Рабочая программа кружковой внеурочной деятельности "Игры с песком"
методическая разработка на тему
Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью.
Особые образовательные потребности обучающихся.
Коррекция познавательной деятельнсти у детей.
Перспективный план.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhkovoy_vneurochnoy_deyatelnosti_igry_s_peskom.docx | 87.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Рассмотрена и утверждена
Методическим объединением
29.09.2015г.
Рабочая программа
кружковой внеурочной деятельности
«Игры с песком»
Разработчик программы:
Учитель-дефектолог
Второй квалификационной
категории Л.Н. Машкова
Москва 2015
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характеризуются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, что требует для большей части обучающихся использование разнообразных средств невербальной коммуникации, а также логопедической коррекции. Внимание у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, неустойчивости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий, однако, при продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.
Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных
трудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, рассогласованность, неловкость движений. У других – повышенная возбудимость сочетается с хаотичной нецеленаправленной деятельностью.
Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др.
Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.
Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе. Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемой коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти и др. непродуктивными оказываются подходы, требующие формирования абстрактно-логического мышления и речемыслительных процессов. В этой связи возникают непреодолимые препятствия в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно- потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Особые образовательные потребности обучающихся
с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Умственная отсталость обучающихся данной категории, как правило, в той или иной форме осложнена нарушениями опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы или другими нарушениями, различное сочетание которых определяет особые образовательные потребности детей. Наиболее характерные особенности обучающихся позволяют выделить, с точки зрения их потребности в специальных условиях, три условные группы, каждая из которых включает детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.
Часть детей, отнесенных к категории обучающихся с ТМНР, имеют тяжёлые нарушения неврологического генеза – сложные формы ДЦП (спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации и др. Большинство детей этой группы не может самостоятельно удерживать тело в положении сидя. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен из-за органического поражения речевого аппарата и невозможности овладения средствами речи.
Вместе с тем, интеллектуальное развитие таких детей может быть различно по степени умственной отсталости и колебаться от умеренной до глубокой. Дети с умеренной формой интеллектуального недоразвития проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этой группы обучающихся проявляется интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения детей вербальным и невербальным средствам коммуникации. Их интеллектуальное развитие позволяет им овладевать основами счета, письма, чтения и др. Способность ребенка к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи, головы и др. создает предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предметно-практической и трудовой деятельности.
Особенности развития другой группы обучающихся обусловлены выраженными нарушениями поведения (чаще как следствие аутистических расстройств). Они проявляются в расторможенности, «полевом», нередко агрессивном поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Аутистические проявления затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития, так как контакт с окружающими отсутствует или он возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности. У детей названной группы нет интереса к деятельности окружающих, они не проявляют ответных реакций на попытки учителя (родителя) организовать их взаимодействие со сверстниками. Эти дети не откликаются на просьбы, обращения в случаях, запрещающих то или иное действие, проявляют агрессию или самоагрессию, бросают игрушки, предметы, демонстрируют деструктивные действия. Такие реакции наблюдаются при смене привычной для ребенка обстановки, наличии рядом незнакомых людей, в шумных местах. Особенности физического и эмоционально-волевого развития детей с аутистическими проявлениями затрудняют их обучение в условиях группы, поэтому на начальном этапе обучения они нуждаются в индивидуальной программе и индивидуальном сопровождении специалистов.
У третьей группы детей отсутствуют выраженные нарушения движений и моторики, они могут передвигаться самостоятельно. Моторная дефицитарность проявляется в замедленности темпа, недостаточной согласованности и координации движений. У части детей также наблюдаются деструктивные формы поведения, стереотипии, избегание контактов с окружающими и другие черты, сходные с детьми, описанными выше. Интеллектуальное недоразвитие проявляется преимущественно в форме умеренной степени умственной отсталости. Большая часть детей данной группы владеют элементарной речью: могут выразить простыми словами и предложениями свои потребности, сообщить о выполненном действии, ответить на вопрос взрослого отдельными словами, словосочетаниями или фразой. У некоторых – речь может быть развита на уровне развернутого высказывания, но часто носит формальный характер и не направлена на решение задач социальной коммуникации. Другая часть детей, не владея речью, может осуществлять коммуникацию при помощи естественных жестов, графических изображений, вокализаций, отдельных слогов и стереотипного набора слов. Обучающиеся могут выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно осознанные мотивы деятельности, а также неустойчивость внимания и нарушение последовательности выполняемых операций препятствуют выполнению действия как целого.
