Подростковый возраст- период становления личности.
статья на тему
Подростковый возраст - это период перехода ребенка от детства к взрослости. Становление подростка трудное дело. В этот период в подростке меняется все: поведение взгляды, вкусы, интересы. В нем много нового, неустойчивого, и поэтому подростку нужна помощь, поддержка, внимание и понимание. В это время происходит формирование нравственных убеждений, идеалов и мировоззрения. Чувство "взрослости" подростков ярко складывается в стремлении к самостоятельности, независимости, обидчивости, острой реакции на попытки взрослых ущемить достоинства подростка.
Главная проблема взрослого - найти для себя правильную позицию в отношении с подростком. Хочется отметить основные противоречия внутренней позиции подростка. С одной стороны он стремиться к самостоятельности, протестует против мелочной опеки, контроля, а с другой стороны - испытывает тревогу, опасение, что не справится с новыми задачами. Они ждут помощи от взрослых, но не хотят, открыто признаться в этом.
Этот возраст труден как для родителей и педагогов, так и для самих детей. Это самый критический, самый неуравновешенный возраст. Правильно построить воспитание невероятно трудно, а зачастую просто невозможно, если не учитывать законов физиологического развития.
Прежде всего, подростковый возраст характеризуется интенсивным ростом. Перестройка бесследно не проходит: мы наблюдаем обилие лишних движений, неловкость, угловатость. На кого-то налетают то в классе, то в коридоре. У них появляется желание опереться на что-то, прислониться к чему-то = это связано с их недостаточной выносливостью.
У девочек в большей мере выражены нарушения эмоционального плана - они чересчур обидчивы, могут заплакать ни с того, ни с сего, часто меняется настроение.
Мальчики становятся более шумными, суетливыми, появляются ненужные движения, могут постоянно что-то вертеть в руках. И у мальчиков и у девочек хуже становится почерк, появляется больше ошибок, исправлений. Наклон букв то один, то другой.
Речь подростка порою делается замедленной, не всегда быстро реагирует на обращение взрослых. В школе ответы становятся более скудными, для получения исчерпывающего ответа нам приходится буквально вытягивать из него этот ответ. Все это создает впечатление, что подросток недостаточно знает предмет, не уверен в своих знаниях.
В период полового созревания усиливается подкорковая активность, происходит дальнейшее развитие мозга, его высших отделов - лобных областей коры. Одним словом подростки умнеют. Но в поведении подростков отмечается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций.
Подростки способны к самоконтролю, к критическому отношению к себе и окружающим. Но в нервных центрах возбуждение преобладает над торможением и поэтому подростки не всегда адекватно реагируют на внешнее воздействие.
В нормальных условиях между силой возбуждения и торможения существует определенная зависимость, но в подростковом возрасте эта зависимость нарушается из-за повышенной возбудимости ЦНС. Все это выражается в особенностях поведения подростка. Например подросток может быть безразличен к важным событиям, либо равнодушно относится к оценке. Его ничего не волнует не радует, он не реагирует ни на похвалу, ни на порицание, но может возмущаться из-за пустяков. Нередки проявления негативизма. На просьбу сделать что-либо подросток может ответить отказом, причем, нередко в грубой форме. Идет наперекор, осознавая свою неправоту. Потом будем раскаиваться и переживать.
Ко всему этому следует добавить и отклонения самокритического характера. В основе две причины: первая - нарушена содружественная работа отдельных органов и систем, вторая - организм не получает в достаточном количестве различные вещества, необходимые ему в период бурного роста.
Пример первой причины - обмороки. Нагнулся, выпрямился - головокружение, темнеет в глазах. Пример действия второй причины - частые нарушения осанки, искривление позвоночника из-за нехватки минеральных солей, а их нужно растущему организму очень много, чтобы обеспечить механическую прочность быстро растущего скелета.
Подростки больше утомляются. Утомление наступает примерно так: сначала появляется двигательное беспокойство (нервные центры не в состоянии затормозить нежелательные движения), затем наступает сонливость, либо, напротив, сильно возбуждение. Все это, естественно, сказывается на успеваемости и поведении подростка. Это надо учитывать и понимать. Подросток попадает в это состояние не по своей воле, часто он и сам не осознает своего состояния.
В этом возрасте достаточно заинтересованно относится к своей внешности, т.к. внешность становится одним из факторов самоутверждения личности. (Анорексия).
У мальчиков это происходит на полтора - два года позже, и в это время представления о своей внешности у них уже более трезвое и правильное.
Подростки очень боятся одиночества. Очень важен социум, т.е. окружение. С кем дружат ваши дети? Но это отдельная тема. В этом возрасте подросткам важнее, как к ним относятся сверстники, а не родители и учителя, и с этим надо смириться.
Вы не правы, когда стремитесь создать своего ребенка по своему образу и подобию.
Помните: у ваших детей, сформировались свои правила поведения - по вашим, они жить не хотят. Ищите компромисс. И еще посмотрите, а живете ли вы сами по тем принципам, которые провозглашаете. Дети это прекрасно видят.
Бывает и другое. Вроде бы родители очень правильные, добропорядочные, а получается "сбой".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podrostkovyy_vozrast-_period_stanovleniya_lichnosti.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подростковый возраст-
период становления личности.
Подростковый возраст - это период перехода ребенка от детства к взрослости. Становление подростка трудное дело. В этот период в подростке меняется все: поведение взгляды, вкусы, интересы. В нем много нового, неустойчивого, и поэтому подростку нужна помощь, поддержка, внимание и понимание. В это время происходит формирование нравственных убеждений, идеалов и мировоззрения. Чувство "взрослости" подростков ярко складывается в стремлении к самостоятельности, независимости, обидчивости, острой реакции на попытки взрослых ущемить достоинства подростка.
