Подростковый возраст- период становления личности.
статья на тему

Горбунова Любовь Иннокентьевна

Подростковый возраст - это период перехода ребенка от детства к взрослости. Становление подростка трудное дело. В этот период в подростке меняется все: поведение взгляды, вкусы, интересы. В нем много нового, неустойчивого, и поэтому подростку нужна помощь, поддержка, внимание и понимание. В это время происходит формирование нравственных убеждений, идеалов и мировоззрения. Чувство "взрослости" подростков ярко складывается в стремлении к самостоятельности, независимости, обидчивости, острой реакции на попытки взрослых ущемить достоинства подростка.

Главная проблема взрослого - найти для себя правильную позицию в отношении с подростком. Хочется отметить основные противоречия внутренней позиции подростка. С одной стороны он стремиться к самостоятельности, протестует против мелочной опеки, контроля, а с другой стороны - испытывает тревогу, опасение, что не справится с новыми задачами. Они ждут помощи от взрослых, но не хотят, открыто признаться в этом.

Этот возраст труден как для родителей и педагогов, так и для самих детей. Это самый критический, самый неуравновешенный возраст. Правильно построить воспитание невероятно трудно, а зачастую просто невозможно, если не учитывать законов физиологического развития.

Прежде всего, подростковый возраст характеризуется интенсивным ростом. Перестройка бесследно не проходит: мы наблюдаем обилие лишних движений, неловкость, угловатость. На кого-то налетают то в классе, то в коридоре. У них появляется желание опереться на что-то, прислониться к чему-то = это связано с их недостаточной выносливостью.

У девочек в большей мере выражены нарушения эмоционального плана - они чересчур обидчивы, могут заплакать ни с того, ни с сего, часто меняется настроение.

Мальчики становятся более шумными, суетливыми, появляются ненужные движения, могут постоянно что-то вертеть в руках. И у мальчиков и у девочек хуже становится почерк, появляется больше ошибок, исправлений. Наклон букв то один, то другой.

Речь подростка порою делается замедленной, не всегда быстро реагирует на обращение взрослых. В школе ответы становятся более скудными, для получения исчерпывающего ответа нам приходится буквально вытягивать из него этот ответ. Все это создает впечатление, что подросток недостаточно знает предмет, не уверен в своих знаниях.

В период полового созревания усиливается подкорковая активность, происходит дальнейшее развитие мозга, его высших отделов - лобных областей коры. Одним словом подростки умнеют. Но в поведении подростков отмечается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций.

Подростки способны к самоконтролю, к критическому отношению к себе и окружающим. Но в нервных центрах возбуждение преобладает над торможением и поэтому подростки не всегда адекватно реагируют на внешнее воздействие.

В нормальных условиях между силой возбуждения и торможения существует определенная зависимость, но в подростковом возрасте эта зависимость нарушается из-за повышенной возбудимости ЦНС. Все это выражается в особенностях поведения подростка. Например подросток может быть безразличен к важным событиям, либо равнодушно относится к оценке. Его ничего не волнует не радует, он не реагирует ни на похвалу, ни на порицание, но может возмущаться из-за пустяков. Нередки проявления негативизма. На просьбу сделать что-либо подросток может ответить отказом, причем, нередко в грубой форме. Идет наперекор, осознавая свою неправоту. Потом будем раскаиваться и переживать.

Ко всему этому следует добавить и отклонения самокритического характера. В основе две причины:  первая - нарушена содружественная работа отдельных органов и систем, вторая - организм не получает в достаточном количестве различные вещества, необходимые ему в период бурного роста.

Пример первой причины - обмороки. Нагнулся, выпрямился - головокружение, темнеет в глазах. Пример действия второй причины - частые нарушения осанки, искривление позвоночника из-за нехватки минеральных солей, а их нужно растущему организму очень много, чтобы обеспечить механическую прочность быстро растущего скелета.

Подростки больше утомляются. Утомление наступает примерно так: сначала появляется двигательное беспокойство (нервные центры не в состоянии затормозить нежелательные движения), затем наступает сонливость, либо, напротив, сильно возбуждение. Все это, естественно, сказывается на успеваемости и поведении подростка. Это надо учитывать и понимать. Подросток попадает в это состояние не по своей воле, часто он и сам не осознает своего состояния.

В этом возрасте достаточно заинтересованно относится к своей внешности, т.к. внешность становится одним из факторов самоутверждения личности. (Анорексия).

У мальчиков это происходит на полтора - два года позже, и в это время представления о своей внешности у них уже более трезвое и правильное.

Подростки очень боятся одиночества. Очень важен социум, т.е. окружение. С кем дружат ваши дети? Но это отдельная тема. В этом возрасте подросткам важнее, как к ним относятся сверстники, а не родители и учителя, и с этим надо смириться.

Вы не правы, когда стремитесь создать своего ребенка по своему образу и подобию.

Помните: у ваших детей, сформировались свои правила поведения - по вашим, они жить не хотят. Ищите компромисс. И еще посмотрите, а живете ли вы сами по тем принципам, которые провозглашаете. Дети это прекрасно видят.

Бывает и другое. Вроде бы родители очень правильные, добропорядочные, а получается "сбой".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podrostkovyy_vozrast-_period_stanovleniya_lichnosti.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подростковый возраст-

период становления личности.

Подростковый возраст - это период перехода ребенка от детства к взрослости. Становление подростка трудное дело. В этот период в подростке меняется все: поведение взгляды, вкусы, интересы. В нем много нового, неустойчивого, и поэтому подростку нужна помощь, поддержка, внимание и понимание. В это время происходит формирование нравственных убеждений, идеалов и мировоззрения. Чувство "взрослости" подростков ярко складывается в стремлении к самостоятельности, независимости, обидчивости, острой реакции на попытки взрослых ущемить достоинства подростка.

