Рабочая программа коррекционно - развивающего курса "Уроки психологического развития" 3 класс (индивидуальное обучение на дому)
рабочая программа
Данная психолого - педагогическая программа разработана и направлена для детей по оказанию комплексной помощи в освоении основной образовательной программы на начальной ступени обучения.В программе описываются направления,формы и методы работы, направленные на коррекцию недостатков в психологическом развитии обучающихся,их социальную адаптацию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное
бюджетное учреждение «Салымская средняя общеобразовательная школа№1»
Приложение к основной образовательной программе начального общего образования, реализующую ФГОС
начального общего образования на период 2018 -2022годы, утверждённой
приказом директора НРМОБУ «Салымская СОШ №1»
№542 - 0 от «29» августа 2019
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно – развивающего курса
Уроки психологического развития |
(наименование учебных дисциплин)
начальное общее
(уровень образования)
3класс (индивидуальное обучение на дому)
Составлена на основе авторской программы коррекционных занятий «Основы коррекционной педагогики и специальной психологии» В. П. Глухов. - М.:МГГУ им. М. А. Шолохова, 2017
(наименование программы, автор программы)
Количество часов всего: 34, в неделю 1
Яшпатрова Любовь Петровна, соответствие занимаемой должности
(ФИО, квалификационная категория)
п. Салым
2019- 2020 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы «Основы коррекционной педагогики и специальной психологии». В. П. Глухов - М.:МГГУ им М.А.Шолохова,2017.Данная психолого-педагогическая программа направлена на детей по оказанию комплексной помощи в освоении основной образовательной программы на начальной ступени обучения (1-4 классы). В программе описываются направления, формы и методы работы, направленные на коррекцию недостатков в психологическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Описание места учебной дисциплины в учебном плане
В соответствии с индивидуальным учебным планом школы на программу психологического сопровождения отводится - 34 часа в год (1 часа в неделю).
Цель программы:
- оказание содействия по созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся в условиях образовательного процесса.
Задачи программы:
- своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе;
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся, недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- повышение возможностей обучающихся в освоении и интегрировании в образовательный процесс;
- создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе психологических средств воздействия в процессе коррекционной работы;
- развитие коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и обучающимися, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся консультативной и методической помощи по вопросам, связанным с их развитием, обучением и воспитанием.
Принципы реализации программы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение педагогов к помощи в развитии ребенку с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов психологической и педагогической коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной психологической работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего изучения обучающихся и предоставления квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Программа психолого-педагогической работы на ступени начального общего образования обучающихся включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание.
1. Дигностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1) психолого-педагогического обследования с целью выявления особых образовательных потребностей школьников:
- развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
- развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
- определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;
2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении образовательной программы;
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы педагога с детьми, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются :
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков
Для значительной части детей типичен дефицит социальных способностей, проявляющейся в трудностях взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми. В ряде случаев указанный дефицит сопряжен с проблемами эмоциональной регуляции. В связи с этим развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков предполагают:
- гармонизацию аффективной сферы ребенка;
профилактику и устранение (смягчение) возможных агрессивных и негативистических проявлений, других отклонений в поведении;
- предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера;
- развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям ( в том числе снятие тревожности, робости и т.п.);
- создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки;
- развитие социальных эмоций;
- развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со сверстниками и взрослыми).
Работа по расширению и упорядочению эмоционального опыта детей включает помощь в усвоении ребенком представлений о невербальных средствах выражения эмоций; в формировании понимания смысла и значения различных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях; в проверке и оценке ребенком собственного текущего поведения на основании полученных знаний и навыков.
Большую роль в данной работе играют индивидуальные и групповые занятия с детьми театрализованной деятельностью с применением методик игротерапии и сказкотерапии. В процессе такой работы дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Они осознают значение эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и отношений со сверстниками в классе.
Развитие познавательной деятельности и целенаправленное
формирование высших психических функций
Развитие познавательных функций является традиционным направлением работы психолога в школе. Оно предполагает
- стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации;
- развитие внимания (устойчивости, концентрации, повышения объема, переключения, самоконтроля и т.д.);
- развитие памяти (расширение объема, устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
- развитие восприятия (пространственного, слухового), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации;
- формирование мыслительной деятельности: стимуляцию мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения
Развитие возможности управлять своим поведением – один из существенных моментов, определяющих психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Характерная для детей младшего школьного возраста недостаточная сформированность осознанной саморегуляции деятельности является тормозящим фактором когнитивного и личностного развития ребенка, а также одной из основных причин, порождающих трудности в учебно-познавательной деятельности.
Работа педагога по формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей ведется в нескольких направлениях, связанных с формированием определенного комплекса умений:
- ставить и удерживать цель деятельности;
- планировать действия; определять и сохранять способ действий;
- использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
- осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности;
- оценивать процесс и результат деятельности.
Для детей, характеризующихся различным уровнем сформированности осознанной саморегуляции познавательной деятельности, определена конкретная область психолого-педагогического воздействия, а также разработаны направления и содержание групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в рамках психологического сопровождения.
Каждое психологическое занятие характеризуется наличием вводной части, цель которой расспросить о состоянии и достигнутых успехах, настроить школьника на предстоящую работу: создать положительное эмоциональное состояние и личную заинтересованность в выполнении каждого занятия, а также заключительная часть, основу которой составляет рефлексивная практика. С помощью рефлексии можно проанализировать итог занятия, с какими эмоциями ребенок уходит с него (положительными – удовлетворение от работы, нейтральными – работа не вызвала никаких эмоций, отрицательными – неудовлетворенность проделанной работой). В практике работы специалиста-психолога имеется ряд эффективных рефлексий: «Солнышко настроения», «Термометр чувств», «Эмоциональные модальности» и другие игровые упражнения.
Следующая закономерность в построении программы заключается в том, что первично предлагаются занятия по развитию высших психических функций: формирование эталонных представлений, развитие сенсорно-перцептивной деятельности, восприятия и умственных способностей ребенка.
Обязательным считается ведение занятия в игровой форме, возможно, в виде сюжетно-игрового занятия и занятия по сказочному сюжету. Это способствует созданию доброжелательной атмосферы в группе «специалист-ребенок», эмоциональной сплоченности всех участвующих в коррекционно-воспитательном процессе, что способствует более эффективной результативности программы.
3. Консультативная работа обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребенка. Педагог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
Основными задачами психологического консультирования педагогов являются:
- раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка;
- определение способов компенсации трудностей;
- выработка наиболее адекватных путей взаимодействия учителя с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах организации занятий.
Конкретные формы психологического просвещения педагогов могут быть разнообразными:
- занятия и семинары с учителями по ключевым проблемам развития ребенка с ЗПР и его особым образовательным потребностям,
- организация педагогических консилиумов,
- подготовка к тематическим родительским собраниям,
- индивидуальные консультации и т.д.
Форма и содержание работы с родителями определяется степенью их готовности к сотрудничеству. На начальном этапе взаимодействия наиболее продуктивной формой работы является индивидуальное консультирование. Оно проводится в несколько этапов.
Задачей первого этапа является установление доверительных отношений с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. Следующий этап индивидуального консультирования проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. Педагог в доступной форме рассказывает родителям об особенностях их ребенка, указывает на его положительные качества, объясняет, какие специальные занятия ему необходимы, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как заниматься в домашних условиях, на что следует обратить внимание.
Очень важно дать понять родителям, что не следует осознавать трудности детей как неудачи и стыдиться проблем, что они должны стараться помочь своим детям, поддержать их. На этапе собственно коррекционно-развивающей работы родители привлекаются к выполнению конкретных рекомендаций и заданий педагога.
На индивидуальных и групповых консультациях проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребенка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к школе, взаимодействием с одноклассниками в учебной работе и во внеурочное время).
Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на тематических консультациях, семинарах-практикумах и т.д.
4. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся , взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и др.
Информационно-просветительская работа включает:
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся;
- оформление информационных стендов, печатных и других материалов;
- психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности;
- психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.
