Рабочая программа и КТП по предмету "Письмо и развитие речи" 9 класс
рабочая программа (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи» 9 класс,
по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта
на 2015-2016учебный год
Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы», допущенной Министерством образования и науки РФ, Москва, «ВЛАДОС», 2011, под редакцией В.В Воронковой.
Составитель: Корнева Н.Д., учитель русского языка учитель русского языка и литературы,
Корнева Н.Д.
Пояснительная записка
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (утвержден 05.03.2004 г. № 1089); ФБУП (утвержден 09.03.2004 г. № 1312 с изменениями от 20.08.2008 г. № 241, от 30.08.2010 г. № 889, от 03.06.2011 г. №1994, от 01.02.2012 г. №74); Программой специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, допущенной Министерством образования и науки РФ, Москва, «ВЛАДОС», 2011, под редакцией В.В. Воронковой»; учебным планом школы на 2015 – 2016 учебный год , календарным учебным графиком работы школы на 2015-2016учебный год ,расписанием занятий на 2015-2016 учебный год, Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015-2016 учебный год (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253).
1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб.1. – 224 с.
2. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006. – 263 стр.
В школе для детей с нарушениями интеллектуального развития в старших (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Учащиеся должны:
- овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
- получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
- научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Рабочая программа в 9 классе рассчитана на 102 часа в год, на 3 часа в неделю.
Содержание курса «Письмо и развитие речи».
Звуки и буквы
В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и состав речи.
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни, общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т.к. возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2-4 классах. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5-9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанции и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.)
Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2-4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.
Темы
Повторение
Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и бузударные. Обозначение мягкоти согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е,ё,ю, я в начале слова. Разделительные ь и ъ знаки. Количество звуков и букв в слове.
Слово
Состав слова. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.
Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без (бес-), воз- (вос-), из (ис-), раз- (рас-).
Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.
Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Частица не с глаголами.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 4; 200; 300;400; 40; 90; 100.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с о и а на конце.
Части речи. Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи.
Предложение
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.
Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.
Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.
Связная речь
Изложение.
Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.
Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год.
Программа будет реализована в 2014-2015 учебном году.
Формы организации учебного процесса.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
наглядные – наблюдение, демонстрация
практические – упражнения.
методы изложения новых знаний
методы повторения, закрепления знаний
методы применения знаний
методы контроля
Занятия проводятся в классно урочной форме.
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
Комбинированный урок
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- части речи, использование их в речи;
- наиболее распространенные правила правописания слов.
Учащиеся должны уметь:
- писать небольшие по объему изложение и сочинения творческого характера;
- оформлять все виды деловых бумаг;
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Письмо и развитие речи» для 9 класса
на 2015-20156учебный год
Количество часов всего 102 часа в год, в неделю 3 часа.
Планирование составлено на основе рабочей программы по предмету «Письмо и развитие речи» для 9 класса учителя Корневой Н.Д.
№ п\п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
Повторение (5 ч) | ||||
1. | Простое предложение. | 1 | 01.09 | |
2. | Простое предложение с однородными членами. | 1 | 02.09 | |
3. | Обращение. Знаки препинания при обращении. | 1 | 04.09 | |
4. | Сложное предложение с союзами и, а, но. | 1 | 05.09 | |
5. | Сложное предложение со словами что, чтобы, потому что, где, когда, который. | 1 | 08.09 | |
Звуки и буквы (10ч.; 9+1) | ||||
6. | Звуки гласные и согласные. | 1 | 09.09 | |
7. | Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. | 1 | 11.09 | |
8. | Гласные ударные и безударные. | 1 | 12.09 | |
9. | Мягкий знак – показатель мягкости согласных. | 1 | 15.09 | |
10. | Обозначение звонких и глухих согласных на письме. | 1 | 16.09 | |
