым, зеленым и синим на основе наглядного материала. Учить сортировать предметы по цвету. Познакомить с плоскостной фигурой – квадрат. Учить выбирать квадрат по образцу. Учить детей различать понятия «один – много», «мало», одинаковый, такой же. | Цветные полоски, геометрические фигуры, мелкие предметы. | «Что это такое?» (рассматривание натуральных объектов), «Найди на картинке такой же гриб», «Какой формы?», «Собери много листьев красных (желтых)» |
Ознакомление с окружающим и развитие речи | Словарь: дождь, лужа, гриб, лист. Учить находить предметы на картинке. Отвечать на вопрос: «Что делает?», «Какой?» Одежда осенью. | Натуральные картинки с изображением осени. | «Найди картинки с осенью», « Что делает мальчик?», «Дай один красный лист», «Сколько здесь грибов (листиков)»
|
Развитие осязания и мелкой моторики | Учить обводить пальцем круг, квадрат, изображать красками, обводить по трафарету. Учить лепить шарообразные и продолговатые формы. Продолжать учить нанизывать бусы на веревку, складывать пазлы из 2 частей. Обучать приёмам осязательного обследования предметов. Учить рисовать методом тыка, расплющивать шарик из пластилина до круга | Пластилин, «коробка сюрпризов», трафареты, бумага, фломастеры, бусы | «Осеннее дерево» - рисование методом тыка. «Идет дождь»- расплющивание шарика из пластилина до круга. «Обведи по трафарету», «Собери бусы», «Соедини точки (2, 4)» |
« Зима. Новый год».
Направления развивающей деятельности | Задачи | Материал | Игры и задания |
Сенсорное развитие и формирование математических представлений | Продолжать учить различать и называть основные цвета, соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом объектов растительного и животного мира, дифференцировать объекты по величине, величине и цвету. Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира. Познакомить с белым цветом. Учить соотносить знакомые предметы с белым цветом. Познакомить с цифрой 2. Учить детей подбирать группы предметов под символом. Учить детей различать понятия «один – много», «мало», одинаковый, такой же. | Иллюстрации по теме, геометрические фигуры. Цветные полоски, мелкие предметы. | «Что это такое?» (рассматривание натуральных объектов), «Найди на картинке такую же снежинку», «Какой формы?», «Собери много белых снежинок» «Покажи большую/маленькую снежинку», «Найди одинаковые геометрические фигуры и назови их». «Сколько предметов?» |
Ознакомление с окружающим и развитие речи | Словарь: снег, снежинка, санки, лыжи, елка, игрушка, подарок, лед, горка. Учить находить предметы на картинке. Отвечать на вопрос: «Что делает?», «Какой?» Одежда зимой. | Натуральные картинки с изображением зимы. | «Найди картинки с зимой», « Что делают дети?», «Дай один красный лист», «Сколько здесь елочек» «Оденем куклу для зимней прогулки» (объясняем выбор одежды и обуви). «Найди картинки, где нарисована зима». |
Развитие осязания и мелкой моторики | Продолжать учить обводить пальцем круг, квадрат, изображать красками, обводить по трафарету. Учить лепить шарообразные и продолговатые формы. Продолжать учить нанизывать бусы на веревку, складывать пазлы из 2-3 частей. Продолжать учить раскрашивать простой крупный рисунок с четким контуром, опираясь на пройденные цвета. Обучать приёмам осязательного обследования предметов. | Краски, пластилин, «коробка сюрпризов», трафареты, бумага, фломастеры, бусы | «Снеговик» - лепка из соленого теста. «Падает снег»- рисование методом тыка. «Украсим елку игрушками» - аппликация. «Обведи по трафарету», «Собери пазлы», «Соедини точки (2, 4)» |
«Весна»
Направления развивающей деятельности | Задачи | Материал | Игры и задания |
Сенсорное развитие и формирование математических представлений | Продолжать учить различать и называть основные цвета, соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом объектов растительного и животного мира, дифференцировать объекты по величине, величине и цвету. Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира. Познакомить с оранжевым цветом. Учить соотносить знакомые предметы с оранжевым цветом. Познакомить с цифрой 4. Учить подбирать цифры под количество предметов. Учить детей различать понятия «длиннее -короче», «выше – ниже», «одинаковый, такой же». | Иллюстрации по теме, геометрические фигуры. Цветные полоски, мелкие предметы. | «Что это такое?» (рассматривание натуральных объектов), «Найди на картинке такой же цветок», «Какой формы?», «Собери много оранжевых цветов» «Покажи высокую – низкую травку», «Найди одинаковые геометрические фигуры и назови их». «Сколько предметов?» |
