Предлог как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Занимательная форма подачи трудного языкового материала позволяет ученикам лучше усвоить правописание предлогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_7_klass_predlogi._laboratornaya_rabota.docx | 25.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА № 19
имени В.Г. БЕЛИНСКОГО
Урок русского языка в 7 классе
«Правописание предлогов. Лингвистическая лаборатория».
Москва
Цели урока:
Образовательные:
а) закрепить теоретические сведения о предлоге как служебной части речи;
б) повторить морфологические признаки предлога;
в) показать роль предлога в словосочетании и предложении;
г) совершенствовать умения и навыки:
- находить предлоги в тексте, различать производные предлоги и самостоятельные части речи;
- грамотно писать существительные с предлогами;
- правильно и уместно пользоваться нужными предлогами в речевой практике;
- определять роль предлога в построении текста.
Развивающие:
а) формировать умение уместно употреблять предлоги в речи;
б) развивать аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств.
Воспитательные:
а) через правильное употребление предлогов воспитывать культуру речи;
б) вырабатывать навыки групповой работы.
Ход урока
Вступительное слово учителя. Сегодня мы проведем необычную встречу. Запишите тему и подумайте, какую работу предполагает заявленная тема? Каково лексическое значение слова лаборатория?
Лаборатория – помещение для научных и технических опытов, исследований, а также учреждение, где занимаются такими опытами.
А что означает прилагательное лингвистический? (относящийся к лингвистике – науке о языке)
Прежде чем мы приступим к работе в нашей лаборатории, необходимо выяснить, насколько грамотны научные сотрудники, по силам ли им заниматься лингвистическими исследованиями.
Словарно – орфографическая разминка (у доски 1 человек).
Показаться из-за туч, расположиться в лесу, сделать в течение недели, изо всех сил, подо мной, близ леса, из оранжереи, висел надо мной, вследствие дождя, несмотря на непогоду, в продолжение недели.
Какие служебные части речи вы можете назвать?
Назовите производные и непроизводные предлоги.
Назовите словосочетания.
Почему близ леса, в течение недели не являются словосочетанием?
Обменяйтесь записями. У кого не было ни одной ошибки? Одна?
Слово учителя. Разминка показала высокий уровень лингвистической компетенции. Поэтому пора объявить цели и задачи лабораторного исследования.
В последнее время мы много говорили о предлогах. И возник вопрос: что нового можно узнать об уже знакомой части речи? Оказалось, что эта незаметная на первый взгляд служебная часть речи таит в себе много загадок и сложностей, особенно в правописании. Сегодняшнее лабораторное исследование поможет нам раскрыть тайны предлога: его значение, разряды, правописание.
Вспомните, какие этапы бывают в лабораторной работе? (Гипотеза, опыт, вывод.)
Опыт № 1
Гипотеза. Для чего служат предлоги?
С какими частями речи употребляются?
Как пишутся со словами – слитно или раздельно?
Эксперимент.
А. Тест ( выполняет каждый) Приложение 1
Проверка теста фронтально.
Для чего служит предлог?
От каких самостоятельных частей речи могут быть образованы предлоги?
Б. На карточках написан текст – отрывок из рассказа начинающего журналиста. (Приложение 2) В нём допущены ошибки. Будьте внимательны! Спишите текст, указывая над словами со скобками части речи. Сделайте вывод: с какими частями речи могут употребляться предлоги, а с какими их употребление невозможно (выполняет каждый).
В. Одновременно учитель дает индивидуальное задание (выполняют 3 ученика). (Приложение 3)
Проверка фронтально задания Б.
Назовите слова с приставкой; с предлогом.
Как предлог пишется со словами?
Проверка задания В. Задание на слушание: ребята читают правильные ответы. Вопрос к остальным: назовите части речи.
Выводы:
1.предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении; 2.предлоги могут употребляться с существительными, местоимениями и числительными;
3.никогда не употребляются с глаголами, прилагательными и наречиями;
4. предлоги со словами пишутся раздельно.
Устная разминка
- Можно ли прийти домой с улицы?
- Можно ли прийти домой со школы?
- Может ли быть крем от чистки обуви?
- Можно ли принести с магазина мясо?
- Можно ли принести со двора ведро?
