Праздник правильной и красивой речи
план-конспект на тему
Итоговое занятие для учащихся 1-3 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_pravilnoy_i_krasivoy_rechi.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
СЛОВЕСНАЯ МОЗАИКА
Выполнила
Учитель-логопед
Ерышева О.Н.
г. Дзержинск , 2016год
ЦЕЛИ:
Закреплять приобретенные произносительные умения;
Развивать навыки самоконтроля;
Совершенствовать звуковой анализ и синтез;
Формировать навыки чтения и работу над техникой чтения;
Совершенствовать зрительное восприятие, пространственные ориентировки;
Развивать внимание, память, снижать психоэмоциональное напряжение и умение преодолевать внутренний страх перед выступлением.
Оборудование – костюмы царя Речевика, царицы Грамматики, шапочки лисы, осы, жука, зайца, кота; шапочки с буквами; карточки с заданиями; кроссворды.
Ход занятия
Логопед: Здравствуйте дорогие ребята и гости!
Я приветствую всех, кто пришел к нам на праздник «Словесная мозаика». Как и положено, на празднике, мы с вами будем рассказывать стихи, петь, шутить, и при, этом, конечно, красиво говорить.
Красивую и правильную речь приятно слушать, вы согласны?
-А какую речь можно назвать красивой?
(Яркую, богатую, выразительную, содержательную, грамотную).
Часто истоки её мы черпаем в устном народнои творчестве, поэтому некоторые задания бу дут посвящены скороговоркам, пословицам.
Логопед: За высокими горами, за далёкими лесами
Чудо-государство есть
Под названием
«Родная речь».
Как во всяком книжном царстве,
Королевским государством
Правит мудрый царь-старик
Строгих правил - Речевик!
(На троне сидит уч-ся в форме царя РЕЧЕВИКА).
ЦАРЬ: (грозно смотрит вокруг себя, затем поднимается с трона)
Слуги-звуки, подходите,
Обстановку доложите!
Дружат с вами ли ребята?
ЗВУКИ: (вместе)
Не всегда бывает лад,
Нарушают звукоряд:
Пропускают, добавляют,
Иногда переставляют.
ЦАРЬ Нужно меры предпринять –
Спецурок ребятам дать!
(Дает рукопись Звукам, в которой записан урок)
ЗВУКИ (вместе)
Принимаем ваш указ,
Идём с заданьем сейчас.
(Под музыку марша обходят класс и встают перед уч-ся).
ЗВУКИ (вместе)
Шлёт привет вам Речевик!
Спецурок вам дать велит.
А каждый правильный ответ
Проверит школьный логопед.
ЛОГОПЕД: Вот уж буквы встали в ряд,
Начинается парад!
Буква С
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Буква З
Завиток на завиток,
Закрывается замок,
Заинька морковь грызёт,
В зарослях змея ползет.
Буква Ц
Буква «Ц»! Такая цаца!
Мастерица наряжаться,
Цепи ценные носить,
Как царица в них ходить!
( Мы обозначаем свистящие звуки и думаем, что мы самые важные для ребят).
А мы живем в домике для шипящих ( все вместе) Ш, Ж, Щ,Ч
Буква Ш
- Шпалы шашлыки, шалаш –
Буква Ш – любимец наш!
Буква Ж
Стала снежинка буквою Ж,
Солнце её не растопит уже!
Буква Щ
Буква «Щ» поможет нам
Чистить зубы по утрам!
Буква Л
Л немножко инвалид –
Ножка левая болит.
Буква Р
Буква Р согнула ручку –
Не пройтись ли нам под ручку?
Буквы Р, Л. А мы считаем, что мы – главные!
ЛОГОПЕД. Да, как раз произношение этих звуков и осваивали дети на наших логопедических занятиях.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Логопед: Найдите в пословицах озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым их привычный смысл.
- Ус хорошо – а два лучше.
( Ус – ум)
- Не для Шавки голова на плечах.
(Шавки – шапки)
- Больше дела, меньше снов.
(снов-слов).
- Лось до добра не доведёт.
( лось-ложь)
Логопед. Вот внимательно послушайте и запомните одну историю. В каких словах заблудились чужие звуки
Сценка
Автор. Встретил жук в одном лесу симпатичную осу...
Жук. Ах, какая модница! Пожжжвольте пожжжнакомиться.
Оса. Увазззаемый прохозззый!
Ну,на сто ззз это похоззе!
Вы не представляете, как вы сепелявите!
Автор. И красавица оса улетела в небеса.
Жук. Штранная гражданка, наверно, иноштранка!
Логопед. В каких словах заблудились чужие звуки? (ответы детей и взрослых).
Верно. Такая история и с вами происходила не раз. Но шло время, вы усердно занимались и научились четко произносить звуки.
