Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР
методическая разработка
Обобщение опыта работы за учебный год по теме: формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи . Целью работы было: формирование слоговой структуры слова и формирование умений слогового анализа и синтеза с помощью специально подобранных игр и упражнений. Подробно описана подборка литературы по данной теме. Произведен сравнительный количественный и качественный анализ ошибок и правильных ответов при исследовании слоговой структуры слова на начало и на конец года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ работы по теме Формирование слоговой структуры слова | 239.92 КБ |
prilozhenie_k_analizu_2018-19.docx | 724.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы по самообразованию за 2018-2019 учебный год.
Учителя-логопеда МДОУ Детский сад «Светлячок», Быстровой В.Г. |
По теме: «Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР»
- Образование: высшее, ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет» 2012 год.
- Занимаемая должность: учитель-логопед.
- Педагогический стаж: 18 лет.
- В должности учитель – логопед 3 год
- Самообразование.
Сроки | Тема самообразования |
2013-2014 учебный год | Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством дидактических игр |
2014-2015 учебный год | Артикуляционная гимнастика как один из приемов при формировании произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста |
2015-2016 учебный год | Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и у детей подготовительной группы с ОНР |
2016-2017, 2017-2018 уч. год | Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ФФНР |
2018-2019 уч. год | Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР |
- Повышения квалификации:
- Русская народная культура Псковского края - региональный компонент содержания дошкольного и общего начального образования.
- Дошкольное образование в современном мире: реализация ФГОС
- Инклюзивная практика ДОУ общеразвивающего вида.
Самоанализ.
Тема по самообразованию: «Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР »
Цель: формирование слоговой структуры слова, формирование умений слогового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи с помощью специально подобранных игр и упражнений.
Для достижения этой цели мною были поставлены задачи:
- проанализировать и обобщить теоретические представления о проблеме формирования ССС у детей с общим недоразвитием речи;
- осуществить подбор методики для выявления уровня сформированности слоговой структуры (ССС) анализа и синтеза у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи;
- провести обследования детей с целью выявления детей с недостаточно сформированной ССС и недостаточным уровнем навыка слогового анализа и синтеза у детей 5-7 лет с ОНР;
- подобрать комплекс игр и упражнений на формирование ССС в соответствии с методикой формирования ССС для детей 5-7 лет с учетом результатов обследования ;
- провести контрольный срез уровня сформированности ССС у детей 5-7 лет с ОНР и проанализировать результаты;
Почему я выбрала эту тему?
При анализе литературы, по самостоятельным наблюдениям было установлено, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, а ведь, это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.
При ОНР нарушается слоговая структура слова, то есть взаиморасположение и связь слогов в слове. При этом речь ребенка имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава слова, которые могут проявляться следующим образом:
1. Нарушение количества слогов: сокращение (пропуск) слога – «моток» – «молоток»; опускание слогообразующей гласной – «пинино» – «пианино»; увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных – «команата» – «комната».
2. Нарушение последовательности слогов в слове: перестановка слогов – «деворе» – «дерево»; перестановка звуков в соседних слогах – «гебемот» – «бегемот».
3. Искажение структуры отдельного слога: сокращение стечений согласных – «тул» – «стул»; вставки согласных в слог – «лимонт» – «лимон».
4. Уподобление слогов – «кококосы » – «абрикосы».
5. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение) – «били...били...билитекарь» – «библиотекарь» .
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими) – «нананасы»–«ананасы».
7. Контаминации (смешение элементов слов) – «в холодильнице» – «в хлебнице, в холодильнике».
Нарушения слоговой структуры слова сохраняются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко искажается при включении этого слова во фразу или в самостоятельную речь. Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова, хорошо известные ребенку.
О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью является одним из главных факторов для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова лежит в основе овладения грамотой и успешного обучения ребенка в школе. Особую значимость проблема формирования слоговой структуры слова приобретает в условиях детского сада для детей с нарушениями речи, так как именно там происходит подготовка к обучению грамоте дошкольников.
Гипотеза: Целенаправленное и систематическое включение игр и упражнений формирование ССС в систему логопедических занятий, способствует формированию ССС у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи.
Методологические и теоретические основы работы.