Главная проблема взрослого - найти для себя правильную позицию в отношении с подростком. Хочется отметить основные противоречия внутренней позиции подростка. С одной стороны он стремиться к самостоятельности, протестует против мелочной опеки, контроля, а с другой стороны - испытывает тревогу, опасение, что не справится с новыми задачами. Они ждут помощи от взрослых, но не хотят, открыто признаться в этом.

Этот возраст труден как для родителей и педагогов, так и для самих детей. Это самый критический, самый неуравновешенный возраст. Правильно построить воспитание невероятно трудно, а зачастую просто невозможно, если не учитывать законов физиологического развития.

Прежде всего, подростковый возраст характеризуется интенсивным ростом. Перестройка бесследно не проходит: мы наблюдаем обилие лишних движений, неловкость, угловатость. На кого-то налетают то в классе, то в коридоре. У них появляется желание опереться на что-то, прислониться к чему-то = это связано с их недостаточной выносливостью.

У девочек в большей мере выражены нарушения эмоционального плана - они чересчур обидчивы, могут заплакать ни с того, ни с сего, часто меняется настроение.

Мальчики становятся более шумными, суетливыми, появляются ненужные движения, могут постоянно что-то вертеть в руках. И у мальчиков и у девочек хуже становится почерк, появляется больше ошибок, исправлений. Наклон букв то один, то другой.

Речь подростка порою делается замедленной, не всегда быстро реагирует на обращение взрослых. В школе ответы становятся более скудными, для получения исчерпывающего ответа нам приходится буквально вытягивать из него этот ответ. Все это создает впечатление, что подросток недостаточно знает предмет, не уверен в своих знаниях.

В период полового созревания усиливается подкорковая активность, происходит дальнейшее развитие мозга, его высших отделов - лобных областей коры. Одним словом подростки умнеют. Но в поведении подростков отмечается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций.

Подростки способны к самоконтролю, к критическому отношению к себе и окружающим. Но в нервных центрах возбуждение преобладает над торможением и поэтому подростки не всегда адекватно реагируют на внешнее воздействие.

В нормальных условиях между силой возбуждения и торможения существует определенная зависимость, но в подростковом возрасте эта зависимость нарушается из-за повышенной возбудимости ЦНС. Все это выражается в особенностях поведения подростка. Например подросток может быть безразличен к важным событиям, либо равнодушно относится к оценке. Его ничего не волнует не радует, он не реагирует ни на похвалу, ни на порицание, но может возмущаться из-за пустяков. Нередки проявления негативизма. На просьбу сделать что-либо подросток может ответить отказом, причем, нередко в грубой форме. Идет наперекор, осознавая свою неправоту. Потом будем раскаиваться и переживать.

Ко всему этому следует добавить и отклонения самокритического характера. В основе две причины:  первая - нарушена содружественная работа отдельных органов и систем, вторая - организм не получает в достаточном количестве различные вещества, необходимые ему в период бурного роста.

Пример первой причины - обмороки. Нагнулся, выпрямился - головокружение, темнеет в глазах. Пример действия второй причины - частые нарушения осанки, искривление позвоночника из-за нехватки минеральных солей, а их нужно растущему организму очень много, чтобы обеспечить механическую прочность быстро растущего скелета.

Подростки больше утомляются. Утомление наступает примерно так: сначала появляется двигательное беспокойство (нервные центры не в состоянии затормозить нежелательные движения), затем наступает сонливость, либо, напротив, сильно возбуждение. Все это, естественно, сказывается на успеваемости и поведении подростка. Это надо учитывать и понимать. Подросток попадает в это состояние не по своей воле, часто он и сам не осознает своего состояния.

В этом возрасте достаточно заинтересованно относится к своей внешности, т.к. внешность становится одним из факторов самоутверждения личности. (Анорексия).

У мальчиков это происходит на полтора - два года позже, и в это время представления о своей внешности у них уже более трезвое и правильное.

Подростки очень боятся одиночества. Очень важен социум, т.е. окружение. С кем дружат ваши дети? Но это отдельная тема. В этом возрасте подросткам важнее, как к ним относятся сверстники, а не родители и учителя, и с этим надо смириться.

Вы не правы, когда стремитесь создать своего ребенка по своему образу и подобию.

Помните: у ваших детей, сформировались свои правила поведения - по вашим, они жить не хотят. Ищите компромисс. И еще посмотрите, а живете ли вы сами по тем принципам, которые провозглашаете. Дети это прекрасно видят.

Бывает и другое. Вроде бы родители очень правильные, добропорядочные, а получается "сбой".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная  модель развития  в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)Возрастно-нормативная ...

Возраст и становление личности

Цели урока:Ознакомиться с периодами развития личности, проанализировать процесс становления личности;Работать с понятиями «периодизация развития личности», « персонализация», «адаптация», «интеграция»...

Актуальность исследования. В период становления информационного общества возрастает роль информатики как фундаментальной отрасли науч¬ного знания, формирующей представление об информации, информационных процессах, объектах и явлениях, а также методах и ср

Актуальность исследования. В период становления информационного общества возрастает роль информатики как фундаментальной отрасли науч­ного знания, формирующей представление об информации, информационн...

Система выявления и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности детей (из опыта работы)

Развитие, выявление, и поддержка одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, ...

Становление личности в период подросткового возраста

Подростковый возраст - это период развития детей от 10-11 до 14-15 лет. Этот период считается ключевым в формировании личности. Его основное содержание составляет переход от детства к взрослости, охва...

Создание системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности

Талант сам по себе бесцветен и приобретает окраску только в применении. Михаил Евграфович  Салтыков-Щедрин...