Анализ работы с детьми с ОВЗ
учебно-методический материал на тему
Представляю вашему вниманию аналитический отчёт о работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья за 1 полугодие 2016-2017 учебного года в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_raboty_ovz.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Анализ
работы с детьми с ОВЗ
за I полугодие 2016г. – 2017 уч.года
В МБОУ «Шелаболихинская ООШ» с 1 сентября 2016г. обучаются 15 детей с ОВЗ, что составляет 8 % от общего кол-ва обучающихся школы. Все обучающиеся были зачислены на основании заявлений родителей (законных представителей) детей, а так же в соответствии с рекомендацией ПМПК. В семи классах школы организовано инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, трое детей с ОВЗ обучаются индивидуально на дому. Четверо - впервые стали школьниками.
11 ребят обучаются по адаптированным программам VII, VIII видов.
Список
обучающихся по адаптированным программам
№ | Ф.И. ребёнка | Класс | Вид |
1 | Юденко Виктория | 2 | VII |
2 | Лось Вероника | 4 | VII |
3 | Подолякин Павел | 5 (н/о) | VII |
4 | Гуреев Иван | 6а | VII |
5 | Силина Наталья | 6б | VII |
6 | Жеребцов Дмитрий | 7 | VII |
7 | Мантачка Олег | 7 | VII |
8 | Марчуков Иван | 7 | VII |
9 | Жеребцов Иван | 3 | VIII |
10 | Ковальчук Денис | 3 | VIII |
11 | Харлов Максим | 6б | VIII |
Четверо ребят – это дети с инвалидностью:
- Шишкина Анастасия (ОВЗ, тяжёлая умственная отсталость) – ИУП, первый год обучения, надомное обучение – зачислена во 2 класс.
- Щеглов Влад (ОВЗ, тяжёлая умственная отсталость) – ИУП, первый год обучения, надомное обучение – зачислен в 3 класс.
- Жлоба Анастасия (ОВЗ, тяжёлая умственная отсталость) – инклюзивное образование, первый год обучения, 6а класс.
- Мантачка Максим (ОВЗ, тяжёлая умственная отсталость) – инклюзивное образование, первый год обучения, 7 класс.
В школе имеются программы и учебники для специальных (коррекционных) классов.
Учебники для специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида)
Порядковый номер учебника | Автор/авторский коллектив. Наименование учебника | Класс | Издательство | Год издания |
2.1.1.1.2.1 | Букварь. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). Воронкова В.В., Коломыткина И.В. | 1 | Просвещение | |
2.1.2.1.1.1 | Математика. 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). Алышева Т.В. | 1 | Просвещение | |
2.1.4.1.1.3 | Технология. Ручной труд. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Кузнецова Л.А | 3 | Просвещение | |
2.1.1.1.2.3 | Русский язык. 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. | 3 | Просвещение | |
2.1.1.2.2.2 | Чтение. 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Смирнова З.Н., Гусеева Г.М. | 3 | Просвещение | |
2.1.2.1.1.3 | Математика. 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Эк В.В. | 3 | Просвещение | |
2.1.2.1.1.1.4 | Перова М.Н. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида | 4 | Просвещение | |
2.1.3.1.3.4 | Матвеева Н.Б., Попова М.А., Куртова Т.О Живой мир. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида | 4 | Просвещение | |
2.1.4.1.1.4 | Кузнецова Л.А.. Симукова Я.С. Технология. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида | 4 | Просвещение | |
2.1.1.1.2.4 | Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида | 4 | Просвещение | |
2.1.1.2.2.3 | Ильина С.Ю., Матвеева (Лунева) Л.В. Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида | 4 | Просвещение | |
2.2.3.1.1.5 | Перова М,Н. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида | 9 | Просвещение | |
2.2.1.1.1.5 | Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) | 9 | Просвещение | |
2.2.1.2.3.5 | Аксенова А.К., Шишкова М.И. Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида | 9 | Просвещение | |
2.2.2.1.2.3 | Пузанов В.Б, Бородина ,О.И.,Сековец Л.С, Редькина Н.М История России. Для специальных (коррекционных) учебных заведений VIII вида | 9 | ВЛАДОС | |
2.2.5.1.4.4 | Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География . Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) | 9 | Просвещение | |
2.2.5.3.5.4 | Соломна Е.Н., Шевырева Т.В. Биология. Человек. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида . | 9 | Просвещение | |
2.2.7.1.1.5 | Ковалева Е.А. Технология Сельскохозяйственный труд 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) | 9 | Просвещение | |
2.2.1.2.3.1 | Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида | 5 | Просвещение | |
2.2.1.1.1.1 | Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) | 5 | Просвещение | |
2.2.3.1.1.1 | Перова М.Н., Капустина Г.М. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида | 5 | Просвещение | |
2.2.5.1.3.1 | Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Природоведение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) | 5 | Просвещение | |
2.2.7.1.1.1 | Ковалева Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) | 5 | Просвещение | |
2.2.1.1.1.2 | Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. | 6 | Просвещение | |
2.2.1.2.3.1 | Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. | 6 | Просвещение | |
2.2.3.1.1.2 | Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Капустина Г.М., Перова М.Н. | 6 | Просвещение | |
2.2.1.1.1.3 | Русский язык. Учебник для специальны х (коррекционных) образовательных уч реждений (VIII в и д). Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В | 7 | Просвещение | |
2.2.1.2.3.3 | Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксенова А.К. | 7 | Просвещение | |
2.2.3.1.1.3 | Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Алышева Т.В. | 7 | Просвещение | |
2.2.1.1.1.4 | Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. | 8 | Просвещение | |
2.2.1.2.3.4 | Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Малышева З.Ф. | 8 | Просвещение | |
2.2.3.1.1.4 | Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Эк В.В | 8 | Просвещение | |
2.2.5.3.5.3 | Биология. Животные. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Никишов А.И, Теремов А.В. | 8 | Просвещение |
Ученики, имеющие ЗПР, занимаются по адаптированным общеобразовательным программам, обучаются по учебникам для общеобразовательных учреждений, используется личностно-ориентированный подход.
