Возраст и становление личности
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Цели урока:
- Ознакомиться с периодами развития личности, проанализировать процесс становления личности;
- Работать с понятиями «периодизация развития личности», « персонализация», «адаптация», «интеграция» и др.
- Развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, решать проблемные задания, вести подготовку к ЕГЭ;
- Способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrast_i_stanovlenie_lichnosti.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания в социально-гуманитарном 10 классе
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 72 г. Липецка
учитель Кокорева Ольга Михайловна
Тема: Возраст и становление личности.
Цели урока:
- Ознакомиться с периодами развития личности, проанализировать процесс становления личности;
- Работать с понятиями «периодизация развития личности», « персонализация», «адаптация», «интеграция» и др.
- Развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, решать проблемные задания, вести подготовку к ЕГЭ;
- Способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Оборудование урока:
- Презентация
- Раздаточный материал (приложения)
- Портреты выдающихся личностей
- Задания по материалам ЕГЭ
I. Самоопределение.
«Все мы – личности».
«Достаточно мгновения, чтобы стать героем, но необходима целая жизнь, чтобы стать достойным человеком».
Поль Брюла ( фр. писатель, 1866-1940гг)
- Как вы думаете, в чем смысл этих слов?
- Как они связаны с темой нашего урока?
(учащиеся рассуждают, дают свои ответы)
Родившись человек, имеет определенные качества, но в процессе жизненного пути проходит ряд этапов, чтобы называться Человеком с большой буквы, чтобы стать личностью.
-Какие шаги, пороги, этапы проходит человек, чтобы стать личностью?
II. Актуализация знаний.
- Что же такое личность?
- Кого мы так называем?
- Какие характеристики присущи человеку?
Обращение к презентации.
Учащиеся получают индивидуальные и групповые задания:
- Составить план по теме: «Личность».
- Работа с текстом.
- Задания на определение соответствия (индивид, индивидуальность, личность)
Задания из сборников ЕГЭ.
Проверка выполнения заданий.
III.Постановка проблемы, определение темы урока.
Учитель читает отрывок из рассказа Л.Н. Толстого.
У Л.Н.Толстого есть рассказ « Смерть Ивана Ильича», где говориться о кризисе личности, связанной с мучительным для человека этапом - подведение итогов жизни…..Он вспоминал свою жизнь.» Ему пришло в голову, а что как и в самом деле моя жизнь, сознательная жизнь , была « не то»
- О чем говорит отрывок рассказа?
(о жизненном пути)
- Что мы должны сегодня выяснить?
- Какие этапы проходит человек, чтобы стать личностью?
Тема урока: Возраст и становление личности.
IV. Составление плана урока.
1. Периодизация развития личности.
2.Фазы становления личности.
3. Ступени развития внутреннего мира человека
V. Изучение нового материала.
Работа будет происходить в группах, каждая группа работает над одним из вопросов плана урока, составляя План- схему ответа , готовит выступление одного представителя от группы.
Работа с учебником:
Стр. - 302-303 -1группа.
Стр.- 304-2 группа
Стр.-305-306 -3 группа
На становление личности оказывают влияние много факторов, а факторы в обществознании принято называть « Агентами», а сам процесс становления личности - социализацией.
- Работа со словарем (на каждой парте)
Первичная социализация- семья, родственники, соседи.
Вторичная социализация- школа, армия, общественные организации, администрация, СМИ
(Приложение)
Работа с презентацией.
-Периодизация развития личности.
-Критерий периодизации психического развития.
Работа с презентацией, выступление учащихся от каждой группы с результатами своей работы.
1 группа. Становление личности происходит через деятельность.
1 группа видов деятельности – « ребенок- общественный взрослый» (усвоение способов мотивов и норм отношений между людьми)
2 группа видов деятельности - «ребенок – общественный предмет»
(усвоение общественно выработанных способов действия с предметами и эталоны, выделяющие в предметах различные значимые стороны).
2 группа – Фазы становления личности.
Адаптация, индивидуализация, интеграция9 работа со словарем).
Становление личности происходит только в обществе.
3 группа - Ступени развития внутреннего мира личности.
Схема ступеней:
Ступень « оживления» - до 1 года
Ступень «одушевления» - 1-6 лет
Ступень – «персонализации»- от 7 до 18 лет
Ступень – « индивидуализации»- 20-40- лет
Ступень - « универсализации»- 45-65 лет и далее
Учитель с учащимися делают вывод:
-Каждый возрастной этап неповторим, своеобразен и имеет важное значение в становлении личности. От того насколько полноценно реализует себя человек определенного возраста, зависит жизненный успех и степень удовлетворения жизнью.
VI. Проговаривание в устной речи.
- Кого можно назвать личностью?
- Кого называют зрелой личностью?
VII. С/р с самопроверкой по образцу.
VIII. Рефлексия.
- Какой главный вопрос мы сегодня обсуждали?
(учащиеся говорят о становлении личности).
Каждый день мы совершаем привычные дела - перешагиваем через порог дома, школы, класса. Но есть в жизни такие пороги, через которые перешагнуть незаметно нельзя. Пройдет один год, и вы перешагнете порог, ведущий в самостоятельную жизнь. Что взять с собой в самостоятельную жизнь – это ваш выбор.
Презентация: Слайд «Витязь на распутье».
- Делать жизнь с кого?
Знакомство с итогами опроса уч-ся 10-х классов
- «Великие личности России».
- Кого можно назвать гордостью, совестью нации?
Д/з. Параграф 29, стр. 301-305, *вопросы 2, 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"
Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....
Нравственное становление личности воспитанников младшего школьного возраста в условиях развивающейся среды ГКОУ ЛО «Павловский центр Логос»
От педагогов, ежедневно соприкасающихся с детьми в условиях центра психолого-педагогигической реабилитации и коррекции, зависит, какими людьми станут их воспитанники. В данной статье подробно описан, ...
Урок-презентация для 10 кл. на тему: "Личность в истории и обществе. Роль социализации и образования в становлении личности"
Урок-презентацию "Личность в истории и обществе. Роль социализации и воспитания в становлении личности" можно использовать для проведения урока в 10 классе и для повторения в 11 классе при подго...
Возраст и становление личности. урок обществознания. 10 класс
Урок обществозннания. 10 класс....
Подростковый возраст- период становления личности.
Подростковый возраст - это период перехода ребенка от детства к взрослости. Становление подростка трудное дело. В этот период в подростке меняется все: поведение взгляды, вкусы, интересы. В нем много ...
Становление личности в период подросткового возраста
Подростковый возраст - это период развития детей от 10-11 до 14-15 лет. Этот период считается ключевым в формировании личности. Его основное содержание составляет переход от детства к взрослости, охва...
Конспект: «Педагогическая мастерская» По теме: «Влияние личности тренера на становление личности спортсмена»
Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности тренеров-преподавателей, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.- изучить структуру лич...