Предлог как часть речи
методическая разработка (8 класс) на тему

Воронина Лариса Сергеевна

Конспект логопедического занятия в 8 классе

на тему: «Предлог как часть речи»

 

Цель:  уточнить и углубить знания учащихся о предлоге, показать его

             служебную роль.

Задачи:

1) формировать умение отличать предлоги от приставок; 

2) правильно строить словосочетания и предложения, уточнять и обогащать словарь;  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.ya_._predlog_kak_ch.r.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в 8 классе

на тему: «Предлог как часть речи»

Цель:  уточнить и углубить знания учащихся о предлоге, показать его

             служебную роль.

Задачи:

1) формировать умение отличать предлоги от приставок;  

2) правильно строить словосочетания и предложения, уточнять и обогащать словарь;  

3) воспитывать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: карточки, таблица « Страна предлогов»,

иллюстрация  «Зимний лес».

Словарь: арка, лиловый, хворост, пилюли.

                               Ход урока.

Оргмомент.

Вздохните и на выдохе проговорите сегодняшнее число (1 учащийся). Учитель обращает внимание на орфограммы в числе.

Дети записывают число.

I. Проверка домашнего задания.

   Выборочный диктант.

- Отгадайте загадку, выпишите служебные части речи.

 Водяные мастера строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины и плотину (бобры).

(Дети отгадывают загадку, уточняют значение слова хворост, указывают, что это слово многозначное; затем читают служебные части речи, которые выписаны).

- Какая служебная часть речи не встретилась в этой загадке?

(частицы).

- Какова особенность служебных частей речи?

II. Изучение нового материала.

          Запись на доске.

Бежать аллея, лететь Москва, подойти мне.

- Это словосочетания? Докажите.

- Как правильно составить словосочетания?

 - Для чего служит предлог?

                Постановка цели урока.

- Сегодня мы отправимся в путешествие в «Страну предлогов», уточним и углубим знания о них и будем учиться правильно употреблять их в речи.

            Работа с книгой (самостоятельно). Стр. 132.

- Что нового вы узнали о предлоге? (обратить внимание на слова: составные, производные, непроизводные; используется таблица «Страна предлогов»)

- От чего нужно отличать предлоги? (от приставок).

Как мы их отличаем от приставок? Докажите. (Используется таблица).  

III. Закрепление нового материала.

                Запись на доске.

Проливн… дождя, говорил ( с) друг…, любит спорт, ( подо)шел ( к )

автобус…, ( вы)шла (из) берег…, работает шофер…, ( про)гулка  в

лес, играет (с) ним.

-Назовите словосочетания, в которых зависимость между словами выражается только при помощи окончания.

-Запишите словосочетания, в которых зависимость между словами выражается с помощью окончания и предлога (самостоятельно).

                 Игра «Грамматическая арифметика».

- Найдите в этом упражнении слово (с + место стоянки судов) = спорт.

                 Работа с карточками (самостоятельно)

- Слова правого и левого столбиков соединить в словосочетания с помощью предлогов.

ушла                                                 работа

гимнастика                                       укрепление здоровья

пилюли                                              грипп

указать                                              недостатки

заплатить                                          проезд

(Дети читают составленные словосочетания, отчетливо проговаривая окончания).

- Как написали предлоги? Почему?

                      Игра « Радиолокаторы»

(Уточняется значение слова пилюли и разбрасываются звуки в этом слове).

                          Работа с карточками.

- Среди предлогов бывают хитрецы, у которых гласная о может то появляться, то исчезать (учитель показывает по таблице примеры таких предлогов).

-Вставьте вместо точек подходящие по смыслу предлоги, а данные в скобках слова поставьте в нужном падеже. (Показывается образец 1 словосочетания, остальные дети выполняют самостоятельно).

       Находиться под водой и … (лед), подошел к тебе и …(я), встретился со старым и  (молодой), ошибался в чем-то или (все),

Подумал обо всех или…(один).

Назовите вставленные предлоги. Как вы их написали и почему?

- Найдите антонимы в этих словосочетаниях.

                       Запись на доске.

- Вставьте необходимые приставки и предлоги, объясните их правописание (выполняется коллективно).

    Лошадь   …вели   (на) веса. Сережа   …лез   … машины.

- А если он ее отремонтировал?

Назовите и подчеркните  глаголы в предложениях.

-А теперь замените эти слова глаголами-антонимами (самостоятельно).

(Дети читают  получившиеся предложения, называют приставки и предлоги и доказывают их правописание).

-Назовите слово, которое соответствует данной схеме: приставка – корень – суффикс – окончание.

(завели, зашло)

                           

Физкультминутка  «Четыре стихии»

                                Работа с текстом (карточки).

- Озаглавьте текст, определите тип речи (доказать); вставьте подходящие по смыслу предлоги, раскройте скобки.

           Красив, чудесен русский лес зимою. Глубокие, чистые лежат ….

деревьями сугробы. … лесными тропинками кружевными белыми арками (со)гнулись … тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега (по)крыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Высокие вершины елей (у)низаны ожерельем лиловых шишек.  … веселым свистом (пере)летают … ели … ель, качаются … шишках стайки красногрудых клестов.

(Дети читают текст и объясняют значение слов лиловый, арка, потом подбирают заголовок, определяют тип речи (доказывают); затем самостоятельно списывают текст, вставляют пропущенные предлоги, раскрывают скобки)

- Найдите строчки, которые по содержанию подходят к данной иллюстрации ( иллюстрация « Зимний лес»).

V. Итог урока.

-Что нового вы узнали о предлоге?

VI. Задание на дом: стр. 123 (правило), упр. 285.

VII. Выставление оценок.

                                                               

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлог как часть речи

Занимательная форма подачи трудного языкового материала позволяет ученикам лучше усвоить правописание предлогов....

«Служить я рад, была бы только польза!» (перефразированная реплика Чацкого). Предлог как часть речи.

Тип урока:повторительно-обобщающий с введением элементов новых  сведений о предлоге.Вид урока: путешествие по орфограммамТехнология: элементы здоровьесберегающей технологии и развивающего о...

Предлог как часть речи

Урок русского языка в 7 классе. Автор учебника М. Т. Баранов...

Урок русского языка в 7 классе по теме:"Предлог как часть речи"

Урок по теме "Предлог как часть речи" разработан для обучающихся в 7 классе....

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Данная презентация является сопровождением к уроку русского языка в 7 классе  по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"....