11. | Буквы е, ё, ю, я в начале слова. | 1 | 18.09 | |
12. | Разделительные мягкий и твёрдый знаки. | 1 | 19.09 | |
13. | С.р.Деловое письмо: объявление. | 1 | 22.09 | |
14. | Количество звуков и букв в слове. | 1 | 23.09 | |
15. | Контрольная работа по теме «Звуки и буквы». | 1 | 25.09 | |
Состав слова (15; 14+1) | ||||
16. | Работа над ошибками. Разбор слов по составу. | 1 | 26.09 | |
17. | Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. | 1 | 29.09 | |
18. | Упражнения на правописание гласных и согласных в корнях слов. | 1 | 30.09 | |
19. | Правописание приставок с гласными о, а, е. | 1 | 02.10 | |
20. | Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения. | 1 | 03.10 | |
21. | Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения. | 1 | 06.10 | |
22. | Упражнения на правописание приставок на з, с. | 1 | 07.10 | |
23. | Проверочная работа по теме «Правописание гласных и согласных в корне и приставке». | 1 | 09.10 | |
24. | С.р. Изложение. | 1 | 10.10 | |
25. | Работа над ошибками. Сложные слова. | 1 | 13.10 | |
26. | Образование сложных слов при помощи соединительных гласных и без них. | 1 | 14.10 | |
27. | Сложносокращённые слова. | 1 | 16.10 | |
28. | Деловое письмо: расписка. | 1 | 17.10 | |
29. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Состав слова». | 1 | 20.10 | |
30. | Контрольная работа за I четверть. | 1 | 21.10 | |
Имя существительное (10; 9+1) | ||||
31. | Работа над ошибками. Имя существительное. Роль существительного в речи. | 1 | 23.10 | |
32. | С.р. Сочинение по личным наблюдениям «Поздняя осень». | 1 | 24.10 | |
33. | Работа над ошибками. Основные грамматические категории имени существительного. | 1 | 27.10 | |
34. | Имена собственные. | 1 | 28.10 | |
35. | Склонение имён существительных. | 1 | 30.10 | |
36. | Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе. | 1 | 31.10 | |
37. | Упражнения на правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе. | 1 | 10.11 | |
38. | Несклоняемые имена существительные. | 1 | 11.11 | |
39. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя существительное». | 1 | 13.11 | |
40. | Проверочная работа по теме «Имя существительное». | 1 | 14.11 | |
Имя прилагательное (10;9+1) | ||||
41. | Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. | 1 | 17.11 | |
42. | Согласование имени прилагательного с именем существительным. | 1 | 18.11 | |
43. | Упражнения на согласование имён прилагательных с именами существительными. | 1 | 20.11 | |
44. | С.р.Изложение. | 1 | 21.11 | |
45. | Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. | 1 | 24.11 | |
46. | Упражнения на правописание падежных окончаний имён прилагательных. | 1 | 25.11 | |
47. | Правописание имён прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ьи. | 1 | 27.11 | |
48. | Деловое письмо: объяснительная записка. | 1 | 28.11 | |
49. | Повторениепо теме «Имя прилагательное». | 1 | 01.12 | |
50. | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное». | 1 | 02.12 | |
Личные местоимения (10; 9+1) | ||||
51. | Работа над ошибками. Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. | 1 | 04.12 | |
52. | Лицо и число местоимений. | 1 | 05.12 | |
53. | Склонение личных местоимений. | 1 | 08.12 | |
54. | Личные местоимения с предлогами. | 1 | 09.12 | |
55. | Правописание личных местоимений 3-го лица. | 1 | 11.12 | |
56. | С.р. Сочинение по картине Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у А. С. Пушкина в селе Михайловском». | 1 | 12.12 | |
57. | Работа над ошибками. Повторение по теме «Личные местоимения». | 1 | 15.12 | |
58. | Контрольная работа за I полугодие. | 1 | 16.12 | |
59. | Работа над ошибками. | 1 | 18.12 | |
60. | Упражнения в правописании личных местоимений в косвенных падежах. | 1 | 19.12 | |
Глагол (20; 19+1) | ||||
61. | Глагол. Роль глагола в речи. | 1 | 22.12 | |
62. | Грамматические признаки глагола. | 1 | 23.12 | |
63. | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. | 1 | 25.12 | |
64. | Неопределённая форма глагола. | 1 | 26.12 | |
65. | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | 12.01 | |
66. | Изменение глагола по лицам и числам. | 1 | 13.01 | |
67. | Правописание глаголов 2-го лица единственного числа. | 1 | 15.01 | |
68. | Правописание глаголов с –тся и –ться. | 1 | 16.01 | |
69. | Упражнения в определении спряжения глаголов. | 1 | 19.01 | |
70. | Правописание личных окончаний глаголов II спряжения. | 1 | 20.01 | |
71. | С.р. Изложение. | 1 | 22.01 | |
72. | Работа над ошибками. Правописание личных окончаний глаголов I спряжения. | 1 | 23.01 | |
73. | Упражнения на правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения. | 1 | 26.01 | |
74. | Проверочная работа по теме «Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения». | 1 | 27.01 | |
75. | Повелительная форма глагола. | 1 | 29.01 | |
76. | Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. | 1 | 30.01 | |
77. | Правописание мягкого знака в глаголах. | 1 | 02.02 | |
78. | Деловое письмо: автобиография, анкета. | 1 | 03.02 | |
79. | Повторение по теме «Глагол». | 1 | 05.02 | |
80. | Контрольная работа по теме «Глагол». | 1 | 06.02 | |
Наречие (10; 9+1) | ||||
81. | Работа над ошибками. Понятие о наречии. | 1 | 09.02 | |
82. | Упражнения в различении наречий среди других частей речи. | 1 | 10.02 | |
