Два памятника Н.В.Гоголю
методическая разработка (9 класс) на тему

Воронина Лариса Сергеевна

Конспект логопедического занятия в 9 классе

на тему: «Подготовка к сочинению-рассуждению «Два памятника Н.В.Гоголю»

 

Цель урока: закреплять навыки написания сочинения-рассуждения, добиваясь чёткой формулировки тезиса, убедительной системы доказательств и умения делать заключительный вывод.

Задачи:

- развитие творческих способностей учеников;

- обучение описанию картины;

- расширение словарного запаса;

- совершенствование грамматического строя речи учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_r-r_dva_pamyatnika_gogolyu.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в 9 классе

на тему: «Подготовка к сочинению-рассуждению «Два памятника Н.В.Гоголю»

Цель урока: закреплять навыки написания сочинения-рассуждения, добиваясь чёткой формулировки тезиса, убедительной системы доказательств и умения делать заключительный вывод.

Задачи:

- развитие творческих способностей учеников;

- обучение описанию картины;

- расширение словарного запаса;

- совершенствование грамматического строя речи учеников.

Оборудование урока: Фотографии памятников Н.В.Гоголю в Москве.

Запись на доске:

1.Тема урока.

2.Сочетания слов скульптор Н.А.Андреев и архитектор Ф.О.Шехтель, скульптор Н.В.Томский и архитектор Л.Г.Голубовский  (под этими сочетаниями оставить свободное место для записи ключевых слов).

3.Творческое задание: "Как вы понимаете авторский замысел, воплощённый в каждом памятнике? Какой из памятников вам больше нравится и почему?"

Ход урока

I. 1.Оргмомент. Дидактическая игра «Сядет тот, кто назовёт …»

Сядет тот, кто назовёт произведение Н.В.Гоголя.

   2.Вступительное слово учителя о виде и цели работы.

   3.Чтение текста (текст на парте перед каждым учеником).

                                          Два памятника Н.В. Гоголю

В Москве есть два памятника великому русскому писателю Н.В. Гоголю. Один - во дворе дома номер 7 по Никитскому бульвару,второй - в начале Гоголевского бульвара на Арбатской площади.

    Памятник Н.В.Гоголю во дворе дома по Никитскому бульвару был создан в 1909 году к 100-летию со дня рождения писателя. Его авторы - скульптор Н.А.Андреев и архитектор Ф.О.Шехтель. Вначале этот памятник находился на одном из московских бульваров, впоследствии названном именем Гоголя.

    В 1959 году, в связи со 150-летием со дня рождения Гоголя, этот памятник был перенесён и установлен перед домом, где писатель провёл последние годы жизни. Здесь Гоголь готовил к изданию собрание своих сочинений, встречался с писателями, художниками, актёрами. В это время он пережил тяжёлую душевную драму. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь сжёг подготовленный к печати второй том "Мёртвых душ", а спустя 10 дней - скончался.

http://onfoot.ru/functions/print_photo.php?id=88&th=1Памятник Гоголю раб. Андреева на Гоголевском бульваре

        

     Памятник изображает Гоголя в последние годы жизни, в период душевного потрясения и надлома. В скорбной задумчивости сидит он на скамье, закутавшись в плащ, сидит, низко опустив голову. Пьедестал памятника из чёрного полированного гранита опоясан со всех сторон бронзовыми барельефами персонажей из произведений Гоголя.

     Второй памятник Н.В.Гоголю, который был установлен в 1952 году к 100-летию со дня смерти великого русского писателя на Гоголевском бульваре, создан скульптором Н.В.Томским и архитектором Л.Г. Голубовским. Гоголь изображён во весь рост в крылатке, в левой руке он держит книгу. На постаменте надпись: "Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза. 2 марта 1952 года".

II.Знакомство с творческим заданием (см. запись на доске). Обсуждение авторских замыслов, воплощённых в памятниках.

1.Что поражает вас при сравнении двух работ? (Памятники передают разное душевное состояние  писателя; поражает несоответствие дат, к которым приурочено создание памятников, и настроение, которое они создают у зрителя.)

2. Запишем ключевые слова, с помощью которых можно передать замысел скульпторов (используем свободное место на доске).

Памятник Н.В.Гоголю скульптора Н.А.Андреева и архитектора Ф.О.Шехтеля.

