Комплекс организационно-педагогических условий при составлении программы дополнительного образования
статья

Шкроб Светлана Николаевна

В данной статье подробно раскрываются составляющие элементы программы. Календано-учебный график, условия реализации программы, материально-техническое обеспечение, информационное обеспечение. В конце статьи даются виды оценочных материалов, которые применяются педагогом при отслеживании усвоения программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_organizatsionno-pedagogicheskih_usloviy.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс организационно-педагогических условий при составлении программы дополнительного образования

Шкроб С.Н.

методист

МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»

 

    Календарный учебный график Календарный учебный график определяет количество учебных недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов; определяет даты проведения занятия и т.д. Календарный учебный график является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной программе и составляется для каждой группы. Календарный учебный график рекомендуется размещать в Приложении: № п/п, Месяц, Число, Время проведения занятия, Форма занятия, Количество часов, Тема занятия, Место проведения, Форма контроля

   Условия реализации программы Учебное помещение должно соответствовать требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41.

Материально-техническое обеспечение Для реализации программы помещение должно соответствовать следующим характеристикам, далее вы размещаете  сведения о помещении, в котором проводятся занятия (учебном кабинете, компьютерном классе, мастерской, лаборатории, хореографическом классе, спортивном или актовом зале и т.д.); сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных, раздевалок и т.п.); перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.); перечень оборудования, необходимого для проведения занятий, (станков, спортивных снарядов, швейных машинок, специальных приспособлений, микрофонов и т.п.); перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, графо-, мультимедиа-проекторы, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель и т.п.); перечень технических, графических, чертѐжных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.; перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски, заготовки из дерева, металла и других материалов и т.п.; учебный комплект на каждого обучающегося (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.); требования к специальной одежде обучающихся (спортивная форма, одежда для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.). Полный список оснащения и оборудования, чтобы не перегружать основной текст программы, можно перенести в Приложение к ней.

     Информационное обеспечение Электронные образовательные ресурсы (аудио, видео), специальные компьютерные программы, информационные технологии. Кадровое обеспечение Целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации программы, кратко охарактеризовать их профессионализм, квалификацию. Если для реализации дополнительной общеразвивающей программы необходимы педагоги дополнительного образования разных направлений или иные специалисты (концертмейстер, художник-оформитель, аранжировщик, лаборант, электронщик, системный администратор, тьютор и т.п.), то тогда следует указать направления работы педагогов дополнительного образования, должности и обязанности других специалистов, а также требования к их образованию и квалификации. 2.3.Формы аттестации Аттестация позволяет определить, достигнуты ли обучающимися планируемые результаты, освоена ли ими программа. Формы аттестации индивидуальны для каждой программы, соответствуют локальному акту УДО и учебному плану программы. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.75) и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» проведение итоговой аттестации по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам не предусмотрено. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, определяют формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация может проводиться как завершающая какой-то этап реализации программы, так и по завершению программы в целом. Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе должна носить вариативный характер. Инструменты оценки достижений детей и подростков должны способствовать росту их самооценки и познавательных интересов, а также диагностировать мотивацию достижений личности (Концепция, гл. III). Формы аттестации: зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестивали, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и другие. Текущий контроль включает следующие формы: творческие работы, самостоятельные работы, выставки, тестирование, конкурс, защита творческих работ, проектов, конференция, фестиваль, соревнование, турнир, зачетные занятия. Входная диагностика позволяет определить уровень знаний, умений и навыков, компетенций у обучающегося, чтобы выяснить, насколько ребенок готов к освоению данной программы. Входная диагностика проводится в случае, если это предусмотрено условиями набора обучающихся.

      Оценочные материалы Диагностические процедуры обязательно должны иметь непосредственную связь с содержательно-тематическим направлением программы. При проектировании программы, в т.ч. разноуровневой, важно провести тщательную методическую работу по созданию оценочных материалов и описанию квалификационных процедур, которые будут использоваться в рамках программы. При разработке заданий, используемых в оценочных материалах, необходимо опираться на соответствие уровня сложности заданий уровню программы, осваиваемому участником (принцип соответствия). Оценочные задания необходимо проектировать таким образом, чтобы результат их выполнения, сложившийся наличный уровень развития и образования участника сравнивался с его же предшествующим уровнем. Сравнения с результатами решений других участников программы, работающих на иных уровнях сложности, как правило, следует избегать. В этом смысле, различные оценочные процедуры, которые позволяют определить либо динамику соревнующихся групп, либо выполнить конкурсную оценку достижений участников на основании индивидуального зачѐта проводятся отдельно. В ходе конкурсных и соревновательных процедур рекомендуется проводить публичную оценку тех или иных достижений, уровней развитости ребёнка лишь в рамках заданных номинаций, границы которых укладываются в зону ближайшего развития участника. Для каждой программы разрабатываются свои, характерные для нее, параметры, критерии, оценочные материалы и диагностики. Обязательно указываются авторы используемых методик, даются ссылки на источники информации. Сами диагностические материалы, бланки опросников, тексты тесты, нормативы выполнения помещаются в приложении в конце программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программно-методический комплекс образовательной программы дополнительного образования детей "Путь к успеху" занятия 1-5

Занятие «Мой успех»Методическая разработка занятий:Занятие 1. «Будем знакомы!»Занятие 2. «Я и МЫ»Занятие 3. «Мы вместе».Занятие 4. Диагностический блок. Шкала ситуативной и личностной тревожност...

Программно-методический комплекс образовательной программы дополнительного образования детей Путь к успеху занятия 6-11

Занятие «Стресс и саморегуляция. Снятие нервно-психического напряжения»Телесно ориентированное упражнение «Погода»Дыхательные упражненияРаздаточный материал «Алгоритм выполнения релаксационных упражне...

Методические рекомендации по составлению рабочей программы дополнительного образования

Рекомендации педагогам дошкольных отделений  по составлению рабочей программы дополнительного образования...

Методические рекомендации по составлению программ дополнительного образования

Данные рекомендации помогут преподавателям составить прогораммы дополнительного образования, оприраясь на современные подходы и требования ФГОС....

Материалы вебинара "Организационно- педагогические условия интеграции общего и дополнительного образования при реализации образовательных программ с использованием робототехники»

Материалы вебинара "Организационно- педагогические условия интеграции общего и дополнительного образования при реализации образовательных программ с использованием робототехники» Всутпление...