Для достижения цели мной был разработан план работы
- Подбор литературы
Анализ педагогической литературы
Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. -М.: «Издательство Гном и Д», 2001.-96с. (Практическая логопедия) | В пособии изложена система специальных упражнений, направленных на преодоление нарушений ССС у детей дошкольного возраста. Содержит лексический и иллюстрационный материал для формирования ССС1-7 типов. Пособие поможет обогатить словарный запас, усовершенствовать грамматический строй речи, развить фонематическое восприятия ребёнка. |
Большакова С.Е. Формируем слоговую структуру слова – М.: ТЦСфера, 2006г | В данном пособии представлена система логопедических упражнений помогающие в работе с детьми , имеющими нарушения ССС. |
Большакова С.Е. Формируем слоговую структуру слова – М.: ТЦСфера, 2006г Демонстрационный материал. | Демонстрационный материал для работы с детьми. 224 карточки –на все типы слоговой структуры слов. |
Р.И. Лалаева. Устранение оптической дислексии и дисграфии Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 1998г. | Данное пособие содержит практический и теоретический материал по вопросам формирование буквенного гнозиса, развитие зрительной памяти, формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза. |
Никитенко А. В., Фролова Е. А. Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста посредством игровых упражнений // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 175-177. | Теоретические основы в формировании слоговой структуры слова. Игровые приемы формирования ССС. |
Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 448 с. | Книга "Справочник логопеда" содержит информацию о нормативно-правовых документах, информационно-методические письма, что поможет глубже понять причины возникновения речевых нарушений, грамотно провести комплексную дифференциальную диагностику, осмысленно выбрать и успешно реализовать наиболее эффективную коррекционно-развивающую методику, используя традиционные и нетрадиционные методы. |
Курдвановская н.В., Ванюкова л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания М.: ТЦ Сфера, 2007. | В пособии освещаются особенности коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи. Систематизация и подбор речевого и дидактического материала, лексическая насыщенность занятий помогут учителям-логопедам решать данные проблемы с учетом основных этапов развития речевых навыков у детей дошкольного возраста. Материал подобран таким образом, что при работе над автоматизацией одного звука исключается наличие в словах других, трудных для произношения звуков. Приведенный иллюстративный материал направлен на развитие мелкой моторики (картинки могут раскрашиваться или заштриховываться), а порядок его расположения поможет формированию слоговой структуры на этапе звукоподражания. Пособие предназначено логопедам, воспитателям и родителям, работающим с детьми, имеющими речевую патологию. |
Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия – М ОООТД «Издательство Мир книги»,2008г | В книги представлена оригинальная система из игровых упражнений для исправления недостатков звукопроизношения у дошкольников. |
Жукова Н.С. Преодоления общего недоразвития речи у дошкольников. – М.Просвещение,1990г | В книги излагаются современные представление о недоразвитии речи, этиология и патогенез, сравнение процессов усвоение ребенком норм русского языка в норме и патологии, Дана система поэтапного коррекционного обучения. |
Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет | В альбоме изложена методика коррекции слоговой структуры слова на индивидуальных занятиях. |
Ткаченко Т. А. Т Логопедические упражнения/ Ил. Т. Ляхович. — М: Изд-во Эксмо 2005. - 224 с, | В данной книге объединены 110 упражнений для нормализации речи детей, которые рекомендуется проводить и логопедам, и неспециалистам: родителям, родственникам, гувернёрам, воспитателям и пр. |
З.Е.Агранович Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов. Санкт-Петербург- «Детство - Пресс», 2001г | Предложена система логопедических мероприятий по устранению у детей дошкольного и младшего школьного возраста такого сложного для коррекции, специфического вида речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов,— дефекта, ведущего к возникновению дисграфий и дислексии. Пособие адресовано практическим логопедам, учителям начальных классов, методистам и воспитателям специализированных ДОУ компенсирующего вида, а также родителям. |
Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.— 112 | В книге обобщен и систематизирован опыт работы одного из ведущих логопедов г. Москвы по устранению дефектов речи у шестилетних детей. В течение продолжительного времени этот опыт фрагментарно распространялся на курсах повышения квалификации педагогов и был оценен практиками самым положительным образом. Данное пособие продолжает серию публикаций, излагающих авторскую систему коррекции общего недоразвития речи у дошкольников Издание адресовано воспитателям, методистам, логопедам различных детских образовательных учреждений, а также родителям. |
Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. | В данном пособии приведены практические материалы по организации работы на дошкольном логопункте: нормативно-правовые документы, планы, образцы отчетов о проделанной за учебный год работе, образцы организационных документов, регламентирующих работу логопеда с воспитателями и родителями, и документов, необходимых для проведения обследования. В пособии также представлены конспекты вводных занятий — логотренинг — на которых логопед подготавливает артикуляционный аппарат и мелкую моторику детей к последующей коррекционной работе. Пособие адресовано логопедам, работающим на логопунктах дошкольных образовательных учреждений. |
Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми наружениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1961. - С. 59-70 | В данной статье затрагивается вопрос, относящийся к проблеме формирования произношения, а именно об овладении произношением слоговой структуры слова детьми, страдающими общим недоразвитием речи. |
Ткаченко Т. А. Альбом индивидуального обследования дошкольника. М:.Издательство ГНОМ и Д, 2004г | Содержит оптимальное количество тестовых заданий с картинками. |
Итак, решению вопроса в формировании ССС навыков слогового анализа и синтеза посвящены работы Ткаченко Т. А.¸ Маркова А.Т.,.Агранович З.Е., Четверушкина Н.С ,Большакова С.Е. и др. При анализе научных работ следует подчеркнуть то, что имеют место многочисленные упоминания о неполном освящении в специализированной литературе данного вопроса и, о необходимости коррекции нарушений ССС у детей с ОНР.