- Можно ли оплатить за билет?
- Можно ли делится о своих достижениях?
- Можно ли разъяснять о правилах поведения?
- Можно ли купить таблетки для головной боли?
- Могут ли быть капли для бессонницы?
Ваши ответы показывают, как внимательно надо относиться к употреблению предлогов. Неверно выбранный предлог искажает смысл высказывания.
Опыт № 2
Гипотеза. Какие бывают предлоги по происхождению?
Как пишутся производные предлоги?
Эксперимент
А. На какие две группы делятся предлоги по происхождению? Распределите на 2 колонки предлоги – производные и непроизводные (учитель читает, двое у доски):
Ввиду нехватки времени, иметь в виду, не смотря на ноги, несмотря на непогоду, читал в течение дня, водовороты в течении реки, благодаря хозяина за приём, бросился навстречу сестре, надеялся на встречу с другом, вдумайся в следствие теоремы, вследствие непогоды, указал на подобие треугольников, закладка наподобие бабочки, в заключение доклада, находиться в заключении.
Проверка. От каких частей речи образуются производные предлоги?
Как отличить производные предлоги от самостоятельных частей речи?
Б. Составьте с данными словосочетаниями предложения по схемам:
1 вариант - [ - = и = ]
2 вариант - [ - = ], и [ - = ]
В. Вставьте в предложение подходящие по смыслу предлоги. Обращайте внимание на правописание. (Приложение 4)
Вывод: в русском языке употребляются производные и непроизводные предлоги. Производные предлоги надо отличать от самостоятельных частей речи.
Устная разминка
Расскажу об одном хитром секретаре, который работал в такой же научной лингвистической лаборатории, как наша. Он не любил печатать много букв, и всегда, если это было возможно, заменял длинное слово более коротким. И мы попробуем так сделать. Я буду читать существительные с предлогом, а вы назовите их более короткие синонимы, то есть замените производные предлоги непроизводными:
вследствие бурана (из-за),
насчёт похода (о),
ввиду заморозков (из-за),
в течение дня (за),
спустя несколько лет (через),
пробираться сквозь заросли (через),
сидят возле костра (у).
Вывод: чаще всего можно рассматривать синонимичные пары производных и непроизводных предлогов.
Опыт № 3
Мы постоянно употребляем предлоги, ведь они помогают соединять слова в словосочетания и предложения. Но иногда мы допускаем ошибки.
Гипотеза. Должно ли быть связано употребление предлога с падежом существительного и смыслом предложения?
Эксперимент
А. Найдите ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных. Запишите предложения в исправленном виде. (Приложение 5)
Проверка фронтально.
Б. Образуйте словосочетания, определите падеж существительных (задание на 2 парты; соединить разрезанные полоски). (Приложение 6)
Вывод. Употребление предлогов связано с падежом существительных и смыслом высказывания.
Устная разминка
- Какие предлоги образованы от наречий? От существительных? От деепричастий?
- От какой части речи образованы производные предлоги: близ, посредством, несмотря на, в лице, после, в продолжение, навстречу, включая, мимо, благодаря, наподобие, в течение, сверх.
3. Подберите примеры предлогов-антонимов (к дому – от дома).
4. С каким падежом существительных употребляют предлоги согласно, наперекор, благодаря?
Слово учителя. Вот и подошла к концу экспериментальная часть нашей встречи. Результат любой исследовательской работы должен быть оформлен в виде выводов. Перед вами проект для подготовки результатов лабораторной работы (работа на парту). (Приложение 7).
Но вот и подошла к концу наша встреча. Все научные сотрудники и лаборанты показали высший уровень знаний по темам. Мы приоткрыли завесу тайны предлога – маленькой, но такой важной части речи.
Домашнее задание: мини-сочинение на тему «Каникулы в городе» (употребить не менее 8 производных предлогов).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Тест
1. Для чего служит предлог?
а) выражает оттенки значения;
б) служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях;
в) выражает чувства;
г) связывает части сложного предложения.
2. Укажите производный предлог.
а) ввиду недостатка времени;
б) пришёл из школы;
в) в течении реки;
г) цветет перед окном.
3. Укажите непроизводный предлог.
а) в продолжение недели;
б) благодаря мужеству;
в) верить в дружбу;
г) ходит вокруг дома.