Коррекция познавательной деятельности у детей с особыми образовательными потребностями при использовании развивающих игр с песком.
Самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии составляют умственно отсталые дети. Диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляется в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально - волевой сферы ребенка. У детей с особыми образовательными потребностями, кроме основного дефекта наблюдается задержка речевого развития, несформированность коммуникативных навыков и эмоционально - волевой сферы, плохо развита как общая, так и мелкая моторика. Недоразвитие познавательной и эмоционально – волевой сферы у таких детей проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Эта группа детей способна к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие в ходе, которого происходят и количественные и качественные изменения всей психической деятельности ребенка.
Дети с органическим поражением коры головного мозга растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему и потому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребенка часто не возникает.
У детей лишенных специального коррекционно – направленного обучения, отмечается существенное недоразвитие специфических для этого возраста видов деятельности – игры, рисования, конструирования, элементарного бытового труда. Спонтанность усвоения общественного опыта у таких детей резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу.
Игра с песком одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, чем ребёнок любит заниматься, то чего не боится. Именно по этому мы педагоги, можем использовать игры с песком в процессе специальных занятий. Целью этих занятий математическое развитие, развитие речи, обучение конструированию. Проблема заключается в том, что метод песочной игра терапии описан для детей с нормальным интеллектуальным развитием. Для детей с нарушением интеллекта этот вопрос не достаточно изучен в специальной литературе. Мы можем предположить о том, что использования игр- занятий с песком в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями позволяет повысить интерес ребёнка в развитии к занятиям и интенсивно развивать познавательные функции, обогащать эмоциональный опыт.
Дидактические игры с песком обогащают представления детей о качестве и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении и использовании, пробуждают познавательные процессы. Развивающие игры с песком оказывают положительное влияние на развитие речи, мышление, достижение положительного, эмоционального благополучия.
Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки.
Выполняя задания на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро.
Современные исследования в специальной педагогике объективно подтверждают положительное влияние развивающих игр с песком на детей, нуждающихся в особых образовательных потребностях. Этот метод обладает мощным ресурсом для коррекционно – развивающей работы с детьми данной категории. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает большой, образовательный и воспитательный эффект.
Для составления перспективного плана развивающих игр с песком я использовала следующие приемы и методы для проведения занятий: игры – занятия, игры – упражнения, занятия с элементами сказок, адаптированные игры.
Заключение.
Подводя итоги своего практического опыта развития детей с интеллектуальными нарушениями хочу отметить, что использование в работе развивающих игр с песком является важным стимулом в развитии познавательной деятельности детей. Функции игры- это её разнообразная полезность.
Эмоциогенная функция.
Развивающая игра с песком меняет эмоциональное состояние как, правило, в сторону его улучшения, повышение настроения, воодушевляет, пробуждает интерес к чему либо. Палитра чувств пробуждаемых игрой необычайно многообразна. Это и удовольствие, и чувство гордости по поводу одержанной победы, чувство страха, ощущение неизвестности и таинственности. Но игра- не просто развлечение, а особый метод вовлечения детей в познавательную деятельность, метод побуждения их к активности.
Диагностическая функция.
Игры с песком обладают предсказательностью, убедительно раскрывают в детях истинно детское, личностное. Игры диагностичнее, чем любая другая деятельность ребёнка, поскольку в игре ребёнок ведёт себя на максимальности проявлений. Ребёнок сам в игре проявляет свои силы.
Релаксационная функция.
Игры с песком снимают или уменьшают физическое и интеллектуальное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему активным обучением, физическим трудом и сильным переживанием. Игры используют для улучшения здоровья детей.
Коммуникативная функция.
Игры с песком всегда вводят ребёнка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, поскольку игра- деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и вполне конкретная. Игра выводит взрослого и ребёнка на подлинное сотрудничества.
Функция самореализации.
Процесс игры с песком – это всегда пространство для самореализации её участников, уникальная возможность для человеческой практики ребенка, действительности как области применения и проверки накопленного опыта.
Социокультурная функция.
Игра с песком-сильнейшее средство социализации ребёнка , включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребёнка.
Терапевтическая функция.