Ознакомление с окружающим и развитие речи | Словарь: цветы, трава, сосульки, ручеек. Учить находить предметы на картинке. Отвечать на вопрос: «Что это?», «Что делает?», «Какой?». Продолжать уточнять, расширять и обобщать знания детей о явлениях природы. Одежда весной. | Иллюстрации по теме, геометрические фигуры. Цветные полоски, мелкие предметы. | «Угадай, где весна», «Найди на картинке весну», «Подбери картинки к весне», «Оденем куклу на пргулку» |
Развитие осязания и мелкой моторики | Учить рисовать прямые линии в разных направлениях. Продолжать учить обводить пальцем круг, квадрат, изображать красками, обводить по трафарету. Продолжать учить лепить шарики из пластилина разного цвета, приклеивать деталь аппликации на образец. Продолжать учить нанизывать бусы на веревку, складывать пазлы из 2-3 частей. | Краски, пластилин, «коробка сюрпризов», трафареты, бумага, фломастеры, бусы | «Весна» - рисование методом тыка, изображение прямых линий. «Мимоза» - рисование методом тыка. «Украсим елку игрушками» - аппликация. «Обведи по трафарету», «Собери пазлы», «Соедини точки (2, 4)» |
«Веселое лето»
Направления развивающей деятельности | Задачи | Материал | Игры и задания |
Сенсорное развитие и формирование математических представлений | Продолжать учить различать и называть основные цвета, соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом объектов растительного и животного мира, дифференцировать объекты по величине, величине и цвету. Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира. Учить изображать цифры. Учить подбирать цифры под количество предметов, знакомить с числовым рядом, добавлять число в ряд. Учить детей различать понятия «длиннее -короче», «выше – ниже», «одинаковый, такой же». | Иллюстрации по теме, геометрические фигуры. Цветные полоски, мелкие предметы. | «Что это такое?» (рассматривание натуральных объектов), «Найди на картинке такой же цветок», «Какой формы?», «Собери много ягод» «Покажи высокую – низкую травку», «Найди одинаковые геометрические фигуры и назови их». «Сколько предметов?» |
Ознакомление с окружающим и развитие речи | Словарь: цветы, трава, ягоды, . Учить находить предметы на картинке. Отвечать на вопрос: «Что это?», «Что делает?», «Какой?». Продолжать уточнять, расширять и обобщать знания детей о временах года, находить отличительные признаки 4 времен года. Одежда летом. | Иллюстрации по теме, геометрические фигуры. Цветные полоски, мелкие предметы. | «Угадай, где весна, лето …», «Найди на картинке лето», «Подбери картинки к каждому времени года», «Оденем куклу на пргулку» |
Развитие осязания и мелкой моторики | Продолжать учить рисовать прямые линии в разных направлениях. Приклеивать детали. Продолжать учить обводить пальцем круг, квадрат, изображать красками, обводить по трафарету. Продолжать учить лепить шарики из пластилина разного цвета, приклеивать деталь аппликации на образец. Продолжать учить нанизывать бусы на веревку, складывать пазлы из 2-5 частей. | Краски, пластилин, «коробка сюрпризов», трафареты, бумага, фломастеры, бусы | «Лето» - рисование методом тыка, изображение прямых линий. «Ягоды» - рисование методом тыка. «Грибы» - аппликация. «Дача» - рисование «Обведи по трафарету», «Собери пазлы», «Соедини точки» |
«Фрукты».
Направления развивающей деятельности | Задачи | Материал | Игры и задания |
Сенсорное развитие и формирование математических представлений | Познакомить с красным цветом на основе наглядого материала. Учить соотносить красный предмет и аналогичное изображение красного цвета (такой же).учить сортировать предметы красного цвета (красный – черный). Познакомить с объемной фигурой шар. Учить детей различать понятия «мало» и «много». | Натуральные фрукты, картинки, цветные полоски, таблицы с цветными и силуэтными фруктами. | «Что это такое?» (рассматривание натуральных объектов),«Найди яблоко (грушу…) |
Ознакомление с окружающим и развитие речи | Словарь: яблоко, груша, банан. Слива. Соотнесение картинки с предметом. Ответ на вопрос: «Что это?»
| Натуральные фрукты, муляжи, картинки с фруктами | «Что за фрукт?» - узнать на ощупь, по вкусу. «Какого цвета?» |
Развитие осязания и мелкой моторики | Познакомить детей с материалом, используемым на занятии рисования. Учить алгоритму рисования красками. Учить ставить точки краской. Учить лепить шарообразные и продолговатые формы. Учить складывать пазлы из 2 частей. Развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук, зрительно-моторную координацию, осязание и тактильную чувствительность. | Пластилин, цветной картон с контурами вазы с фруктами. | «Нарисуем яблоко», «Лепим банан», «Соедини яблоко, грушу… из 2 частей» |
«Овощи».