Нормы развития слоговой структуры слова у детей разной возрастной категории:
3 года: воспроизведение слов, состоящих:
- из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.),
- из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.)
- из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.)
4-5 лет: воспроизведение слов:
-из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица,помидоры…);
-из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...)
Ребенок должен уметь:
- назвать предметные картинки;
- повторить слова за взрослым;
- ответить на вопросы (Где подстригают волосы?..).
После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:
Велосипедист едет на велосипеде.
Мотоциклист едет на мотоцикле.
Лариса смотрит телевизор.
На перекрестке стоит регулировщик.
Экскурсовод проводит экскурсию.
Кроме того, детям могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.
II. Проведение обследования сформированности слоговой структуры слова.
Форма проведения обследования - индивидуальная работа с каждым ребенком, так как это позволяет осуществить индивидуальный подход, максимально сосредоточить внимание ребенка на выполняемых заданиях, свести постороннее внимание к минимуму, не отвлекать детей от занятий в группе, установить между логопедом и ребенком благоприятную атмосферу.
Средняя продолжительность обследования одного ребенка составляла 20-25 минут.
На диагностическом этапе использовалась методика Агранович З. Е. и Ивановой Ю.В. автором книги «Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы».
Количество обследованных детей –48, с нарушениями речи -41, из них зачислены на логопункт- 30детей, с нарушениями слоговой структуры слова-27.
Детям 4—5 лет предлагаются различные типы слов: простые — из открытых слогов без стечения согласных; более сложные — из 4—5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова. Речевой материал был следующим: сова, вата, лопата, собака, мак, жук, лимон, банка, юбка, чайник, колобок, яблоко, улитка, автобус, морковь, лист, звезда, помидоры, гусеница, мухомор, баклажаны, аквариум, холодильник.
Виды работ варьировались:
назвать предметные картинки;
повторить слова за логопедом;
ответить на вопросы (пример: Где хранят продукты?).
Если у ребенка выявляются трудности в воспроизведении слоговой структуры слова, его звуконаполняемости, то предлагается:
повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных
и согласных звуков (па-ту-ко);
из разных согласных, но одинаковых гласных (па-та-ка-ма);
из разных гласных, но одинаковых согласных звуков (па-по-пу);
из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным ударением (па-па-па,па-па-па, па-па-па);
отстучать ритмический рисунок слова.
После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов, например:
Милиционер стоит на перекрестке
Золотые рыбки плавают в аквариуме
Фотограф фотографирует детей
Повторить слова (предлагается, если ребенок не может правильно повторить предложения и воспроизвести слоговую структуру слов, его звуконаполняемось.)
Светофор________ Скакалка_________ Кружка________ Пуговица_________
Автобус__________ Перчатка_________ Свечка________ Паутина_________
Пистолет_________ Игрушки_________ Кнопка________ Самокат_________
Карандаш________ Кисточка_________ Кресло________ Черепаха_________
Вертолет________ Ласточка________ Звезда_________ Кукуруза___________
Цыпленок________ Расческа_________ Свекла________ Гусеница_________
Кроме того, детям предлагается самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.
Детям 6-7 лет предлагалось повторить предложения:
Велосипедист едет на велосипеде.
Мотоциклист едет на мотоцикле.
Лариса смотрит телевизор.
На перекрестке стоит регулировщик.
Экскурсовод проводит экскурсию.
Повторить слова (с опорой на картинки)
светофор_____________ скалка______________ кружка______________
пуговица_____________ автобус______________ перчатки___________
свеча________________ паутина______________ пистолет___________
игрушки_____________ кнопки_______________ самокаты___________
карандаш____________ кисточка______________ кресло_____________
черепаха_____________ вертолет______________ ласточка___________
звезда_______________ кукуруза______________ цыпленок__________
расческа_____________ свекла________________ гусеница___________
В результате обследования были выявлены основные ошибки , см таблицу:
Качественно-количественный анализ исследования ошибок и правильных ответов при исследовании слоговой структуры слова у дошкольников на начало года.
