Урок «Пошив пододеяльника. Изготовление выкройки пододеяльника с вырезом в виде ромба» 7 класс.
план-конспект урока (7 класс) на тему

Якупова Римма Раисовна

Урок «Пошив пододеяльника. Изготовление выкройки пододеяльника с вырезом в виде ромба» 7 класс. Тип урока: интегрированный (швейное дело + математика). 

Цель: научить учащихся строить ромб и изготавливать выкройку пододеяльника с вырезом в виде ромба, повторить сведения о пододеяльнике, геометрических фигурах. Закрепить навыки работы с измерительными и чертежными инструментами. Закрепить основные термины и понятия: параллелограмм, перпендикуляр, полутораспальный, двуспальный, верхнее полотнище, нижнее полотнище, вырез для заправки одеяла, выпад ткани. Для решения поставленных целей и задач на уроке используется презентация по данной теме; опорные сигналы; карточки – задания; геометрические фигуры; образцы изделий; технологическая карта; план работы по построению ромба; учебные принадлежности; рабочие коробки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon postroenie_romba_7_kl.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Неверкинская школа-интернат для детей-сирот»

Конспект  открытого урока  по швейному делу в 7 классе.

Тема:    

«Пошив пододеяльника.

Изготовление выкройки пододеяльника с вырезом в виде ромба».

                                                                 

Учитель трудового обучения  

                                         Якупова Р.Р.

                                                        Учитель математики

                                                                      Баюкова М.В.

2015 год.

Педагог: Якупова Римма Раисовна.

Полное название: государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья с. Неверкино.

Предмет: трудовое обучение (швейное дело).  

Класс: 7.

УМК

  • Воронкова В.В., Петрова М.Н., Эк В.В. и др. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. М.: «ВЛАДОС»,2000.
  • Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Уроки швейного дела в 5 – 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: Учеб.- метод. пособие. – М.: «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2007.
  • Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б.  Учеб. швейного дела  для 7 кл. специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида. – М.: «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2007.

Тема: «Пошив пододеяльника. Изготовление выкройки пододеяльника с вырезом в виде ромба».

Цель: Научить учащихся строить ромб и изготавливать выкройку пододеяльника с вырезом в виде ромба.

Задачи:

Образовательные: повторить сведения о пододеяльнике, геометрических фигурах. Закрепить навыки работы с измерительными и чертежными инструментами.

Коррекционно-развивающие: корректировать произвольное внимание, долговременную память, мыслительную деятельность, развивать зрительное восприятие, моторику кистей рук, личные качества учащихся.

Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, интерес к учебе, культуру поведения, трудолюбие, навыки контроля и самоконтроля.

Основные знания:

Основные термины и понятия: параллелограмм, перпендикуляр, полутораспальный, двуспальный, верхнее полотнище, нижнее полотнище, вырез для заправки одеяла, выпад ткани.

Оборудование и материалы: ПК и мультимедийная установка; презентация по данной теме; опорные сигналы; карточки – задания; геометрические фигуры; образцы изделий; технологическая карта; план работы по построению ромба; учебные принадлежности; рабочие коробки.

  1. Тип урока:   интегрированный.

                                                        ХОД УРОКА.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала урока.

Задачи этапа:

создание эмоционального настроя  учащихся

на  интеллектуальную деятельность.

Здравствуйте ребята!

-Какой урок сейчас?

-Проверяем готовность.

-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

- Сегодня у нас необычный урок математики и швейного дела. На уроке вы узнаете, как знания, полученные на уроке геометрии, мы используем на уроках швейного дела. Вы поймете, что без знаний математики мы не сможем изготавливать изделия на уроках швейного дела.

Рапорт дежурных.

Слушают целевую установку.

Повторение пройденного материала.

Задачи этапа:

Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми обучающимися, выявить  пробелов и их коррекция.

Физминутка

- Сейчас повторим и закрепим пройденный материал.

1. - Какую форму имеет пододеяльник?

    - К какому виду белья относится пододеяльник?

    - Как называется группа постельного белья из нескольких изделий? (комплект постельного белья)

2. Коррекционное упражнение с макетами изделий постельного белья и плюс лишнее. Н-р: платье.

Задание:

- Посмотрите внимательно, какие изделия на доске?

- Все одной группы?

 - Назови группу и убери лишнее изделие, объясните почему?

3. Исключите лишний предмет.                     

    А) наволочка, простыня, сорочка.

    Б) салфетка, скатерть, полотенце, пододеяльник.

4.Анаграммы.                                                          

ВОНАЧКАЛО      ТЫПНЯРОС     ДОПОЯЛЬДЕКИН

- Из букв составьте слова.

- Назовите, полученные слова одним словом.

