Рабочая программа и КТП по предмету "Чтение и развитие речи" 6 класс
рабочая программа (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету
«Чтение и развитие речи» 6 класс,
по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта
на 2014-2015учебный год
Рабочая программа составлена на основе
«Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида,
5-9 классы», допущенной Министерством образования и науки РФ, Москва, «ВЛАДОС», 2011, под редакцией В.В Воронковой.
Составитель: Корнева Н.Д.,
учитель русского языка и литературы.
Пояснительная записка
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственно-го образовательного стандарта общего образования (утвержден 05.03.2004 г. № 1089); ФБУП (утвержден 09.03.2004 г. № 1312 с изменениями от 20.08.2008 г. № 241, от 30.08.2010 г. № 889, от 03.06.2011 г. №1994, от 01.02.2012 г. №74); Программой специальных (коррекцион-ных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, допущенной Министерством образования и науки РФ, Москва, «ВЛАДОС», 2011, под редакцией В.В. Воронковой»; учебным планом школы на 2015 – 2016 учебный год,; календарным учебным графиком работы школы на 2015-2016учебный год ,расписанием занятий на 2014-2015 учебный год,Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253).
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы» под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011.
- И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. Чтение. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2012 г.
В школе для детей с нарушениями интеллектуального развития в старших (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Учащиеся должны:
- овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
- получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
- научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его прочтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Школьники с нарушением интеллектуального развития трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биография писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Рабочая программа в 9 классе рассчитана на 36 часов в год, на 4 часа в неделю.
Содержание курса «Чтение и развитие речи».
Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о: героическом прошлом и настоящем нашей Родины; событиях в мире; труде людей; родной природе и бережном отношении к ней; знаменательных событиях в жизни страны.
Навыки чтения
Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя».
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.
Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме.
Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
Рекомендуемая литература
(на выбор)
Астафьев В.П. «Васюткино озеро», «Зачем я убил коростыля?», «Белогрудка», «Злодейка».
Бажов ПЛ. «Живой огонек», «Аметистовое дело», «Марков камень», «Надпись на камне», «У старого рудника», «Уральские были».
Беляев А.Р. «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды».
Бианки В.В. «Дробинка», «Птичья песенка», «Голубые лягушки», «Сумасшедшая птица», «Морской чертенок».
Волков А. М. «Огненный бог марранов», «Желтый туман», «Тайна заброшенного замка».
Гайдар А.П. «Тимур и его команда».
Кассшъ ЛА. «Все вернется», «Держись, капитан», «У классной доски», «Улица младшего сына».
Катаев В.П. «Белеет парус одинокий».
Маршак СЯ. «Быль-небылица», «Мистер-Твистер», «Почта военная», «Ледяной остров», «Приключения в дороге».
Мамин-Сибиряк А.Н. «Умнее всех сказка», «Емеля-охотник», «Дедушкино золото», «Приемыш», «Сказка про Воробья Воробеича».
Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне».
Олеша Ю.К. «Три толстяка».
Паустовский К.Г. «Золотой ясень», «Сивый мерин», «Кот-ворюга», «Прощание слетом».
Пермяк ЕА. «Волшебные истории», «Голубые белки», «Лесной», «Волшебная правда».
Пришвин М.М. «Кладовая солнца», «Лесной хозяин», «Наш сад», «Барсук», «Лесной доктор», «Птицы под снегом».
Джанни Родари «Путешествие голубой стрелы».
Русские народные сказки.
Сказки народов мира.
Скребицкий ГА. «Длинноносые рыболовы», «Замечательный сторож».
Толстой А.Н. «Золотой ключик или приключения Буратино».
Программа будет реализована в 2014-2015 учебном году.
Формы организации учебного процесса.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Осо-бое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
наглядные – наблюдение, демонстрация
практические – упражнения.
методы изложения новых знаний
методы повторения, закрепления знаний
методы применения знаний
методы контроля
Занятия проводятся в классно урочной форме.
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
Комбинированный урок
Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd), мультфильмов, мультимедиа, музыкаль-ные фрагменты.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• наизусть 8—10 стихотворений.
Учащиеся должны уметь:
• читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»;
• выделять главную мысль произведения;
• определять основные черты характера действующих лиц;
• пересказывать текст по плану полно и выборочно.
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Чтение и развитие речи» для 6 класса
на 2015-2016 учебный год
Количество часов всего 139 часов в год, в неделю 4 часа.
Планирование составлено на основе рабочей программы по предмету «Чтение и развитие речи» для 6 класса учителя Корневой Н.Д. на 2015-2016 учебный год
№ урока | Содержание темы | Кол-во часов | Дата | ||||
План | Факт | ||||||
1 | «Отечество». По В. Пескову. | 1 | 02.09 | ||||
2 | М. Ножкин «Россия». | 1 | 03.09 | ||||
3 | М. Пришвин. «Моя Родина». | 1 | 04.09 | ||||
4 | В. Бианки. «Сентябрь». | 1 | 05.09 | ||||
5 | И. Бунин. «Лес, точно терем расписной…» | 1 | 09.09 | ||||
6 | Ю Качаев. «Грабитель». | 1 | 10.09 | ||||
7 | Б. Житков «Белый домик». | 1 | 11.09 | ||||
8 | Б. Житков «Белый домик». | 1 | 12.09 | ||||
9 | Вн. Чт. Русские народные сказки. Сказка «Два Мороза». | 1 | 16.09 | ||||
10 | А. Белорусец. «Звонкие ключи». | 1 | 17.09 | ||||
11 | А. Белорусец. «Звонкие ключи». | 1 | 18.09 | ||||
12 | А. Белорусец. «Звонкие ключи». | 1 | 19.09 | ||||
13 | А. Белорусец. «Звонкие ключи». | 1 | 23.09 | ||||
14 | А. Белорусец. «Звонкие ключи». | 1 | 24.09 | ||||
15 | К. Паустовский. «Заячьи лапы». | 1 | 25.09 | ||||
16 | К. Паустовский. «Заячьи лапы». | 1 | 26.09 | ||||
17 | К. Паустовский. «Заячьи лапы». | 1 | 30.09 | ||||
18 | К. Паустовский. «Заячьи лапы». | 1 | 01.10 | ||||
19 | И. Тургенев. «Осенний день в березовой роще» | 1 | 02.10 | ||||
20 | Е. Носов. «Хитрюга». | 1 | 03.10 | ||||
21 | Е. Носов. «Хитрюга». | 1 | 07.10 | ||||
22 | Е. Носов. «Хитрюга». | 1 | 08.10 | ||||
23 | В. Бианки. «Октябрь». | 1 | 09.10 | ||||
24 | С. Михалков. «Будь человеком». | 1 | 10.10 | ||||
25 | Б. Заходер. «Петя мечтает». | 1 | 14.10 | ||||
26 | По Д. Биссету. «Слон и муравей». | 1 | 15.10 | ||||
27 | По Д. Биссету. «Кузнечик Денди». | 1 | 16.10 | ||||
28 | По Д. Биссету. «Кузнечик Денди». | 1 | 17.10 | ||||
29 | Вн. Чт. В.В. Бианки «Голубые лягушки». | 1 | 21.10 | ||||
30 | Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой». | 1 | 22.10 | ||||
31 | Дж. Родари «Пуговкин домик». | 1 | 23.10 | ||||
32 | Дж. Родари «Пуговкин домик». | 1 | 24.10 | ||||
33 | «Илья Муромец и Соловей разбойник» (отрывок из былины). | 1 | 28.10 | ||||
34 | Ф. Глинка. «Москва» (в сокращении). | 1 | 29.10 | ||||
35 | В. Бианки. «Ноябрь». | 1 | 30.10 | ||||
36 | По С. Алексееву. «Без Нарвы не видать моря». | 1 | 31.10 | ||||
37 | По С. Алексееву. «На берегу Невы». | 1 | 11.11 | ||||
38 | По С. Алексееву. «Рассказы о русском подвиге. Медаль». | 1 | 12.11 | ||||
39 | По С. Алексееву. «Рассказы о русском подвиге. Гришенька». | 1 | 13.11 | ||||
40 | По Е. Холмогоровой «Великодушный русский воин. Себряный лебедь». | 1 | 14.11 | ||||
41 | По Е. Холмогоровой «Великодушный русский воин. Боевое крещение». | 1 | 18.11 | ||||
42 | По Е. Холмогоровой «Великодушный русский воин. День рождения Наполеона». | 1 | 19.11 | ||||
43 | По Е. Холмогоровой «Великодушный русский воин. В дни спокойные». | 1 | 20.11 | ||||
44 | По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи». | 1 | 21.11 | ||||
45 | По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи». | 1 | 25.11 | ||||
46 | По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи». | 1 | 26.11 | ||||
47 | Е. Пермяк «Тайна цены». | 1 | 27.11 | ||||
48 | Е. Пермяк «Тайна цены». | 1 | 28.11 | ||||
49 | Вн. чт. А.П. Гайдар «Тимур и его команда». | 1 | 02.12 | ||||
50 | Вн. чт. А.П. Гайдар «Тимур и его команда». | 1 | 03.12 | ||||
51 | Д. Гальперина «Здравствуйте!» | 1 | 04.12 | ||||
52 | В. Бианки «Декабрь». | 1 | 05.12 | ||||