Виды ошибок | Старшая группа | Подготовител. группа | Разновозрастная группа д.с. «Ленок» | |||
Кол-во ошибок | Количество правильных ответов | Кол-во ошибок | Количество правильных ответов | Кол-во ошибок | Количество правильных ответов | |
Ошибки, связанные с несформированностью слоговой структуры слова: | ||||||
Повтори предложение | 9 | 3 | 5 | 2 | 6 | 2 |
Назови предметные картинки; | 7 | 5 | 1 | 6 | 4 | 4 |
Повтори слова за логопедом | 8 | 4 | 1 | 6 | 3 | 5 |
Ответить на вопросы | 10 | 2 | 2 | 5 | 6 | 2 |
Повтори ряды слогов, из них | 12 | 0 | 4 | 3 | 6 | 2 |
па-ту-ко; | 3 | 9 | 7 | 4 | 4 | |
па-та-ка-ма; | 4 | 8 | 1 | 6 | 5 | 3 |
па-по-пу; | 4 | 8 | 7 | 5 | 3 | |
па-па-па,па-па-па, па-па-па | 12 | 0 | 4 | 3 | 6 | 2 |
Отстучи ритмический рисунок слова. | 12 | 0 | 4 | 3 | 6 | 2 |
Из таблицы видно, что 20 детей допускали ошибки в повторении предложений со словами сложной слоговой структуры, 12 детей допустили ошибки в назывании предметных картинок и в отраженном повторении слов. При качественном анализе были выявлены следующие отклонения в воспроизведении слогового состава слов:
- нарушения в последовательности воспроизведения слогов в словах Пример: «Гебемот»-бегемот, «потапа»-лопата,
- сокращение количества слогов в словах например: «сфографирут»-сфотографирует, «мелец»-милиционер,
- искажение структуры слога, вставка согласных в слог сокращение стечений: «ситафор»-светофор, «твамай»-трамвай, «Фотогах кафавитует детей» - Фотограф фотографирует детей.
- Увеличение числа слогов за счет вставки гласного в стечение согласных «бевака»-белка,
- Персеверации(циклический повтор): «кукубик»-кубик.
18 детей в ответах на вопросы допускали ошибки в произношении слов сложного слогового состава и у 22 дошкольников выявились отклонения при повторении цепочек слогов - это сокращение и увеличение числа слогов, замена, перестановка слогов. Причем, большее количества ошибок наблюдалось при повторении слогов со сменой ударного слога.
Итак, несомненно, что распространенная система работы над формированием произношения у детей с ОНР, даже если она ограничивается коррекцией отдельных звуков, включает в себя в той или иной мере работу над словом, над его слоговым составом. Работа над каждым звуком обычно включает два этапа: постановку звука, формирование чистого, правильного произношения звука в изолированном положении и закрепление звука, автоматизацию, введение его в речь, формирование произношения звука в различных слогах и словах, где он находится в условиях разного звукового окружения. При автоматизации звука ребенку неизбежно приходится сталкиваться с различными слоговыми структурами. Однако основной целью этих занятий является работа над звуком, а усвоение ребенком произношения слоговой структуры занимает подчиненное место. Между тем ребенок с общим недоразвитием речи не может самостоятельно овладеть произношением слоговой структуры слова, так же, как он не в состоянии самостоятельно усвоить произношения отдельных звуков. У ребенка с ОНР отсутствуют те огромные речевые возможности (обширный словарь, «чувство» языка), которые в условиях нормального развития могут компенсировать те или иные недочеты в овладении речью. Поэтому необходимо долгий и непроизводительный процесс стихийного формирования произношения слоговой структуры слова заменить целенаправленным и сознательным процессом обучения этому умению.
Обследование детей детского сада 6-7 лет свидетельствуют о том, что в настоящее время действительно наблюдается рост количества детей с ОНР, у которых несформированы все компоненты речи, включая и слоговую структуру слова. Искажение при воспроизведении слоговой структуры слова оказывается очень распространенным явлением среди детей, страдающих ОНР и в зависимости от уровня развития речи, находиться на разных ступенях слоговой трудности. Задерживающее влияние упомянутых искажений на процесс овладения речью усугубляется еще и тем, что они отличаются большой стойкостью. Как показывают исследования отдела логопедии Института дефектологии, неумение воспроизвести слоговую структуру слова удерживается в процессе обучения дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков (в изолированном положении). Нередко при каждом новом воспроизведении слова ребенок с ОНР может по-разному изменять, искажать его структуру: «сп», «вспед», «спед», «висипед» (велосипед).
Актуальность.
Поэтому необходимо долгий и непроизводительный процесс стихийного формирования произношения слоговой структуры слова заменить целенаправленным и сознательным процессом обучения этому умению, ведь нарушения в формировании слоговой структуры слова ведет к возникновению дисграфий и дислексий у школьников.
Целью данной логопедической работы является формирование слоговой структуры слова .
Задачи:
-Развитие чувства ритма, стимулирование восприятия ритмической структуры слова
-уточнения артикуляции сохранных звуков;
- проговаривание слоговых рядов различной степени сложности только с сохранными звуками по схеме,
- проговаривание слов за взрослым отраженно, называть слова по картинкам, составлять предложения со знакомыми словами.
-формирование навыков слогового анализа и синтеза
III. Формирование слоговой структуры слова
Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков). Логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. И достаточно часто подобные задания учитель-логопед может рекомендовать для повторения дома.
Выделяют два этапа работы по формированию слоговой структуры слова:
1) Подготовительный этап-развитие чувства ритма, стимулирование восприятия ритмической структуры слова.