Содержание программы «Основы коррекционной педагогики и специальной психологии».
Диагностическое изучение ребенка. Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы.
Развитие предметно - практической деятельности. Срисовывание графических образцов; обведение по контуру геометрических фигур разной сложности; вырезание по контуру фигур из бумаги; раскрашивание и штриховка, прохождение лабиринтов; выполнение фигурок из пальцев рук; психогимнастика.
Развитие качеств внимания: сосредоточенности, концентрации, переключения. Игра «Найди пару», «Найди, где спрятано», «Графический диктант», «Корректурная проба», «Кто летает?» - выделение главных существенных признаков предметов; «Какое время года?»
Развитие памяти с использованием различных анализаторов. Игры на развитие памяти по сюжету сказки. Сказка В.Катаева «Цветик- семицветик».
Развитие произвольной опосредованной памяти. Сюжетное занятие. Пиктограммы. Учим детей самостоятельно составлять описательный рассказ животного, пользуясь опорной схемой.
Развитие памяти, мышления. Решение логических задач. Память на числа. Память на образы. Группировка. Пространственная ориентация – игра «Электронная муха»; «Я знаю пять названий».
Развитие памяти, применение качеств внимания Игры и упражнения по развитию произвольной памяти по сюжету сказки. «Путаница», «Запрещенные движения», «Дорожки». Игры и упражнения по развитию произвольной памяти по сюжету сказки. «Путаница», «Запрещенные движения», «Дорожки».
Развитие элементов логического мышления. Игра «Что сначала, что потом»; логические задачи «Сходство. Отличие. Пересечение».
«Одна клетка. Две клетки. Все клетки». «Петух. Волк. Лиса». Упр. «Лабиринт»
Развитие эмоционально- волевой сферы и компонентов личности. Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера. Сказкотерапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций.
Развитие творческих способностей. Развитие воображения. Развитие умения видеть в нарисованных фигурах реальные предметы. «Рисование с помощью шаблонов», «Кляксы», «Необычные рисунки».
Развитие произвольного внимания и поведения Игры «Найди пару», «Запретный номер», «Разведчики», «Путаница», «Корректурная проба».
Развитие мнемических способностей. Обучение способам эффективного запоминания: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова», «Имена».
Развитие умственных способностей. Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Закономерности».
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы. Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера; игры с условиями: «да» и «нет» не говорите; игры по карточкам. Игры на развитие умения соблюдать совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения.
Итоговое диагностическое изучение ребенк.Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. Сравнение результатов с полученными в начале учебного года.
Планируемые результаты «Основы коррекционной педагогики и специальной психологии».
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
- в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
- в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;
- в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
- в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:
- в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей;
- в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие;
- в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;
- в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
- в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
- в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;
- в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе, овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:
- в расширении знаний правил коммуникации;
- в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
- в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
- в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
- в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
- в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
- в освоении культурных форм выражения своих чувств.
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:
- в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;
- в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;
- в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других.
- в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
- в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
- в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;
- в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
- в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
- в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;
- в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
- в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
- в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
- в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
- в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;
- в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
- в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
- в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
- в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
- в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
Требования к результатам освоения программы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Структура уроков программы «Основы коррекционной педагогики и специальной психологии»
Каждое психологическое занятие характеризуется наличием вводной части, цель которой расспросить о состоянии и достигнутых успехах, настроить школьника на предстоящую работу: создать положительное эмоциональное состояние и личную заинтересованность в выполнении каждого занятия, а также заключительная часть, основу которой составляет рефлексивная практика. С помощью рефлексии можно проанализировать итог занятия, с какими эмоциями ребенок уходит с него (положительными – удовлетворение от работы, нейтральными – работа не вызвала никаких эмоций, отрицательными – неудовлетворенность проделанной работой). В практике работы имеется ряд эффективных рефлексий: «Солнышко настроения», «Термометр чувств», «Эмоциональные модальности» и другие игровые упражнения.
- Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем | Кол. час. | Практическая часть |
1-3 | Диагностическое изучение ребенка | 3 | Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы |
4-5 | Развитие предметно- практической деятельности. | 2 | Срисовывание графических образцов; обведение по контуру геометрических фигур разной сложности; вырезание по контуру фигур из бумаги; раскрашивание и штриховка, прохождение лабиринтов; выполнение фигурок из пальцев рук; психогимнастика. |
6-7 | Развитие качеств внимания: сосредоточенности, концентрации, переключения | 2 | Игра «Найди пару», «Найди, где спрятано», «Графический диктант», «Корректурная проба», «Кто летает?» - выделение главных существенных признаков предметов; «Какое время года?» |
8-9 | Развитие памяти с использованием различных анализаторов. | 2 | Игры на развитие памяти по сюжету сказки. Сказка В. Катаева «Цветик- семицветик» |
10-11 | Развитие произвольной опосредованной памяти. | 2 | Сюжетное занятие. Пиктограммы. Учим детей самостоятельно составлять описательный рассказ животного, пользуясь опорной схемой |
12-13 | Развитие памяти, мышления | 2 | Решение логических задач. Память на числа. Память на образы. Группировка. Пространственная ориентация – игра «Электронная муха»; «Я знаю пять названий» |
14-15 | Развитие памяти, применение качеств внимания | 2 | Игры и упражнения по развитию произвольной памяти по сюжету сказки. «Путаница», «Запрещенные движения», «Дорожки» |
16-17 | Развитие элементов логического мышления. | 2 | Игра «Что сначала, что потом»; логические задачи «Сходство. Отличие. Пересечение» «Одна клетка. Две клетки. Все клетки». «Петух. Волк. Лиса». Упр. «Лабиринт» |
18-20 | Развитие эмоционально- волевой сферы и компонентов личности. | 3 | Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера. Сказкотерапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций |
21-22 | Развитие творческих способностей. Развитие воображения. | 2 | Развитие умения видеть в нарисованных фигурах реальные предметы. «Рисование с помощью шаблонов», «Кляксы», «Необычные рисунки» |
23-24 | Развитие произвольного внимания и поведения | 2 | Игры «Найди пару», «Запретный номер», «Разведчики», «Путаница», «Корректурная проба» |
25-26 | Развитие мнемических способностей. | 2 | Обучение способам эффективного запоминания: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова», «Имена» |
27-28 | Развитие умственных способностей. | 2 | Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Закономерности» |
29-31 | Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы | 3 | Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера; игры с условиями: «да» и «нет» не говорите; игры по карточкам. Игры на развитие умения соблюдать совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения |
32-34 | Итоговое диагностическое изучение ребенка. | 3 | Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. Сравнение результатов с полученными в начале учебного года |
Итого | 34 |
Распределение часов по четвертям
Четверть | Количество часов | Кол-во часов и причины опережения или отставания | ||
По программе | По КТП | факт | ||
1 Всего:8 | 8 | 8 | ||
2 Всего:8 | 8 | 8 | ||
3 Всего:10 | 10 | 10 | ||
4 Всего:8 | 8 | 8 | ||
Итого: 34 | 34 | 34 |
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
- Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
- Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. - Минск, АСАР, 2003.
- Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.- М., 1973.
- Дети с задержкой психического развития/ Под ред.Г.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Шипицыной.-М.,1984.
- Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии.- М., 1973.
- Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. - М.: Коррекционная педагогика, 2005.
- Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учебно-методическое пособие для педагогических и гуманит.вузов. (Авт.-сост. В.П.Глухов) /В.П.Глухов.-М.: МГГУ им. М.А.Шолохова, 2007.
- Ткачёва В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. – АСТ., М., 2007
- Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития.- Н.-Новгород, 1994.
- Шевченко С.Г. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей .- Смоленск, 19994
- Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» книга для учителя». -М.: «Ось», 2011.
- Материалы к урокам для учащихся 1-4 классов «120 уроков психологического развития младших школьников». Локалова Н.П. -М.: «Ось», 2011.
- Интеллектуальные задания, способствующие расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогающие овладеть некоторыми понятиями.