Обучение детей-инвалидов на дому осуществляют Акатьева Т.А. и Макеева Т.М., дипломированные педагоги – психологи.
Для детей, по медицинским показаниям обучающихся на дому, составлено расписание в пределах часов отведенных Письмом Минобрнауки «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» по предметам, входящим в учебный план школы и ИУП. Выполнение учебных программ соответствует календарно-тематическому планированию.
Однако кадровое обеспечение не в полном объёме соответствует требованиям в связи с малым количеством педагогических работников прошедших в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ курсы повышения квалификации.
Есть положительный аспект: педагоги понимают необходимость повышения своей квалификации по вопросам инклюзивного образования, используют любые возможности для этого: курсы – 3человека (Бородай Ю.А. – 36ч., Акатьева Н.В. – 72ч., Евтюхина Г.Г. – 72ч.); вебинары – 15человек (подтверждено справками); самообразование.
Два педагога: Акатьева Н.В. и Акатьева Т.А. приняли участие в конкурсе «Особое детство в современном обществе», проводимом на интернет – портале PROШколу.ru и заняли призовые места (награждены грамотами).
Главной целью работы с детьми с ОВЗ - создание оптимальных психолого- педагогических условий для усвоения детьми с отклонениями в развитии соответствующих общеобразовательных программ, коррекции в отклонении развития, социальной адаптации обучающихся.
Вся работа с детьми ОВЗ осуществляется по следующим направлениям:
- Изучение нормативных документов по организации образования детей с ОВЗ.
- Работа с классными руководителями, учителями предметниками.
- Взаимодействие с районной ПМПК
- Работа с родителями детей с ОВЗ.
- Работа школьного ПМПк.
- Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ.
В школе создан психолого-медико-педагогический консилиум, имеется положение и план работы. В 1 полугодии были запланированы и проведены 4 заседания ПМПк. Для обучающихся с ОВЗ заведены индивидуальные карты, где отслеживается их динамика развития.
Для детей, обучающихся по коррекционной программе 8 вида, детей-инвалидов и детей, обучающихся на дому, заведены отдельные классные журналы. К сожалению, не все журналы заполняются вовремя.
В план учебно-воспитательной работы включены и реализуются мероприятия по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, так как проблема обучения детей с ограниченными возможностями в обычных общеобразовательных школах назрела давно.
Классные руководители проводят работу по привлечению детей с ОВЗ к занятиям внеурочной деятельностью, проводят индивидуальные беседы со школьниками, их родителями, приобщают к творческим делам класса и школы. Как результат в 1 полугодии 2016г. 100% учащихся с ОВЗ были охвачены кружковой работой. Предпочтение детей отдано кружкам спортивной и патриотической направленности (кроме Шишкиной Юлии и Щеглова Влада в силу их физических возможностей).
Достижения детей с ОВЗ:
Марчуков Иван – неоднократный победитель спортивных соревнований в беговых видах спорта не только в школе, но и в районе; районные соревнования по настольному теннису – 3 место
Гуреев Иван – 3 место в «Кроссе наций – 2016»
Юденко Виктория – победитель школьного конкурса рисунков «Осень золотая», семейного конкурса «Самый большой кочан капусты»
Ковальчук Денис – 1 место в окружной олимпиаде «Узнавай-ка» для учащихся 3-4 классов с ОВЗ.