Игротерапевты используют игры для одобрения и ободрения ребёнка, преодоления различных трудностей, возникающих у ребёнка в поведении, в общении с окружающими.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
СЕНТЯБРЬ
Недели | Тема | Цели и задачи | Упражнения |
1 | ДОЖДЬ 4 гр | Формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | «Песочный дождик»
|
Лесенка 3 гр | Формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками Помочь детям понять значение слов вверх – низ, продолжать учить отчетливо произносить их | ||
Построить лесенку из песка и предложить зайке прыгать по ней вверх – низ. | |||
СЛЕДЫ | Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками Формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. развитие тактильной чувствительности, воображения. | « Необыкновенные следы»
«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются | |
2 | « Узоры на песке» | Закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей. Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми, так и со сверстниками | « Узоры на песке» 1. Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры ( в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор. |
Дикие животные . | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и со сверстниками развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе»; для малышей инструкция значительно упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх – низ» . Закрепление знаний о диких животных и их жилье | « Мы идем в гости к зайчику» Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей. П Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (Малыши отвечают «в верху песочницы».) Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику? | |
3 | Домашние животные | Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе»; для малышей инструкция значительно упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх – низ».Продолжать уточнять и расширять знания детей о домашних животных и их детенышах ( внешний вид, пища, польза, приносимая людям); о том как заботится человек о домашних животных.. | «Идем в гости к лошадке» Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей. Мы идем в гости к лошадке. Где живет лошадка? (Лошадка живет в конюшне , потому что это домашнее животное.) В каком углу песочницы конюшня (Малыши отвечают «в верху песочницы».) Кто живет рядом с лошадкой? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки домашних животных.) С кем дружит лошадка? Чем нас угостила нас лошадка? Что мы пожелаем лошадке? |
« Рисуем фигуры на песке» | Научить ребенка зарисовывать пространственные тела и плоскостные фигуры, основываясь на тактильных представлениях Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | « Рисуем фигуры на песке» Материал: поднос с песком (крупой), пространственные тела и плоскостные фигуры, экран или повязка на глаза. Ход игры: педагог предлагает ребенку потрогать фигуру, а потом нарисовать ее пальчиком на песке и сказать, что он рисует. Взрослый говорит ребенку: «Я закрою тебе глаза повязкой, дам в руки фигуру, ты потрогаешь ее, а потом, открыв глаза, нарисуешь ее на песке. Скажи, почему ты нарисовал эту фигуру?» и т.п. | |
4 | ЛЕС | развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности.
Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | «Мы создаем лес для его обитателей» Песочная фея. Сегодня ты превращаешься в маленького волшебника, но даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная фея наколдует лес, она произнесет волшебные слова: «Елки, березки, боровики». Ты должен закрыть глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывай. (Ребенок закрывает глаза, ведущий бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями, цветами, грибами.) Открой глазки и посмотри — как красиво, интересно это у нее получилось! У феи есть замечательные помощники — пальцы (ведущий сжимает-разжимает пальцы, «ходит» ими по песку, выкапывает ямки, ребенок делает то же). Попроси свои пальчики помочь тебе в колдовстве. А теперь ты произнеси те же волшебные слова, что и фея, и наколдуй другой лес. Какие животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес. Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет, вновь повторяет слова. После «посадки леса» взрослый может вводить для запоминания еще несколько дополнительных слов, связанных с сюжетом, например название дерева, цветка, гриба (не более трех-четырех новых слов). |
Огород с грядками | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками. Развитие памяти, внимания, умение классифицировать по заданному признаку | Ход проведения: ребенку дается задание построить в песочнице огород с грядками и расположить овощи на грядках . Он выбирает из множества фигурок только нужные , и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить все фигурки , которые он расположил .. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно растение . |
ОКТЯБРЬ
Недели | тема | Цели и задачи | Упражнения | |
1 | забор | Развитие у детей сенсорного восприятия.
Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | « Цветные заборчики» На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету. | |
норки | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками Стимуляция речевой активности, нормализация мышечного тонуса | «Норки для мышки» Ребёнок вместе с взрослым копает небольшие ямки-норки руками/ совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушек: берёт игрушечную мышку в руки, имитируя её писк. Затем её «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребёнка за то, что он сделал для неё замечательные домики. | ||
2 | Фрукты овощи | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики | В саду ли в огороде Материал: две песочницы, игрушечные овощи и фрукты. Ход проведения: по взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая– в огород. Детям предлагается посадить огород и сад. После выполнения задания рассказывает, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету и вкусу. | |
Развитие зрительно- моторной координации, процесса классификации, воображения | ||||
3 | Лес | развитие памяти, внимания, умение классифицировать по заданному признаку. | Общим слово назови и запомни Материал: песочница, миниатюрные фигурки Ход проведения: ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных, и строить песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить все животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложняется, если давать еще одно дикое животное. В конце игры дети сочиняют сказочную историю. | |
Можно знакомить детей с геометрическими фигурами, выкладывая камешки по контуру треугольника, квадрата, прямоугольника, круга, овала, трапеции, ромба. Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | Матрёшки У хорошеньких матрёшек Сарафанчики в горошек, Бусы разноцветные, Издали приметные. Для того чтобы сделать бусы для матрёшки, вам понадобятся мелкие камешки (жёлуди, шишки и т. п.). Нарисуйте на песке кружок и попросите ребёнка выложить камешки по его контуру. Это и будут «бусы для матрёшки». Таким же способом можно изобразить и саму матрёшку: нарисовать её контур на песке и выложить камешками. | |||
4 | В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например — только геометрические формы, только животные Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | «отпечатки» Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс | ||
"Я пеку, пеку, пеку". Ребёнок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, торт). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребёнок "угощает" пирожками маму, папу, кукол. |
НОЯБРЬ
недели | тема | Цели и задачи | Упражнения |
1 | заборчик | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. |
Пусть ребёнок переносит «козлика» с «высокой горки» на «низкую» и наоборот в соответствии с вашими командами. Главное для малыша в этой игре — научиться определять, какие горки высокие, а какие низкие. Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | Козлик Строим горы из песка, Над горами облака. Скачет козлик по горам: Тут и там, тут и там! Горы бывают высокие и низкие. Козлик прыгает с горки на горку, стучат его копытца: «тут и там, тут и там». Сначала насыпьте совочком песок в большое и маленькое ведёрко, а затем высыпьте его так, чтобы получились«высокая гора» и «низкая гора». Можно делать горки разной высоты с помощью формочек и баночек. Затем возьмите «козлика». Это может быть пластмассовая игрушка, камешек или шишка. | ||
2 | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | Речка и ручеёк Вот большая река — Широка, глубока, А вот малый ручеёк — Не широк, не глубок. Большим, широким совочком выкопайте в песке «реку». Маленьким, более узким совочком — «ручеёк». Можно налить в них воды. Если у вас есть игрушечные кораблики (лодочки) разного размера, попросите малыша большой кораблик пустить в «реку», а маленький — в «ручеёк». А лучше всего вместе с ребёнком сделать несколько корабликов (больших и маленьких) из бумаги или коры дерева. Можно также использовать «подручные средства», например щепочки разной длины. Играя с песком и водой, вы постепенно знакомите малыша с такими понятиями, как «высокий—низкий», «большой—маленький», «широкий—узкий», «длинный— короткий». | |
Зоопарк | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | Тигр в клетке У тигра страшные клыки И когти очень велики, Но не боятся тигра детки... А потому что тигр в клетке! Для того чтобы «посадить тигра в клетку», вам понадобятся веточки или тонкие палочки. Нарисуйте на песке контур клетки: прямоугольник, квадрат или круг. Предложите малышу по этому контуру втыкать в песок палочки (веточки). Так у вас получится «клетка для тигра». В неё можно посадить маленького игрушечного тигра или другого «хищника». Животных можно сделать из желудей или шишек. При желании вы можете устроить в песочнице целый зоопарк. Поварёнок Ну-ка, повар, наш дружок, Испеки нам пирожок! Для мишки - топтыжки Медовые коврижки, Для белочки-вертушки Сладкие ватрушки. А для ребятишек — Пончиков да пышек! Предложите ребёнку вылепить из мокрого песка разную «выпечку»: овальные «пирожки», круглые «булочки», «рогалики» в виде полумесяца, «пышки» (лепим круглую «булочку», а посередине делаем вмятину). Пусть ребёнок угостит своей «выпечкой» кукол, игрушечных зверушек. Для этой игры можно использовать формочки. | |
Железная дорога Удивляются верблюды: Что за диво, что за чудо? Мчится поезд по пескам — Кто-то едет в гости к нам! Это северный олень, Белый мишка и тюлень. День в пустыне очень жаркий — Привезли они подарки: Пять коробочек снежков Да сосулек пять мешков, Эскимо отличное, Сладкое, клубничное, Для маленьких тушканчиков — Вафельных стаканчиков. Предложите ребёнку построить в песочнице железную дорогу. Нарисуйте на песке две параллельные линии на небольшом расстоянии друг от друга («рельсы»). Попросите малыша «уложить шпалы», то есть небольшие щепочки, палочки или веточки примерно одинаковой длины положить друг за другом поперёк «рельсов». Можно покатать по железной дороге маленький лёгкий паровозик или машинку. Также из влажного песка можно сделать гору. В её основании совочком выкопайте туннель и проведите через него «железнодорожный путь». Выкопайте канавку, перекиньте через неё дощечку («мостик»), а по сторонам «железной дороги» воткните в песок веточки («деревья»). | |||
4 | Следы на песке | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | Следы на песке Кто оставил на песочке Эти разные следочки? Может, это был зайчишка? Может, котик пробегал? Ну а, может, воробьишка С мышкой польку танцевал? Предложите малышу оставить на песке отпечаток своей ладошки. Желательно, чтобы песок был влажным, ровным. Возьмите разные предметы (например, формочки, игрушки, баночки) и прижмите их к песку, делая «оттиск». Посмотрите, что у вас получилось. Также можно палочкой обвести ладошку (формочку, игрушку) по контуру. Сначала сделайте это сами, потом возьмите ручку малыша в свою руку и обведите ладошку или предмет вместе. Этот контур можно дорисовать, превратив в забавную фигурку, выложить камешками или воткнуть по контуру палочки. |
Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | Песочный праздник Отмечает детвора — день рожденья! Лепим с самого утра Песочное печенье, Торт песочный для затей Ярко украшаем И в песочницу детей В гости приглашаем. Устройте с малышом праздник для песочных человечков. Теперь все ваши умения вы можете применить для того, чтобы сделать «торт». Слепите из песка основу (круглую или квадратную), вокруг выложите камешки, листики, нарисуйте на ней узоры, воткните палочки («свечки»). Саму песочницу можно украсить цветами и веточками. Пригласите на праздник знакомых малышей с родителями, бабушками и дедушками. Можно устроить соревнования: кто быстрее сделает «торт», у кого получится самый большой «торт», кто за определённое время сделает самую высокую горку или стенку из песка, кто вылепит больше всех куличиков и т. д. |
ДЕКАБРЬ
Недели | Тема | ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ | ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ |
1 | Зимний лес | развитие памяти, внимания, умение классифицировать по заданному признаку. Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | Ход проведения: ребенку дается задание построить в песочнице сказочный зимний лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных, и строить песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить все животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложняется, если давать еще одно дикое животное. В конце игры дети сочиняют сказочную историю. |
Следы на снегу | развитие тактильной чувствительности, воображения. Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | « Необыкновенные следы»
4. «Прилетели синички» - печать печаткой | |
2 | Домашние птицы | Совершенствовать умение понимать вопросы, вести простейший диалог, развивать внимание. Учить детей различать и называть птиц, о которых упоминается в потешке Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | Упражнение «Кто ушел, кто пришел». Рассказ приблизительный. Проснулось солнышко. Проснулись уточки (фигурки). Проснулись и закрякали: « Кря - кря – кря ». Проснулось …… (солнышко), проснулись уточки и ……(закрякали).Проснулись гуси и пошли на пруд поплавать идут и кричат: «Га – га - га». Дидактическое упражнение: «Кто пришел, Кто ушел?». Выглянуло солнышко, и во двор пришла маленькая девочка (фигурка). Она пришла покормить птиц. Сначала к ней пришли уточки. Потом пришли гуси. Затем прибежали курочки. Наелись птицы и собрались кто куда. Сначала ушел (пожалуйста закройте глаза ) воспитатель убирает одну фигурку и говорит: «Откройте глазки. Скажите, кто ушел?» (гуси ушли на пруд поплавать ).Зажмурьте глаза еще раз. Откройте. Что теперь видите? (Ушли курочки, а пришел петушок, прилетели голуби, гуси вернулись с пруда, ушла девочка). Можно пригласить ребенка. |
В гости к зайчику зимой | развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе»; для малышей инструкция значительно упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх – низ» . Закрепление знаний о диких животных и их жилье Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | « Мы идем в гости к зайчику» Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей. Песочная фея. Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (Малыши отвечают «в верху песочницы».) Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику? | |
3 | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | ||
Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | |||
4 | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | ||
Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками |
ЯНВАРЬ
Неделя | Тема | Цели и задачи | Упражнения и игры |
1 | Зимний лес | развитие памяти, внимания, умение классифицировать по заданному признаку. Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | Ход проведения: ребенку дается задание построить в песочнице зимний лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных, и строить песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить все животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложняется, если давать еще одно дикое животное. В конце игры дети сочиняют сказочную историю. |
Дикие звери по сказке колобок | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | Жили – были дед и баба на полянке у реки И любили очень, очень на сметане колобки. Баба тесто замесила, колобка она слепила, В печь его поставила там его оставила. Вышел он румян пригож и на солнышко похож. Он хотел остыть немножко и улегся на окошко Захотел он убежать огород он пересек и пустился наутек. | |
2 | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | ||
В гости к лисичке зимой | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | ||
3 | Домашние птицы (заборчик курица с цыплятами) | Учить строить из разноцветных палочек забор, ставя палочки в определенной последовательности. Продолжать развивать мелкую моторику, подражательность , умение повторять движения за педагогом. | « Найди маму», « Кто, где сидит?», «Кто как кричит», (заборчик, курица с цыплятами |
Зимующие птицы | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками |
ФЕВРАЛЬ
Неделя | Тема | Цели и задачи | Упражнения и игры |
1 | Зимний лес | развитие памяти, внимания, умение классифицировать по заданному признаку. Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | Ход проведения: ребенку дается задание построить в песочнице зимний лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных, и строить песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить все животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложняется, если давать еще одно дикое животное. В конце игры дети сочиняют сказочную историю. |
Следы на снегу | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | ||
2 | В гости к зайчику зимой | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | |
Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | |||
3 | Домашние птицы | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | |
Зимующие птицы | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | ||
4 | Деревья зимой. | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | |
Зимний лес . | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками |
МАРТ
недели | тема | Цели и задачи | Упражнения и игры |
1 | По сказке «колобок» | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | Жили – были дед и баба на полянке у реки И любили очень, очень на сметане колобки. Баба тесто замесила, колобка она слепила, В печь его поставила там его оставила. Вышел он румян пригож и на солнышко похож. Он хотел остыть немножко и улегся на окошко. Не хотел он там лежать, огород он пересек и пустился наутек . |
Кошка с котятами | Развивать лицевую, артикуляционную моторику, мелкую моторику рук. Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | У кошечки нашей есть 10 котят , Сейчас все котята по парам стоят: Два толстых, два ловких, Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых и самых красивых!!!. («Найди маму»,» Котенок и Щенок пошли искать маму )«Кто, где сидит?» | |
2 | Зимний лес и его обитатели | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | Ход проведения: ребенку дается задание построить в песочнице зимний лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных, и строить песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить все животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложняется, если давать еще одно дикое животное. В конце игры дети сочиняют сказочную историю. |
Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | |||
3 | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | ||
Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | |||
4 | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | ||
Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками |
недели | тема | Цели и задачи | Упражнения и игры |
1 | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | ||
Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | |||
2 | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | ||
Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | |||
3 | Домашние птицы | Продолжать совершенствовать умение у детей понимать вопросы, вести простейший диалог со сверстниками, развивать внимание. Учить детей различать и называть птиц . Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | Упражнение «Кто ушел, кто пришел». Рассказ приблизительный. Проснулось солнышко. Проснулись уточки (фигурки). Проснулись и закрякали: « Кря - кря – кря ». Проснулось …… (солнышко), проснулись уточки и ……(закрякали).Проснулись гуси и пошли на пруд поплавать идут и кричат: «Га – га - га». Дидактическое упражнение: «Кто пришел, Кто ушел?». Выглянуло солнышко, и во двор пришла маленькая девочка (фигурка). Она пришла покормить птиц. Сначала к ней пришли уточки. Потом пришли гуси. Затем прибежали курочки. Наелись птицы и собрались кто куда. Сначала ушел (пожалуйста закройте глаза ) воспитатель убирает одну фигурку и говорит: «Откройте глазки. Скажите, кто ушел?» (гуси ушли на пруд поплавать ).Зажмурьте глаза еще раз. Откройте. Что теперь видите? (Ушли курочки, а пришел петушок, прилетели голуби, гуси вернулись с пруда, ушла девочка). Можно пригласить ребенка. |
Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | |||
4 | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | ||
Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками |
апрель
недели | тема | Цели и задачи | Упражнения и игры |
1 | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | ||
Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | |||
2 | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | ||
Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | |||
3 | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | ||
Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | |||
4 | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | ||
Домашние птицы | Продолжать совершенствовать умение у детей понимать вопросы, вести простейший диалог со сверстниками, развивать внимание. Учить детей различать и называть птиц. | Упражнение «Кто ушел, кто пришел». Рассказ приблизительный. Проснулось солнышко. Проснулись уточки (фигурки). Проснулись и закрякали: « Кря - кря – кря ». Проснулось …… (солнышко), проснулись ….уточки и ……(закрякали).Проснулись гуси и пошли на пруд поплавать идут и кричат: «Га – га - га». Дидактическое упражнение: «Кто пришел, Кто ушел?». Выглянуло солнышко, и во двор пришла маленькая девочка (фигурка). Она пришла покормить птиц. Сначала к ней пришли уточки. Потом пришли гуси. Затем прибежали курочки. Наелись птицы и собрались кто куда. Сначала ушел (пожалуйста закройте глаза ) воспитатель убирает одну фигурку и говорит: «Откройте глазки. Скажите, кто ушел?» (гуси ушли на пруд поплавать ).Зажмурьте глаза еще раз. Откройте. Что теперь видите? (Ушли курочки, а пришел петушок, прилетели голуби, гуси вернулись с пруда, ушла девочка). Можно пригласить ребенка. |
Май
недели | тема | Цели и задачи | Упражнения и игры |
1 | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | ||
Забор | Развитие у детей сенсорного восприятия.
Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | « Цветные заборчики» На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету. | |
2 | Клумба с цветами | развитие памяти, внимания, умение классифицировать по заданному признаку. Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | Ход проведения: ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных, и строить песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить все животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложняется, если давать еще одно дикое животное. В конце игры дети сочиняют сказочную историю. |
Весенний лес | развитие памяти, внимания, умение классифицировать по заданному признаку Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | Ход проведения: ребенку дается задание построить в песочнице весенний лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных, и строить песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить все животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложняется, если давать еще одно дикое животное. В конце игры дети сочиняют сказочную историю. | |
3 | Комната для куклы | развитие памяти, внимания, умение классифицировать по заданному признаку Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | Ход проведения: ребенку дается задание построить в песочнице комнату для куклы. Ребенок выбирает из множества фигурок только нужные ему , и строить песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить все фигурки , которые он расположил в комнате . Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одну фигурку . Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложняется, если давать еще одну фигурку В конце игры дети сочиняют сказочную историю. |
Заборчик для птичьего двора | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | « Цветные заборчики» На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету. | |
4 | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | ||
Июнь.
недели | тема | Цели и задачи | Упражнения и игры |
1 | Поле с цветами | развитие памяти, внимания, умение классифицировать по заданному признаку Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | Ход проведения: ребенку дается задание построить в песочнице поле и засадить его растениями цветами.. Он выбирает из множества фигурок только нужные ему , и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить все фигурки , которые он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно растение. Ребенок, повернувшись, говорит, чего не стало. Игра усложняется, если давать еще одно дикое растение .В конце игры дети сочиняют сказочную историю. |
Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | |||
2 | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | ||
Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | |||
3 | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | Упражнение «Кто ушел, кто пришел». Рассказ приблизительный. Проснулось солнышко. Проснулись уточки (фигурки). Проснулись и закрякали: « Кря - кря – кря ». Проснулось …… (солнышко), проснулись уточки и ……(закрякали).Проснулись гуси и пошли на пруд поплавать идут и кричат: «Га – га - га». Дидактическое упражнение: «Кто пришел, Кто ушел?». Выглянуло солнышко, и во двор пришла маленькая девочка (фигурка). Она пришла покормить птиц. Сначала к ней пришли уточки. Потом пришли гуси. Затем прибежали курочки. Наелись птицы и собрались кто куда. Сначала ушел (пожалуйста закройте глаза ) воспитатель убирает одну фигурку и говорит: «Откройте глазки. Скажите, кто ушел?» (гуси ушли на пруд поплавать ).Зажмурьте глаза еще раз. Откройте. Что теперь видите? (Ушли курочки, а пришел петушок, прилетели голуби, гуси вернулись с пруда, ушла девочка). Можно пригласить ребенка. | |
Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | |||
4 | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | ||
Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками |
Июль.
недели | тема | Цели и задачи | Упражнения и игры |
1 | «Узоры на мокром песке» | Развитие зрительно- моторной координации, процесса классификации, воображения Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | «Узоры на мокром песке» Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».
точка, точка, запятая вышла рожица кривая ручки, ножки, огуречик- получился человечек. Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка. Затем попробуйте вместе с ребёнком изобразить такого же человечка.
Аналогичное задание выполняется с квадратом: дом, кубик, сумка. И с треугольником: дом, ёлка, флажок.
|
Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | |||
2 | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | ||
Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | |||
3 | Кто живет в реке | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | «Создаем реку для ее обитателей» |
Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | Упражнение «Кто ушел, кто пришел». Рассказ приблизительный. Проснулось солнышко. Проснулись уточки (фигурки). Проснулись и закрякали: « Кря - кря – кря ». Проснулось …… (солнышко), проснулись уточки и ……(закрякали).Проснулись гуси и пошли на пруд поплавать идут и кричат: «Га – га - га». Дидактическое упражнение: «Кто пришел, Кто ушел?». Выглянуло солнышко, и во двор пришла маленькая девочка (фигурка). Она пришла покормить птиц. Сначала к ней пришли уточки. Потом пришли гуси. Затем прибежали курочки. Наелись птицы и собрались кто куда. Сначала ушел (пожалуйста закройте глаза ) воспитатель убирает одну фигурку и говорит: «Откройте глазки. Скажите, кто ушел?» (гуси ушли на пруд поплавать ).Зажмурьте глаза еще раз. Откройте. Что теперь видите? (Ушли курочки, а пришел петушок, прилетели голуби, гуси вернулись с пруда, ушла девочка). Можно пригласить ребенка. | ||
4 | Огород с грядками | развитие памяти, внимания, умение классифицировать по заданному признаку. Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | Ход проведения: ребенку дается задание построить в песочнице огород с грядками с и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только нужные , и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить все фигурки , которые он расположил .. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно растение . Ребенок, повернувшись, говорит, чего не стало. Игра усложняется, если давать еще одно растение. В конце игры дети сочиняют сказочную историю. |
Август
недели | тема | Цели и задачи | Упражнения и игры |
1 | Фруктовый сад | развитие памяти, внимания, умение классифицировать по заданному признаку. Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | Ход проведения: ребенку дается задание построить в песочнице фруктовый сад. Ребенок выбирает из множества фигурок только нужные ему , и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить все фигурки , которых он расположил в саду . Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одну фигурку . Ребенок, повернувшись, говорит, чего не стало. Игра усложняется, если добавлять еще одно растение или персонаж. В конце игры дети сочиняют сказочную историю. |
Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | |||
2 | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | ||
Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | |||
3 | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | ||
Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | |||
4 | Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками | ||
Продолжать формировать игровые навыки действий с песком. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение общаться как с взрослыми так и с сверстниками |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа кружковой работы по ПДД
Тематический план кружка по изучению ПДД...
Рабочая программа . Кружковая работа 1кл.
Живопись, аппликация,новогодние плакаты, бумажная пластика....
Рабочая программа кружкового занятия
Программа кружка по математике для учащихся 8 класса "За страницами учебника математики"...
Рабочая программа кружковой работы "Памятники природы Адыгеи"
Рабочая программа кружковой работы "Памятники природы Адыгеи" 7-8 классов...
Рабочая программа кружковой работы по степ-аэробике "Здоровячок"
Рабочая программа кружковой работы по степ-аэробике "Здоровячок"...
внеурочная деятельность. Рабочая программа Кружкового объединения "Зеленый рай"
Рабочая программа кружа "Зеленый рай" экологического направления...
Рабочая программа кружковой внеурочной деятельности "Театральная студия"
Программа разработана на 2 года, применяется в ЦССВ "Сколковский". Основное направление -социализация детей, развитие коммуникативных навыков....