«Организационно- педагогические условия создания системы менеджмента качества образования в Шимбиликской школе».
методическая разработка на тему
Выбор темы данной статьи определен актуальной проблемой, связанной с необходимостью разработки и внедрения системы менеджмента качества образования в каждой школе. Проблема качества образования выступает на первый план, от образовательного учреждения требуется создание системы менеджмента качества (СМК), позволяющей эффективно управлять процессом реализации новых подходов в образовании. Как спроектировать и внедрить систему менеджмента качества образования на основе международных стандартов качества? Этот вопрос волнует руководство всех школ.В этой связи становятся актуальными вопросы: Как разработать СМК ОУ, учтя при этом специфику школы? Как создать нормативно-правовую базу СМК ОУ? Как разработать проекты систематизирующие работу по реализации и внедрении СМК в ОУ? Как создать методическое обеспечение реализации принципов СМК в ОУ? Какие инновационные стратегии развития ОУ выбрать и др. Я думаю, опыт работы нашей школы поможет администрации некоторых школ в создании системы работы по построению СМК в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsionno-pedagogicheskie.docx | 41.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организационно- педагогические условия создания системы менеджмента качества образования в Шимбиликской школе».
Выбор темы данной статьи определен актуальной проблемой, связанной с необходимостью разработки и внедрения системы менеджмента качества образования в каждой школе. Проблема качества образования выступает на первый план, от образовательного учреждения требуется создание системы менеджмента качества (СМК), позволяющей эффективно управлять процессом реализации новых подходов в образовании. Как спроектировать и внедрить систему менеджмента качества образования на основе международных стандартов качества? Этот вопрос волнует руководство всех школ.В этой связи становятся актуальными вопросы: Как разработать СМК ОУ, учтя при этом специфику школы? Как создать нормативно-правовую базу СМК ОУ? Как разработать проекты систематизирующие работу по реализации и внедрении СМК в ОУ? Как создать методическое обеспечение реализации принципов СМК в ОУ? Какие инновационные стратегии развития ОУ выбрать и др. Я думаю, опыт работы нашей школы поможет администрации некоторых школ в создании системы работы по построению СМК в школе.
Тема моей работы: «Организационно- педагогические условия создания системы менеджмента качества образования в Шимбиликской школе».
Считаю, что важнейшей составной частью системы управления образовательного учреждения является система менеджмента качества, которая:
-преследует цели, установленные образовательным учреждением с точки зрения качества предоставляемых услуг;
-обеспечивает способность нашего образовательного учреждения предоставлять услуги, соблюдая требования потребителей, других заинтересованных сторон, собственные требования образовательного учреждения, а также государственные и другие обязательные требования;
-нацеливает образовательное учреждение на непрерывное улучшение, давая тем самым уверенность, что соблюдение требований при выполнении работ будет обеспечено и в будущем.
В целях повышения качества предоставляемых образовательных услуг и улучшения действующей системы управления качеством образования школа была включена в перечень образовательных учреждений по внедрению и реализации системы менеджмента качества.
Наиболее актуальной проблемой в области образования в современных условиях является повышение его качества. Учитывая современные тенденции развития школьного образования, руководство школы принимает решение о разработке и внедрении системы менеджмента качества. В качестве модели СМК была выбрана модель Всеобщего управления качеством, закрепленная в международных стандартах качества серии ИСО 9000 или адаптированных национальных стандартах ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2001) и базирующаяся на принципах, соблюдение которых является наиболее важным в успешном построении СМК.
Формирование СМК в образовательных учреждениях на основе различных моделей являлось новым направлением в работе, поэтому необходимо было провести обучение руководства в области качества, а также тех сотрудников, которых планируется задействовать в процессе разработки элементов и документации системы менеджмента качества. Поэтому группа учителей: администрация, руководители школьных методобъединений прошла обучении на теоретическом семинаре под руководством В.А.Сарапулова в с.Красный Чикой.
И с 2006года начала складываться система работы по созданию СМК в школе и в целом, по повышению качества образования:
- создан совет по качеству и разработано Положение;
- назначен менеджер по качеству (заместитель директора по УВР);
- приказом по школе создана рабочая группа по составлению программы управления качеством образования;
- организована работа семинара на базе школы специалистами ЗабКИПКРО;
- вводится рейтинговая система оценки деятельности педагогов;
- школа – муниципальная площадка по внедрению стандартов нового поколения;
- переход на новую систему оплаты труда (приняты Положение об оплате труда и Положение о стимулирующих выплатах);
- создание Захаровского образовательного округа, в который входит наша школа;
- проект реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- профессиональная переподготовка «Менеджмент в образовании» (5 педагогов);
- аккредитация школы;
- школьные конкурсы: «Лучшее портфолио учителя», «Лучшее портфолио класса», «Лучший кабинет»;
- участие в муниципальных конкурсах «Внутришкольные системы качества образования».
В основу разработки концептуальных основ управления качеством образования в МОУ Шимбиликской СОШ, определения стратегии, целей, политики в области обеспечения качества подготовки выпускников заложены следующие основные принципы:
-ориентация на потребителя, лидерство руководства, вовлечение сотрудников, доступность информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей, открытость, прозрачность, гласность процедур оценки качества образования, принцип охвата оценкой качества всех сфер деятельности, сочетание внешних и внутренних оценок качества образования, принятие решений, основанных на фактах и данных, взаимовыгодные отношения с партнерами.
Основываясь на данных принципах, руководствуемся основополагающими государственными документами в области образования.
Разработаны следующие документы по качеству подготовки выпускников:
- Программа развития школы «Индивидуализация образования в личностном саморазвитии сельского школьника»;
- Программа управления качеством образования;
- Регистр качества (приказ № 45 от 19.01.2009г);
- Положение о мониторинге (приказ № 45 от 19.01.2009г);
В школе создан совет по качеству, центр мониторинга и разработаны положения. Администрация школы повышает управленческую компетентность через постоянно действующий семинар - практикум в ОУ (руководитель Сарапулов В.А, кандидат пед. наук), курсы повышения квалификации, проблемные и спецкурсы в ЗабКИПКРО, профессиональную переподготовку «Менеджмент в образовании».