Направления развивающей деятельности | Задачи | Материал | Игры и задания |
Сенсорное развитие и формирование математических представлений | Познакомить с желтым (зеленым) цветом на основе наглядого материала. Учить соотносить желтый предмет и аналогичное изображение желтого цвета (такой же). Учить сортировать предметы красного цвета и желтого (зеленого). Познакомить с плоскостной фигурой – круг. Учить выбирать круг по образцу. Учить детей различать понятия «мало» и «много», одинаковый, такой же. | Натуральные овощи, картинки, цветные полоски, таблицы с цветными и силуэтными овощами. | «Что это такое?» (рассматривание натуральных объектов), «Найди на картинке такой же овощ», «Какой формы?», «Собери много помидоров» |
Ознакомление с окружающим и развитие речи | Словарь: помидор, огурец, капуста, перец, морковь. Учить соотносить картинки с предметом. Отвечать на вопрос: «Что это?», «Какой?» | Натуральные овощи, картинки с овощами. | «Что это за овощ?», «Какого цвета (формы)?», «Подбери к овощу картинку». «Умные ручки» (узнать овощ среди других на ощупь; рассказать, какой он) |
Развитие осязания и мелкой моторики | Учить обводить пальцем круг, изображать красками, обводить по трафарету. Учить нанизывать бусы на веревку. Продолжать учить лепить шарообразные и продолговатые формы. Обучать приёмам осязательного обследования предметов. Учить соединенять 2 точки (карандашом и красками), раскрашивать круг красками. | Натуральные овощи, муляжи, «коробка сюрпризов», трафареты, бумага, фломастеры. | «Помидор и огурец» - раскрашивание в пределах контура. «Обведи по трафарету», «Собери бусы», |
«Домашние животные в деревне».
Направления развивающей деятельности | Задачи | Материал | Игры и задания |
Сенсорное развитие и формирование математических представлений | Продолжать учить выбирать «красный квадрат», «желтый круг», «зеленый треугольник» и т.д.. Учить сортировать предметы по цвету. Познакомить с фигурой – овал. Учить сортировать фигуры. Продолжать знакомить с цифрой 1. Учить детей подбирать группы предметов под символом. Закрепить понятия «один – много», «мало», «одинаковый, такой же», «большой – маленький». Учить располагать предметы по величине. Учить соотносить количество предметов, сравнивать путем наложения. | Картинки с изображением животных и их детенышей, разрезные картинки, Модели животных, цветные картинки, силуэты и контуры животных, кубики (разрезные картинки), мяч. | «Узнай и назови животное», «Найди пару», «Покажи большого (маленького) животного», «Найди маму», « «Найди такую кошку», «Какой формы?», Сложи кубики/ картинку», «Кто спрятался», «Сколько здесь козлят?» |
Ознакомление с окружающим и развитие речи | Словарь: кошка, собака, корова, лошадь, свинья, коза. Отвечать на вопрос: «Кто это?» «Что делает?», «Какой?». Уточнять и закрепить названия домашних животных и (детёнышей). Учить образовывать звукоподражательные сигналы (свинья – хрю-хрю – хрюкает). Учить называть части тела животных. | Картинки с изображением животных и их детенышей, разрезные картинки | «Кто это?» (рассматривание картинок, игрушек)?», «Кто здесь живет?», «Что делает собачка…?»
|
Развитие осязания и мелкой моторики | Учить рисовать круги разного цвета и размера. обводить пальцем круг, квадрат, треугольник, овал изображать красками, обводить по трафарету. Учить приклеивать деталь аппликации на образец. Продолжать учить выбирать красные, желтые, зеленые бусы и нанизывать их на шнурок, складывать пазлы из 3 частей, собирать простые вкладыши. Учить размазывать пластилин в пределах контура. | Детали для аппликации, трафареты, бумага, фломастеры, вкладыши, пластилин | «Животные в деревне»- вкладыши, «Обведи по трафарету, закрась», «Собери бусы», «Соедини точки (2, 3, 4)» «Котенок» - размазывание пластилина. «Собака» - аппликация |
«Птицы в деревне».
Направления развивающей деятельности | Задачи | Материал | Игры и задания |
Сенсорное развитие и формирование математических представлений | Продолжать учить выбирать «красный квадрат», «желтый круг», «зеленый треугольник» и т.д. Учить сортировать предметы по цвету. Учить находить по части предмета целый, составлять из частей целое. Учить различать, выделять и сравнивать величину предметов (объектов живого мира), их количество. Продолжать знакомить с цифрами от1 до 4. Учить детей подбирать группы предметов под символом. Учить располагать предметы по величине. Учить соотносить количество предметов, сравнивать путем наложения. | Цветные плоскостные изображения дом. птиц и птенцов, кубики, мягкие игрушки (озвученные), таблица с контурами и силуэтами птиц. | «Найди пару», «Покажи большого (маленького)», «Найди маму», « «Найди такого же цыпленка», «Какого цвета?», Сложи кубики/ картинку», «Кто спрятался», «Сколько здесь цыплят?» |
Ознакомление с окружающим и развитие речи | Словарь: петух, курица, утка, гусь. Отвечать на вопрос: «Кто это?» «Что делает?», «Какой?». Познакомить с домашними птицами. Научить узнавать их, называть характерные особенности. Учить узнавать голоса дом. птиц; образовывать звукоподражательные глаголы; названия птенцов. | Иллюстрации с птицами, модели птиц, аудиозапись, картинки с птенцами. | «Кто это?» (рассматривание картинок, игрушек)?», «Кто здесь живет?», «Что делает курочка…?»
