Групповое логопедическое занятие для 2 класса
план-конспект на тему
Дифференциация Ч – Щ. Различение однокоренных и родственных слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_ch.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация Ч – Щ. Различение однокоренных и родственных слов.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
- Развитие фонематического восприятия.
- Расширение и активизация словаря по теме «Профессии».
- Формирование навыков языкового анализа (деление текста на предложения, предложения на слова), слухового и зрительного внимания, самопроверки.
- Становление навыков образования и подбора родственных слов.
- Дифференциация понятий «однокоренные слова» и «родственные слова»
МАТЕРИАЛЫ
- Карточки со словами.
- Дидактическая игра «Лото родственных слов».
- Картинки по теме «Профессии».
- Карточки с написанными скороговорками и деформированные текстом.
- Изображения печатных букв Ч и Щ.
***
Организационный момент
Логопед объявляет ученикам тему занятия, настраивает их предстоящую деятельность. Затем читает сказку И. Голуб, Н. Ушакова см.: [5]
Однажды автор, который составлял учебник русского языка для второклассников, попросил прислать ему на работу слова ГОРА, ПАР, ОСИНА и ЛИМОН.
Но слова должны были прийти не одни, а с родственниками. И тогда ГОРА привела с собой ГОРЛО и ГОРНЯКА, осина захватила с собой слова ОСИННИК и ОСА, ПАР взял прилагательные ПАРНЫЙ и ПАРОВОЙ, а ЛИМОН явился с АПЕЛЬСИНОМ и МАНДАРИНОМ. Удивился автор, когда увидел некоторых родственников и отправил их домой. Почему?
Во время рассказа на доску вывешиваются слова.
ГОРА ОСИНА
ГОРЛО ОСИННИК
ГОРНЯК ОСА
ПАР ЛИМОН
ПАРНЫЙ АПЕЛЬСИН
ПАРОВОЙ МАНДАРИН
Логопед предлагает ученикам задания.
- Определить, действительно ли в каждой группе собраны родственные слова.
- Объяснить, в чем отличие однокоренных и родственных слов.
- Подобрать родственные слова к слову лимон (лимонный, лимончик, лимонад).
- Провести словарную работу и выяснить значение слов горняк, паровой, парный, осинник.
Дидактическая игра-лото «Родственные слова»
Логопед раздает ученикам листы с записанными на них словами. Затем поочередно показывает карточки со словами и читает их. Ученики находят на своих листах родственные слова, называют их и закрывают полосками бумаги. Логопед объясняет смысл незнакомых слов.
ВОДИТЬ, ВОДА, ПАР, ПАРА, ГОРЕ, ГОРЕТЬ, ГОРА.
ВОДЯНОЙ ВОДИТЕЛЬ ПАРНИК ПРИГОРОК ГОРЕЛЫЙ ГОРЕВАТЬ | ПЕРЕВОДЧИК ЗАГОРАТЬ ПРОПАРИТЬ ГОРЮЕТ ВОДИЦА ГОРОЧКА |
ПАРНЫЙ ПРИГОРЕТЬ НАВОДНЕНИЕ ПРОВОД ПАРЕНЫЙ ГОРЮШКО |
ГОРНЯК ПОДВОДНЫЙ ПОДГОРЕВШИЙ ПАРОХОД ГОРЕСТНЫЙ ПРОВОДНИК | ||
ЗАГАР НАВОДИТЬ ВОДИЧКА СПАРЕННЫЙ ГОРЕМЫКА ГОРЦЫ | НАГОРНЫЙ ПОГОРЕЛЕЦ ПАРОВОЙ ПРИГОРЮНИЛСЯ ПАРОЧКА ВОДОЛАЗ |
Запись родственных слов
Ученикам предлагается записать в два столбика слова, родственные словам водить и вода. После выполнения задания проходит его проверка.
Водный, отвод, водица, водитель, проводок, водяной, водник, водолаз, проводник, переводчик.
Разговор о профессиях
Логопед. А как одним словом объединить слова водолаз, водитель, проводник, переводчик?
Ученики. Это профессии.
Логопед. Какие еще профессии вы знаете?
Используя картинный материал, ученики перечисляют известные им профессии и коротко рассказывают о них.
Образование родственных слов
Логопед предлагает ученикам назвать профессию человека из приведенной фразы, образуя родственное слово к выделенному слову.
Учит детей. Служит на границе. Сочиняет сказки. Дрессирует зверей. Кладет печи. Работает на пасеке. Ходит в разведку. Чинит часы.
Дифференциация Ч-Щ
- Логопед предлагает ученикам в слове часовщик назвать первый и шестой звуки. Вывешивает на доску изображение печатных букв Ч и Щ. Затем диктует слова с этими звуками, а ученики должны, услышав Ч – поднять руки к плеЧам, Щ – поднести их к Щекам.
Врач, ночь, щенок, клещ, мачта, печать, пищать, точить, тащить
- Ученики списывают с доски слова, вставляя пропущенные буквы Ч и Щ. После выполнения задания меняются тетрадями и проверяют написание слов.
Було..ник, у..итель, дрессиров..ик, пе..ник, развед..ик, стеколь..ик, пасе..ник, мой..ник, пе..атник, бан..ик, пограни..ник, сы..ик, водопровод..ик, то..иль..ик, ..асов..ик.
- Ученики работают на карточках, подчеркивая в тексте букву Ч и зачеркивая Щ. По команде «Внимание!» все делается наоборот: Ч – вычеркивается, Щ – подчеркивается. Текст читается хором.
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
ВНИМАНИЕ!
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
ВНИМАНИЕ!
Дрессировщик учит хищников, поощряет всех «отличников».
- Ученики читают скороговорку про часовщика. Называют родственные слова. Читают еще раз, обращая внимание на запятые. Третий раз читают орфографически. Записывают по памяти. Затем проверяют себя по карточке и оценивают свою работу.
Восстановление деформированного текста
Логопед. Давайте еще раз вспомним, какие родственные слова мы подбирали к слову вода. Будут ли родственными словами слова водолаз и водитель? Сколько корней в слове водолаз? Кто такой водолаз?
Ученики отвечают на вопросы.
Мы хотели предложить вам рассказ про водолазов, но при наборе текста произошел сбой компьютера. Нужно навести в рассказе порядок, разбив его на предложения и слова, а потом переписать.
Водолазы
Людирешилипподнятьзатонушийкорабльпришелспасательныйпароходисталспускатьподводуводолазоввсеводолазыодетыврезиновыекостюмыгрудьиворотникуэтогокостюмамедныеголовуводолазазакрываютмеднымколпакомавколпакеестьокошечкочерезнеговодолазсмотритвколпакидетдыхательнаятрубка.
Итог
В конце занятия проходит проверка задания, подводятся итоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планы - конспекты групповых логопедических занятий в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида
В данных планах старалась отразить коррекционные цели занятий, включая специальные коррекционно - развивающие упражнения по развитию высших психических функций. Использовала доступные для учащихся с и...
Групповое логопедическое занятие с 1 классом "Звук и буква А. Игрушки".
Цель: Закрепление графического образа буквы А.Задачи: Коррекционно-образовательные:развитие звукового анализа слов;расширять и активизировать активный словарь по теме «Игрушки»;закрепление н...
Конспект открытого группового логопедического занятия в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Конспект занятия в 6 классе "Практическое употребление в речи имён прилагательных"Лексическая тема "Природа зимой"...
конспект группового логопедического занятия во 2 классе специальной (коррекционной) школы по теме: Зима. Автоматизация звука Л.
Конспект логопедического занятия во 2 классе специальной (коррекционной) школы "Автоматизация звука Л. Лексика: Зима."...
Методическая разработка группового логопедического занятия по теме "Знакомство с органами артикуляционного аппарата" (1 класс).
Предложена методическая разработка группового логопедического занятия по теме "Знакомство с органами артикуляционного аппарата". Занятие проводится в 1 классе в начале учебного года....
Календарно-тематическое планирование по групповым логопедическим занятиям. 8 класс
Календарно-тематическое планирование по групповым логопедическим занятиям. 8 класс...
Календарно-тематическое планирование по групповым логопедическим занятиям. 7 класс.
Календарно-тематическое планирование по групповым логопедическим занятиям. 7 класс....