Все дети с ОВЗ, обучающиеся в школе были вовлечены в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий: «Прощай, осень золотая!», «Сильные, смелые, ловкие», соревнования по мини-футболу, кросс «Золотая осень», предметный месячник естественно-математических наук, предметов области «филология». В рамках декады инвалидов объединение «Живая память « под руководством Колеватовой Н.В. был проведён целый цикл мероприятий: общешкольная линейка «Возьмёмся за руки, друзья!», ребята посетили детей с инвалидностью на дому и подарили сладкие сундучки, полученные безвозмездно от коллектива магазина «Мария Ра», было проведено общешкольное мероприятие «Мы вместе!», в ходе которого для детей с инвалидностью были организованы мастер-классы по изготовлению новогодних украшений, совместные шуточные эстафеты, игры. Акатьева Т.А. провела виртуальную экскурсию в книжное царство, мудрое государство.
Ребята с инвалидностью приняли активное участие в районном мероприятии при участии воспитанников Павловской коррекционной школы.
Организовано питание обучающихся. Плата за горячий завтрак составляет 25 рублей. Все дети с ОВЗ получают горячие завтраки.
В рамках внутришкольного контроля директором были посещены уроки в 6а инклюзивном классе, где обучается ребёнок с инвалидностью. По результатам посещения были сделаны выводы:
- обучение носит практическую направленность;
- разные виды деятельности обеспечивают использование и закрепление умений, делают их индивидуальным достоянием ребенка, формируют его социальный опыт;
- на уроках педагоги используют следующие методы и приёмы: совместные действия ребенка и взрослого; действия по подражанию действиям учителя; действия по образцу;
- при обучении учителя постоянно используют игровой, наглядный и занимательный материал, наиболее доступный для данной категории детей.
Информирование родителей обеспечивалось через проведение классных родительских собраний, совещание при директоре, индивидуальные встречи, школьный сайт, общешкольное родительское собрание «Ребёнок – зеркало души».
В 4, 6а, 7 классах инклюзивного образования психолог школы Акатьева Т.А. провела беседы на классных родительских собраниях по теме "Отверженные дети".
Прошло расширенное совещание при директоре с учителями-предметниками, родителями. Главной целью данного мероприятия было проанализировать результаты начального периода обучения детей с ОВЗ.
В ноябре месяце в школе прошла тематическая проверка комитета Администрации Шелаболихинского района по образованию «Организация работы школы с детьми с ОВЗ», в ходе которой было сделано заключение об эффективности данной работы в ОО.
Таким образом, в МБОУ «Шелаболихинская ООШ» соблюдается конституционное право на образование детей с ограниченными возможностями здоровья, уделяется достаточное внимание проблеме организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные проблемы педагогов школы:
- Отсутствие специальной профессиональной подготовки в области инклюзивного образования (большинство педагогов школы имеют высшее и средне – специальное педагогическое образование, но не имеют подготовки в области инклюзивного образования)
- Дефицит знаний о специфике работы с детьми с ОВЗ;
- Недостаточное знание методов и технологий работы с детьми с ОВЗ;
- Некоторые педагоги испытывают трудности в эмоциональном восприятии детей с ОВЗ (мешает сложившийся стереотип о том, что дети с ОВЗ необучаемы);
- Недостаточная методическая подготовленность учителей школы в данном вопросе.
Пути решения проблем:
- Формировать у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с особыми нуждами.
- Создать условия для успешной социализации обучающихся, воспитанников.
- Обеспечить возможность прохождения курсовой подготовки и переподготовки учителей по вопросам специального образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АНАЛИЗ работы с одаренными, мотивированными, творческими детьми
В статье представлен аналитичекий материал результативности реализации Комплексно-целевой программы «Одаренные дети» на 2010-2015 годы. В Учреждении сформирована эффективная система работы с ода...
Анализ работы с одаренными детьми в рамках научной секции «Эрудит» за первое полугодие 2011-2012 учебный год
Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе и осуществляется через содержание образования, внеклассную и внешкол...
Анализ работы с одаренными детьми за 2014-2015 учебный год.
Данная публикация представляет собой анализ работы с одаренными детьми за 2014-2015 учебный год....
Анализ работы с одаренными детьми в МБОУ Тарасовская СОШ №2
Уважаемые коллеги, сегодня нам предстоит разговор о системе работы школы с одарёнными детьми, поэтому необходимо определить тот угол зрения, под которым мы рассматриваем понятие детской одарённости. С...
Анализ индивидуальной работы с детьми
Анализ индивидуальной работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности; своевременность и качество проведения индивидуальных занятий. Анализ участия обучающихс...
Анализ работы с детьми, находящимися на домашнем обучении.
Анализ работы с детьми , находящимися на домашнем обучении...
Анализ работы с детьми разных категорий ОВЗ и инвалидностью.
В настоящее время наибольшая «нагрузка» в реализации этого права ложится на плечи образовательного учреждения.Образование является важнейшим аспектом существования в современном мире...