|
Развитие осязания и мелкой моторики | Продолжать учить рисовать круги разного цвета и размера, обводить пальцем круг, квадрат, треугольник, овал изображать красками, обводить по трафарету. Учить приклеивать деталь аппликации на образец. Продолжать учить выбирать красные, желтые, зеленые бусы и нанизывать их на шнурок, складывать пазлы из 3 частей, собирать простые вкладыши. Учить размазывать пластилин. | Детали для аппликации, трафареты, бумага, фломастеры, вкладыши, пластилин | «Петух» - обведение по трафарету, аппликация из готовых форм, «Цыплята» - размазывание пластилина. «Собери бусы», «Соедини точки (2, 3, 4)» |
«Дикие животные»
Направления развивающей деятельности | Задачи | Материал | Игры и задания |
Сенсорное развитие и формирование математических представлений | Продолжать знакомить с основными цветами: красным, желтым, зеленым и синим на основе наглядного материала. Учить сортировать предметы по цвету. Продолжать учить выбирать «квадрат» по образцу. Познакомить с фигурой – треугольник. Учить сортировать фигуры. Познакомить с цифрой 1. Учить детей подбирать группы предметов под символом. Закрепить понятия «один – много», «мало», одинаковый, такой же, «большой – маленький» | Картинки с изображением животных и их детенышей, разрезные картинки, | «Узнай и назови животное», «Найди пару», «Покажи большого (маленького) животного», «Найди маму», « «Найди такого же зайца», «Какой формы?», «Сколько здесь ежей?» |
Ознакомление с окружающим и развитие речи | Словарь: медведь. заяц, белка, лиса, волк, еж. Учить находить предметы на картинке. Отвечать на вопрос: «Кто это?» «Что делает?», «Какой?». Закрепить умение узнавать и называть лесных животных и их детёнышей. Познакомить с внешним видом, образом жизни, повадками зверей. | Нарисованные «домики» лесных животных на картинках. Муляжи животных. | «Кто это?» (рассматривание картинок, игрушек)?», «Кто здесь живет?», «Что делает медведь…?» «Медведь- медвеженок» - игра с мячом. |
Развитие осязания и мелкой моторики | Учить соединять 3 точки в треугольник. Учить обводить пальцем круг, квадрат, треугольник, изображать красками, обводить по трафарету. Учить приклеивать деталь аппликации на образец. Продолжать учить нанизывать бусы на веревку, складывать пазлы из 2 частей. Обучать приёмам осязательного обследования предметов. | Детали для аппликации, трафареты, бумага, фломастеры. | «Заяц»-аппликация из готовых форм, «Обведи по трафарету, закрась», «Собери бусы», «Соедини точки (2, 3, 4)» |
«Животные в зоопарке»
Направления развивающей деятельности | Задачи | Материал | Игры и задания |
Сенсорное развитие и формирование математических представлений | Продолжать знакомить с основными цветами, оттенками на основе наглядного материала. Учить сортировать предметы по цвету, форме, величине. Продолжать учить детей подбирать число предметов под цифру и подбор цифр под количество предметов, выбирать заданную птицу. | Картинки с изображением животных и их детенышей, разрезные картинки. | «Узнай и назови животное», «Найди пару», «Покажи большого (маленького) животного», «Найди маму», « «Найди такого же», «Какой формы?», «Сколько здесь жирафов?» |
Ознакомление с окружающим и развитие речи | Словарь: жираф, зебра, лев, тигр, слон. Учить находить предметы на картинке. Отвечать на вопрос: «Кто это?» «Что делает?», «Какой?». Закрепить умение узнавать и называть животных зоопарка. Познакомить с внешним видом, образом жизни, повадками зверей. | Картинки с изображением животных и их детенышей, разрезные картинки. | «Кто это?» (рассматривание картинок, игрушек)?», «Кто здесь живет?», «Что делает …?» |
Развитие осязания и мелкой моторики | Продолжать учить соединять точки, рисовать линии в разных направлениях, обводить пальцем круг, квадрат, треугольник, изображать красками, обводить по трафарету. Учить вырезыванию округлых форм. Продолжать учить приклеивать деталь аппликации на образец. Продолжать учить нанизывать бусы на веревку, складывать пазлы из 2 - частей. Обучать приёмам осязательного обследования предметов. | Детали для аппликации, трафареты, бумага, фломастеры. | «Жираф» - предметное рисование, «Зебра» - аппликация «Маски животных» - вырезывание округлых форм «Обведи по трафарету, закрась», «Собери бусы» |
«Игрушки»
Направления развивающей деятельности | Задачи | Материал | Игры и задания |