Повышается эффективность руководства системой обеспечения качества подготовки выпускников через анализ работы школы за учебный год, организацию системы ВШК.
Ключевым инструментом управления качеством является Программа развития школы «Индивидуализация образования в личностном саморазвитии сельского школьника». Разработана программа творческой группой под руководством заместителя директора по УВР и прошла защиту как дипломная работа в ЗАБГГПУ.
Моя система повышения квалификации по вопросам управления качеством образования показана в таблице:
2007 | 2009 | 2012 | 2013 | 2014 | |
Семинар «Управление качеством образования» | + | ||||
Профильная переподготовка | + | ||||
«Менеджмент в образовании» | + | ||||
Организация и проведение семинаров по качеству на базе ОУ(Сарапулов В.А.) | + | + | + | ||
Участие в муниципальных конкурсах «ВСОКО» | + | + | + | + | + |
Участие в краевом конкурсе «ВСОКО» | + | ||||
Работа на краевом семинаре по подготовке к конкурсу «ВСОКО» | + |
Введение новых стандартов, в которых заложена новая парадигма образования, существенно влияет на повышение качества образования. В 2009 году школа вступила в эксперимент по введению ФГОС второго поколения в начальной школе, в 2014году в основной школе (5,6 класс). Мне, как ответственному за введение стандартов, предстояло выполнить большую работу: собрана вся необходимая нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность по апробации условий внедрения ФГОС. Разработан пакет локальных нормативных документов, распределены функциональные обязанности между членами администрации школы и педагогами, участвующими в эксперименте. Составлена образовательная программа начальной школы, основной школы, скорректирован учебный образовательный план для 1-4, 5,6 классов, разработаны должностные инструкции заместителя директора школы и учителей, работающих в данных классах.
Таким образом, в решении всех вопросов, связанных с качеством подготовки учащихся участвуют руководители всех уровней управления. Миссия, стратегия и политика школы в области обеспечения качества доводятся до сведения всех сотрудников ОУ, его партнеров и всех заинтересованных сторон.
Работают профессиональные объединения учителей: временные творческие группы, годичные команды. Для улучшения качества подготовки выпускников в школе проводятся:
- методические недели с уроками-приглашениями и открытыми заседаниями методических объединений,
- в рамках внутришкольного контроля - срезы знаний учащихся по отдельным темам, предметам; итогам полугодия, года. Результаты анализируются на заседаниях школьных методических объединений и Совещаниях при директоре и завуче;
- зачетные сессии в 9-11 классах, а по окончании учебного года в 5-8, 10 классах организована промежуточная аттестация;
- руководителям методических объединений и проблемных групп делегирована часть функций по осуществлению внутришкольного контроля (тематический контроль), разработка методических сборников и рекомендаций по проблемам преподавания и подготовки выпускников. В конце учебного года каждый руководитель школьного методического объединения сдаёт заместителю директора по УВР подробный качественный анализ по направлению «Система работы по повышению качества обученности» с обозначенными результатами за истекший учебный год, проблемами и перспективному планированию работы на новый учебный год;
- координирующим центром внутришкольной системы управления качеством образования с 2008 года является совет по качеству;
- администрация школы совместно со школьным библиотекарем ведет контроль наличия учебно-методических комплектов, методической литературы по предметам у учителей, пополнению методической копилки школы методическими сборниками и материалами учителей школы.
В течение учебного года советом по качеству, методическим советом отслеживаются все направления работы, а учитель по итогам учебного года готовит самоанализ деятельности.
МОУ Шимбиликскаяская СОШ работает в условиях прозрачности, открытости. Ежегодно школа представляет публичный доклад директора школы, который позволяет на основании системы индикаторов и объективных показателей, анализа, сравнительных характеристик системно предоставлять социуму, всем участникам образовательного процесса, учредителю, деловому сообществу информацию о своей деятельности.
Администрация школы ежегодно проводит:
- анкетирование родителей, социальных структур, расположенных на территории с/п «Шимбиликское», учебных заведений с. Красный Чикой, г. Чита на предмет востребованности и качества подготовки выпускника школы;
- анализ рынка труда Забайкальского края;
- изучение посредством Интернета – сайтов учебных заведений возможностей выпускника школы при поступлении в высшие и средне-специальные учебные заведения Забайкальского края, Сибирского федерального округа.
Все полученные данные заносятся в образовательную карту области с указанием учебных заведений, банк данных о востребованных профессиях и рабочих местах местного сообщества, района и края.
Администрация ОУ использует различные формы поощрения, выступает инициатором своевременного и соответствующего признания деятельности отдельных учителей. Педагоги имеют следующие награды:
- Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации - 2;
- «Заслуженный учитель Российской Федерации» - 1;
- «Почетный работник общего образования» - 3;
- «Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации» - 9;
- «Заслуженный работник Читинской области» - 1;
- Грамота Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края – 7;
- Грант Главы муниципального района «Красночикойский район» в номинации «Лучший педагог дошкольного образования » - 1.
Стимулирующие доплаты к заработной плате имеют педагогические работники, которые связаны с управлением качества образования – руководитель Центра мониторинга, руководители МО, педагоги, руководители ВТГ, ГК.
Процесс социализации направлен на становление личности, обретения человеком своего места в жизни, пути его социального и профессионального самоопределения. Это является одним из приоритетных направлений Шимбиликской СОШ, поэтому постоянно идет отслеживание продолжения образования выпускниками школы, изучается динамика поступлений в ВУЗы, ССУЗы. Школа отслеживает успешность обучения выпускников в учебных заведениях, ведется переписка. Через связь между образовательным учреждением и обучаемыми осуществляется сбор информации и комплектование банка данных «Высшие и средние специальные заведения». В библиотеке имеются буклеты, газеты, журналы, фотографии, отражающие условия поступления, обучения, проживания студентов.