Логопед: А что помогло нам овладеть звуками?
Дети: Артикуляционная гимнастика, упражнения, стихи, чистоговорки, скороговорки.
Логопед: Давайте послушаем, как вы говорите. Умеете ли вы сказать четко, ясно, красиво? По данному слову надо вспомнить скороговорку и проговорить её быстро два раза.
- Съел Слава сало, да сало было мало..
- Идёт козёл с козой, а коза идёт с косой.
- Около колодца кольцо не найдётся.
- Волки рыщут, пищу ищут.
- Чужим умом умён не будешь.
- Три сороки-тараторки тараторили на горке.
- Бери круглый рублик, купи круглый бублик.
- Шесть мышат в камышах шуршат.
9. Кукушка кукушонку сшила капюшон.
10. У ежа – ежата, у ужа – ужата.
Логопед. Молодцы, ребята! Задание первое;
Составить слово из слогов: НА, ВЕС; ЧЕЙ, КИ, РУ; КА, ТРАВ; НИ, КА, КУ, ЛЫ;
ЛОГОПЕД. 2. Исключите из слова по одному звуку, чтобы образовалось новое слово:
КРОТ, ПЛУГ, ГРОЗА, ШАРФ, КОРКА.
3. А теперь добавьте к словам один звук, чтобы образовалось новое слово:
ТОЧКА, УТКА, МЕХ, РОТ, ЛЕЩ, ЛЕНЬ.
Логопед:
4. Отгадайте отгадать пары слов, отличающихся только одной буквой.
С буквой «У» - на мне сидят,
С буквой «О» - на мне едят.
(стул – стол)
С буквой «Д» - вас в дом пускает,
С буквой «З» - рычит, кусает.
(дверь – зверь)
С буквой «Г» - я по небу лечу,
С буквой «В» - детишек я лечу.
(грач- врач)
С буквой «Г» - к нам на праздник придёт,
А вот с «К» - лишь собачка грызёт.
(гость – кость)
С буквой «К» - фигура без углов,
С буквой «Д» - дружить с тобой готов.
(круг – друг)
Царь. Славно наш прошёл урок
Пусть знания Вам эти впрок.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.(музыка «Фиксипелки»)
- (Дети выполняют упражнения).
ЛОГОПЕД: Посмотрите-ка, ребята кто нас встречает, царица ГРАММАТИКА.
ЦАРЬ. А теперь хочу я знать, как у Грамматики дела обстоят?
Как дела ваши идут?
Правила ребята чтут?
Уважают ли законы
Родного языка?
ГРАММАТИКА
Я скажу вам так, наш царь,
Премудрейший государь,
Детям грамота дается,
Но бывают и вопросы:
Где предлоги написать?
Где приставку указать?
И многое-многое другое.
ЦАРЬ.
Нужно меры предпринять – спецурок ребятам дать!(даёт рукопись)
ГРАММАТИКА
Принимаю ваш указ,
Иду с заданием сейчас.
(Грамматика под музыку обходит, разворачивает рукопись –грамоту)
Вас приветствует, друзья,
Строгая Грамматика!
Веду наблюдения за вами я
С самого первого класса!
Шлет привет вам РЕЧЕВИК – Спецурок вам дать велит!
Сразу всех предупреждаю:
Без поднятой руки ответ не принимаю!
А каждый правильный ответ
Проверит школьный логопед!
ГРАММАТИКА: Но сначала я вам загадаю «загадки-шутки».Отгадка в них – окончание последнего слова.
- Что беспокоит барана?
- Какую игру уронили в болото?
- Кто съел антрекот?
- Что видит Карлсон?
- Кто плавает в озере за глесом?
- Что не могут поднять снегири?
- Что малыш-глупыш налил в носок?
- Что ест Борис?
Логопед. Выбрать правильный ответ из 4-х предложенных.
(После прослушивания вопроса ребята обводят правильный ответ)
1.ВОПРОСЫ:
- Сколько гласных звуков в русском языке?
- Какая из этих букв состоит из одного звука?
- Какой из слогов обозначает ноту?
- Сколько пар согласных по звонкости и глухости в русском языке?
- Если позавчера был вторник, то какой день будет послезавтра?
- Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения?
- Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?
- Какой из этих знаков не является знаком препинания?.
ОТВЕТЫ:
- 10, 8, 6, 5
- ё, е, ю, у
- фу, ну, фа, ха.
- 12, 13, 6, 5
- Суббота, четверг, день рождения, воскресенье.
- Вопросительный знак, точка с запятой, восклицательный знак, точка.
- Заставка, приставка, выставка, подставка.
8. Точка, запятая, знак больше, тире.
2.» Буква потерялась»
(Вставьте пропущенную гласную букву «а» в слова.. Записать получившиеся слова. На доске вывешиваются «слова» без гласных букв.)