Рекомендуется проводить работу по формированию ритмических навыков: можно использовать различные виды ходьбы с музыкальным и речевым сопровождением, танцевальные движения в сочетании с хлопками в ладоши, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона, простые танцевальные упражнения. Упражнение на развитие координации рук: выполнение движений поочередно правой и левой руками, а затем одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.).
2) Коррекционный этап- воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребенка без нарушений сначала по подражанию, затем в самостоятельной речи.
Данный этап проходит в следующем порядке:
- уточнения артикуляции сохранных звуков;
- проговаривание слоговых рядов различной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:
Гласный +гласный /ау, уа, иа/
Согласный + гласный /ба-ба-ба/;
Гласный + согласный /ам-ам-ам;ох – ох – ух/
Гласный +согласный + гласный /апа-апа-апа/
Согласный + согласный + гласный /ква – ква – ква/
Гласный + согласный + согласный /афт – афт — афт/
Гласный + согласный + согласный + гласный /адна-адна-адна/
- проговаривание слов за взрослым отраженно, называть слова по картинкам, составлять предложения со знакомыми словами.
Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация слов по А.К. Марковой). Учитывать данную классификацию необходимо и при обучении чтению. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:
1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).
2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
3. Односложные слова (дом, мак).
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).
8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник).
10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка).
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка).
14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
Типы слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности
1. Двусложные слова из открытых слогов:
дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина.
Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя,
хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.
2. Трехсложные слова из открытых слогов:
лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама
3. Односложные слова из закрытого слова:
мак, лук, мяч, кит, лес, жук, сом, сок, дуб, лев, мед, дом, кот, гусь, дым, нос.
Дон, сын пар, кот, шум, вес, чем, зал, бил, жил, мыл, дал, пел, сел, ляг, сядь, пой, дай, сыпь, лей.
4. Двусложные слова с закрытым слогом:
лимон, веник, паук, банан, огонь, пакет, бидон, гамак, вагон, батон, утюг, петух, каток, диван, совок, канат, живот, жираф, пенек, денек, тенек, салон, диван, один, парад, паром, парус, базар, банан, балет, баран, пожар, повар, полет, буфет, бутон, букет, пилот, питон, пирог, бизон, билет, бисер, петух, пенал, перец, бегун, табун, талон, тазик, топор, товар, томат, дозор, салат, сапог, сачок, судак, сучок, завод, замок, запах, закат, каток, кабан, ковер, козел, фазан, факел, факир, горох, газон, город, голос, вагон, финал, филин, финик, вирус, висок, виток, вираж, шалун, шалаш, шалит, чулок, чугун, чудак, щенок, щегол, щебет, носок, ножик, номер, лопух, локон, лоток, мешок
5. Двусложные слова со стечением в середине слова:
банка, юбка, письмо, ветка, буквы, утка, ванна, нитки, кепка, вилка, тыква, тапки, окно, коньки, майка, такси, ватка, деньки, бубны, пакля, место, тесто, белка, семья, лепка, леска, тетка, кошка, мышка, шишка, челка,
Костя, Настя, Герда, Тишка, Жучка, Тошка.
держу, ползу, молчу, верчу, возьму, нарву.
6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:
кантик, плитка, компот, бантик, лесник, лейка, чайник, поднос, альбом, дождик, кактус, фонтан, медведь, бублик, магнит, тюльпан, индюк, дельфин, костюм, компас, солдат, павлин, пальто, бульон, пастух,
Сергей, Матвей, Антон, Павлик.
Толкал, успел, вертел, чертил, терпел, чистил.
блюдо, блины, слоны, стена,
Плавать, глотать, стучать
Гриша, Степан, Герман, Андрей, Света
7. Трехсложные слова с закрытым слогом:
колобок, самолет, помидор, чемодан, бегемот, петушок, ананас, василек, телефон, барабан, водолаз, попугай, молоток, капитан, теленок, магазин
пеликан, пирожок, самолет, ледокол,
8. Трехсложные слова со стечением согласных:
яблоко, шахматы, колбаса, конфеты, кукушка, гантели, комната, калитка, ботинки, улитка, капуста, удочка, иголка, беседка, валенки, девочка, лягушка, палатка, петарда, тарелка, булавка.
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:
панамка, пуговка, банкетка, купальник, пипетка, комната, селедка, минутка, калитка, гантели, улитка, солянка, паяльник, коленка, напильник, автобус, кузнечик, осьминог, индеец, автомат, ягненок, шиповник, садовник, памятник, половик, будильник, апельсин, виноград, охотник, маятник, кофейник.