4. Укажите составной предлог.
а) по;
б) за;
в) согласно;
г) в течение.
5. Укажите предлог, образованный от наречия.
а) посредством;
б) поверх;
в) невзирая;
г) за счёт.
6. Укажите предлог, образованный от деепричастия.
а) в течение;
б) наподобие;
в) мимо;
г) благодаря.
7. В каком примере допущена ошибка в употреблении падежной формы существительного?
а) благодаря судьбы;
б) согласно приказу;
в) вследствие нарушения;
г) в заключение доклада.
Приложение 2
Спишите текст, указывая над словами со скобками части речи.
Одна кошка (в)первые (по)шла (по)улице. (Про)йдя (не)много, она (за)метила дом и (за)глянула (в)окно, (в)котором только что загорелся свет. (В)комнате кошка (у)видела (у)стола пятерых детей. (На)одном был маскарадный костюм. Кошка забралась (на)дерево и стала наблюдать (за)детьми.
. Приложение 3
Найдите лишнее слово или сочетание слов в предложенных рядах:
1. без, к, ради, от, согласно, также, над
2. благодаря брата, благодаря брату, благодаря мужеству
3. насчёт работы, на счёт банка, насчёт похода
4. оглянулся вокруг, вокруг оси, обойти вокруг дома
5. (на)встречу с писателями, выйти (на)встречу гостям, иду тебе (на)встречу
6. (не)взирая на усталость, (не)смотря на запрет врачей, (не)смотря в глаза
7.(в)виду предстоящего отъезда, находиться (в)виду неприятеля, иметь (в)виду
8.(в)следствие слабого зрения, (в)течение пяти минут, (в)последствии это появилось в печати
Приложение 4
Вставьте в предложение нужные предлоги:
Мы встретили старых друзей при выходе … метро.
Все разошлись по домам по … собрания.
Не встретил ни одного человека в … часа.
Нас пригласили участвовать … соревновании.
… нам бежала женщина.
Солдаты действуют … приказу командира.
Испуганный котенок выскочил прямо … угла.
… непогоды прогулка была отменена.
Приложение 5
Найдите ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных. Запишите предложения в исправленном виде.
1.Благодаря снежным заносам движение прервано.
2. Авария на станции произошла благодаря небрежности стрелочника.
3. Нужно обратить внимание к этой проблеме.
4. Однако, согласно неписаных законов, они являются героями.
5. Говорят, что вы нашли общий язык в семье шахтёра.
6. Сегодня мы озабочены о том, кем станут нынешние школьники.
7. Сегодня мы выясним о том, куда пойдут выпускники школы.
8. Благодаря дождю интересная экскурсия не состоялась.
Приложение 6
Образуйте словосочетания, определите падеж существительных
Учиться на факультете иностранных языков.
Жить на техникуме
Приехать в курсах
Прийти из Кавказе
Учиться в Европу
Вернуться из Урал
Возвращаться с магазина
Заниматься на школы
Ехать на работы
Приложение 7
В русском языке есть самостоятельные и … части речи.
Служебные части речи – это … .
Служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении, называется … .
Предлоги со словами всегда пишутся … . Их следует отличать от … .
Предлоги бывают непроизводные и … .
Непроизводные предлоги – это, например, … .
Производными называются такие предлоги, которые … .
Производные предлоги могут быть образованы от … . (примеры)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Служить я рад, была бы только польза!» (перефразированная реплика Чацкого). Предлог как часть речи.
Тип урока:повторительно-обобщающий с введением элементов новых сведений о предлоге.Вид урока: путешествие по орфограммамТехнология: элементы здоровьесберегающей технологии и развивающего о...
Предлог как часть речи
Урок русского языка в 7 классе. Автор учебника М. Т. Баранов...
Урок русского языка в 7 классе по теме:"Предлог как часть речи"
Урок по теме "Предлог как часть речи" разработан для обучающихся в 7 классе....
Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".
Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...
Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"
Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...
Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"
Данная презентация является сопровождением к уроку русского языка в 7 классе по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"....
Урок для 7 класса. Предлог как часть речи. Простые и составные предлоги
Урок для 7 класса. Предлог как часть речи. Простые и составные предлоги с презентацией...