После окончания обучения выпускники продолжают поддерживать связь со школой через сайт в Интернете, через сайт «одноклассники», в школе ведется отслеживание сфер деятельности выпускников, ведётся почетная книга «Наши выпускники».
Одним из главных показателей системы работы с выпускниками является то, что 60% работников школы являются ее выпускниками, двое из них имеют звание «Лучший учитель России».
Для оценки участия родителей в жизни школы классными руководителями ведутся «Карты оценки деятельности родителей по участию в образовательном процессе школы». Отслеживается посещаемость родительских собраний, обмен опытом, индивидуальные посещения школы, участие в мероприятиях класса, школы. Постоянно идёт отслеживание достижений школ района, региона, РФ. Информацию ОУ получает на совещаниях разных уровней, Интернет-сайтах. При этом идёт знакомство с лучшими достижениями других ОУ, с новыми подходами в области обеспечения качества, технологиями обучения и управления. Все новинки анализируются и применяются при планировании.
Стратегия, цели и политика в области обеспечения качества подготовки выпускников определены в программе развития школы: «Индивидуализация образования в личностном саморазвитии сельского школьника», ООПНОО, ООПООО, Программе ОЭР «Реализация ИУП для повышения качества профильного обучения в режиме агрошколы», Программе: «Управление качеством образования», в комплексном плане мероприятий по реализации основных направлений НОИ «Наша новая школа».
На основе данных программ, анализа работы за прошлый учебный год, планов методических объединений, методического совета, планов заместителей директора разрабатываются план работы школы на учебный год. Для планирования деятельности по отношению к внутренним показателям деятельности сотрудников и подразделений школы регулярно проводится анкетирование всех участников образовательного процесса по вопросам оценки качества образования в ОУ. Руководство МОУ Шимбиликская СОШ согласовывает проекты целей с руководителями процессов и подразделений. При планировании и организации образовательного процесса в школе проводится анализ педагогической, социологической, психологической и другой информации. Для осуществления информационно-аналитического обеспечения создан центр мониторинга, основными задачами которого являются сбор, накопление, создание банка данных.
Перечень, периодичность и краткая характеристика используемых в ОУ
методов, технологий и процедур оценки качества образования ,в которых непосредственно участвую:
Самообследование по качеству образования | Реализуется каждым структурным подразделение по итогам учебного года |
Внутренний аудит | Состояние преподавания предметов федерального компонента БУП – 1 раз в год (в соответствии с ВШК) Состояние преподавания предметов вариативной части учебного плана (элективных курсов, предметов) – 1 раз в год Состояние преподавания предметов в рамках инновационной деятельности – 1 раз в год Состояние ведения школьной документации – 1 раз в четверть Состояние подготовки к ЕГЭ, ГИА- в течение года |
Экспертиза проектов, программ, инноваций | Методсовет: программы ОЭР, программы , элективных курсов- в начале учебного года ШМО: рабочие программы предметов Федерального компонента БУП- в начале учебного года |
Педагогический консилиум | В 4, 5, 9 классах в соответствии с Положением о ПМПК – 1 раза в год |
Сравнительные исследования | В рамках ВШК. мониторинг обученности по предметам БУП |
Оценочно-измерительные средства, применяемые при проведении мониторинга: диагностические контрольные работы, внутришкольные диагностические работы по определению уровня готовности к ЕГЭ и ГИА, диагностические работы комитета образования, ФЦТ. Применяются: средства психодиагностики - тестовые методики по изучению личностных и интеллектуальных особенностей, уровень сформированности компонентов УД; социологические методы - анкетирование, социологический опрос родителей в начале учебного года для составления социального паспорта, во
время психолого-педагогического сопровождения, социальные опросы в рамках проведения профилактической работы; предметные тесты - в рамках мониторинговых исследований уровня общей и качественной обученности; статистические методы контроля качества - в рамках подготовки статотчетности на начало и конец учебного года, внутришкольные статотчеты.
Планирование является важной функцией управления. Планы служат основным средством управления:
а) деятельностью педагогического и ученического коллективов;
б) деятельностью всех объектов школы;
в) обеспечением условий для достижений, запланированных результатов.
Годовой план образовательного учреждения рассматривается как управленческое решение, все положения которого связаны между собой, по содержанию соответствуют целям и задачам развития, деятельности всего школьного коллектива или отдельных его групп на данный учебный год.
Для включения каждого педагога в процесс планирования проводится анкетирование по окончании года по схеме:
вижу проблему (какую?), предлагаю решение (какое?), могу решить сам (что и как?), прошу помощи (чьей, в чем?).
После обработки составляется список доминирующих проблем, а деятельность школы по их решению включается в план работы на следующий год.
Ежегодно перед началом нового учебного года в школе проводится педагогический совет, где администрация дает оценку деятельности коллектива за прошедший учебный год и ставит задачи на предстоящий период. На основе выявленных проблем, «западающих» вопросов составляется план внутришкольного контроля на год, составляется график административных контрольных работ.
С целью установления исходного уровня и непрерывного совершенствования СМК в течение учебного года проводится анализ промежуточных результатов, 1 раз в четверть рассматриваются результаты обученности по предметам и по классам. Отдельно рассматриваются итоги участия в олимпиадах и конкурсах, результаты медицинского осмотра. На основании полученных данных планируются корректирующие мероприятия,
вносятся изменения в план ВШК, принимаются решения о поощрении.
На всех уровнях организации образовательного процесса (от педагога до руководителя, от методического объединения до педсовета) проходит изучение теоретических и практических основ качества современного образования, работа по организации образовательного процесса, по повышению качества образования. Проблемные группы выявляют методические пробелы в деятельности учителей, организуют обсуждение, теоретическую и практическую помощь. Творческая группа учителей внедряет инновации, временные инициативные группы заняты решением какого-то конкретного вопроса (подготовка к педсовету, анализ работы подразделений в каком-то направлении и т.д.).
Эффективность школьного планирования определяется:
- по охвату направлений деятельности;
- по охвату всех участников образовательного процесса в планировании и участии;
- по направленности всех мероприятий на решение основных задач развития образовательного учреждения, повышения качества подготовки выпускников.
В качестве примера приведём работу ОУ по введению НОС. Введение новых стандартов, в которых заложена новая парадигма образования, существенно влияет на повышение качества образования. В 2009 году школа вступила в эксперимент по введению ФГОС второго поколения в начальной школе, в 2014году в основной школе (5,6 класс). Мне, как ответственному за введение стандартов, предстояло выполнить большую работу: собрана вся необходимая нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность по апробации условий внедрения ФГОС. Разработан пакет локальных нормативных документов, распределены функциональные обязанности между членами администрации школы и педагогами, участвующими в эксперименте. Составлена образовательная программа начальной школы, основной школы, скорректирован учебный образовательный план для 1-4, 5,6 классов, разработаны должностные инструкции заместителя директора школы и учителей, работающих в данных классах.
Алгоритм введения ФГОС в школе:
- получение первичной информации коллективом на выездном семинаре преподавателей ЗабКИПКРО;
- теоретический семинар «На пути к новым образовательным стандартам»;
- проблемный семинар в г.Чита ЗабКИПКРО заместителя директора по УВР;
- проектировочный семинар «Освоение и апробация новых стандартов».
Проведён глубокий анализ условий школы, выявлены сильные и слабые стороны, разработана нормативно - правовая база, составлены планы по введению ФГОС в начальной школе, разработаны проекты по введению НОС в основной школе. В настоящее время реализуются ООПНОО, ООПООО, разработанные творческой группой и комплексный проект «Введение ФГОС». Все учителя начальных классов и большая часть основной школы прошли курсовую подготовку. В 2012-2013 учебном году составлена дорожная карта по введению ФГОС в основной школе. На базе школы проведён окружной семинар учителей начальной школы. Своим опытом по внедрению ФГОС педагоги делятся с коллегами на районных и окружных семинарах, постоянно повышают квалификацию. Проведены педсоветы «Проблемы преемственности в обучении по ФГОС начальной и основной школы», «Проектирование урока на основе системно – деятельностного подхода ОП». Прошло несколько занятий теоретического семинара «Пути реализации системно - деятельностного подхода в учебном процессе» под руководством научного руководителя Сарапулова В.А, совещание при директоре «Обобщение опыта работы учителей начальной школы. Проблемы и перспективы». Проведён анализ условий: кадровых, материально- технических при переходе на ФГОС ООО. Приняли участие в работе межшкольной научно - практической конференции: «Проектно-исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития современной школы».
На заседаниях МО педагоги получили задание разработать подходы по формированию УУД в рамках учебных предметов.
ОУ решает задачи по развитию МТБ, оснащённости кабинетов, предметно – развивающей среды. Созданы зоны: зона отдыха, творческая мастерская, зона по окружающему миру, зона спорта и здоровья. Экспериментальная работа по освоению ФГОС позволила научно обосновать управление качеством в школе, определить стратегию, цели, политику в области обеспечения качества подготовки выпускников.
Приемы и формы работы с учителями, сотрудниками, обучающимися: индивидуальные (руководители МО участвуют в проведении ВШК, методической работе, диагностике), парные (наставничество, взаимоконтроль, взаимопосещение уроков), групповые (работа ВТГ, ПГ,ШМО).Формы работы: педагогический совет школы, малые педагогические советы, Совет по качеству, семинары-практикумы, административный совет, заседания проблемных, творческих групп, заседания ШМО.
Сложившуюся практику работы по реализации стратегии, целей и текущего планирования можно проследить на следующем примере. Проведение педсовета: «Формирование мотивации к учению у школьников».
Ход работы:
Проинформировали педагогический коллектив о проведении педагогического совета по данной теме, организовали три ВТГ, которые рассматривали вопросы:
- первая (классные руководители и психолог) – анкетирование по теме «Мотивация учащихся к учению»;
- вторая (отв. по НМР и руководители МО) – работа над методами и приемами повышения мотивации школьников к учению;
- третья (опытные учителя) – разработка методических рекомендаций, памяток по формированию мотивации на основе организации совместной деятельности ученика, родителя и учителя.
Таким образом, при развертывании стратегии образовательной политики по уровням управления, достигается единство и взаимодействие всех структурных подразделений.
С педагогами школы проводится методическая работа по вопросам управления качеством образования: совещания «Система мониторинговых исследований образовательного процесса как основа принятия управленческих решений», «Новые подходы к контрольно-оценочной деятельности», «Диагностика профессиональной подготовки учителя».
На педсоветах, проводимых в форме проектировочных семинаров, учителя развивают умения работать в группах, учатся педагогическим новациям, методам проектирования, распределения ответственности, принятию управленческих решений.
В школе созданы условия для развития способности учителей и сотрудников, для содействия росту карьеры работников. Большое внимание уделяется работе с молодыми специалистами. В течение года наставники проводят для молодых специалистов консультации, мастер-классы, учат работе с документацией, оказывают методическую помощь в целях совершенствования педагогического мастерства. Организовано обучение всего педагогического коллектива по вопросам использования современных технологий, проектированию индивидуальных образовательных программ, использование ИКТ в образовательном процессе. В школе работает 19 педагогов. Ежегодно проводится анкетирование на выявление степени удовлетворенности работой. По результатам опросов готовится отчет, корректируется план. На семинарских занятиях, заседаниях методического совета, заседаниях методических объединений в соответствии с миссией, целями школы, планом работы комитета образования и планом ЗАБКИПКРО составляется план подготовки и переподготовки педагогов.
Уровень квалификации учителей:
2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 | |
2 кв.кат. | 13 | 10 | 7 | 6 |
1кв.кат. | 8 | 10 | 11 | 11 |
Высш.кв.кат. | 2 | 2 | 2 | 2 |
Данные показывают стремление педагогического коллектива постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.
Мониторинг уровня образования педагогов показывает стабильное количество педагогов с высшим педагогическим образованием.
Год | 2012 | 2013 | 2014 | |||
Число работающих учителей | 23 | % | 22 | % | 19 | % |
Имеют образование: -высшее педагогическое | 22 | 95,7 | 21 | 95,5 | 18 | 94,7 |
Курсовая подготовка педагогов постоянно отслеживается, ведётся мониторинг, своевременно заявка направляется в ЗАБКИПКРО.
С введением новых образовательных стандартов педагоги школы активно проходят КПК по теме: «Профессиональная деятельность учителя в условиях перехода на ФГОС».
год | 2011 | 2012 | 2013 |
количество | 3 | 5 | 10 |
Поощрение, признание инициативы за участие персонала и обучаемых в деятельности по обеспечению качества подготовки выпускников:
№ | Критерии оценки эффективности | Формы участия педагогов |
1 | Результаты учебной деятельности: -качество обученности; - итоговая аттестация выпускников | Динамика учебных достижений ЕГЭ,ГИА. |
2 | Наличие авторской программы | Участие в конкурсах |
3 | Эффективность учебного процесса: -использование современных технологий; -исследовательская деятельность; -инновационная деятельность. | Методические недели, апробация новых учебников, разработка методических рекомендаций |
4 | Эффективность воспитательного процесса | Проведение предметных недель, вечеров, акций. |
5 | Научно - методическая работа: -участие в работе семинаров разного уровня; - проведение открытых уроков на разных уровнях; -обобщение и распространение передового педагогического опыта | Участие в конкурсах, мастер- классы, публикации. |
6 | Личностные достижения педагога | Участие в профессиональных конкурсах |
7 | Участие педагога в общественной жизни | Подготовка кабинета к новому учебному году |
За последние три года учителя школы были награждены:
-грамотами Комитета образования- 10
-грамотами Главы района- 6
- грамотами школы- 15
-грамотой Министерства образования науки и молодёжной политики Забайкальского края- 1
- грамотой Губернатора Читинской области-1
-присвоено звание «Почётный работник общего образовании-4.
Среди основных целей и задач, поставленных Программой развития школы, на первом месте достижение более высокого качества образования. В связи с переходом на ФГОС в школе применяются новые образовательные и педагогические технологии, которые позволяют отойти от стереотипов обучения, предполагают более разнообразные виды деятельности учащихся, имеют ярко выраженную направленность на индивидуализацию обучения.
Образовательные технологии обучения, воспитания, развития и социализации личности учащегося, используемые в школе:
I – II ступень обучения – (обучение начинается с 3-летнего возраста) - Технология личностно-ориентированного обучения. Программа «Школа 2100…»
III - IV ступень обучения (используют 80% учителей): технология концентрированного обучения, модульная технология, технология диалоговой взаимопомощи, информационные и компьютерные технологии, ТОГИС – технология образования глобального информационного сообщества, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), технология предупреждения и ликвидации пробелов в знаниях школьников, ТРКМ – технология развития критического мышления, технологии учебной игры, исследовательские методы обучения, проектная деятельность, коллективный способ обучения, здоровьесберегающие технологии.
Специалистами ЗабКИПКРО проведены обучающие семинары:
- «Формирование и развитие ИКТ - компетентностей как основы современного образования педагога» (ноябрь 2008г);
- «Современные образовательные технологии в условиях модернизации образования» с проведением мастер- классов по теме «Индивидуальные образовательные программы учащихся» (февраль 2009г).
Преимущественное значение в обучении имеет использование информационных технологий. Возникла необходимость повышения информационной культуры педагогов.
Победа в ПНПО «Образование» позволила улучшить оснащение школы и приобрести дополнительное количество компьютеров, создать автоматизированные рабочие места для каждого учителя. 100% учителей прошли обучение на выездном семинаре.
Описание опыта учителей вошли в сборники статей ЗабКИПКРО. Участие учителей в районных ПДС, конкурсах «Учитель года», Сократовских чтениях, открытые уроки, «Ярмарки идей» позволяют отследить успешность владения современными технологиями.
Эффективное использование технологий обучения определяется через результаты обученности, творчество детей, удовлетворенность участников образовательного процесса, посещение и анализ уроков, мероприятий. Учитывая, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса, педагоги школы используют системно-деятельностный подход, который позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
МОУ Шимбиликская СОШ подошла к разработке системы качества через реализацию модели СМК, основанной на процессном подходе. («Система менеджмента качества образования в образовательной организации» Н.Ф.Рюхова,Л.А.Скиданова,А.А.Судакова), что предполагает использование процессного подхода в деятельности, показывает основные процессы, связи между ними .
Система процессов в школе представлена следующим образом:
Процесс | Документирование | Показатели результативности |
Учебный процесс | ФГОС, Образовательные программы, Учебный план, рабочие программы по предметам | Соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям ГОС |
Воспитательный процесс | Концепция воспитания, программа духовно-нравственного воспитания, программы дополнительного образования, воспитательные планы классов | Уровень воспитанности ,удовлетворённость ,положительная динамика здоровья |
Вспомогательные процессы: финансовое обеспечение, кадровое, материально-техническое, информационное, социально-педагогическое сопровождение, методическая работа | Бюджет ОУ по основным направлениям деятельности, квалификация пед.работников, положения, локальные акты | Оценка результатов экономической и финансовой деятельности, уровень материально-технического обеспечения, методической работы, показатель потенциала ОУ |
Процесс управления | Программа по управлению качеством образования | Эффективное управление качеством образования |
В работе руководствуемся «Законом об образовании», Концепцией модернизации Российского образования, Концепцией профильного обучения, Программой развития школы, приказами КОПОН и МП Забайкальского края, Уставом школы, методическими письмами и рекомендациями Комитета образования, а также внутришкольными локальными актами и приказами. Я считаю,что важным фактором функционирования управленческой системы является осуществление обратной связи. Организация внутришкольного контроля в ОУ осуществляется согласно циклограмме и плану ВШК на четверть.
