Использование компьютерных интерактивных игр в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими аутистическую симптоматику.
методическая разработка на тему
В настоящее время практически в каждом дошкольном образовательном учреждении встречаются дети, имеющие аутистическую симптоматику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnaya_igra.pptx | 2.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТРИАДА НАРУШЕНИЙ ПРИ РАССТРОЙСТВАХ УТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Нарушения в сфере социального взаимодействия Нарушения в сфере социальной коммуникации Нарушения в сфере воображения (стереотипии) Дети с РАС (расстройствами аутистического спектра) представляют собой полиморфную группу, характеризующуюся разнообразными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями. Но у всех детей, независимо от степени проявления аутистических нарушений, исследователи выделяют три основные базовые группы проблем :
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта. Повышение активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми. Преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения. Развитие всех психических процессов. Исходя из этого, коррекционно-развивающая работа с такими детьми представлена системой психолого-педагогических мероприятий , направленных на преодоление или ослабление недостатков в их психическом развитии:
Коррекционная помощь детям с расстройствами аутического спектра требует : терпеливости, вдумчивости, изобретательности, систематичности, нешаблонного решения педагогических проблем поэтапного проведения коррекционной работы Поэтапное проведение коррекционной работы: 1 этап - индивидуальная работа с ребенком; 2 этап - работа в малых группах; 3 этап - работа в группе.
ВИДЫ ИГР Вся коррекционно-развивающая работа с воспитанниками строится на основе игры, т. к игра – это особый метод познания мира, позволяющий в упрощенной форме освоить ситуацию, моделировать возможные варианты ее развития, получая, таким образом, новые знания, умения и навыки На коррекционно-развивающих занятиях используются игры двух типов традиционные и компьютерные интерактивные игры. Все игры с детьми аутического спектр вводятся в занятия в определенной последовательности: сенсорные игры терапевтические игры интеллектуальные игры стереотипные игры
Правильное (дозированное) введение интерактивных развивающих игр в процесс обучения, благодаря своим функциональным характеристикам ( представленным на следующем слайде) позволяет ребенку с аутистической симптоматикой не только получить новые знания, но и организовать продуктивный процесс социального взаимодействия . Интерактивность компьютерных игр в работе с данной категорией детей проявляется через наполнение эмоциональным смыслом каждого этапа совместной деятельности и является активным методом обучения.
ФУНКЦИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР Мотивационная (воодушевить, доставить удовольствие); Коммуникативная (создать атмосферу сотрудничества) Терапевтическая (преодоление трудностей в различных видах деятельности) Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру психических показателей) Социальная (усвоение норм человеческого общения)
Рассмотрим примеры интерактивных игр в соответствии с каждым этапом коррекционно-развивающей работы. Построение взаимодействия с аутичным ребенком основывается на его стереотипной игре. Принимая правила этой игры, мы создаём у ребенка ощущение спокойствия и безопасности, и тогда через некоторое время он будет видеть в вас союзника, товарища по играм, станет доверять вам . I ЭТАП - СТЕРЕОТИПНЫЕ ИГРЫ В зависимости от степени аутистической симптоматики стереотипная игра может варьироваться: от простого манипулирования предметами до вербальной зацикленности на каком-нибудь персонаже или событии.
и нтерактивных физминуток . ( птички делают зарядку) Ещё одним способом переключения внимания является использование презентаций и клипов на детские песенки (с повторяющимся сюжетом) Например, если у ребёнка двигательная стереотипия - «машет руками», обыгрываем возможность переключения деятельности в традиционной игре, «мы птички летим в тёплые края». Если ребенка не удаётся переключить с помощью этой игры. Гораздо эффективнее в данном случае использование
II ЭТАП - СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ На этом этапе коррекционной работы идет чередование традиционной игры с интерактивной, но в другом порядке: детям с аутистической симптоматикой сначала предлагается интерактивная игра Далее вводятся сенсорные игры. Они дают новую чувственную информацию, переживание приятных эмоций и создают возможность установления контакта с ребенком для создания мотивационного настроя (воодушевить, доставить удовольствие), а затем переходим к аналогичным традиционным играм по сенсорному развитию.
III ЭТАП - ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ИГРЫ Пример работы в данном направлении – составление истории «Моя семья». Составляя истории из личного опыта, дети становятся активными и главное созидающими участниками образовательного процесса Мультимедийные релаксационные композиции . Яркие образы создают впечатление волшебства сказки, для более яркого и эмоционального восприятия красоты окружающего мира, спокойная мелодия оказывает релаксационное воздействие, снижает негативные проявления поведения ребёнка Следующий вид терапевтической игры – сочинение личностно-ориентированных историй или авторских сказо к, как элементов сказкотерапии .
IV ЭТАП- ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ Интеллектуальная игра - это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы, используя накопленные знания, умения и навыки. Например, выделить «4 лишний» не возможно, не владея навыками обобщения. Этот этап – этап построения полноценного диалога педагога и воспитанника.
Способствует развитию продуктивных функций и психических процессов Делает обучение более эффективным Повышает мотивацию обучения Активизирует познавательную деятельность ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР Таким образом , использование компьютерных интерактивных игр решает весь комплекс поставленных задач коррекционно-развивающего обучения:
Но есть одно «но». Нельзя забывать о золотой середине, нужно понять, что компьютер - это не волшебная палочка, это вспомогательное средство обучения. К тому же ни одна компьютерная «улыбка», появившаяся на экране при правильном выполнении задания, не может заменить живого общения педагога с ребёнком. Общение с вами должно быть для ребенка приятнее, чем общение с компьютером.
Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. Младший дошкольный возраст. М: Теревинф , 2007 г. Мастюкова Е.М. Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме. М:Владос,1997г. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. М: Теревинф , 1997 Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. М. : Теревинф , 2013г. Рыбина Л. Чему нас учат дети, которых не может учить обычная школа? //Газета «Первое сентября» № 45, 2004г. Хаустова В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутистических нарушениях. //Научно-практический журнал «Аутизм и нарушения развития» №3, 2004 г Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М: Теревинф , 2004 ЛИТЕРАТУРА
1. Обучающий видео семинар для психологов и психотерапевтов. Аутичные дети. Что делать? [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.autisticdisorder.ru/ 2. Воспитание детей. Детская психология. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/ 3. Детские электронные презентации и клипы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://viki.rdf.ru 4. Видео-курс. Моя первая терапевтическая сказка. [Электронный ресурс] - Режим доступа : ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ Часть 1- https://www.youtube.com/watch?v=2hrf49GBoko Часть 2- https://www.youtube.com/watch?v=bK_kHZ3c05I Часть 3- https://www.youtube.com/watch?v=AqARNiPkqa4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нерезко выраженное недоразвитие речи».
Министерство образования и науки РФ Управление образования администрации г. НовочеркасскаМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 План прове...
Использование методик развития интеллектуальной сферы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Для обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развития когнитивных процессов: памяти, внимание, мышления, воображения, и предпо...
Использование методики Н. А. Зайцева в работе с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения
Использование методики Н. А. Зайцева в работе с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: "Использование интерактивной среды в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда по формированию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста"
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. ...
Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи
Чтобы заинтересовать детей сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии долже...
презентация «Использование технологии В.В. Воскобовича в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи»
В презентации представлен опыт работы с технологией В.В. Воскобовича...
«Использование технологии В.В. Воскобовича в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи»
Использование игровых технологий В.В. Воскобовича в развитии речи детей...