83. | Конструирование предложений с наречиями. | 1 | 12.02 | |
84. | Наречия, которые обозначают время, место и способ действия. | 1 | 13.02 | |
85. | Упражнения в определении значений наречий. | 1 | 16.02 | |
86. | Правописание наречий с а и о на конце. | 1 | 17.02 | |
87. | Упражнения в правописании наречий. | 1 | 19.02 | |
88. | С.р. Сочинение. | 1 | 20.02 | |
89. | Работа над ошибками. Повторение по теме «Наречие». | 1 | 24.02 | |
90. | Проверочная работа по теме «Наречие». | 1 | 26.02 | |
Имя числительное (13; 12+1) | ||||
91. | Понятие об имени числительном. | 1 | 27.02 | |
92. | Числительные количественные и порядковые. | 1 | 02.03 | |
93. | Числительные количественные и порядковые. | 1 | 03.03 | |
94. | Правописание числительных от 5 до 20 и 30. | 1 | 05.03 | |
95. | Правописание числительных от 50 до 80. | 1 | 06.03 | |
96. | Правописание числительных от 500 до 900. | 1 | 10.03 | |
97. | Правописание числительных 90, 200, 300, 400. | 1 | 12.03 | |
98. | Упражнения на правописание имён числительных. | 1 | 13.03 | |
99. | Повторение по теме «Имя числительное». | 1 | 16.03 | |
100. | Контрольная работа за III четверть. | 1 | 17.03 | |
101. | Работа над ошибками. | 1 | 19.03 | |
102. | С.р.Деловое письмо: доверенность. | 1 | 20.03 | |
103. | Правописание имён числительных. Упражнения на закрепление. | 1 | 30.03 | |
Части речи (5 ч) | ||||
104. | Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, числительное, наречие, предлог. | 1 | 31.03 | |
105. | Различие при употреблении в речи имени прилагательного и порядкового числительного. | 1 | 02.04 | |
106. | Различие при употреблении в речи имени прилагательного и наречия. | 1 | 03.04 | |
107. | Различие при употреблении в речи имени существительного и местоимения. | 1 | 06.04 | |
108. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Части речи». | 1 | 07.04 | |
Предложение (19; 17+2) | ||||
109. | Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | 09.04 | |
110. | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 | 10.04 | |
111. | Предложения с однородными членами. | 1 | 13.04 | |
112. | Предложения с распространёнными и нераспространёнными однородными членами. | 1 | 14.04 | |
113. | Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | 16.04 | |
114. | Обращение. | 1 | 17.04 | |
115. | Знаки препинания в предложениях с обращением. | 1 | 20.04 | |
116. | Проверочная работа по теме «Простое предложение». | 1 | 21.04 | |
117. | С.р.. Изложение. | 1 | 23.04 | |
118. | Работа над ошибками. Сложное предложение. | 1 | 24.04 | |
119. | Предложения с союзами и, а, но и без союзов. | 1 | 27.04 | |
120. | Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. | 1 | 28.04 | |
121. | Составление простых и сложных предложений. | 1 | 30.04 | |
122. | Постановка знаков препинания в предложениях. | 1 | 05.04 | |
123. | Прямая речь (после слов автора). | 1 | 07.05 | |
124. | Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней. | 1 | 08.05 | |
125. | Большая буква в прямой речи. | 1 | 11.05 | |
126. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Предложение». | 1 | 12.05 | |
127. | Контрольная работа по теме «Предложение» | 1 | 14.05 | |
Повторение (5; 4+1) | ||||
128. | Работа над ошибками. Упражнения на правописание гласных и согласных в корне и приставке. | 1 | 15.05 | |
129 | С.р. Деловое письмо: заявление о приёме в учебное заведение. | 1 | 18.05 | |
130 | Правописание мягкого знака в разных частях речи. | 1 | 19.05 | |
131 | Правописание падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов. | 1 | 21.05 | |
132 | Упражнения в постановке знаков препинания в простом и сложном предложениях. | 1 | 22.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для учащихся 6 класса
Рабочая программа учебного курса чтения и развития речи в 6 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 класс...
Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.
Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....
Рабочая программа по учебному предмету « ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ» по программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 6 класс. 2017-2018 уч.год.
Адаптированная образовательная программа по письму и развитию речи в 6 классе....
Рабочая программа по учебному предмету « ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ» по программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 6 класс. 2017-2018 уч.год.
Планирование учебного материала на год , по 2 часа в неделю (68 ч.)....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Двигательное развитие " 7 класс.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности"Двигательное развитие ". 7 класс, ( вариант 2)...
Рабочая программа по духовно-нравственной культуре России для 9ых классов по учебнику Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 9 класс»
Цели программы - сформировать у учащихся целостное представление о традиционных общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека ;- осветить наиболее важн...
Рабочая программа коррекционно - развивающего курса "Уроки психологического развития" 3 класс (индивидуальное обучение на дому)
Данная психолого - педагогическая программа разработана и направлена для детей по оказанию комплексной помощи...