Для реализации программы необходимо следующее оборудование:
- ноутбук, с устройством для прослушивания СD-дисков;
- принадлежности для рисования: гуашевые краски, кисти, стаканчики для воды, цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, ластик, бумага формата А-4, А-2, А-1;
- клей, стиплер, скотч-лента, ножницы;
- мячик;
- тетрадь для занятий, ручки для ученика;
- записи инструментальных фоновых мелодий; необходимое оборудование для проведения психологических игр.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Дата проведения урока | Коррекция | |
План | Факт | |||
1 четверть(8ч.) | ||||
1-3 | Диагностическое изучение ребенка | 06.09-20.09 | ||
4-5 | Развитие предметно - практической деятельности. | 27.09-04.10 | ||
6-7 | Развитие качеств внимания: сосредоточенности, концентрации, переключения | 11.10-18.10 | ||
8 | Развитие памяти с использованием различных анализаторов | 25.10 | ||
2 четверть(8ч.) | ||||
9 | Развитие памяти с использованием различных анализаторов. Продолжение. | 08.11 | ||
10-11 | Развитие произвольной опосредованной памяти. | 15.11-22.11 | ||
12-13 | Развитие памяти, мышления | 29.11-06.12 | ||
14-15 | Развитие памяти, применение качеств внимания | 13.12-20.12 | ||
16 | Развитие элементов логического мышления | 27.12 | ||
3 четверть(10ч.) | ||||
17 | Развитие элементов логического мышления. Продолжение. | 17.01 | ||
18-20 | Развитие эмоционально- волевой сферы и компонентов личности. | 24.01- 07.02 | ||
21-22 | Развитие творческих способностей. Развитие воображения. | 14.02-21.02 | ||
23-24 | Развитие произвольного внимания и поведения | 28.02-06.03 | ||
25-26 | Развитие мнемических способностей | 13.03-20.03 | ||
4 четверть(8ч.) | ||||
27 | Развитие умственных способностей. | 03.04 | ||
28 | Развитие умственных способностей. Продолжение. | 10.04 | ||
29-30 | Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы | 17.04-24.04 | ||
31 | Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы. Продолжение | 08.05 | ||
32-34 | Итоговое диагностическое изучение ребенка | 15.05-29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Эффективные коррекционно-развивающие образовательные технологии в организации индивидуального обучения на дому". Доклад на семинар.
Доклад на семинар педагогических работников общеобразовательных коррекционных школ, школ-интернатов, начальных школ Западной зоны Республики Башкортостан «Эффективные коррекционно-развивающ...
Рабочая программа по изучению курса «Биология – 8 класс» Индивидуальное обучение адаптированная программа общего образования ЗПР ( 1 час в неделю 34 часа)
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной ...
Рабочая программа по изучению курса «Биология- 8 класс» Индивидуальное обучение по программе СКОУ VIII вид ( 1час в неделю 34часа)
Рабочая программа составлена на основе программы по биологии В.В.Воронковой, Т.М.Лифановой, С.А.Кустовой для обучающихся 6-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовате...
Рабочая программа по изучению курса «Биология- 9 класс» Индивидуальное обучение адаптированная программа общего образования ЗПР ( 1 час в неделю, 34 часа)
Рабочая программа по биологии составлена на основе программы Федерального базисного плана. «Природоведение. Биология. Естествознание.» сборник нормативно-правовых документов и методических мате...
Рабочая программа и планирование по физике 8 класс ФГОС (обучение на дому)
Рабочая программа и тематическое планирование по учебнику Пурышевой Н. С. "Физика 8 класс" для индивидуальников (обучение на дому). Рассчитано на 35 часов (1 час в неделю)...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Письмо" 8 класс (ОВЗ обучение на дому)
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Письмо" 8 класс (ОВЗ) составлена на основе программы для специальных (коррекционных)общеобразовательных учреждений под ред. В.В. ...
Рабочая программа коррекционно - развивающей работы по "Преодолению трудностей в обучении" для обучающихся 4 классов с задержкой психического развития.
Рабочая программа коррекционно - развивающей работы по "Преодолению трудностей в обучении" для обучающихся 4 классов с задержкой психического развития в образовательном процессе в рамках реа...
- Мне нравится (1)