Памятник Н.В.Гоголю скульптора Н.В.Томского и архитектора Л.Г.Голубовского.

Грусть

Скорбь

Уныние

пессимизм

Бодрость

Уверенность

Торжество

жизнелюбие

- Чем являются слова каждого столбика? (синонимами.)

- Чем являются слова одного столбика по отношению к другому? (антонимами.)

- Что означают слова скорбь, пессимизм? (Работа с толковым словарём: скорбь (высок.) – крайняя печаль, горесть, страдание; пессимизм – мрачное мироощущение, при котором человек не верит в будущее, во всём склонен видеть унылое, плохое.)

-Дополним первый столбик словами печаль, горесть, страдание.

3.Какие же чувства выразили скульпторы в своих работах?

                                  Запись на доске:

Боль утраты                                       официальное уважение

4.Дополните  ряды синонимов словами, характеризующими ваше восприятие памятников. Например:

                   Сострадание                                 жизнерадостный

                    Душевность                                  жизнелюбивый

                    Сердечность                                 неунывающий

                     Чуткость                                      торжествующий

                     Сочувствие                                  гордость

5. Работа над речевыми конструкциями, помогающими раскрыть замысел скульптора. (Наиболее удачные учитель записывает на доске.)

Памятник показывает… .

Скульптору хотелось (удалось) выразить… .

Автор сумел передать (выразить) душевное состояние писателя (народное отношение к нему)… .

6.Заключительное слово учителя.

В вашем будущем сочинении синонимы и антонимы, записанные на доске, будут ключевыми словами. Они помогут вам отобразить главное, объяснить  замысел каждого памятника.

        Памятник Н.А.Андреева показывает народное отношение к  Н.В.Гоголю: даже через полвека жива  боль утраты, скорбь по писателю, ушедшему из жизни при трагических обстоятельствах. Автор создаёт образ страдающего человека, который у зрителя вызывает сочувствие.

        Памятник Н.В.Томского – памятник Н.В.Гоголю, заказанный правительством, поэтому   он не может выражать уныние или пессимизм. Перед скульптором  стояла задача – передать официальное уважение к писателю.

III. Самостоятельная работа учащихся: сочинение-рассуждение с опорой на прочитанный текст.  

IV. 1.Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение с опорой на прочитанный текст.

Каждый ученик должен определиться, работа кого скульптора соответствует его представлениям о писателе, и в домашнем сочинении выразить свои мысли.

 2. Подведение итога.

3. Выставление оценок.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра - викторина «Живописное слово Гоголя» по произведениям Н.В.Гоголя для учащихся 7-8 классов.

Цель мероприятия: повышение интереса к изучению творчества Н.В.Гоголя; расширение кругозора учащихся; вовлечение их в соответствующую их интересам в творческую среду, развитие общего творческого...

Исследование гидрологического состояния памятника природы города Миасса – речки Куштумги, создание информационно – образовательного сайта, посвященного изучению памятников природы Челябинской области.

На основе анализа теоретических основ и осуществления химического анализа  проб воды, показать ее значимость историческую, социальную, экономическую, экологическую, что позволит объективно ...

Памятники Саратова. Памятники культуры. (1 урок)

На уроке обучающиеся знакомятся с  местными памятниками истории и культуры, наиболее ценными в художественном отношении объектами каменной архитектуры, деревянного зодчества, монументальной ...

Проект «Памятник «Далекому мужеству верность храня» (реставрация памятника)

В 2015 г. страна праздновала 70-ю годовщину победы в Великой Отечественной войне. Наша школа всегда следит за памятниками, которые находятся на территории нашего поселка. Но, к сожалению, мы не всегда...

методическая разработка урока развития речи в 8 классе"Сочинение-рассуждение с элементами описания памятника( на примере памятника Николаю 1)

Разработка включает в себя подробный ход урока с действиями учителя и обучающихся с учетом требований ФГОС....

Реферат по теме: «Памятники народно-литературного типа литературного языка Киевской Руси (характеристика одного из памятников)»

Реферат  по теме:  «Памятники народно-литературного типа литературного языка Киевской Руси (характеристика одного из памятников)»...

Методическая разработка занятия по изучению памятников родного края "Паспорт памятника"

Занятие по изучению родного края «Паспорт памятника» может быть реализовано в условиях дополнительного образования и рассчитано на два академических часа. Применение технологии проблемного...