Сенсорное развитие и формирование математических представлений | Учить сортировать предметы по цвету, форме, величине. Учить выделять определенные качества - цвет, форму, величину; усвоить их наименование. Закрепить понятия «один – много», «мало», «одинаковый, такой же», «большой – маленький». Учить располагать предметы по величине «высокий-низкий». Учить выбирать предмет по образцу («Дай такой же») | Сюжетно-образные игрушки: куклы, фигурки животных. Игрушки, изображающие тех. ср-ва: машины… Дидактические игрушки\ | «Найди картинки с игрушками», «Что делать с этой игрушкой?», «Собери одинаковые игрушки» (цвет, форма, величина), «Собери матрешку». «Собери пирамидку», «Дай 1 кубик. 2 – мяча», игры с мячом |
Ознакомление с окружающим и развитие речи | Словарь: мяч, кукла, машинка, пирамидка, мишка. матрешка, кубики. Соотнесение картинки с предметом. Отвечать на вопрос: «Кто это?» «Что делает?», «Какой?», «Покажи хвост, уши и т.д.». Учить называть части тела у человека и животных, детали машины. | Картинки | «Расскажи, что нарисовано на картинке», «Кто это?» (рассматривание картинок, игрушек)?», «Накормим куклу», «Покатаем собачку на машинке»
|
Развитие осязания и мелкой моторики | Продолжать учить рисовать круги разного цвета и размера, обводить пальцем круг, квадрат, треугольник, овал изображать красками, обводить по трафарету. Учить приклеивать деталь аппликации на образец. Продолжать учить выбирать красные, желтые, зеленые бусы и нанизывать их на шнурок, складывать пазлы из 3 частей, собирать простые вкладыши. Учить лепить из пластилина. | Детали для аппликации, трафареты, бумага, фломастеры, вкладыши, пластилин, разрезные картинки | «Игрушка»- вкладыши, «Найди пару», «Обведи по трафарету, закрась», «Собери бусы», «Соедини точки (2, 3, 4)» «Мишка» - приклеивание деталей, «Кукла» - аппликация, «Мяч» - предметное рисование |
«Я ребенок. Части тела. Личная гигиена. Режим дня.».
Направления развивающей деятельности | Задачи | Материал | Игры и задания |
Сенсорное развитие и формирование математических представлений | Познакомить с оранжевым цветом. Учить соотносить знакомые предметы с оранжевым цветом. Познакомить с цифрой 3. Учить детей подбирать группы предметов под символом. Счет от 1 до 3. Учить подбирать предметы под цифру. Закрепить понятия «одинаковый, такой же», «большой – маленький», «высокий-низкий», «длинный-короткий» | Куклы, картинки с изображением частей тела, силуэтные изображения девочек и мальчиков. | «Найди картинки с игрушками», «Что делать с этой игрушкой?», «Собери одинаковые игрушки» (цвет, форма, величина), |
Ознакомление с окружающим и развитие речи | Словарь: голова, руки, ноги, спина, живот, глаза, нос, рот, уши, пальцы, волосы, зубы и т.д... Соотнесение картинки с предметом. Отвечать на вопрос: «Кто это?» «Что делает?», «Какой?», «Покажи нос, уши и т.д.». Продолжать знакомить ребенка со своим телом, называть части тела и для чего они нужны. Знакомить расположением и назначением пальцев рук. Дать детям знания о себе и о других детях (имя, пол, возраст, голос, индивидуальные способности). Учить культуре гигиены: умываться, чистить зубы, расчесываться, устранять неполадки в одежде. | Картинки картинки с изображением частей тела, силуэтные изображения девочек и мальчиков. Зеркало. | «Узнай по голосу», «Жмурки», «Одежда для мальчиков и девочек», «Оденем куклу на прогулку», «Что звучит?», «Угадай по вкусу» |
Развитие осязания и мелкой моторики | Продолжать учить рисовать круги разного цвета и размера, обводить пальцем круг, квадрат, треугольник, овал изображать красками, обводить по трафарету. Учить приклеивать деталь аппликации на образец. Учить лепить из пластилина. Учить рисовать прямые линии в разных направлениях. | Детали для аппликации, трафареты, бумага, фломастеры, вкладыши, пластилин, разрезные картинки. Счетные палочки. | «Игрушка»- вкладыши, «Найди пару», «Обведи по трафарету, закрась», «Собери бусы», «Соедини точки (2, 3, 4)» «Портрет» - аппликация, «Человечек» - лепка «Домик», «Заборчик» - из палочек |
«Одежда. Обувь. Головной убор»
Направления развивающей деятельности | Задачи | Материал | Игры и задания |
Сенсорное развитие и формирование математических представлений | Формировать умений пользоваться сенсорными эталонами при анализе свойств и качеств объектов. Счет от 1 до 5. Продолжать учить детей подбирать число предметов под цифру и подбор цифр под количество предметов, выбирать заданную птицу. Учить детей обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела, активно использовать в речи пространственные термины (вверху – внизу, справа - слева, далеко – близко) | Трафареты с изображением одежды, обуви. головных уборов, цветные изображения. | «Найди такое же платье», «Найди пару», «Собери одинаковые носки» (цвет, форма, величина), «Где больше?». «Дай 1 кубик. 2 – мяча», игры с мячом – «Прокати мяч вперёд, назад, подбрось вверх и т.д.» |