10. Трехсложные слова с двумя стечениями:
матрешка, избушка, игрушка, Незнайка, винтовка, лампочка, антенна, таблетки, морковка, скакалка, клубника, гвоздика, скамейка, индейка, футболист, гармошка
11, 12 .Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова:
Проговаривание слоговых рядов с данными согласными:
зна – зно – зну – зны
гна – гно – гну – гны
кля – клё – клю – кли
тля – тлё – тлю – тли
нта – нто – нту – нты
ста – сто – сту – сты
дна – дно – дну – дны
фта – фто–фту – фтыи т.д.
флаг, хлеб, гном, шкаф, знак, дно, клей, бант, лист, болт, куст, танк, кекс, зонт, лифт, винт, дни, пни, гнуть, клён, ткать, ткань, тля, кто, клин, тля, шарф, болт, фарш, холм, мост.
13. Двусложные слова с двумя стечениями:
звезда, штанга, гнездо, спички, птенцы, флажки, клюшка, гвозди, плетка, клетка, клюква, скалка, кнопка, спутник, книжки, пингвин.
Для решения поставленных задач по формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР 6-7 лет работа проводилась на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятиях.
На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений создаются условия для повышения работоспособности детей преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизация эмоционального фона, развития мотивации к участию детей в организованной взрослыми деятельности и профилактики конфликтов между детьми.
Предлагаю игры и игровые упражнения на формирование слоговой структуры слова, которые построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий.
Iэтап - подготовительный
Работа над ритмом (сначала над простым, затем над
сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна.
Виды заданий следующие:
— Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике на карточке;
Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);
Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;
Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;
Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: !!!; !!!!!;
Произвольное воспроизведение ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами;
Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба. ( Данные виды работ проводятся на музыкальных занятиях, на логоритмике),
Упражнения на развитие динамического праксиса рук:
выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по
образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак —
ребро, кулак — ребро — ладонь.
Графические упражнения на переключение (продолжи рисунок, собери бусы по образцу и т.п.): 0-0-0...; +=+=...
Виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого развития ребенка.
Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
Данные виды упражнений для детей с ОНР1-2 уровня недоступны, поэтому с такими детьми начинают подготовительную работу с упражнений на развитие слухового восприятия, на формирование умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию.
IIэтап- коррекционный
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.
Уровень гласных звуков
Детям предлагаются следующие задания:
Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;
Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед
хлопнул в ладоши;
Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;
Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА,
АУА;
Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции
и произнесение их с голосом;
Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим
образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.
Уровень слогов
Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующие:
Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо — один слог);
Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на
каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);
Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
Наращивание слогов («Скажи на один слог больше,
чем я»): са-со...;
Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог
меньше, чем я»): са-со-су-сы;
Проговаривание цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су;
Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения
большого и среднего или большого и указательного пальцев
ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми
же пальцами: са-со-со, со-са-со;
Повторение за логопедом серии слогов:
а-са, а-со, а-су, а-сы;
и-са, и-со, и-су, и-сы;
у-са, у-со, у-су, у-сы;
о-са, о-со, о-су, о-сы;
Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со; со-а-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;
Повторение за логопедом, серии слогов со стечением согласных: ста-сто-сту-сты, а-ста, а-сто, а-сту, а-сты; и-ста, и-сто, и-сту, и-сты; о-ста, о-сто, о-сту, о-сты; у-ста, у-сто, у-сту, у-сты.
Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек
выпадет на кубике,
Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
«Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас, тса-аст;
Уровень слова
При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее:
а) структура осваиваемых слов расширяется и усложняется
за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций;
б) формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;
в) в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать
с вызывания или закрепления имеющихся в речи ребенка слов-
звукоподражаний. (Особое внимание нужно уделять повторению звукоподражаний, что создает определенные возможности для усвоения слогового ряда, например: ав-ав, мяу-мяу.);
На начальном этапе при низком уровне речевого развития основной задачей логопедического воздействия является накопление элементарного экспрессивного словаря путем вызывания у детей подражательной речевой деятельности в форме любых звуковых проявлений, а также расширение объема понимаемой речи. На этом этапе рекомендуется использовать слова с простой слоговой структурой, не включающие артикуляцию сложных звуков, и главной целью является уточнение контура слова (его длины). Работа с «неговорящими» детьми начинается с вызывания или закрепления звукоподражаний. Затем целесообразно переходить к работе со словами типа СГ, СГС (на, дай, вот, тут, там). Их произнесение, как правило, сопровождается жестами.
После того как у ребенка возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо добиваться от него воспроизведения ударного слога, а затем и интонационно-ритмического рисунка одно-, двух- и трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспринимать приближенно, на данном этапе не рекомендуется исправлять звукопроизношение). Следует обратить внимание на формирование связного высказывания — объединение двух слов в одно предложение (Дай биби).
Важное значение придается подбору такого лексического материала для занятий, который подготавливал бы ребенка к речевому общению, развитию коммуникативной функции речи. Используется бытовая лексика — слова, относящиеся к различным частям речи. Для более активного и успешного усвоения материала в ходе логопедических занятий рекомендуется создавать различные игровые ситуации.