Оценка деятельности производится 2 раза в год (по окончании каждого учебного полугодия) и находится под личным контролем директора, по результатам которой осуществляется материальное стимулирование руководителей подразделений.
Обратная связь с учителями, сотрудниками, обучаемыми для инициирования их творческой активности: накопительные баллы в стимулирующей части, выдвижение на руководителя методического объединения, представление на аттестацию, рекомендации на конкурсы образовательных инициатив, «Учитель года», представление на грант, грамоты, премии. Эффективность основных и дополнительных процессов определяется по следующим критериям, используя анкету «Оценка качества» и «Оценочные листы» (Панасюк В.П).
Критерии | Показатели |
Соответствие предметных образовательных программ, составленных на основе государственных стандартов, требованиям, определенным Положением | стабильность и рост результатов обученности и качества знаний, участие в олимпиадах, конкурсах, НПК; сохранение контингента учащихся; уровень адаптации детей; результаты ЕГЭ. |
Уровень роста научно-методического обеспечения | повышение квалификации педагогов; научно-методические разработки и публикации; поощрения и награды; результативность участия в инновациях; |
Удовлетворенность всех субъектов ОП | приоритетность личностных и профессионально значимых мотивов деятельности; положительная динамика удовлетворенности. |
Критерий роста достижений | положительная динамика достижений по всем направлениям |
Критерий экономического и материального развития | стабильность (улучшение) материально-технического и финансово-экономического обеспечения |
В последние годы образование выходит из рамок ведомственной принадлежности, становится сферой непосредственных интересов социальных групп и общественных структур. На новый уровень вышли взаимоотношения между школой, семьей, обществом. Различные общественные группы, родители, учащиеся, представители деловых кругов, общественные организации хотят быть уверенными, что ОУ предоставляет качественное образование.
Основными потребителями ОУ являются родители, которые заинтересованы в том, чтобы их дети получили полноценное образование и воспитание. Для изучения удовлетворенности родителей, в школе ежегодно проводится социологический мониторинг. В ходе проведения комплексного анкетирования родителей было выявлено, что за последние три года 80% родителей считает, что школа помогает ребенку поверить в свои силы, 75% родителей удовлетворены качеством преподавания, их устраивают учителя, 93% довольны программой внеурочной деятельности школы. Ежегодный опрос родителей по выявлению отношения родителей к школе и взаимодействию с педколлективом показывает что, в 2013 году:
83% родителей удовлетворены уровнем преподавания;
90%-организацией школьного быта;
64%- питанием в школе;
70%- состоянием школьных помещений;
87%- материально-техническим обеспечением;
76%- отношениями ребёнка с педагогами;
80%- уровнем компьютеризации;
80%- работой школы по здоровьюсбережению;
45%-родителей нуждается в информации, связанной с акцентуацией характера ребёнка.
Анкеты выпускников показали что, наибольшее удовлетворение они получили от:
показатели | 2010-2011 уч.год | 2011-2012 | 2012-2013 |
Своих учебных результатов | 83% | 80% | 95% |
Успехов в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях | 81% | 70% | 86% |
Учебного процесса в целом | 90% | 97% | 100% |
Взаимоотношений со сверстниками | 93% | 87% | 100% |
Взаимоотношений с педагогами | 89% | 74% | 97% |
Школьных и классных дел | 98% | 98% | 89% |
Уровня требований | 90% | 79% | 85% |
Возможности проявить себя | 76% | 86% | 94% |
За последние 6 лет школой было выпущено 38 выпускника. Из них 16 поступили в ВУЗы, 17 в ССУЗы, и 4 призваны в РА. Десять выпускников закончили учебные заведения и работают по специальности, 19 продолжают обучение, 4 выпускника работают на селе, занимаются подсобным хозяйством. Отслеживание карьерного роста наших выпускников показывает, что трое выпускников после окончания ЗабИЖТ назначены начальниками станций, один работает методистом в ЗабГУ, один обучается в магистратуре.
Определение выпускников:
Средняя школа | 2011-2012 уч.год | 2012-2013 уч.год | 2013-2014 |
Общее количество выпускников | 7 | 3 | 5 |
Поступили в ВУЗы | 2 | 2 | 1 |
% | 29 | 67 | 20 |
Поступили в ССУЗы | 5 | 1 | 3 |
% | 71 | 33 | 60 |
Ежегодно проводится методика экспресс - оценки состояния системы менеджмента качества ОУ по девяти критериям:
- Роль руководства в организации работ
- Планирование в области качества
- Использование потенциала работников
- Рациональное использование ресурсов
- Организация и управлению деятельностью
- Удовлетворённость потребителей
- Удовлетворённость персонала работой ОУ
- Влияние ОУ на общество
- Результаты работы ОУ.
Результаты экспресс - оценки следующие:
Из диаграмм видно, что удовлетворённость персонала с каждым годом возрастает, а именно, повысился балл регулярной оценки факторов, влияющих на удовлетворённость персонала, вырос уровень информированности и позитивной оценки, вырос уровень организации и управления деятельностью, рациональное использование ресурсов.
Работа в школе привлекает учителей благоприятной морально-психологической атмосферой, интересом к работе с учениками, возможностью профессионального роста как учителя, возможностью внедрять новые технологии обучения, интересной внеучебной работой.
В области охраны труда и безопасности проводится собеседование с персоналом, которое показывает, что большинство работников ОУ удовлетворены политикой безопасности, которая реализуется в школе и строится на нормативно-правовой базе.
В частности, педагоги отмечают, что система образования стала более открытой и прозрачной; местное сообщество и родители стали активнее, больше интересуются школьной жизнью. Полученные результаты позволяют за количественными баллами увидеть реальные достижения, выявить возможности закрепить и усилить эффект.
Анализ данной работы за 2013 год показывает:
критерий | оценка | показатели |
Качественно организованная система повышения квалификации педагогов | Уровень развития педагогической активности. | Положительная динамика наличия квалификационных категорий. Использование в образовательном процессе современных технологий обучения. |
Нормативно-правовые документы и материальная база соответствуют потребностям школы | Состояние учебно-материальной, нормативно-правовой базы (по опытно-экспериментальной работе) | Сформированность материальной базы учреждения не менее чем на 70 -90% от потребностей школы. Нормативно-правовые документы обеспечивают все организационные процессы в школе |
Высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; желание педагогов достичь совершенства. | Сформированность у педагогов желание совершенствовать профессиональное и методическое мастерство. Проявление заинтересованности в творчестве и инновациях. | педагоги активно участвуют в конкурсах среди учителей Разрабатываются новые инновационные проекты |
Положительный психолого-педагогический климат в коллективе. | Сплоченность педагогического коллектива; Система стимулирования педагогической деятельности способствует профессиональному росту. | Положительная динамика личностных критериев. Уровень общей удовлетворённости образовательным процессом составляет не менее 75% |
Качество образования | Результаты итоговой аттестации в 9 и 11 классе | Положительная динамика качества сдачи экзаменов в форме ЕГЭ и ГИА Качество обучения в среднем и старшем звене повысилась до 47% |
Активность обучающихся во внеурочной деятельности | Результативность участия обучающихся во внеурочной деятельности | Расширение географии участия в конкурсах. Больший охват предметов. Наличие призовых мест в конференциях, конкурсах, предметных олимпиадах. |
Таким образом, мониторинг качества образования и единство процедур оценивания в системе образования направлены не только на получение качественного образовательного результата, но и способствуют защите интересов обучающихся и их родителей, всех потребителей образования на рынке услуг.
ОУ изучает, прогнозирует и улучшает удовлетворенность общества своей деятельностью путем проведения мониторинга запросов и удовлетворенность окружающего социума. Качеством обучения удовлетворены 75%учащихся и родителей, уровнем преподавания – 83%, питанием – 98%, реализацией способностей и интересов – 93% . Эти данные учитываются при планировании учебных занятий, внеклассных мероприятий, создании условий в школе. ОУ оказывает положительное воздействие на рынок трудовых ресурсов региона и района.
Самым ярким показателем позитивного отношения к школе выпускников является то, что 60 % персонала являются выпускниками школы. Девять из них – педагоги, остальные – технический персонал. Вся общественная работа направлена на повышение качества образовательных услуг, повышение качества результатов образовательной деятельности.
На основании проверенной оценки, определяются сильные и слабые стороны процесса и составляется план мероприятий по оптимизации деятельности. Устанавливаются сроки и определяются, какие условия необходимы для данных изменений данных процессов. По сути, внедрив систему менеджмента качества, руководитель вместо так называемого ситуационного управления - «затыкания дыр»- получает возможность заниматься только тем, чем должен заниматься руководитель - устанавливать цели, набирать грамотных исполнителей и выделять соответствующие ресурсы. А потом - контролировать, анализировать происходящее и улучшать.
Чем гордится школа
С 2000 года школа реализует программу «Школа – центр социально-культурной жизни села». Модель «Школа – социально-культурный комплекс» создана на ассоциативной основе с учреждениями дополнительного образования, культуры, медицины, правопорядка. Координирует работу совет при главе сельского поселения. Комплексный анализ подтвердил целесообразность создания социально-культурного комплекса, так как при росте бюджетных расходов повышается качество образования, а модернизация носит содержательный характер и это позволило сформировать единое образовательное пространство.
В 2004 году школа – участник областного конкурса «Школа года Забайкалья», занимает третье место. В том же году школа становится участником Российского образовательного форума в г. Москва.
В 2008 году школа становится победителем ПНПО «Образование» и получает президентский грант в один миллион рублей, что позволило существенно улучшить материально-техническую базу и повысить качество образования.
В 2009 году школа принимает участие в конкурсе культурно-образовательных инициатив, присвоен статус областной экспериментальной педагогической площадки по теме: «Реализация ИУП как фактор повышения качества профильного образования в условиях агрошколы».
В 2010 году школа награждена кубком Главы района «Школа 21 века».
В 2011 году – 1 место в муниципальном смотре-конкурсе среди общеобразовательных учреждений и конкурсе «Лучший школьный двор», 1 место в конкурсе «Охрана труда и техника безопасности», 3 место – «Организация питания в школе».
В 2012году – 1,2 место в муниципальном конкурсе патриотической песни, 1 место в смотре-конкурсе школьных музеев, диплом краевого фестиваля «Семейская круговая», 2 место – муниципальный конкурс ученических производственных бригад, 2 место в муниципальном конкурсе агитбригад, 1 место в муниципальном конкурсе «Лучший учебно-опытный участок», награждена грамотой Главы района и ценным подарком (трактор).
Разработана программа развития школы «Индивидуализация образования в личном саморазвитии сельского школьника».
В 2013 году школа занимает 1 место в муниципальном конкурсе по подготовке школы к новому учебному году и 1 место в муниципальном конкурсе педагогических выставок «Эффекты модернизации», 2 место в муниципальном конкурсе «Профилактика правонарушений». В 2014 году- 1 место по подготовке школы к новому учебному году и 1 место по организации летнего отдыха детей. Первое место в краевом конкурсе «ВСОКО», 1место в краевом конкурсе «Шаг в науку»,3 место в краевом конкурсе «Юниор»,3 место в краевом конкурсе УПБ (пахарей).
Результаты образовательного процесса МОУ Шимбиликская СОШ.
