Предлог как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Занимательная форма подачи трудного языкового материала позволяет ученикам лучше усвоить правописание предлогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_7_klass_predlogi._laboratornaya_rabota.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕНТРАЛЬНОЕ  ОКРУЖНОЕ  УПРАВЛЕНИЕ
ДЕПАРТАМЕНТА  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА  МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА
С  УГЛУБЛЁННЫМ  ИЗУЧЕНИЕМ  АНГЛИЙСКОГО  ЯЗЫКА  № 19
имени В.Г. БЕЛИНСКОГО

Урок русского языка в 7 классе

«Правописание предлогов. Лингвистическая лаборатория».

Москва

Цели урока:

Образовательные:

а) закрепить теоретические сведения о предлоге как служебной части речи;

б) повторить морфологические признаки предлога;

в) показать роль предлога в словосочетании и предложении;

г) совершенствовать умения и навыки:

   - находить предлоги в тексте, различать производные предлоги и самостоятельные части  речи;

   - грамотно писать существительные с предлогами;

   - правильно и уместно пользоваться нужными предлогами в речевой практике;

   - определять роль предлога в построении текста.

Развивающие:

а) формировать умение уместно употреблять предлоги в речи;

б) развивать аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств.

Воспитательные:

а) через правильное употребление предлогов воспитывать культуру речи;

б) вырабатывать навыки групповой работы.  

Ход урока

Вступительное слово учителя.  Сегодня мы проведем необычную встречу. Запишите тему и подумайте, какую работу предполагает заявленная тема? Каково лексическое значение слова лаборатория?

          Лаборатория – помещение для научных и технических опытов, исследований, а также учреждение, где занимаются такими опытами.

          А что означает прилагательное лингвистический? (относящийся к лингвистике – науке о языке)

          Прежде чем мы приступим к работе в нашей лаборатории, необходимо выяснить, насколько грамотны научные сотрудники, по силам ли им заниматься лингвистическими исследованиями.

Словарно – орфографическая разминка (у доски 1 человек).

        Показаться из-за туч, расположиться в лесу, сделать в течение недели, изо всех сил, подо мной, близ леса, из оранжереи, висел надо мной, вследствие дождя, несмотря на непогоду, в продолжение недели.

   Какие служебные части речи вы можете назвать?

   Назовите производные и непроизводные предлоги.

   Назовите словосочетания.

   Почему близ леса, в течение недели не являются словосочетанием?

   Обменяйтесь записями. У кого не было ни одной ошибки? Одна?

Слово учителя. Разминка показала высокий уровень лингвистической компетенции. Поэтому пора объявить цели и задачи лабораторного исследования.

          В последнее время мы много говорили о предлогах. И возник вопрос: что нового можно узнать об уже знакомой части речи? Оказалось, что эта незаметная на первый взгляд служебная часть речи таит в себе много загадок и сложностей, особенно в правописании. Сегодняшнее лабораторное исследование поможет нам раскрыть тайны предлога: его значение, разряды, правописание.

          Вспомните,  какие этапы бывают в лабораторной работе? (Гипотеза, опыт, вывод.)

Опыт № 1

Гипотеза. Для чего служат предлоги?

                 С какими частями речи употребляются?

                 Как пишутся со словами – слитно или раздельно?

Эксперимент.

 А. Тест ( выполняет каждый) Приложение 1

Проверка теста  фронтально.

Для чего служит предлог?

От каких самостоятельных частей речи могут быть образованы предлоги?

Б. На карточках написан текст – отрывок из рассказа начинающего журналиста. (Приложение 2) В нём допущены ошибки. Будьте внимательны! Спишите текст, указывая над словами со скобками части речи. Сделайте вывод: с какими частями речи могут употребляться предлоги, а с какими их употребление невозможно (выполняет каждый).

 

 В. Одновременно учитель дает индивидуальное задание (выполняют 3 ученика). (Приложение 3)

 

Проверка фронтально задания Б.

Назовите слова с приставкой; с предлогом.

Как предлог пишется со словами?

Проверка задания В. Задание на слушание: ребята читают правильные ответы. Вопрос к остальным: назовите части речи.

    Выводы:

1.предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении;                                  2.предлоги могут употребляться с существительными, местоимениями и числительными;

3.никогда не употребляются с глаголами, прилагательными и наречиями;

4. предлоги со словами пишутся раздельно.

