Усвоение социального и культурного опыта детьми с ОВЗ в условиях специально-организованной учебно-воспитательной деятельности
методическая разработка по теме

Аксенова Елена Михайловна

 Усвоение социального и культурного опыта детьми с ОВЗ в условиях специально-организованной учебно-воспитательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon usvoenie_sotsialnogo_i_kulturnogo_opyta_detmi_s_ovz.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Усвоение социального и культурного опыта детьми с ОВЗ

в условиях специально-организованной учебно-воспитательной деятельности

учитель-дефектолог Аксёнова Е.М.

               Адаптация детей рассматривается как активный и целенаправленный процесс приспособления к условиям жизнедеятельности и создания условий для последующего развития.
         Ребенок
 в процессе социально-культурной адаптации не только обогащается культурой общества, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и на  окружающих людей. Социально-культурная  адаптация детей включает в себя направленность на активное формирование личности ребенка в конкретной социально-культурной среде, на формирование ее социального статуса, потребностей к удовлетворению эстетических переживаний, выбор и реализацию адекватных форм ее участия в социально-культурных процессах.

         Организацию социальной и культурной  адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья  следует рассматривать прежде всего как социальную проблему. Основная задача социализации – обеспечить подготовку таких детей к их интеграции, полноценной жизни в обществе.

         Безусловно, эта задача должна решаться с учётом всего комплекса медицинских, социально-психологических, педагогических, экономических, социальных и других проблем, касающихся социальной защиты детей с ОВЗ, их обучения, воспитания, реабилитации и адаптации в социальную среду, а также изменившихся социально-экономических условий жизни общества.

         Важное место в комплексе составляющих компонентов подготовки детей с проблемами развития и здоровья  к интеграции в социальную среду занимают вопросы их социальной и культурной адаптации.       Чтобы преодолеть негативные тенденции в подготовке детей к интеграции в общество, требуется разработка новых форм работы и подходов к их обучению, воспитанию и организации всей жизнедеятельности.

        Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий. Социализация ребенка-инвалида невозможна без социализации его семьи, которая является ближайшим и первым социальным окруженим, с которым сталкивается ребенок.

       Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально-психологической поддержки их семей. Опыт работы показал необходимость социально-педагогической и психологической поддержки родителей детей с ограниченными возможностями, в первую очередь матерей, поскольку именно на их плечи чаще всего ложится бремя ответственности за воспитание ребенка. Главной целью нашей работы является создание благоприятного эмоционального климата в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии, формирование педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.

     

          В последние годы  все больше  становится детей   с нарушением  здоровья, что затрудняет их   социальную адаптацию, полноценное  участие  в общественной жизни. Обучение и воспитание  особых детей процесс  очень сложный, по сути,  он  должен быть индивидуальным.        

       Возрастает количество детей, которые при поступлении в школу и в условиях школьного обучения характеризуются ослабленным здоровьем и обнаруживают признаки социально-педагогической запущенности. Но и дети умственно сохранные, не имея классических форм аномалий развития,  могут испытывать трудности в познавательной деятельности и освоении социальной, новой для них,  роли ученика.   Ребенок, должен быть развит не только интеллектуально, но и обладать психолого-социальной готовностью, развитой волей и мышлением для того, чтобы  легче адаптироваться в условиях школы и проявлять себя наиболее полно.

       Поступление ребенка в школу приводит к социально-культурной  дезадаптации,  обусловленной новым для школьника социальным статусом, обязанностями.  Следствием этого являются нарушения поведения, общения, психосоматические заболевания, вызванные трудностями адаптации к новым социально-культурным условиям.

       Реализующиеся программы дополнительного образования, оказывают влияние на развитие творческого и личностного потенциала ребёнка.

Дети и родители имеют возможность не только эстетического развития личности, но и с удовольствием приобретают навыки и умения, которые могут в дальнейшем лечь в основу их трудовой деятельности.

       Для развития творческих способностей, коммуникативных и интеллектуальных навыков используются разнообразные музыкальные средства и методы. Одними из таких направлений  деятельности является  использование адаптированных к физическим возможностям детей музыкальных занятий и танцевальной ритмики.  

      Таким образом, используя теоретические подходы к социально-культурной адаптации детей,  учитывая  специфику работы с детьми  с ОВЗ  и при использовании педагогического потенциала и технологий  основного и дополнительного образования специалисты в условиях специально-организованной образовательной и воспитательной деятельности успешно решают задачи по усвоению социального и культурного опыта детьми с ОВЗ.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-профилактическая работа с детьми группы риска в условиях образовательного учреждения

  Любое явление жизни разворачивается в пространстве. Воспитательный процесс располагается и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные рамки. Сем...

Презентация к Пед.совету «Расширение и углубление связей школы и семьи как важнейшее условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса»

Презентация на тему Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения...

Групповая сплоченность подростков в условиях специально организованных групповых занятий по ОБЖ

«Человек  один…ни  черта».  Это  предсмертные   слова   героя   романа Э.Хемингуэя «Иметь и  не  иметь»  являются  одной  из...

Доклад на педагогическом совете "Инновационная деятельность педагога - одно из условий повышения качества учебно-воспитательного процесса"

В докладе говорится о том, что повышение качества учебно-воспитательного процесса в ОО напрямую связано с инновационной деятельностью педагога, его творчеством...