уч. год | 2-4кл | 5-9кл | 10-11кл | число отличников | ||||||
усп. | кач.зн. | усп. | кач.зн | усп. | кач.зн | 2-4 | 5-9 | 10-11 | всего | |
2010-2011 | 100 | 28 | 100 | 53 | 100 | 20 | - | 6 | - | 6 |
2011-2012 | 100 | 45 | 100 | 40 | 86 | 30 | - | 6 | 1 | 7 |
2012-2013 | 100 | 63 | 73 | 33 | 100 | 47 | - | 9 | 1 | 10 |
2013-2014 | 100 | 100 | - | 6 | 3 | 9 |
Успеваемость, качество знаний, количество отличников ОУ за 3 года
Учебный год | обученность (%) | качество обученности (%) | Число отличников | медалисты |
2010 2011 | 100 | 41 | 4 | - |
2011-2012 | 100 | 40 | 7 | - |
2012-2013 | 100 | 47 | 10 | 1 |
Успеваемость и качество знаний
2012уч год 2013уч год
Анализ показывает: успеваемость -100%,качество знаний значительно повысилось за счёт повышения качества знаний в начальной и старшей школе, увеличилось число отличников.
Диагностика 1 класса:
2012 год
уровень | кол-во баллов | кол-во учащихся | % |
высокий | 11-14 | 3 | 33 |
средний | 4-10 | 5 | 57 |
низкий | - | - | - |
2013год
уровень | кол-во баллов | кол-во учащихся | % |
высокий | 11-14 | 5 | 100 |
средний | 4-10 | - | - |
низкий | 0-3 | - | - |
Учащиеся 1 класса подготовлены к обучению в школе на высоком уровне.
Средний балл ЕГЭ по обязательным предметам и по предметам по выбору:
предмет | 2011 | 2012 | 2013 |
Русский язык | 59 | 47 | 65 |
математика | 30 | 34 | 45 |
обществознание | 44 | 52 | 51 |
биология | 51 | 54 | |
физика | 41 | 50 | 40 |
информатика | 68 | 62 |
В этом году все выпускники получили аттестаты и поступили в высшие и средние учебные заведения.
Повышение квалификации учителей
Шимбиликская СОШ | Доля учителей и руководителей прошедших ДКПК | Доля прошедших курсы в соответствии с ФГОС | Из них учителей | |||
учителей | руководителей | Начальной школы | Основной школы | Сред ней школы | ||
19-всего | 17 | 13 | 2 | 3 | 10 | 7 |
% | 89 | 69 | 10,6 | 100 | 77 | 64 |
Педагоги, имеющие награды, почётные звания:
№ | ФИО | Должность | Наименование награды, звания |
1 | Кузьмина Н.Ф | Учитель истории, обществознания | Победитель ПНПО «Лучший учитель России», почетный работник общего образования РФ |
2 | Потапов В.П | Учитель музыки | Победитель ПНПО «Лучший учитель России» |
3 | Макарова Л.Ф | Директор школы, учитель химии | Отличник общего образования РФ, заслуженный учитель РФ, награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени» |
4 | Смородникова Г.И | Учитель русского языка и литературы | Почётный работник общего образования РФ |
5 | Кузьмина Н.Н | Зам. директора по УВР, учитель математики | Почётный работник общего образования РФ, Почётная грамота Министерства образования Российской Федерации |
6 | Барахоева С.О | Учитель начальных классов | Почётная грамота Министерства образования Российской Федерации |
7 | Кузнецова Н.М | Учитель начальных классов | Почётная грамота Министерства образования Российской Федерации |
8 | Леонтьева В.Ю | Учитель начальных классов | Почётная грамота Министерства образования Российской Федерации |
9 | Титова Р.М | Учитель математики | Почётная грамота Министерства образования Российской Федерации |
10 | Иванова Е.П. | Учитель русского языка и литературы | Почётная грамота Министерства образования Российской Федерации |
11 | Кузьмина Л.Р | Учитель английского языка | Почётная грамота Министерства образования Российской Федерации |
12 | Иванов С.П | Учитель информатики | Почётная грамота Министерства образования Российской Федерации |
13 | Макарова Л.В | Зам. директора по ВР, учитель психологии | Почётная грамота Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края |
Публикации педагогов:
- «Влияние системы оценки образовательных результатов на личностное развитие обучающихся». Кузнецова Н.М. - учитель начальных классов (межшкольный сборник);
- «Формирование универсальных учебных действий через мини-проекты на уроках английского языка». Кузьмина Л.Р.- учитель английского языка (межшкольный сборник);
- «Решение задач деятельностного урока в условиях использования технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы». Смородникова Г.И.,
учитель русского языка и литературы (межшкольный сборник);
- «Опыт реализации возможностей кружковой работы для организации проектной деятельности учащихся». Сафонов С.А. - учитель физики (межшкольный сборник);
- «Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода на уроках химии». Макарова Л.Ф. - директор ОУ (межшкольный сборник, школьный сайт);
- «Организационные и педагогические условия профильного обучения в сельской школе». Кузьмина Н.Н. – зам. директора по УВР (межшкольный сборник);
- «Социализация сельских школьников». Кузьмина Н.Н. – зам. директора по УВР (Совет ОУ);
- «Учебно-методическое обеспечение введения новых стандартов». Кузьмина Н.Н. – зам. директора по УВР (августовская конференция);
- «Индивидуализация образования на всех ступенях обучения как условие введения новых стандартов». Кузьмина Н.Н. – зам. директора по УВР (районное совещание зам. директоров по УВР ).
- «Подготовка учащихся к ЕГЭ по обществознанию на основе компетентностного подхода». Кузьмина Н.Ф. - учитель истории, обществознания (материалы международной научно-практической конференции).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В НОВОЙ ШКОЛЕ
Повышение требований к качеству образования не позволяют школе останавливаться на достигнутом, стимулируют использование новых управленческих механизмов, что в свою очередь приводит к переходу н...