Устная разминка

  1. Можно ли прийти домой с улицы?
  2. Можно ли прийти домой со школы?
  3. Может ли быть крем от чистки обуви?
  4. Можно ли принести с магазина мясо?
  5. Можно ли принести со двора ведро?
  6. Можно ли оплатить за билет?
  7. Можно ли делится о своих достижениях?
  8. Можно ли разъяснять о правилах поведения?
  9. Можно ли купить таблетки для головной боли?
  10.  Могут ли быть капли для бессонницы?

          Ваши ответы показывают, как внимательно надо относиться к употреблению предлогов. Неверно выбранный предлог искажает смысл высказывания.

Опыт № 2

 Гипотеза. Какие бывают предлоги по происхождению?

                  Как пишутся производные предлоги?

 Эксперимент

А.  На какие две группы делятся предлоги по происхождению? Распределите на 2 колонки предлоги – производные и непроизводные  (учитель читает, двое у доски):

         Ввиду нехватки времени, иметь в виду, не смотря на ноги, несмотря на непогоду, читал в течение дня, водовороты в течении реки, благодаря хозяина за приём, бросился навстречу сестре, надеялся на встречу с другом, вдумайся в следствие теоремы, вследствие непогоды, указал на подобие треугольников, закладка наподобие бабочки, в заключение доклада, находиться в заключении.

Проверка. От каких частей речи образуются производные предлоги?

                  Как отличить производные предлоги от самостоятельных частей речи?

 Б. Составьте с данными словосочетаниями предложения по схемам:

                 1 вариант -      [ -  =  и  = ]  

                 2 вариант -       [  -  = ], и [ -  = ]

В. Вставьте в предложение подходящие по смыслу предлоги. Обращайте внимание на правописание. (Приложение 4)

 Вывод: в русском языке употребляются производные и непроизводные предлоги. Производные предлоги надо отличать от самостоятельных частей речи.

Устная разминка

         Расскажу об одном хитром секретаре, который работал в такой же научной лингвистической лаборатории, как  наша. Он не любил печатать много букв, и всегда, если это было возможно, заменял длинное слово более коротким. И мы попробуем так сделать. Я буду читать существительные с предлогом, а вы назовите их более короткие синонимы, то есть замените производные предлоги непроизводными:

     вследствие бурана (из-за),

     насчёт похода (о),

     ввиду заморозков (из-за),

    в течение дня (за),

    спустя несколько лет (через),

    пробираться сквозь заросли (через),

    сидят возле костра (у).

          Вывод: чаще всего можно рассматривать синонимичные пары производных и непроизводных предлогов.

Опыт № 3

          Мы постоянно употребляем предлоги, ведь они помогают соединять слова в словосочетания и предложения. Но иногда мы допускаем ошибки.

Гипотеза. Должно ли быть связано употребление предлога с падежом                   существительного  и  смыслом    предложения?

Эксперимент

А. Найдите ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных. Запишите предложения в исправленном виде. (Приложение 5)

Проверка фронтально.

Б. Образуйте словосочетания, определите падеж существительных (задание на 2 парты; соединить разрезанные полоски). (Приложение 6)

Вывод. Употребление предлогов связано с падежом существительных и смыслом высказывания.

Устная разминка

  1. Какие предлоги образованы от наречий? От существительных? От деепричастий?
  2. От какой части речи образованы производные предлоги: близ, посредством, несмотря на, в лице, после, в продолжение, навстречу, включая, мимо, благодаря, наподобие, в течение, сверх.

      3.  Подберите примеры предлогов-антонимов (к дому – от дома).

4. С каким падежом существительных употребляют предлоги согласно, наперекор, благодаря?

        Слово учителя.   Вот и подошла к концу экспериментальная часть нашей встречи. Результат любой исследовательской работы должен быть оформлен в виде выводов. Перед вами проект для подготовки результатов лабораторной работы  (работа на парту). (Приложение 7).

          Но вот и подошла к концу наша встреча. Все научные сотрудники и лаборанты показали высший уровень знаний по темам. Мы приоткрыли завесу тайны предлога – маленькой, но такой важной части речи.

          Домашнее задание: мини-сочинение на тему «Каникулы в городе» (употребить не менее 8 производных предлогов).

                                                     

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 Тест

1. Для чего служит предлог?

а) выражает оттенки значения;

б) служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях;

в) выражает чувства;

г) связывает части сложного предложения.

2. Укажите производный предлог.

а) ввиду недостатка времени;

б) пришёл из школы;

в) в течении реки;

г) цветет перед окном.

3. Укажите непроизводный предлог.