« Мы обычные слова,
Всех нас знает каждый.
Мы содержим букву А
Трижды или дважды.
Иногда всего одну
(Только не в начале)
Но сегодня .... – ну и ну! –
Все они сбежали».
Б Р Б Н СТРТ РССД С Х Р С Т К Н М Р К
3. Логопед: Разгадайте метаграммы.
Метаграмма – это загадка по условиям которой из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, получается новое слово.
С буквой Щ – на самом деле
Я на службе у Емели.
М поставь на это место:
Без меня не будет теста.
(щука – мука)
Кто с у – ползучий,
А с ё – колючий?
( уж – ёж)
4. РЕБУСЫ
(квартира)
7.Деформированный текст. Составь предложения из слов, данных в беспорядке.( Пословицы). Пословицы украшают нашу речь, делают её выразительнее, ярче. « Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится».
Красна птица опереньем, а человек - уменьем.
Возьми книгу в руки – не будет скуки.
Дело лени не любит.
Делу время, а потехе час.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Труд кормит, а лень портит.
Логопед: Выбери из пословиц ту, главная мысль которой похожа на пословицу «Кончил дело, гуляй смело». (Делу время, а потехе час.) Человек может спокойно отдыхать только тогда, когда закончит свою работу.
Логопед. А ещё наши ребята стали настоящими артистами. Сами убедитесь в этом. Открываем страничку «Театральную».
Встречайте наших артистов.
Рыжий кот и старушка-говорушка (звук Р)
- Рыжий кот,
Вернись к старушке, одинокой говорушке!
- Ни за что я не вернусь, под забором я свернусь:
По утрам и вечерам в твоем доме та-ра-рам!
- Не ходи ты под забор, с кем вести мне разговор?
У старушки-говорушки рыжий кот – одна подружка!
- Я вернусь, но чур-чур-чур! – не ругать за МУР-мур-мур!
У старушки-говорушки будет котик –говорушка!
Лиса и заяц (звуки С, Л)
- Где была, лиса?
- В гостях. Ела суп, сметану в миске и толстую сосиску.
- Ну, а где ты был, косой?
- Я ходил за колбасой. Спал у толстой свинки на хвосте и спинке.
Свинка так устала, свеклу всё таскала.
_ Ты бы ей помог, косой, ты б не спал, а капусту потаскал!
- Я таскал и соль, и соду, и муку, и воду.
Свинка тесто замесила, свинка сдобу испекла,
Зайца сладким угостила!
- Вкусный был обед у свинки! Снова к ней сходи косой,
И меня возьми с собой.
- Нет, лиса, не пустит свинка в домик свой меня с тобой.
Свинка думает: после станет дом совсем пустой.
Должен каждый офицер
Говорить отлично Р,
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.
(«Стройся»!, «Равняйся»!, «Смирно»!, «Рассчитаться по порядку»!.)
Депутату иль певцу
Быть картавым не к лицу.
Не давай хлеб пародистам,
Говорить учись ты чисто.
ЦАРЬ
(Царь встаёт и идет к уч-ся)
Молодцы, ребята,
Справились с заданием!
Пусть поменьше будет троек,
Двойкам мест не оставлять!
Без помарок, без ошибок
Будет чистой пусть тетрадь!
А ещё – спеши учиться!
Ведь школьная пора одна,
И не заметишь,
Как скоро ты простишься и уйдёшь со школьного двора!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник красивой речи
Итоговое логопедическое занятие...
Праздник правильной и красивой речи.
Предлагаю вам сценарий речевого праздника для детей дошкольного возраста посещающих логопедическую группу. Праздник проводился в рамках недели развития речи на базе ДОУ. «Праздник правильной и красиво...
Сценарий к празднику "Неделя Красивой речи"
Данный праздник, "Неделя Красивой речи", предназначен для учащихся начального звена(1-4кл.) школ II вида (для слабослышащих детей). Проводится праздник в несколько этапов. Здесь разм...
Логопедическое развлечение "Праздник правильной и красивой речи"
Цели: закрепление речевых умений и навыков, воспитание интереса к родному языку, формирование навыков взаимопомощи и работы в коллективе. Оборудование: костюмы для героев, игрушки, воздушные шары...
«Праздник правильной и красивой речи»
Сценарий логопедического праздника...
Сценарий праздника "В королевстве Красивой Речи"
Праздник "В королевстве Красивой Речи" предназначен для учащихся начальной школы (1-5 классы) I и II отделения и является завершающим этапом "Недели Красивой Речи".В хо...
«Праздник правильной и красивой речи».
Сценарий логопедического утренника. Цель: показать динамику речевых умений и навыков. Дети совершают увлекательное путешествие на паруснике к островам....