Два памятника Н.В.Гоголю
методическая разработка (9 класс) на тему
Конспект логопедического занятия в 9 классе
на тему: «Подготовка к сочинению-рассуждению «Два памятника Н.В.Гоголю»
Цель урока: закреплять навыки написания сочинения-рассуждения, добиваясь чёткой формулировки тезиса, убедительной системы доказательств и умения делать заключительный вывод.
Задачи:
- развитие творческих способностей учеников;
- обучение описанию картины;
- расширение словарного запаса;
- совершенствование грамматического строя речи учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_r-r_dva_pamyatnika_gogolyu.docx | 30.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в 9 классе
на тему: «Подготовка к сочинению-рассуждению «Два памятника Н.В.Гоголю»
Цель урока: закреплять навыки написания сочинения-рассуждения, добиваясь чёткой формулировки тезиса, убедительной системы доказательств и умения делать заключительный вывод.
Задачи:
- развитие творческих способностей учеников;
- обучение описанию картины;
- расширение словарного запаса;
- совершенствование грамматического строя речи учеников.
Оборудование урока: Фотографии памятников Н.В.Гоголю в Москве.
Запись на доске:
1.Тема урока.
2.Сочетания слов скульптор Н.А.Андреев и архитектор Ф.О.Шехтель, скульптор Н.В.Томский и архитектор Л.Г.Голубовский (под этими сочетаниями оставить свободное место для записи ключевых слов).
3.Творческое задание: "Как вы понимаете авторский замысел, воплощённый в каждом памятнике? Какой из памятников вам больше нравится и почему?"
Ход урока
I. 1.Оргмомент. Дидактическая игра «Сядет тот, кто назовёт …»
Сядет тот, кто назовёт произведение Н.В.Гоголя.
2.Вступительное слово учителя о виде и цели работы.
3.Чтение текста (текст на парте перед каждым учеником).
Два памятника Н.В. Гоголю
В Москве есть два памятника великому русскому писателю Н.В. Гоголю. Один - во дворе дома номер 7 по Никитскому бульвару,второй - в начале Гоголевского бульвара на Арбатской площади.
Памятник Н.В.Гоголю во дворе дома по Никитскому бульвару был создан в 1909 году к 100-летию со дня рождения писателя. Его авторы - скульптор Н.А.Андреев и архитектор Ф.О.Шехтель. Вначале этот памятник находился на одном из московских бульваров, впоследствии названном именем Гоголя.
В 1959 году, в связи со 150-летием со дня рождения Гоголя, этот памятник был перенесён и установлен перед домом, где писатель провёл последние годы жизни. Здесь Гоголь готовил к изданию собрание своих сочинений, встречался с писателями, художниками, актёрами. В это время он пережил тяжёлую душевную драму. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь сжёг подготовленный к печати второй том "Мёртвых душ", а спустя 10 дней - скончался.
Памятник изображает Гоголя в последние годы жизни, в период душевного потрясения и надлома. В скорбной задумчивости сидит он на скамье, закутавшись в плащ, сидит, низко опустив голову. Пьедестал памятника из чёрного полированного гранита опоясан со всех сторон бронзовыми барельефами персонажей из произведений Гоголя.
Второй памятник Н.В.Гоголю, который был установлен в 1952 году к 100-летию со дня смерти великого русского писателя на Гоголевском бульваре, создан скульптором Н.В.Томским и архитектором Л.Г. Голубовским. Гоголь изображён во весь рост в крылатке, в левой руке он держит книгу. На постаменте надпись: "Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза. 2 марта 1952 года".
II.Знакомство с творческим заданием (см. запись на доске). Обсуждение авторских замыслов, воплощённых в памятниках.
1.Что поражает вас при сравнении двух работ? (Памятники передают разное душевное состояние писателя; поражает несоответствие дат, к которым приурочено создание памятников, и настроение, которое они создают у зрителя.)
2. Запишем ключевые слова, с помощью которых можно передать замысел скульпторов (используем свободное место на доске).