53 | Е. Благинина «Новогодние загадки». | 1 | 09.12 | ||||
54 | А. Никитин «Встреча зимы». | 1 | 10.12 | ||||
55 | А. Дорохов «Теплый снег». | 1 | 11.12 | ||||
56 | А. Пушкин. «Вот север тучи нагоняя…» | 1 | 12.12 | ||||
57 | Д. Хармс. «Пушкин». | 1 | 16.12 | ||||
58 | Д. Хармс. «Пушкин». | 1 | 17.12 | ||||
59 | В. Бианки «Январь». | 1 | 18.12 | ||||
60 | Вн. чт. В.П. Катаев «Белеет парус одинокий». | 1 | 19.12 | ||||
61 | Х.-К. Андерсен. «Ель». | 1 | 23.12 | ||||
62 | Х.-К. Андерсен. «Ель». | 1 | 24.12 | ||||
63 | Х.-К. Андерсен. «Ель». | 1 | 25.12 | ||||
64 | А. Чехов «Ванька». | 1 | 26.12 | ||||
65 | А. Чехов «Ванька». | 1 | 13.01 | ||||
66 | А. Чехов «Ванька». | 1 | 14.01 | ||||
67 | И. Никитин «Весело сияет месяц над селом». | 1 | 15.01 | ||||
68 | И. Суриков «Белый снег пушистый…» | 1 | 16.01 | ||||
69 | М. Зощенко «Леля и Минька». | 1 | 20.01 | ||||
70 | М. Зощенко «Леля и Минька». | 1 | 21.01 | ||||
71 | Вн. чт. Л.А. Кассиль «У классной доски». | 1 | 22.01 | ||||
72 | Ю. Рытхэу. «Пурга». | 1 | 23.01 | ||||
73 | Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость». | 1 | 27.01 | ||||
74 | В. Бианки «Февраль». | 1 | 28.01 | ||||
75 | С. Маршак «Двенадцать месяцев». | 1 | 29.01 | ||||
76 | С. Маршак «Двенадцать месяцев». | 1 | 30.01 | ||||
77 | С. Маршак «Двенадцать месяцев». | 1 | 03.02 | ||||
78 | С. Маршак «Двенадцать месяцев». | 1 | 04.02 | ||||
79 | С. Маршак «Двенадцать месяцев». | 1 | 05.02 | ||||
80 | Х.К Андерсен «Снежная королева». | 1 | 06.02 | ||||
81 | Х.К Андерсен «Снежная королева». | 1 | 10.02 | ||||
82 | Х.К Андерсен «Снежная королева». | 1 | 11.02 | ||||
83 | Х.К Андерсен «Снежная королева». | 1 | 12.02 | ||||
84 | Х.К Андерсен «Снежная королева». | 1 | 13.02 | ||||
85 | Х.К Андерсен «Снежная королева». | 1 | 17.02 | ||||
86 | Х.К Андерсен «Снежная королева». | 1 | 18.02 | ||||
87 | С. Смирнов «Первые приметы» | 1 | 19.02 | ||||
88 | В. Бианки. «Март». | 1 | 20.02 | ||||
89 | Вн. чт. С.Я. Маршак. «Мистер-Твистер». | 1 | 24.02 | ||||
90 | По В. Пескову. «Весна идет». | 1 | 25.02 | ||||
91 | М. Пришвин. «Жаркий час». | 1 | 26.02 | ||||
92 | Г. Скребницкий. «Весенняя песня». | 1 | 27.02 | ||||
93 | Г. Скребницкий. «Весенняя песня». | 1 | 03.03 | ||||
94 | В. Жуковский. «Жаворонок». | 1 | 04.03 | ||||
95 | А. Толстой. «Детство Никиты». | 1 | 05.03 | ||||
96 | А. Твадовский «Как после мартовских метелей…». | 1 | 06.03 | ||||
97 | А. Плещеев. «И вот шатер свой голубой опять раскинула весна…». | 1 | 10.03 | ||||
98 | В. Бианки. «Апрель». | 1 | 11.03 | ||||
99 | К. Паустовский. «Стальное колечко». | 1 | 12.03 | ||||
100 | К. Паустовский. «Стальное колечко». | 1 | 13.03 | ||||
101 | К. Паустовский. «Стальное колечко». | 1 | 17.03 | ||||
102 | Вн. чт. Д. Мамин-Сибиряк. «Приемыш». | 1 | 18.03 | ||||
103 | По В. Астафьеву «Злодейка». | 1 | 19.03 | ||||
104 | По Е. Барониной «Рассказы по зверей». | 1 | 20.03 | ||||
105 | По Е. Барониной «Рассказы по зверей». | 1 | 31.03 | ||||
106 | В. Драгунский «Кот в сапогах». | 1 | 01.04 | ||||
107 | В. Драгунский «Кот в сапогах». | 1 | 02.04 | ||||
108 | Д. Хармс «Заяц и еж». | 1 | 03.04 | ||||
109 | И. Крылов «Зеркало и обезьяна». | 1 | 07.04 | ||||
110 | По Р. Киплингу «Рики-Тики-Тави». | 1 | 08.04 | ||||
111 | По Р. Киплингу «Рики-Тики-Тави». | 1 | 09.04 | ||||
112 | По Р. Киплингу «Рики-Тики-Тави». | 1 | 10.04 | ||||
113 | По Р. Киплингу «Рики-Тики-Тави». | 1 | 14.04 | ||||
114 | По Р. Киплингу «Рики-Тики-Тави». | 1 | 15.04 | ||||
115 | По Р. Киплингу «Рики-Тики-Тави». | 1 | 16.04 | ||||
116 | Вн. чт. М. Пришвин. «Кладовая солнца». | 1 | 17.04 | ||||
117 | В. Набоков. «Дождь полетел и сгорел налету…» | 1 | 21.04 | ||||
118 | В. Бианки. «Май». | 1 | 22.04 | ||||
119 | М. Дудин. «Наши песни спеты на войне». | 1 | 23.04 | ||||
120 | В. Медведев. «Звездолет Брунька». | 1 | 24.04 | ||||
121 | В. Медведев. «Звездолет Брунька». | 1 | 28.04 | ||||
122 | В. Медведев. «Звездолет Брунька». | 1 | 29.04 | ||||
123 | По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками». | 1 | 30.04 | ||||
124 | По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками». | 1 | 05.05 | ||||
125 | По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». | 1 | 06.05 | ||||
126 | По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». | 1 | 07.05 | ||||
127 | В. Астаьев. «Зорькина песня». | 1 | 08.05 | ||||
128 | Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел…» | 1 | 12.05 | ||||
129 | Вн. чт. А.Н. Толстой. «Золотой ключик или приключения Буратино». | 1 | 13.05 | ||||
130 | Вн. чт. А.Н. Толстой. «Золотой ключик или приключения Буратино». | 1 | 14.05 | ||||
131 | Вн. чт. А.Н. Толстой. «Золотой ключик или приключения Буратино». | 1 | 15.05 | ||||
132 | Вн. чт. А.Н. Толстой. «Золотой ключик или приключения Буратино». | 1 | 19.05 | ||||
133 | По К. Паустовскому. «Корзина с еловыми шишками». | 1 | 20.05 | ||||
134 | По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». | 1 | 21.05 | ||||
135 | По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». | 1 | 22.05 | ||||
136 | По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». | 1 | 26.05 | ||||
137 | В Астаьев. «Зорькина песня». | 1 | 27.05 | ||||
138 | В Астаьев. «Зорькина песня». | 1 | 28.05 | ||||
139 | Итоговый урок. | 1 | 29.05 |
Листок фиксирования изменений и дополнений в рабочей программе
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа (дата, № приказа) | Подпись лица, внесшего запись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Чтение и развитие речи" 9 класс VIII вид
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы / И.М. Бгажнокова. – М.: Про...
Рабочая программа по письму, чтению и развитию речи 5-9 классы
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционн...
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» «Внеклассное чтение» для 5 класса составлена на основе Программы курса «Язык и литература» (раздел «Чтение (классное, внеклассное) и развитие речи») для 6 классов
Данная разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы школ II вида...
Рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» Класс 7
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (учебный предмет «Письмо и развитие речи»7 класс)...
Рабочая программа коррекционного курса "Первый раз в пятый класс" для обучающихся 5 класса с задержкой психического развития.
Рабочая программа коррекционного курса «Первый раз в пятый класс» (для учащихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) разработана на основе рекомендаций территориальной ПМП...
Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» 1 класс
Адаптированная рабочая программапо коррекционному курсу«Сенсорное развитие»...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие". 1 класс, АООП 9.2
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ («Развитие психомоторики и сенсорных процессов» ) 1КЛАСС...