Ознакомление с окружающим и развитие речи | Словарь: платье, юбка, майка, штаны, носки, куртка, шорты, сапоги, туфли, тапки, ботинки, платок, кепка, шапка. Соотнесение картинки с предметом. Отвечать на вопрос: «Что это?», «Какой?». Дать детям понятие «одежда», «обувь», «головной убор», для чего нужна, из чего сделана. Рассказать о видах (зимняя, летняя, спортивная). Закрепить умение различать свое и чужое. Учить делать обобщения, классифицировать. | Наборы одежды (игрушечной и взрослой), экскурсия на кухню. Картинки с изображением одежды, разрезные | «Из чего сделано», «Подбери одежду для мальчика (девочки)», «Угадай, чего не хватает», «Что неправильно», «Кто во что одет, обут», «Чей головной убор», «Мое-чужое» |
Развитие осязания и мелкой моторики | Продолжать учить рисовать круги разного цвета и размера, обводить по шаблону круг, квадрат, треугольник, овал изображать красками, обводить по трафарету. Учить приклеивать деталь аппликации на образец, декорировать мелкими деталями. Продолжать учить складывать пазлы из 2-4 частей, собирать простые вкладыши. Учить лепить из пластилина. | Детали для аппликации, трафареты, бумага, фломастеры, вкладыши, пластилин, разрезные картинки | ««Укрась платье» - приклеивание деталей «Оденем куклу» - аппликация «Найди пару» «Обведи по трафарету, закрась», «Собери бусы», «Соедини точки (2, 3, 4)» |
«Семья»
Направления развивающей деятельности | Задачи | Материал | Игры и задания |
Сенсорное развитие и формирование математических представлений | Учить детей подбирать группы предметов под символом. Счет от 1 до 3. Учить подбирать предметы под цифру. Учить выделять определенные качества - цвет, форму, величину; усвоить их наименование. Закрепить понятия «одинаковый, такой же», «большой – маленький», «высокий-низкий», «длинный-короткий» | Картинки с изображением членов семьи, силуэтные изображения детей и взрослых. | «Покажи, где мама (папа, бабушка и т. д.)», «Кто старый (молодой)». «Что за чем» |
Ознакомление с окружающим и развитие речи | Словарь: семья, ма, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка и т.д... Соотнесение картинки с предметом. Отвечать на вопрос: «Кто это?» «Что делает?», «Какой?». Дать детям понятие «семья», близкие люди которые заботятся друг о друге. Рассказать о родственных отношениях между людьми. Формировать представления о возрасте членов семьи, об обязанностях. Знакомить с изображением людей разных поколений. Дать детям знания о себе и о других детях (имя, пол, возраст, голос, индивидуальные способности). | Картинки с изображением членов семьи, силуэтные изображения детей и взрослых. | «Узнай по голосу», «Жмурки», «Кто живет в вашей семье», «Назови по имени (имени отчеству)», «Кто что делает», «Одежда для мальчиков и девочек» |
Развитие осязания и мелкой моторики | Продолжать учить рисовать круги разного цвета и размера, обводить пальцем круг, квадрат, треугольник, овал изображать красками, обводить по трафарету. Учить приклеивать деталь аппликации на образец. Учить лепить из пластилина. | Детали для аппликации, трафареты, бумага, фломастеры, вкладыши, пластилин, разрезные картинки. Счетные палочки. | «Игрушка»- вкладыши, «Найди пару», «Обведи по трафарету, закрась», «Собери бусы», «Соедини точки (2, 3, 4)» «Люди» - коллаж, «Человечек» - аппликация «Домик», «Заборчик» - из палочек |
«Посуда»
Направления развивающей деятельности | Задачи | Материал | Игры и задания |
Сенсорное развитие и формирование математических представлений | Формировать умение зрительно обследования предметов, формирование умений пользоваться сенсорными эталонами при анализе свойств и качеств объектов, учить соотносить силуэтные и реальные изображения с реальными предметами. Счет от 1 до 3. Подбор цифры под количество предметов. Учить детей обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела, активно использовать в речи пространственные термины (вверху – внизу, справа - слева, далеко – близко) | Наборы посуды (игрушечной и взрослой), экскурсия на кухню. Картинки с изображением посуды, разрезные картинки. | «Найди такую же тарелку», , «Собери одинаковые чашки» (цвет, форма, величина), «Собери матрешку». «Собери пирамидку», «Где больше?». «Дай 1 кубик. 2 – мяча», игры с мячом – «Прокати мяч вперёд, назад, подбрось вверх и т.д.» |
Ознакомление с окружающим и развитие речи | Словарь: тарелка, чашка, кастрюля, ложка, вилка, нож. Описание по схеме. Соотнесение картинки с предметом. Отвечать на вопрос: «Что это?», «Какой?». Дать детям понятие «посуда», для чего нужна, из чего сделана. Закрепить умение узнавать и называть предметы посуды. Формировать представления о сервировке стола. | Наборы посуды (игрушечной и взрослой), экскурсия на кухню. Картинки с изображением посуды, разрезные картинки. | «Накроем праздничный стол», «Найди пару», «Назови что это», «Кто что делает», «Посуда для чая» |
Развитие осязания и мелкой моторики | Продолжать учить рисовать круги разного цвета и размера, обводить по шаблону круг, квадрат, треугольник, овал изображать красками, обводить по трафарету. Учить приклеивать деталь аппликации на образец, декорировать мелкими деталями. Продолжать учить выбирать красные, желтые, зеленые бусы и нанизывать их на шнурок, складывать пазлы из 3 частей, собирать простые вкладыши. Учить лепить из пластилина. | Детали для аппликации, трафареты, бумага, фломастеры, вкладыши, пластилин, разрезные картинки | «Тарелка» - приклеивание деталей, «Чай с баранками» - лепка, «Шкаф» - конструирование. «Посуда»- вкладыши, «Найди пару», «Обведи по трафарету, закрась», «Собери бусы», «Соедини точки (2, 3, 4)» |
«Мебель»
Направления развивающей деятельности | Задачи | Материал | Игры и задания |
Сенсорное развитие и формирование математических представлений | Формировать умение зрительного обследования предметов, формирование умений пользоваться сенсорными эталонами при анализе свойств и качеств объектов, учить соотносить силуэтные и реальные изображения с реальными предметами. Геометрическая фигура – прямоугольник. Учить выделять новую фигуру из уже знакомых. Цвет – черный: учить соотносить с предметом, дифференцировать со знакомыми цветами. Закрепить понятие «длинный-короткий». | Картинки с изображением мебели. Строительный материал. | «Подбери картинку», «Накроем праздничный стол» «Найди такой же стол», , «Собери одинаковые чашки» (цвет, форма, величина), «Собери матрешку». «Собери пирамидку», «Где больше?». «Дай 1 кубик. 2 – мяча», игры с мячом – «Прокати мяч вперёд, назад, подбрось вверх и т.д.» |
Ознакомление с окружающим и развитие речи | Словарь: кровать, шкаф, стол, стул, диван. Описание по схеме. Соотнесение картинки с предметом. Отвечать на вопрос: «Что это?», «Какой?». Продолжать учить рассматривать картинки. Дать детям понятие «мебель». Для чего нужна, из чего сделана. Рассказать о видах мебели: детская, мягкая, кухонная. | Картинки с изображением мебели. Строительный материал. | «Накроем праздничный стол», «Найди пару», «Назови что это», «Кто что делает», «Мебель на кухне» |
Развитие осязания и мелкой моторики | Развивать осязание и тактильную чувствительность. Продолжать обучение приёмам осязательного обследования предметов. Учить словесно обозначать осязательные признаки. Продолжать учить соединять точки в соответствии с цветом. Учить конструировать по образцу. Продолжать учить выбирать красные, желтые, зеленые бусы и нанизывать их на шнурок, складывать пазлы из 3 частей, собирать простые вкладыши. Учить лепить из пластилина. | Мелкий строительный материал. Набор геометрических фигур, трафареты, бумага, фломастеры. Детали для аппликации, трафареты, бумага, фломастеры, вкладыши, пластилин, разрезные картинки | «Построим кукле дом», «Умные ручки» (узнать предмет среди других на ощупь; рассказать, какой он) «Обведи по трафарету» «Мебель» - предметное рисование, «Чай с баранками» - лепка, «Шкаф» - конструирование. «Обведи по трафарету, закрась», «Собери бусы» |
«Насекомые»
Направления развивающей деятельности | Задачи | Материал | Игры и задания |
Сенсорное развитие и формирование математических представлений | Продолжать знакомить с основными цветами: красным, желтым, зеленым и синим на основе наглядного материала, сортировать предметы по цвету. Учить различать и называть основные и оттеночные цвета, дифференцировать близкие цвета. Познакомить с цифрой 5. Учить детей подбирать группы предметов под символом. | Картинки с изображением насекомых, разрезные картинки. | «Найди пару», «Покажи большую (маленькую) бабочку», « «Найди такого же жука», «Какой формы?», «Сколько здесь пчел?» |
Ознакомление с окружающим и развитие речи | Словарь: паук, бабочка, жук, гусеница, пчела, муха. Учить находить предметы на картинке. Отвечать на вопрос: «Кто это?» «Что делает?», «Какой?». Закрепить умение узнавать и называть насекомых. Познакомить с внешним видом, образом жизни. | Картинки с изображением насекомых, разрезные картинки. | «Кто это?» (рассматривание картинок, игрушек)?», «Узнай и назови», «Кто летает, ползает…?», «Что делает бабочка…?» |
Развитие осязания и мелкой моторики | Учить соединять 3 точки в треугольник Учить обводить пальцем круг, квадрат, треугольник, изображать красками, обводить по трафарету. Учить скатывать бумажные шарики. Продолжать учить лепить детали – соединять детали, приклеивать деталь аппликации на образец. Продолжать учить нанизывать бусы на веревку, складывать пазлы из 2 частей. Обучать приёмам осязательного обследования предметов. | Детали для аппликации, трафареты, бумага, фломастеры. | «Насекомые» - лепка из соленого теста аппликация из готовых форм, «Бабочка» - раскрашивание 1 половины, штамповка «Пчела»- аппликация «Гусеница» - поделка из бумажных шариков «Обведи по трафарету, закрась», «Собери бусы», «Соедини точки (2, 3, 4)» |
«Транспорт»
Направления развивающей деятельности | Задачи | Материал | Игры и задания |
Сенсорное развитие и формирование математических представлений | Формировать умение зрительного обследования предметов, формирование умений пользоваться сенсорными эталонами при анализе свойств и качеств объектов, учить соотносить силуэтные и реальные изображения с реальными предметами. Учить строить ряд из 2-4 фигур, считать по порядку. Учить детей обозначать в речи пространственное расположение частей машины, активно использовать в речи пространственные термины (вверху – внизу, справа - слева, далеко – близко). | Игрушечная машина, картинки, цветные полоски, таблицы с цветными и силуэтными видами транспорта | «Угадай на ощупь», «Найди на картинке», «На чем можно передвигаться по земле (под землей, по воде, по воздуху)?», «Какой формы?», «Подбери колеса», «Сколько у машины колес (фар, дверей и т.д.)» |
Ознакомление с окружающим и развитие речи | Словарь: машина, автобус, трамвай, самолет, пароход. Описание по схеме. Соотнесение картинки с предметом. Отвечать на вопрос: «Что это?», «Что делает?», «Какой?». Продолжать учить рассматривать картинки. Дать понятие «транспорт». Учить различать и называть части машины: кабина, кузов, колеса, дверь, руль, фары и т.д. | Игрушечная машина, картинки с цветными и силуэтными изображениями транспорта разного вида. | «Покажи, где кабина (кузов и т.д.), «Перевезем груз», «Кто ведет машину?» |
Развитие осязания и мелкой моторики | Развивать осязание и тактильную чувствительность. Продолжать обучение приёмам осязательного обследования предметов. Продолжать учить соединять точки в соответствии с цветом. Учить конструировать по образцу. Продолжать учить выбирать красные, желтые, зеленые бусы и нанизывать их на шнурок, складывать пазлы из 2-4 частей, собирать простые вкладыши. | Контурные изображения машин, трафареты, бумага, фломастеры. | «Раскрась машину», «Обведи по трафарету» «Автобус» - приклеивание деталей «Поезд» - конструирование «Обведи по трафарету, закрась», «Собери бусы», «Собери картинку» (2, 3, 4 части)» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса коррекционно-развивающих занятий «Час коррекции» Класс 1-4
Рабочая программа VIII видаВ результате целенаправленной психокоррекционной развивающей деятельности обучающиеся получат возможность:- ориентироваться на сенсорные эталоны;- узнавать и сравниват...
Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы» для учащихся 6-10 классов
Цель: Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и адаптивных форм поведенияЗадачи программы:- Формирование способности распознавать и дифференциацировать эмоциональные состояния;- Развитие произ...
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Рабочая программапо коррекционно-развивающему курсу«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»...
Рабочая программа курса «Коррекционно-развивающее занятие (дефектологическое)» «Учиться? Легко!»
Рабочая программа для учащихся 5-7 классов...
Рабочая программа курса «Коррекционно-развивающее занятие (дефектологическое)» «Развиваем способности» 8-9 классы
Рабочая программа для 8-9 классов...
Календарно-тематическое планирование Рабочей программы курса «Коррекционно-развивающее занятие (дефектологическое)» «Развиваем способности» 8-9 классы
Календарно- тематическое планирование для 8-9 классов...
Календарно-тематическое планирование Рабочей программы курса «Коррекционно-развивающее занятие (дефектологическое)» «Учиться? Легко!» 5-7 классы
Календарно-тематическое планирование 5-7 кл....