Анализ работы с одаренными детьми в МБОУ Тарасовская СОШ №2
учебно-методический материал на тему
Уважаемые коллеги, сегодня нам предстоит разговор о системе работы школы с одарёнными детьми, поэтому необходимо определить тот угол зрения, под которым мы рассматриваем понятие детской одарённости. Существует две полярных точки зрения, и в нашем коллективе они также присутствуют. Первая – все дети талантливы, каждый ребёнок одарён по-своему, и нужно это увидеть и развивать. Вторая – одарённые дети встречаются крайне редко. Думаю, что приоритетной для нас должна быть первая точка зрения, так как мы придерживаемся гуманистических принципов образования, уже много лет изучаем и внедряем в практику личностно-ориентированные принципы образования, поэтому должны придерживаться формулы - “К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием…”
И если рассмотреть те черты, которые, по мнению психологов, характерны для одарённого ребёнка, мы увидим, что действительно таких детей достаточное количество. И наша задача их выявить и создать условия для их развития.
Портрет одаренного ребенка:
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
4. Склонен к рискованным действиям.
5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
7.Не боится отличаться от других.
9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
К группе одаренных детей также могут быть отнесены учащиеся, которые:
1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных учащихся – сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;
2. Имеют доминирующую, активную познавательную потребность;
3. Испытывают радость от умственного труда;
Исходя из этого, будем считать, что одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_raboty_s_odarennymi_detmi.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
ХОД ПЕДСОВЕТА
- Анализ работы школы с одарёнными детьми (зам. директора по УВР Грищенко Т.Б.)
Уважаемые коллеги, сегодня нам предстоит разговор о системе работы школы с одарёнными детьми, поэтому необходимо определить тот угол зрения, под которым мы рассматриваем понятие детской одарённости. Существует две полярных точки зрения, и в нашем коллективе они также присутствуют. Первая – все дети талантливы, каждый ребёнок одарён по-своему, и нужно это увидеть и развивать. Вторая – одарённые дети встречаются крайне редко. Думаю, что приоритетной для нас должна быть первая точка зрения, так как мы придерживаемся гуманистических принципов образования, уже много лет изучаем и внедряем в практику личностно-ориентированные принципы образования, поэтому должны придерживаться формулы - “К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием…”
И если рассмотреть те черты, которые, по мнению психологов, характерны для одарённого ребёнка, мы увидим, что действительно таких детей достаточное количество. И наша задача их выявить и создать условия для их развития.
Портрет одаренного ребенка:
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
4. Склонен к рискованным действиям.
5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
7.Не боится отличаться от других.
9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
К группе одаренных детей также могут быть отнесены учащиеся, которые:
1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных учащихся – сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;
2. Имеют доминирующую, активную познавательную потребность;
3. Испытывают радость от умственного труда;
Исходя из этого, будем считать, что одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.Задача учителя - во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во-вторых, умело их развивать и применять на практике. Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего – неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач. Кто-то обладает большей способностью абстрагироваться, а кто-то не имеет себе равных в воображении и фантазии. Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Чествование победителей предметных олимпиад, спортивных соревнований, интеллектуальных и творческих конкурсов- стала традиционной формой.
Согласно плану работу школы в течение октября месяца в школе проходил школьный тур всероссийской олимпиады по следующим предметам: математика, физика, биология, информатика, химия, история, обществознание, иностранный язык (английский, немецкий), литература, русский язык, технология, ОБЖ.. Основные направления проверки умений и навыков были обсуждены на заседаниях предметных МО.