С детьми, имеющими более высокий уровень речевого развития, работу над слоговой структурой и звукопроизношением проводим параллельно: овладение слоговой структурой идет на материале освоенных ребенком звуков, а в отработанную структуру вводятся новые, еще не освоенные звуки
На разных этапах усвоения родного языка виды работы над слоговой структурой слов, усложняясь, варьируются. Вначале не требуем от ребенка никакого осознанного отношения к слогу как части слова. Дети обучаются членению слов на слоги неосознанно; деление на слоги основывается на четком послоговом проговаривании слова. Это проговаривание связывается с ритмическим движением ведущей руки, которая в такт отхлопывает по столу количество слогов в слове.
Используем игры «отхлопай, оттопай, отпрыгай слово». Работа над формированием структуры слов подкрепляется наглядностью, в том числе индивидуальным раздаточным материалом.
Таким образом, характер логопедического воздействия при развитии слоговой структуры слова определяется уровнем речевого развития ребенка-логопата, а также индивидуальными трудностями при овладении элементами речи. Как уже отмечалось, развитие слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фраз.
Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е. С. Большаковой в пособии «Работа логопеда с дошкольниками». Автор предлагает последовательность работы, способствующую уточнению контура слова I-XIV типы слоговой структуры
В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры были изготовлены и использованы следующие виды игр и упражнений.
Фонематический и слоговой анализ слов
«Змея и червяк» -определение длины слова на слух;
«Построй башню» -построить башню из кубиков произнося слово по слогам. Какое слово длиннее;
«Раздели слово на слоги и поставь под картинкой столько же палочек (бусины, пуговицы и т.п.)»;
Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой
слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.
«Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько
равных частей, сколько слогов в слове, назвать каждый слог; разрезать полоску бумаги(символ целого слова) по количеству слогов.
«Рассели животных по домам, разложи предметы по шкафам и т. п. »: одноэтажный дом — кот, двухэтажный — лиса
Объясни значение сложных слов слова пароход; самовар и т.п. из каких 2 слов оно образовано.Назвать лишнее слово: Например: мартышка, бегемот, жираф, крокодил.
Наращивание слов «Добавь звук, слог» пример: шил — сшил, Взрослый говорит начало слова а ребенок добавляет, заранее оговоренный звук или слог.
Назвать ласково: Оля — Оленька, Вова — Вовочка и т.д.
(слоговой анализ слов).
Из двух слов образовать одно: лед, колоть (ледокол).
Логопед медленно произносит слово по слогам: со-ба-ка, а ребенок произносит это слово целиком.
«Разрезные картинки игра «Собака»». Ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове. Ребенку объясняют, что если сложить картинку неправильно, то слоги поменяются местами и слово потеряет смысл.
Образовать слово по аналогии (упражнение на словообразование): дом — домик, кот — ... Уточнить, какое звукосочетание появляется во всех этих словах.
После отработки слов на уровне слова переходят к заучиванию чистоговорок, предложений стихов и других текстов
Как правило, заучиваем с движением, с отхлопыванием.
Качественно-количественный анализ исследования ошибок и правильных ответов при исследовании слоговой структуры слова у дошкольников на конец года.
Виды ошибок | Старшая группа | Подготовител. группа | Разновозрастная группа д.с. «Ленок» | |||
Кол-во ошибок | Количество правильных ответов | Кол-во ошибок | Количество правильных ответов | Кол-во ошибок | Количество правильных ответов | |
Ошибки, связанные с несформированностью слоговой структуры слова: | ||||||
Повтори предложение | 7 | 5 | 1 | 6 | 5 | 3 |
Назови предметные картинки; | 0 | 12 | 1 | 6 | 3 | 5 |
Повтори слова за логопедом | 1 | 11 | 0 | 7 | 3 | 5 |
Ответить на вопросы | 3 | 9 | 0 | 7 | 2 | 6 |
Повтори ряды слогов, из них | 2 | 10 | 0 | 7 | 2 | 6 |
па-ту-ко; | 2 | 10 | 7 | 2 | 6 | |
па-та-ка-ма; | 2 | 10 | 7 | 2 | 6 | |
па-по-пу; | 2 | 10 | 7 | 2 | 6 | |
па-па-па,па-па-па, па-па-па | 2 | 10 | 7 | 2 | 6 | |
Отстучи ритмический рисунок слова. | 3 | 9 | 1 | 6 | 3 | 5 |
Из таблицы видно, что при направленной и систематической работы, количество ошибок связанных с нарушениями воспроизведения слогового состава слова у детей уменьшились или совсем исчезли. Дети, которые недостаточно усвоили слоговой состав слов, как правило, соматически ослаблены, поэтому коррекция у таких детей не всегда соответствует ожидаемым результатам. У таких детей так же наблюдается неустойчивое внимание, снижен объем кратковременной и долговременной памяти, повышена утомляемость, что затрудняет усвоение коррекционного материала.