 - Из какой ткани можно сшить пододеяльник?

- Как называются ткани, из которых шьют постельное белье?

-Какие свойства имеют бельевые ткани?

- Как различают пододеяльники по размеру?

Задача: вычислите количество ткани необходимое для изготовления полутораспального пододеяльника при ширине ткани – 150 см и длине изделия – 2 м 20 см.

- Как называются детали кроя пододеяльника?

5. Определение машинных швов.

Какие машинные швы выполнены?

 * двойной шов                                             

 * запошивочный шов                                

 * шов вподгибку с закрытым срезом       

Назовите все перечисленные швы,  одним словом?

Где  используют данные швы?    

6. Задание: определить названия швов, изображенных на слайде по №-м и написать по памяти названия швов в последовательности, соответственно их номеру.

- Что надо сделать  для того чтобы изготовить изделие?

- Сегодня на уроке мы изготовим выкройку пододеяльника с вырезом.

Пальчиковая гимнастика

Дают полные ответы.

Один ученик отвечает у доски.

Составляют слова.

Хлопчатобумажной и льняной.

Бельевые.

Хорошо пропускают воздух, впитывают влагу, легко отстирываются и быстро сохнут, сохраняют свои свойства после стирки и утюжки.

Полутораспальный – 215 на 143 см

Двуспальный – 215 на 180 см.

Работа у доски и в карточках – заданиях.

2 м 20 см X 2 = 4 м 40 см

Работа с опорными сигналами.

Демонстрация швов.

Работа в парах.

Дают полные ответы.

Самостоятельная работа учащихся.

№ 1 – запошивочный;

№2 – вподгибку с закрытым срезом;

№3 – вподгибку с открытым срезом;

 №4 – стачной шов в заутюжку.

Построить чертеж и сделать выкройку.

Выполняют вместе с учителем

Актуализация знаний, объявление новой темы

Задачи этапа: обеспечить восприятие и осмысление изучаемого материала; соотнести тему с уже имеющимися знаниями

 - Для этого нам понадобятся ваши математические знания.

Коррекционное упражнение.

1. Измерьте с помощью линейки длину отрезков и запишите ответ.

2. Постройте горизонтальные отрезки (вспомните, как обозначается отсчет на линии).

3. Постройте вертикальные отрезки.

- Молодцы, с заданием справились хорошо. А сейчас слово передаю учителю математики.

Самостоятельная работа по карточкам с использованием чертежных инструментов.

Изучение темы урока.

Задачи этапа:

содействовать усвоению учащимися нового материала;

организация совместной деятельности по открытию нового знания.

Учитель математики.

- Обратите внимание на доску. Правильно назовите геометрические фигуры, в форме которых выполнены вырезы пододеяльников.

Учитель одновременно с ответами детей вывешивает аналогичные геометрические фигуры.

- Какая фигура лишняя и почему? (Круг, т.к. у него нет углов).                                                

Убрать круг.                                                                                                                                                   

- Как называются оставшиеся фигуры? (Четырёхугольники).   

 - Определите, о какой фигуре идёт речь?                                                                         Параллелограмм, у которого все стороны равны. (Ромб)                                                            

 Убрать прямоугольник и квадрат.                                                                             - Дайте определение ромба. (Ромб – это параллелограмм, у которого все стороны равны).           

Вывод: сегодня на уроке вы будите строить ромб по заданной диагонали, чтобы сделать выкройку пододеяльника с вырезом в виде ромба.

        

Словарная работа.

- При нашей работе мы будем пользоваться такими терминами, как

 параллелограмм и перпендикуляр.

- Откройте тетради, запишите число и тему урока.                                                

Построение ромба.                        

 - На уроке геометрии вы строили параллелограмм и ромб. При помощи каких чертёжных инструментов вы выполняли построение? (треугольника, линейки, карандаша).                                                 

 - Для построения ромба вам потребуются такие же инструменты.                                               

 - Вам необходимо построить ромб с диагоналями 4 см и 6 см.

- Покажите диагонали в ромбе.

- Давайте приступим к построению ромба.

1 этап. Строим две взаимно перпендикулярные прямые.

- Обозначаем прямые а и в.

2 этап. От точки их пересечения 0 отложим на прямой в два попарно равных отрезка:

- влево от точки 0 откладываем 4 см. Обозначаем точкой  А;

- затем, вправо от точки 0 откладываем 4 см. Обозначаем точкой В.

3 этап. На прямой  а отложим два других попарно равных отрезка:

- от точки 0 вверх отложим 6 см, обозначим полученную точку буквой М;

- затем, от точки 0 вниз откладываем 6 см, обозначим полученную точку буквой  К;

4 этап. Соединим концы этих отрезков и получаем ромб.

- Учитель: проверим результат построения измерением. Измерим стороны – они равны и противоположные углы равны, следовательно, построенная фигура  - ромб.

- Какую фигуру мы получили? (Ромб).

Вывод: Мы построили ромб по его известным диагоналям.        


Дают полные ответы.

Читают слова хором.

Записывают в тетрадях  число и тему урока.

Учитель строит на доске, ученики в альбомах.

Первичное закрепление нового материала.

Задача этапа:

Проверить степень усвоения материала и умение применять полученный материал на практике.

Коррекция и развитие внимания,

творческих умений детей.

- Давайте вспомним порядок построения ромба и составим план (алгоритм).                                          

 - Что мы сначала  построили? (Перпендикулярные прямые).                                                      

 - Что мы построили потом? (Точку А).                                                      

- Затем? (построили точки В).                                                      

- Дальше? (построили точки М и К).                                                      

 - И последнее? (Соединили полученные точки по очереди).

 Вывод: Вы составили план построения ромба. Теперь вы сможете перенести ваши знания на урок швейного дела.

Девочки отвечают и вместе составляют алгоритм построения ромба.

На доске появился алгоритм построения ромба.

        

Практическая работа.

Учитель трудового обучения.

- Сейчас мы построим с вами выкройку пододеяльника с вырезом в виде ромба с диагоналями 4 см и 6 см. Положите перед собой  лист бумаги и принадлежности, для выполнения чертежа.

Ход построение.                 

  1. Стрелочкой укажите на листе направление долевой нити        .
  2. Сложите лист по направлению долевой нити пополам.
  3. Сложите полученный прямоугольник пополам по поперечной линии.
  4. Разверните лист. Мы видим пересечение двух перпендикулярных прямых.
  5. Обозначьте точку пересечения линии сгибов.                                                

-Повторим план построения.        

Самостоятельная работа.                

  - Посмотрите, пожалуйста, у всех ли получился чертеж выреза  пододеяльника в виде ромба.           

 - А теперь, вам необходимо вырезать ромб, не повредив полотно пододеяльника. Подумайте, как это сделать.

                                        

 - Но прежде чем мы приступим к работе, повторим  ПТБ при работе с ножницами.

 

- Выполним работу.        (Учитель контролирует работу учащихся).                         

 

- Выкройку какого изделия вы выполнили?

- В виде какой геометрической фигуры получился вырез пододеяльника?

        

Выполняют вместе с учителем.

Повторяют план построения ромба.

Сложить чертеж пополам и вырезать по двум сторонам ромба.  

Повторяют  ПТБ при работе с ножницами.

Самостоятельная работа учащихся.

Дают полные ответы.

Подведение итогов.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Задачи этапа:

развитие способностей к анализу и оценке собственной деятельности через умение выразить свои мысли.

-Какие два учебных предмета объединил наш урок?

- Чему вы научились на этом уроке?

- Что у вас вызвало наибольшее затруднение?
- Что запомнилось на уроке больше всего?

- Понравился вам урок?

- Выберите себе смайлик и мы узнаем  каким настроением вы уйдете с урока.

Оценивание:                

 - учитель математики,  

- учитель трудового обучения.

Отвечают на вопросы учителя.

Уборка рабочих мест

Контролирует уборку учащимися мастерской, своих рабочих мест.
Настраивает учащихся на перемену.

Убирают свои рабочие места, подают дневники на оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изготовление пододеяльника с вырезом в виде ромба на верхнем полотнище (раскрой) Конспект урока

в журнале педмир http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=27638Конспект урока: «Практическое повторение. Изготовление юбки, ночной сорочки, сарафана, наволочки, пододеяльника». Изготовление пододеяльника ...

Конспект интегрированного урока математики и швейного дела 7 класс. Тема урока: Геометрический материал. Построение ромба. Изготовление выкройки выреза пододеяльника в виде ромба.

   На уроках в коррекционных школах при реализации общеобразовательной, коррекционно - воспитательной и практических задач осуществляется тесная связь с преподаванием других  уче...

Урок-соревнование на тему: «Обобщение знаний и умений по разделам: построение чертежа, изготовление выкройки, раскрой и пошив плечевого и поясного бельевого изделия» для 7 класса

Урок-соревнование по профессионально-трудовому обучению "Швейное дело" (7 класс) «Обобщение знаний и умений по разделам: построение чертежа, изготовление выкройки, раскрой и пошив печевого и...

Раскрой и пошив пододеяльника с вырезом виде ромба

Раскрой и пошив пододеяльника с вырезом виде ромба...

Календарно-тематическое планирование уроков по биологии в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида (6 класс)

Разработка календарно-тематического планирования уроков по биологии в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях  VIII вида для 6 класса...