а) в продолжение недели;

б) благодаря мужеству;

в) верить в дружбу;

г) ходит вокруг дома.

4. Укажите составной предлог.

     а) по;

     б) за;

     в) согласно;

     г) в течение.

5. Укажите предлог, образованный от наречия.

     а) посредством;

     б) поверх;

     в) невзирая;

     г) за счёт.

6. Укажите предлог, образованный от деепричастия.

      а) в течение;

      б) наподобие;

      в) мимо;

      г) благодаря.

7. В каком примере допущена ошибка в употреблении падежной формы существительного?

           а) благодаря судьбы;

           б) согласно приказу;

           в) вследствие нарушения;

           г) в заключение доклада.

Приложение 2

 Спишите текст, указывая над словами со скобками части речи.

        Одна кошка (в)первые (по)шла (по)улице. (Про)йдя (не)много, она (за)метила дом и (за)глянула (в)окно, (в)котором только что загорелся свет. (В)комнате кошка (у)видела (у)стола пятерых детей. (На)одном был маскарадный костюм. Кошка забралась (на)дерево и стала наблюдать (за)детьми.

.    Приложение 3

 Найдите лишнее слово или сочетание слов в предложенных рядах:

1. без, к, ради, от, согласно, также, над

2. благодаря брата, благодаря брату, благодаря мужеству

3. насчёт работы, на счёт банка, насчёт похода

4. оглянулся вокруг, вокруг оси, обойти вокруг дома

5. (на)встречу с писателями, выйти (на)встречу гостям, иду тебе (на)встречу

6. (не)взирая на усталость, (не)смотря на запрет врачей, (не)смотря в глаза

7.(в)виду предстоящего отъезда, находиться (в)виду неприятеля, иметь (в)виду

8.(в)следствие слабого зрения, (в)течение пяти минут, (в)последствии это появилось в печати

   Приложение 4

Вставьте в предложение нужные предлоги:

Мы встретили старых друзей при выходе … метро.

Все разошлись по домам по … собрания.

Не встретил ни одного человека в … часа.

Нас пригласили участвовать … соревновании.

… нам бежала женщина.

Солдаты действуют … приказу командира.

Испуганный котенок выскочил прямо … угла.

… непогоды прогулка была отменена.

 Приложение 5

 Найдите ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных. Запишите  предложения в исправленном виде.

1.Благодаря снежным заносам движение прервано.

2. Авария на станции произошла благодаря небрежности стрелочника.

3. Нужно обратить внимание к этой проблеме.

4. Однако, согласно неписаных законов, они являются героями.

5. Говорят, что вы нашли общий язык в семье шахтёра.

6. Сегодня мы озабочены о том, кем станут нынешние школьники.

7. Сегодня мы выясним о том, куда пойдут выпускники школы.

8. Благодаря дождю интересная экскурсия не состоялась.

Приложение 6

 Образуйте словосочетания, определите падеж существительных 

Учиться на                                                                        факультете иностранных языков.

Жить на                                                                                                                       техникуме

Приехать в                                                                                                                          курсах

Прийти из                                                                                                                         Кавказе

Учиться в                                                                                                                           Европу

Вернуться из                                                                                                                          Урал

Возвращаться с                                                                                                             магазина

Заниматься на                                                                                                                   школы

Ехать на                                                                                                                           работы

Приложение 7

В русском языке есть самостоятельные и … части речи.

Служебные части речи – это …               .

Служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении, называется … .

Предлоги со словами всегда пишутся …             . Их следует отличать от … .

Предлоги бывают непроизводные и …                .

Непроизводные предлоги – это, например, …                   .

Производными называются такие предлоги, которые …            .

Производные предлоги могут быть образованы от …               . (примеры)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Служить я рад, была бы только польза!» (перефразированная реплика Чацкого). Предлог как часть речи.

Тип урока:повторительно-обобщающий с введением элементов новых  сведений о предлоге.Вид урока: путешествие по орфограммамТехнология: элементы здоровьесберегающей технологии и развивающего о...

Предлог как часть речи

Урок русского языка в 7 классе. Автор учебника М. Т. Баранов...

Урок русского языка в 7 классе по теме:"Предлог как часть речи"

Урок по теме "Предлог как часть речи" разработан для обучающихся в 7 классе....

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Данная презентация является сопровождением к уроку русского языка в 7 классе  по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"....

Урок для 7 класса. Предлог как часть речи. Простые и составные предлоги

Урок для 7 класса. Предлог как часть речи. Простые и составные предлоги с презентацией...