Сравнительная диаграмма правильных ответов детей старшей группы детского сада «Светлячок» при исследовании сформированности слоговой структуры слова на начало и конец года.
Сравнительная диаграмма правильных ответов детей подготовительной группы детского сада «Светлячок» при исследовании сформированности слоговой структуры слова на начало и конец года.
Сравнительная диаграмма правильных ответов детей разновозрастной группы детского сада «Ленок» при исследовании сформированности слоговой структуры слова на начало и конец года.
Сравнительный качественно-количественный анализ исследования ошибок и правильных ответов при исследовании слоговой структуры слова у дошкольников.
Виды ошибок | Общее количество ответов по трем группам | |||||
На начало года | На конец года | На начало года | На конец года | |||
Ошибки, связанные с несформированностью слоговой структуры слова: | Кол-во ошибок | Количество правильных ответов | Кол-во ошибок | Количество правильных ответов | % правильных ответов | |
Повтори предложение | 20 | 7 | 13 | 14 | 26% | 52% |
Назови предметные картинки; | 12 | 15 | 4 | 23 | 56% | 85% |
Повтори слова за логопедом | 12 | 15 | 5 | 22 | 56% | 81% |
Ответить на вопросы | 17 | 10 | 5 | 22 | 37% | 81% |
Повтори ряды слогов, из них | 22 | 5 | 4 | 23 | 19% | 85% |
Отстучи ритмический рисунок слова. | 22 | 5 | 7 | 20 | 19% | 74% |
Сравнительная диаграмма правильных ответов детей детского сада при исследовании сформированности слоговой структуры слова на начало и конец года.
Вывод: Анализируя показатели диаграммы мы видим , что количество правильного воспроизведения предложений при исследовании слоговой структуры слова увеличилосьв 2 раза, при самостоятельном назывании картинок правильного произношения слов стало в 1,5 раза больше. При отраженном повторении слов, правильного воспроизведения слов ССС увеличилось на 25 %.Отвечая на вопросы дети безошибочно воспроизводили слова ССС на 44% больше в конце года по сравнению с началом года. После системы коррекционных занятий дошкольники успешно повторяли слогоряды (на 66%)и воспроизводили ритм слова(55%).
Вывод: При наличии систематической целенаправленной работы по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста на основе использования игровой деятельности произошли видимые улучшения в воспроизведении слогового состава слов. Большинство детей перестали нарушать порядок слогов в слове, делать пропуски либо добавления новых слогов или звуков. Речь стала более чистой и понятной. Приобретены навыки слогового анализа и синтеза у детей подготовительной группы и заложены основы слогового анализа у детей старшей группы.
При систематической, логопедической и педагогической коррекции, у детей с речевой патологией, отмечается выраженная тенденция более интенсивного развития всех сторон устной речи, и можно ожидать, что все дети, хотя и в разной степени, будут, подготовлены к обучению грамоте в школе и не будут испытывать серьезные затруднения в добукварном периоде обучения.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Обследование детей с ОНР . Стимульный материал.
Слова 1-14 типов слоговой структуры
Составь предложение по картинке. Повтори предложение за логопедом.
Приложение 2
Формирование слоговой структуры слова
Ориентирование в горизонтальной плоскости.
«что находиться в верхнем левом углу»
Отхлопай ритм дождика (Повтори слоги в соответствии с ритмом дождика)
«Повтори звук, слог столько раз сколько раз пролаяла собака».
Компьютерная игра «Учимся говорить правильно»
Послушай ритм капель и покажи мышью рисунок ему соответствующий.
Уровень слога
Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;
Произнести звук О столько раз, сколько раз я
хлопнула в ладоши;
Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;
Уровень слова
«Змея и червяк» определить на слух длинное и короткое слово и распределить их между червяком и змеёй
«Раздели слово на слоги и поставь под картинкой столько же палочек (бусины, пуговицы и т.п.)»;
«Паровозик»
Цель: закрепление умения делить слова на слоги, развивать фонематический слух.
Ход: Распределение картинок в соответствии: количество слогов – количество окошек в вагонах
«Пирамидки»- размести картинки в соответствии с количеством слогов в слове.
«Домики»
Распредели игрушки картинки по домикам в соответствии с количеством слогов по количеству окошек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Данная статья затрагивает вопрос об овладении произношением звуко - слоговой структуры слова детьми, страдающими общим недоразвитием речи. Каждый логопед-практик сталкивается в своей работе с дет...
Формирование слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи
Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и...
Формирование слоговой структуры слова у детей 4 – 5 лет
Материал предназеачен для начинающих логопедов, воспитателей ДОУ и родителей....
Особенности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
В данном материале описываются особенности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....
Игровые упражнения и задания для формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
В данном материале представлены игровые упражнения и задания для формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста....
Нарушение слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
Игры на коррекцию слоговой структуры слова...
Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ...