Организация психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ
методическая разработка на тему

Толстошева Дарья Анатольевна

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар « Организация психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ» Организаторы : Благотворительный фонд «Кто, если не я» совместно со специалистами НИИ Психиатрии МЗ РФ, НИИ Педиатрии и ДХ МЗ РФ и МГППУ 2012 г.

Слайд 2

Толстошева Дарья Анатольевна Учитель-дефектолог подразделения по работе с детьми с нарушениями саморегуляции деятельности ГБОУ ЦПМСС Развитие интеллекта как основа образа личности - «Я».

Слайд 3

Психолого-педагогическая программа «Золотой Ключик» руководитель программы, директор ЦПМСС, кандидат медицинских наук Белехов Ю.Н . Основной круг профессиональной деятельности учителя - дефектолога включает в себя групповые занятия с детьми старшего дошкольного возраста, консультирование их родителей, консультации для педагогов ДОУ, направивших детей на занятия по программе «Золотой ключик». Работа подразделения с гиперактивными детьми и детьми с дефицитом внимания подразумевает в рамках эксперимента уделить внимание также группам детей из детских садов компенсирующего вида + СДВГ. Для более эффективной и углублённой работы с данной категорией дошкольников нуждающихся в коррекции по программе «Золотой ключик», занятия проводит учитель – дефектолог.

Слайд 4

Этап «Целеполагание». Цель этапа Отработка метастратегии (стратегического навыка) в любой деятельности ставить и удерживать поставленную цель.

Слайд 5

Занятие № 1 Ритуал встречи (повторение «Правил успешного поведения»). Напоминание о главной мысли второго этапа: успех любой деятельности, определяется умением выделять основное действие, ведущее к ее достижению. («Что будет главным в моей работе?»). Разминка (физкультурная минутка).

Слайд 6

Тренажерный класс ЛФВ. Игра «Построй космический корабль (ракету)». Цель игры: - учить детей на основе сравнения различать и правильно называть размер предметов; - учить детей последовательно выделять и сравнивать однородные признаки фигур; - закрепить навыки счёта; - учить вести счёт предметов образующих какую-либо фигуру; - учить устанавливать соотношение между величинами одного вида предметов; - закреплять представление о понятии «близко-далеко»; Оборудование: три группы кочек по пять штук, обозначенные значками Части разрезной картинки ракеты, пять деревянных кочек набор геометрических форм одного цвета одной формы, но разного размера. Ход занятия: Целью игры в этом классе сегодня будет следующее: каждый из вас должен найти спрятанные в этом зале шесть кочек, отмеченных только Вашим знаком, который вы выберете заранее. Чужие кочки трогать нельзя. Под каждой такой кочкой будет спрятана одна из частей вашей ракеты. Но переворачивать кочку и брать каждую часть можно, только постояв на кочке, и посчитать вслух до 5. Вам необходимо найти свои кочки и из пяти найденных под ними частей сложить ракету, которая является транспортом для продолжения полёта. При правильном сопоставлении всех пяти частей (вашей и членов экипажа) у каждого из вас получится полная картинка летательного аппарата, и мы сможем считать задание выполненным. Если вы найдете все пять Ваших кочек верно, то каждый из вас получит 5 очков (баллов). Если сможете правильно соединить все части картинки, то заработаете еще 5 очков (баллов). Итак , повторите вашу цель. Что вы должны сделать в этом классе? Дети повторяют цель и приступают к выполнению задания. Можно сопоставлять зрительно образец выбранного знака с геометрическими формами на кочках.

Слайд 7

Этап «Моделирование» Цель этапа формирование у детей метастратегии , реализующей навык формулирования замысла, опосредующего выбор основного действия, необходимого для достижения поставленной цели.

Слайд 8

Занятие № 2 Ритуал встречи (повторение «Правил успешного поведения»). Напоминание о главной мысли второго этапа: успех любой деятельности, кроме формулирования цели, определяется умением выделять основное действие, ведущее к ее достижению. («Что будет главным в моей работе?»). Разминка ( физкультурная минутка).

Слайд 9

Тренажерный класс «ЛФВ» Игра «Построй ангар (гараж)». Цель игры: - учить детей анализировать рисунок – образец и воспроизводить постройку по нему (5-6 элементов); - расширять словарный запас детей, связанный с овладением конструктивной деятельностью, названием деталей строительного материала; - учить детей создавать постройки и конструкции по плоскостному образцу; - учить детей сравнивать свои постройки с образцом, воспитывать оценочное отношение детей к результату собственной конструктивной деятельности и постройкам сверстников; Оборудование: Мягкие модули (напольный конструктор). максимальное число предметов, пригодных для конструирования, но среди них должно быть 3 набора по 5-6 предметов, которые отбираются педагогом заранее и записываются в 3 конверта с заданиями. Инструкция: Сейчас я дам образец 5 предметов, которые вы будете должны найти в зале и построить из них модель согласно заданию в конверте. Если вы сможете запомнить и найти все свои предметы с одного раза, то получаете 10 очков. Но помните – это сделать очень трудно. Если вам нужно для запоминания два повторения и после этого вы найдете все предметы правильно - получите 10 очков. Это трудно, но уже возможно. При повторении трижды и правильном поиске вы получите только 6 очков. Выбирайте конверт с образцами там изображено то, что нужно построить из найденных вами предметов. Но помните: двух предметов (деталей) для постройки не хватает они, изображены только в цельном образце конструкции, а в образцах отдельных деталей их нет, вы должны выделить их из общей конструкции найти и достроить свою конструкцию. Вы должны их определить сами, когда найдете первые 5 и потом объяснить, зачем остальные две детали нужны для вашей модели. После того как вы соберете свою модель, необходимо рассказать, что это как она работает (устроена) и зачем нужны дополнительные два предмета.

Слайд 11

Этап «Планирование». Цель этапа выработка метастратегии целенаправленного действия, реализующейся в навыках : а ) выделения необходимых условий реализации основного действия, связанного с целевым замыслом ; б ) формулирования алгоритма, последовательности использования выделенных условий ; в ) планирования и контроля за последовательностью осуществления действий .

Слайд 12

Занятие №3 Ритуал встречи (повторение «Правил успешного поведения»). Напоминание о главной мысли второго этапа: успех любой деятельности, кроме формулирования цели, определяется умением выделять основное действие, ведущее к ее достижению. («Что будет главным в моей работе ?»). Разминка (физкультурная минутка).

Слайд 13

Тренажерный класс «ЛФВ» Кубики Никитина «Логические». Цель игры: - способствовать развитию логического мышления; - учить умению действовать по образцу; - формировать навыки узнавания, различения и называния геометрических форм; - развивать цветоразличение и зрительную память; - развивать внимание; - формировать сенсорные эталоны цвета, величины и формы; - учить пространственному ориентированию; - обучение навыкам абстрактного мышления. Оборудование : Кубики Никитина «Логические». (Институт новых технологий «Развивающие, обучающие игры», методическое приложении к играм). Инструкция: Грани каждого кубика окрашены: на каждой нарисована одна из трех фигур (круг, квадрат или звезда из 4 лучей) определенного цвета (синего, зеленого, желтого или красного). Детям предлагаются задания из блокнота - с узорами, которые нужно составить из фигур, изображенных на верхних гранях кубиков. У каждого ребёнка свой вариант задания. Правильность проверяется самостоятельно ребёнком, а затем оценивается педагогом. Подведение итогов работы в классе. Показать зависимость успеха, достижение хороших результатов от стремления еще до начала работы выделить последовательность выполнения действий, а также точно выполнять эту последовательность в процессе работы.

Слайд 14

Этап «Самоконтроль». Цель этапа выработка метастратегии – навыка постоянной самооценки результатов своей деятельности (поведения), способности в процессе деятельности непрерывно контролировать актуальные состояния, замечать, учитывать возникающие рассогласования с целью и своевременно принимать решения о коррекции исполнительских действий.

Слайд 15

Занятие № 4 Ритуал встречи. Повторение «Правил успешного поведения». Уточнение особенностей четвертого этапа: важности умения (постоянно) оценивать промежуточные результаты деятельности рассогласованности их с целью, способности в процессе деятельности замечать, значимые изменения ситуации, своевременно изменять содержание деятельности. Разминка (физкультурная минутка).

Слайд 16

Тренажерный класс «ЛФВ» Игра «Построй волшебный зонт». Цель игры: - учить детей выполнять те или иные задания в соответствии с определёнными условиями деятельности – на ковре; - различать конструкторы разного вида и назначения; - учить умению создавать постройки по образцу; - уметь участвовать в выполнении коллективных построек; - учиться давать оценку своим работам и работам сверстников; - учить детей самостоятельно выбирать необходимые элементы для построек; -учить детей оценивать постройки путём сравнения с образцом; Оборудование : чертеж сооружения, который нужно собрать из крупных сборных панелей (мягкие модули). Большой набор деталей (даётся больше чем нужно для строительства), но лишние не должны дублировать, т.е. подходить для создания конструкции, быть заменой необходимых деталей. Инструкция: Вы уже однажды тренировались работать «тремя руками» (трёхрукое существо). Сегодня вы должны суметь выполнить более сложное задание. Сейчас вы получите чертеж – один для всех и попытаетесь свободными и связанными руками точно построить по нему сооружение, позволяющее спасаться от метеоритного (дождя из камней) дождя (терминология может утрироваться в зависимости от объёма активного и пассивного словарного запаса группы детей). На эту работу вам дается не много времени. Если уложитесь – получаете каждый по 10 баллов. Если вы сделаете это быстро, то за скорость и правильность выполнения будут добавляться очки .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация психолого-педагогического сопровождения детей со сложной структурой дефекта

Психолого-педагогическое сопровождение детей класса "Особый ребенок" Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы. Консультационная работа с родителями и педагогами...

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида

Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В данной статье представлен опыт работы нашей школы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов. Также данный материал был представлен на межрегиональной научно-практ...

«Организация психолого-педагогического сопровождения детей с особыми потребностями».

Одной из основных функций Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребност...

Организация психолого - педагогического сопровождения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования

Презентация об основах организации психолого - педагогического сопровождения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования...

Модель организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Обеспечение  системного подхода к организации условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание помощи детям этой категории в успешной интеграции в социуме и в осв...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...