Количество обучающихся в районе (ОУ) 406
В том числе количество обучающихся в 5-6-х классов 76
количество обучающихся в 7-8-х классов 89
количество обучающихся в 9-11-х классов 82
№ п/п | Предмет | Школьный этап | Муниципальный этап | ||||
Кол-во участников | Кол-во победите-лей | Кол-во призеров | Кол-во участни-ков | Кол-во победите-лей | Кол-во призеров | ||
1 | Английский язык | 18 | 0 | 2 | |||
2 | Астрономия | 0 | 0 | 0 | |||
3 | Биология | 37 | 4 | 5 | |||
4 | География | 0 | 0 | 0 | |||
5 | Информатика | 31 | 1 | 6 | |||
6 | История | 9 | 0 | 1 | |||
7 | Литература | 10 | 0 | 2 | |||
8 | Математика | 27 | 5 | 8 | |||
9 | Искусство МХК | 0 | 0 | 0 | |||
10 | Немецкий язык | 0 | 0 | 0 | |||
11 | Обществознание | 10 | 0 | 1 | |||
12 | ОБЖ | 12 | 1 | 4 | |||
13 | Право | 0 | 0 | 0 | |||
14 | Русский язык | 11 | 3 | 3 | |||
15 | Технология | 23 | 0 | 8 | |||
16 | Физика | 17 | 5 | 3 | |||
17 | Физическая культура | 7 | 0 | 6 | |||
18 | Французский язык | 0 | 0 | 0 | |||
19 | Химия | 11 | 3 | 3 | |||
20 | Экология | 0 | 0 | 0 | |||
21 | Экономика | 0 | 0 | 0 | |||
итого | 223 | 22 | 44 | ||||
107 |
Результаты участия в муниципальных предметных олимпиадах
2010-2011 уч. год | 2011-2012 уч.год | 2012-2013 уч.год | 2013-2014уч.год | 2014-2015уч.год | |
Кол-во призёров | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 |
Как показывает мониторинг, стабильно хорошо с положительной динамикой мы просматриваемся только по участию в конкурсах различного уровня. Чаще всего это творческие конкурсы. Такая однобокость не должна нас устраивать. Поэтому стоит продумать такие формы работы, которые позволят нам со временем проследить положительную динамику участия и в научно-практических конференциях, и в предметных олимпиадах.
Вернёмся к понятию одарённость.
Готовясь к педсовету, мы провели небольшое исследование с целью определения склонностей педагога к работе с одаренными детьми в форме анкетирования. Проанализировав анкеты учителей, мы получили следующие результаты.
МО | Иностранных языков | Русского языка и литературы | Математики,информатики, физики | Естественно-географического цикла и общественных дисциплин | Художественно-эстетического и декоративно-прикладного искусства | Физической культуры и ОБЖ | Базового начального образования |
баллы | 39 | 33 | 34.5 | 37.5 | 37.2 | 35.2 | 37 |
Обработка результатов
Источник: Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми /авт.-сос. Н.И. Пантина и др. Волгоград: Учитель, 2010
49 и более баллов | 24 - 48 баллов | 23 и менее баллов |
Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У Вас есть для этого, большой потенциал. Вы способны стимулировать творческую активность, подержать различные виды творческой деятельности учащихся | У Вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся. | Склонностей к работе с одаренными детьми у Вас маловато, в большей мере Вы сами не проявляете особого рвения, но при соответствующей мобилизации сил, вере в себя, кропотливости в работе в сфере повышения интеллекта Вы сможете достичь многого в решении этой проблемы. |
Таким образом, анкетирование демонстрирует взгляд педагогов нашей школы на проблему системной работы с интеллектуально- одаренными учащимися. Думаю, что все присутствующие понимают, что в учебном заведении развитие интеллектуальной одарённости должно быть приоритетным, поэтому, говоря сегодня о сопровождении одарённого ребёнка с начальной школы и до 3 ступени обучения целесообразно продумать именно этот аспект. И нам видится, что такое сопровождение должно носить системный целенаправленный характер. Назрела необходимость всерьёз задуматься о создании школьного научного общества, правильно организованная деятельность которого позволит развивать, в первую очередь интеллектуальную одарённость. Не только учебный план, но и психологическая атмосфера, воспитательное пространство школы должны быть организовано с учетом потребностей детей к самореализации. Такого рода работа с одаренными детьми, конечно, трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для нас, педагогов.
Совместно с педагогическим коллективом школы, методическим Советом, администрацией в 2013 году была разработана комплексно-целевая программа «Одаренные дети» сроком на 5 лет, в которой поэтапно расписаны все основные мероприятия, начиная от изучения нормативно-правовой базы., заканчивая разработкой и утверждением программ спецкурсов, элективных курсов, разработкой методических рекомендаций
В работе по выявлению одаренных детей в нашей школе принимают участие классные руководители, психолог, учителя – предметники, администрация школы.
