Усвоение социального и культурного опыта детьми с ОВЗ в условиях специально-организованной учебно-воспитательной деятельности
методическая разработка по теме
Усвоение социального и культурного опыта детьми с ОВЗ в условиях специально-организованной учебно-воспитательной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usvoenie_sotsialnogo_i_kulturnogo_opyta_detmi_s_ovz.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Усвоение социального и культурного опыта детьми с ОВЗ
в условиях специально-организованной учебно-воспитательной деятельности
учитель-дефектолог Аксёнова Е.М.
Адаптация детей рассматривается как активный и целенаправленный процесс приспособления к условиям жизнедеятельности и создания условий для последующего развития.
Ребенок в процессе социально-культурной адаптации не только обогащается культурой общества, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и на окружающих людей. Социально-культурная адаптация детей включает в себя направленность на активное формирование личности ребенка в конкретной социально-культурной среде, на формирование ее социального статуса, потребностей к удовлетворению эстетических переживаний, выбор и реализацию адекватных форм ее участия в социально-культурных процессах.
Организацию социальной и культурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья следует рассматривать прежде всего как социальную проблему. Основная задача социализации – обеспечить подготовку таких детей к их интеграции, полноценной жизни в обществе.
Безусловно, эта задача должна решаться с учётом всего комплекса медицинских, социально-психологических, педагогических, экономических, социальных и других проблем, касающихся социальной защиты детей с ОВЗ, их обучения, воспитания, реабилитации и адаптации в социальную среду, а также изменившихся социально-экономических условий жизни общества.
Важное место в комплексе составляющих компонентов подготовки детей с проблемами развития и здоровья к интеграции в социальную среду занимают вопросы их социальной и культурной адаптации. Чтобы преодолеть негативные тенденции в подготовке детей к интеграции в общество, требуется разработка новых форм работы и подходов к их обучению, воспитанию и организации всей жизнедеятельности.
Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий. Социализация ребенка-инвалида невозможна без социализации его семьи, которая является ближайшим и первым социальным окруженим, с которым сталкивается ребенок.
Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально-психологической поддержки их семей. Опыт работы показал необходимость социально-педагогической и психологической поддержки родителей детей с ограниченными возможностями, в первую очередь матерей, поскольку именно на их плечи чаще всего ложится бремя ответственности за воспитание ребенка. Главной целью нашей работы является создание благоприятного эмоционального климата в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии, формирование педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.
В последние годы все больше становится детей с нарушением здоровья, что затрудняет их социальную адаптацию, полноценное участие в общественной жизни. Обучение и воспитание особых детей процесс очень сложный, по сути, он должен быть индивидуальным.
Возрастает количество детей, которые при поступлении в школу и в условиях школьного обучения характеризуются ослабленным здоровьем и обнаруживают признаки социально-педагогической запущенности. Но и дети умственно сохранные, не имея классических форм аномалий развития, могут испытывать трудности в познавательной деятельности и освоении социальной, новой для них, роли ученика. Ребенок, должен быть развит не только интеллектуально, но и обладать психолого-социальной готовностью, развитой волей и мышлением для того, чтобы легче адаптироваться в условиях школы и проявлять себя наиболее полно.
Поступление ребенка в школу приводит к социально-культурной дезадаптации, обусловленной новым для школьника социальным статусом, обязанностями. Следствием этого являются нарушения поведения, общения, психосоматические заболевания, вызванные трудностями адаптации к новым социально-культурным условиям.
Реализующиеся программы дополнительного образования, оказывают влияние на развитие творческого и личностного потенциала ребёнка.
Дети и родители имеют возможность не только эстетического развития личности, но и с удовольствием приобретают навыки и умения, которые могут в дальнейшем лечь в основу их трудовой деятельности.
Для развития творческих способностей, коммуникативных и интеллектуальных навыков используются разнообразные музыкальные средства и методы. Одними из таких направлений деятельности является использование адаптированных к физическим возможностям детей музыкальных занятий и танцевальной ритмики.
Таким образом, используя теоретические подходы к социально-культурной адаптации детей, учитывая специфику работы с детьми с ОВЗ и при использовании педагогического потенциала и технологий основного и дополнительного образования специалисты в условиях специально-организованной образовательной и воспитательной деятельности успешно решают задачи по усвоению социального и культурного опыта детьми с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-профилактическая работа с детьми группы риска в условиях образовательного учреждения
Любое явление жизни разворачивается в пространстве. Воспитательный процесс располагается и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные рамки. Сем...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ - КАК УСЛОВИЕ КАЧЕСТВЕННОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Школа педагогического мастерства позволяет раскрыть творческий потенциал педагога....
Выступление для педагогического совета или методического объединения с презентацией по теме "Совершенствование исследовательско-аналитической деятельности педагога как условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса"
Текст выступления педагога-психолога для педагогического совета или методического объединения с презентацией...
Презентация к Пед.совету «Расширение и углубление связей школы и семьи как важнейшее условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса»
Презентация на тему Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения...
"Взаимодействие классного руководителя и учителей- предметников как важнейшее условие повышения качества учебно-воспитательной работы"
Выступление на педагогическом совете....
Групповая сплоченность подростков в условиях специально организованных групповых занятий по ОБЖ
«Человек один…ни черта». Это предсмертные слова героя романа Э.Хемингуэя «Иметь и не иметь» являются одной из...
Доклад на педагогическом совете "Инновационная деятельность педагога - одно из условий повышения качества учебно-воспитательного процесса"
В докладе говорится о том, что повышение качества учебно-воспитательного процесса в ОО напрямую связано с инновационной деятельностью педагога, его творчеством...