Памятник Н.В.Гоголю скульптора Н.А.Андреева и архитектора Ф.О.Шехтеля. | Памятник Н.В.Гоголю скульптора Н.В.Томского и архитектора Л.Г.Голубовского. |
Грусть Скорбь Уныние пессимизм | Бодрость Уверенность Торжество жизнелюбие |
- Чем являются слова каждого столбика? (синонимами.)
- Чем являются слова одного столбика по отношению к другому? (антонимами.)
- Что означают слова скорбь, пессимизм? (Работа с толковым словарём: скорбь (высок.) – крайняя печаль, горесть, страдание; пессимизм – мрачное мироощущение, при котором человек не верит в будущее, во всём склонен видеть унылое, плохое.)
-Дополним первый столбик словами печаль, горесть, страдание.
3.Какие же чувства выразили скульпторы в своих работах?
Запись на доске:
Боль утраты официальное уважение
4.Дополните ряды синонимов словами, характеризующими ваше восприятие памятников. Например:
Сострадание жизнерадостный
Душевность жизнелюбивый
Сердечность неунывающий
Чуткость торжествующий
Сочувствие гордость
5. Работа над речевыми конструкциями, помогающими раскрыть замысел скульптора. (Наиболее удачные учитель записывает на доске.)
Памятник показывает… .
Скульптору хотелось (удалось) выразить… .
Автор сумел передать (выразить) душевное состояние писателя (народное отношение к нему)… .
6.Заключительное слово учителя.
В вашем будущем сочинении синонимы и антонимы, записанные на доске, будут ключевыми словами. Они помогут вам отобразить главное, объяснить замысел каждого памятника.
Памятник Н.А.Андреева показывает народное отношение к Н.В.Гоголю: даже через полвека жива боль утраты, скорбь по писателю, ушедшему из жизни при трагических обстоятельствах. Автор создаёт образ страдающего человека, который у зрителя вызывает сочувствие.
Памятник Н.В.Томского – памятник Н.В.Гоголю, заказанный правительством, поэтому он не может выражать уныние или пессимизм. Перед скульптором стояла задача – передать официальное уважение к писателю.
III. Самостоятельная работа учащихся: сочинение-рассуждение с опорой на прочитанный текст.
IV. 1.Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение с опорой на прочитанный текст.
Каждый ученик должен определиться, работа кого скульптора соответствует его представлениям о писателе, и в домашнем сочинении выразить свои мысли.
2. Подведение итога.
3. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная игра - викторина «Живописное слово Гоголя» по произведениям Н.В.Гоголя для учащихся 7-8 классов.
Цель мероприятия: повышение интереса к изучению творчества Н.В.Гоголя; расширение кругозора учащихся; вовлечение их в соответствующую их интересам в творческую среду, развитие общего творческого...
Исследование гидрологического состояния памятника природы города Миасса – речки Куштумги, создание информационно – образовательного сайта, посвященного изучению памятников природы Челябинской области.
На основе анализа теоретических основ и осуществления химического анализа проб воды, показать ее значимость историческую, социальную, экономическую, экологическую, что позволит объективно ...
Памятники Саратова. Памятники культуры. (1 урок)
На уроке обучающиеся знакомятся с местными памятниками истории и культуры, наиболее ценными в художественном отношении объектами каменной архитектуры, деревянного зодчества, монументальной ...
Проект «Памятник «Далекому мужеству верность храня» (реставрация памятника)
В 2015 г. страна праздновала 70-ю годовщину победы в Великой Отечественной войне. Наша школа всегда следит за памятниками, которые находятся на территории нашего поселка. Но, к сожалению, мы не всегда...
методическая разработка урока развития речи в 8 классе"Сочинение-рассуждение с элементами описания памятника( на примере памятника Николаю 1)
Разработка включает в себя подробный ход урока с действиями учителя и обучающихся с учетом требований ФГОС....
Реферат по теме: «Памятники народно-литературного типа литературного языка Киевской Руси (характеристика одного из памятников)»
Реферат по теме: «Памятники народно-литературного типа литературного языка Киевской Руси (характеристика одного из памятников)»...
Методическая разработка занятия по изучению памятников родного края "Паспорт памятника"
Занятие по изучению родного края «Паспорт памятника» может быть реализовано в условиях дополнительного образования и рассчитано на два академических часа. Применение технологии проблемного...