Классные руководители координируют взаимодействие учителей-предметников, родителей и учащихся, для того чтобы образовательная программа была освоена школьниками в том объеме, который соответствует их возможностям
Работа с одаренными детьми в нашем ОУ ведется в плане развития организационных, учебно-познавательных (академических и интеллектуальных), информационных и коммуникативных компетенций через:
- Профильное обучение в 10-11 классах
- Предпрофильное обучение в 9 классах
- Индивидуальную работу (консультации)
- Массовое участие в различных предметных и внеклассных конкурсах различных уровней
- Проведение школьных конференций младшего, среднего и старшего звена
- Интеллектуальные игры
- Развитие проектных методов
- Широкое использование компьютерной техники и Интернета
- Создание портфолио достижений
- Чествование призеров и победителей на общешкольной линейке, родительских собраниях
- Использование технологии развивающего обучения Д.Эльконина – В.Давыдова
Наши учащиеся в истекшем периоде учебного года выступали на предметных олимпиадах школьного и муниципального уровня.. В этом учебном году по итогам проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников, к сожалению, лишь одна ученица Куксина Евгения стала призером по русскому языку.
В течение 2014-2015 учебного года психолог школы проводил мониторинговые исследования детей разных возрастных групп, для составления базы данных интеллектуально одаренных детей. Исследования проводились в непринужденной атмосфере. В этом учебном году работа по составлению базы данных интеллектуально-одаренных детей.. продолжилась
Проведение диагностических процедур мониторинга одарённых детей, помогли выработать памятку и руководствоваться ею в работе:
- учитель должен быть доброжелательным и чутким;
- разбираться в особенностях психологии одаренных детей;
- чувствовать их потребности и интересы;
- иметь высокий уровень интеллектуального развития;
- иметь широкий круг интересов и умений;
- иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;
- быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
- иметь живой и активный характер;
- обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
- проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
- иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
- обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
Многие учителя - предметники сами принимают активное участие не только в школьных, но и муниципальных конкурсах, так как мы уже давно пришли к выводу, успешный учитель для одаренных — прежде всего прекрасный учитель–предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником. В нашей школе ежегодно проводится конкурс «Учитель года»,
В нашей школе есть все условия для творчества и занятий спортом. Большое количество грамот, дипломов и сертификатов, полученных нашими обучающимися за участие в конкурсах, конференциях и олимпиадах тому подтверждение.
После выявления одаренности детей работа с ними должна вестись на следующих уровнях:
- учителя – предметниками, создающие атмосферу эмоциональной включенности, возбуждающими интерес к предмету;
- наставники (руководители секции НОУ, классные руководители, педагог-психолог) – помощь в научно – исследовательской работе по выбранной теме;
- классный руководитель координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося, обеспечивает необходимое общение, связь с родителями.
Проанализировав работу педагогического коллектива с одаренными учащимися за I полугодие, следует отметить, что педагогический коллектив работает над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды.
Наряду с положительными результатами в работе есть и недостатки:
- следует отметить низкую активность педагогов школы по вовлечению учащихся в научно-исследовательскую деятельность;
- остается невысоким уровень качества участия учащихся школы в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников.
Над этими проблемами предстоит работать педагогам школы в 2015-2016 учебном году, откорректировав план работы. Рекомендации:
1. Продолжить индивидуальную работу с учащимися с высокой мотивацией к учёбе.
2. Систематизировать работу по созданию и обновлению банка данных одарённых детей.
3. Разработать интенсивные элективные курсы по подготовке детей к олимпиадам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание системы работы с одаренными детьми в МБОУ «Брянский городской лицей №2 имени М. В. Ломоносова»
В условиях развития новых технологий резко возрос спрос на выпускников, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи.Одним из путей решения этой проблемы является по...
Анализ работы с одаренными детьми в рамках научной секции «Эрудит» за первое полугодие 2011-2012 учебный год
Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе и осуществляется через содержание образования, внеклассную и внешкол...
Анализ работы с одаренными детьми за 2014-2015 учебный год.
Данная публикация представляет собой анализ работы с одаренными детьми за 2014-2015 учебный год....
Работа с одаренными детьми в МБОУ "Хову-Аксынская СОШ"
Одним из направлений работы школы является работа с одаренными детьми. С целью развития интереса учащихся к научной, творческой деятельности и выявления и поддержки одаренных детей проводятся различны...
Дорожная карта по организации работы с одаренными детьми в МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе
Цель: создание условий для выявления, поддержки, воспитания и развития талантливых и одаренных детей....
Анализ работы с одаренными детьми в МОУ «СОШ № 13» по художественному творчеству за 2018-2019 учебный год
Высокий познавательный интерес учеников определяется не только уровнем качественной успеваемости, но и активным участием школьников во внеклассных мероприятиях, что способствует формированию общей кул...
Анализ работы с одаренными детьми в МОУ «СОШ № 13» по художественному творчеству за 2019-2020 учебный год
На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школы....