Обследование слоговой структуры слова у детей
методическая разработка по теме

Демидова Светлана Брониславовна

Описание методики обследования слоговой структуры слова у детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обследование  слоговой  структуры слов  у  детей  с  ОВЗ.

   Нарушение слоговой структуры слов является наиболее трудным для коррекции дефектом. Эта проблема встречается достаточно часто у детей с моторной алалией, когда фонетические нарушения речи не являются ведущими в синдроме, а только присутствуют при нарушении лексики. Суть проблемы проявляется в нарушении произношения слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Проявление возможно не только у детей с ОНР, но и страдающих фонетико-фонематическим недоразвитием.  Встречаются не только  незначительные трудности произношении слов со  сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи, но и  грубые нарушения при повторении ребенком двух и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.

    В анамнезе этих детей отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте и произношение первых слов в усеченной форме. А.Н.Гвоздева в книге «Вопросы изучения детской речи» отмечает, что формирование слоговой структуры слов приходит в  несколько этапов:

1 г. 3 м. -  1г. 8 м.   ребенок воспроизводит один слог услышанного     слова (ударный) одинаковых;

  1. г. 8 м. – 1 г. 10 м.   Воспроизводит 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускается один из слогов;

1 г. 10 м. – 2 г. 1 м.    в 3-сложных словах иногда все еще опускается слог;  может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах;

2 г. 2 м. – 2 г. 3 м.     в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки;

2 г. 3 м. – 3 г.             слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

      В случаях нарушении речи проблема приобретает ярко выраженный стойкий характер, и выявляется как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова. В школьные годы проблема перерастает в дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений.

     Для профессионального обследования слоговой структуры и звуконаполняемости слов подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством и типами слогов; слова со стечением согласных в начале, середине и в конце слова. Предлагается отраженное и самостоятельное называет предметных и сюжетных картинок.

Обследование детей 3 летнего возраста. Логопед подбирает, называет слова, состоящие из 1, 2 и 3 слогов. Ребенок должен повторить эти слова. При этом фиксируются правильно произнесенные слова.

Обследование детей 4-5 летнего возраста. Логопед подбирает картинки с различным слоговым наполнением:

  1. Простые – из открытых слогов без стечения согласных (кот, луна)
  2. Сложные – со стечением согласных в начале, середине или конце слова (крыша, свисток)

Ребенок должен сам назвать картинку. Повторить за логопедом или ответить на вопрос по картинке. Если появляются трудности в воспроизведении слоговой структуры слова, его звуконаполняемости, то  рекомендуется повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков ( ма-ку-ло), из разных согласных, но одинаковых гласных (ба-ва-са-ша), из разных гласных, но одинаковых согласных (па-по-пу-пы),; из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным ударением . А также отстукивать ритмический рисунок слова.

Обследование детей после 5 лет. Логопед предлагает ребенку повторить предложения с большой наполняемостью сложных слов ( Воспитательница обучает ребятишек). Кроме того, детям предлагают составить предложения по сюжетным картинкам.

Обследование школьников. Логопед предлагает задания как в устной, так и в письменной форме. Читаем сложные слова, сложные предложения. Скороговорки.  Списываем сложные слова и предложения, пишем под диктовку отдельные слова и предложения..

     В ходе обследования специалист выявляет степень и уровень нарушения  слоговой структуры слов в каждом конкретном случае и наиболее типичные ошибки, которые допускает ребенок в устной и письменной речи. Это позволит установить границы доступного для ребенка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

4

1г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и...

Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на подгрупповых занятиях (подготовительная группа)

В подготовительной к школе группе по мере овладения навыком чтения по слогам всё внимание детей переносится на чёткое послоговое произношение слов, чёткие слуховые и моторные дифференцировки согласных...

Формирование слоговой структуры слова у детей 4 – 5 лет

Материал предназеачен для начинающих логопедов, воспитателей ДОУ и родителей....

Особенности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

В данном материале описываются особенности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

Игровые упражнения и задания для формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

В данном материале представлены игровые упражнения и задания для формирования  слоговой структуры  слова у детей дошкольного  возраста....

Нарушение слоговой структуры слова у детей с ЗПР. Приемы работы.

В последние года увеличилось количество детей с нарушением слоговой структуры слова. Для обеспечения индивидуального подхода в коррекции речи детей проанализировала материалы коллег, выбрав для себя о...