Главная проблема взрослого - найти для себя правильную позицию в отношении с подростком. Хочется отметить основные противоречия внутренней позиции подростка. С одной стороны он стремиться к самостоятельности, протестует против мелочной опеки, контроля, а с другой стороны - испытывает тревогу, опасение, что не справится с новыми задачами. Они ждут помощи от взрослых, но не хотят, открыто признаться в этом.
Этот возраст труден как для родителей и педагогов, так и для самих детей. Это самый критический, самый неуравновешенный возраст. Правильно построить воспитание невероятно трудно, а зачастую просто невозможно, если не учитывать законов физиологического развития.
Прежде всего, подростковый возраст характеризуется интенсивным ростом. Перестройка бесследно не проходит: мы наблюдаем обилие лишних движений, неловкость, угловатость. На кого-то налетают то в классе, то в коридоре. У них появляется желание опереться на что-то, прислониться к чему-то = это связано с их недостаточной выносливостью.
У девочек в большей мере выражены нарушения эмоционального плана - они чересчур обидчивы, могут заплакать ни с того, ни с сего, часто меняется настроение.
Мальчики становятся более шумными, суетливыми, появляются ненужные движения, могут постоянно что-то вертеть в руках. И у мальчиков и у девочек хуже становится почерк, появляется больше ошибок, исправлений. Наклон букв то один, то другой.
Речь подростка порою делается замедленной, не всегда быстро реагирует на обращение взрослых. В школе ответы становятся более скудными, для получения исчерпывающего ответа нам приходится буквально вытягивать из него этот ответ. Все это создает впечатление, что подросток недостаточно знает предмет, не уверен в своих знаниях.
В период полового созревания усиливается подкорковая активность, происходит дальнейшее развитие мозга, его высших отделов - лобных областей коры. Одним словом подростки умнеют. Но в поведении подростков отмечается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций.
Подростки способны к самоконтролю, к критическому отношению к себе и окружающим. Но в нервных центрах возбуждение преобладает над торможением и поэтому подростки не всегда адекватно реагируют на внешнее воздействие.
В нормальных условиях между силой возбуждения и торможения существует определенная зависимость, но в подростковом возрасте эта зависимость нарушается из-за повышенной возбудимости ЦНС. Все это выражается в особенностях поведения подростка. Например подросток может быть безразличен к важным событиям, либо равнодушно относится к оценке. Его ничего не волнует не радует, он не реагирует ни на похвалу, ни на порицание, но может возмущаться из-за пустяков. Нередки проявления негативизма. На просьбу сделать что-либо подросток может ответить отказом, причем, нередко в грубой форме. Идет наперекор, осознавая свою неправоту. Потом будем раскаиваться и переживать.
Ко всему этому следует добавить и отклонения самокритического характера. В основе две причины: первая - нарушена содружественная работа отдельных органов и систем, вторая - организм не получает в достаточном количестве различные вещества, необходимые ему в период бурного роста.
Пример первой причины - обмороки. Нагнулся, выпрямился - головокружение, темнеет в глазах. Пример действия второй причины - частые нарушения осанки, искривление позвоночника из-за нехватки минеральных солей, а их нужно растущему организму очень много, чтобы обеспечить механическую прочность быстро растущего скелета.
Подростки больше утомляются. Утомление наступает примерно так: сначала появляется двигательное беспокойство (нервные центры не в состоянии затормозить нежелательные движения), затем наступает сонливость, либо, напротив, сильно возбуждение. Все это, естественно, сказывается на успеваемости и поведении подростка. Это надо учитывать и понимать. Подросток попадает в это состояние не по своей воле, часто он и сам не осознает своего состояния.
В этом возрасте достаточно заинтересованно относится к своей внешности, т.к. внешность становится одним из факторов самоутверждения личности. (Анорексия).
У мальчиков это происходит на полтора - два года позже, и в это время представления о своей внешности у них уже более трезвое и правильное.
Подростки очень боятся одиночества. Очень важен социум, т.е. окружение. С кем дружат ваши дети? Но это отдельная тема. В этом возрасте подросткам важнее, как к ним относятся сверстники, а не родители и учителя, и с этим надо смириться.
Вы не правы, когда стремитесь создать своего ребенка по своему образу и подобию.
Помните: у ваших детей, сформировались свои правила поведения - по вашим, они жить не хотят. Ищите компромисс. И еще посмотрите, а живете ли вы сами по тем принципам, которые провозглашаете. Дети это прекрасно видят.
Бывает и другое. Вроде бы родители очень правильные, добропорядочные, а получается "сбой".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)
Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)Возрастно-нормативная ...
Возраст и становление личности
Цели урока:Ознакомиться с периодами развития личности, проанализировать процесс становления личности;Работать с понятиями «периодизация развития личности», « персонализация», «адаптация», «интеграция»...
Актуальность исследования. В период становления информационного общества возрастает роль информатики как фундаментальной отрасли науч¬ного знания, формирующей представление об информации, информационных процессах, объектах и явлениях, а также методах и ср
Актуальность исследования. В период становления информационного общества возрастает роль информатики как фундаментальной отрасли научного знания, формирующей представление об информации, информационн...
Возраст и становление личности. урок обществознания. 10 класс
Урок обществозннания. 10 класс....
Система выявления и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности детей (из опыта работы)
Развитие, выявление, и поддержка одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, ...
Становление личности в период подросткового возраста
Подростковый возраст - это период развития детей от 10-11 до 14-15 лет. Этот период считается ключевым в формировании личности. Его основное содержание составляет переход от детства к взрослости, охва...
Создание системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности
Талант сам по себе бесцветен и приобретает окраску только в применении. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин...