Пояснительная записка к классному часу "Дети и Холокост"
классный час (7 класс) по теме
классный час по теме "Дети и Холокост" с презентацией, проведенный в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 99 КБ |
![]() | 1.85 МБ |
![]() | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Дети и Холокост»
Камалова Ирина Борисовна,
МБОУ-гимназия №174
Цель: воспитать чувство уважения и сострадания к памяти жертв Холокоста
Задачи:
- познакомить обучающихся с историческим фактом трагедии Холокоста;
- рассмотреть деятельность человека с позиций морально - нравственных оценок и критериев – индивидуальных, групповых и общечеловеческих ценностей;
- способствовать формированию у учащихся стойкого иммунитета, неприятия идей расизма и фашизма, умение противостоять современной неофашистской пропаганде;
- формировать стойкие компетентности учащихся в умении оценивать и анализировать происходящие социальные явления и факты;
- продолжить формирование чувства толерантности, сострадания и милосердия, гражданской ответственности учащихся;
- способствовать развитию навыков монологической речи, умению выстраивать причинно-следственные связи.
Материалы и оборудование:
1. ПК, мультимедиа проектор, колонки.
2. Презентация.
Методы: наглядные, словесные
Ход внеклассного мероприятия
Учитель:
(слайд 1)
Ребята, сегодня мы будем говорить об очень непростой теме: о Холокосте, о том, кто и когда стал жертвами Холокоста, и подробно остановимся на теме «Дети и Холокост ».
- А что такое Холокост и почему об этом нельзя забывать?
(слайд 2,3)
"Холокост" в переводе с древнегреческого означает "всесожжение", "уничтожение огнем", "жертвоприношение". Впервые этот термин использовал лауреат Нобелевской премии мира писатель Эли Везелькак как символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения.
(слайд 4)
1 ноября 2005 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию, в которой она постановила, что день 27 января будет ежегодно отмечаться как Международный день памяти жертв Холокоста.
1 ученик
Германия. 30 годы. Фашисты во главе с Гитлером приходят к власти. Ими было принято свыше четырёхсот законов, ограничивающих права евреев. Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать. Евреев изгоняли из школ, из университетов. Для детей-евреев были закрыты городские парки. Вдруг выяснилось, что еврейские дети – другие, они стали детьми второго сорта. По всей Германии прокатилась волна еврейских погромов, самый крупный из которых, произошедший 9-10 ноября 1938года, получил название «Хрустальная ночь». Было разрушено 1400 синагог, погибло около 100 евреев, разгромлены еврейские дома и магазины, разбиты стёкла еврейских школ.
2 ученик (читает стихотворение Валерия Агаронова «Хрустальный звон»)[10]
(слайд 5)
Дождик льет, протяжно плачет,
Блюз играет патефон.
Память никуда не спрячет
Ночи той хрустальный звон
Где разбитые витрины,
Груда трупов, детский плач,
Вой толпы...оскал звериный
Демонстрирует палач!
Злоба и безумство массы
Буйство! В восклицаньях речь!
Превосходство белой расы!
А Другим - Дорога в Печь!
Бей, насилуй, режь ничтожных!
Жги, безжалостно дави!
(Свой народ втравил безбожник,
Замарал в чужой крови!)
Этот грех впечатан в Лету!
Звон разбитого стекла
Нам напомнит век за веком
Ночь в осколках хрусталя!
3 ученик
(слайд 6)
1сентября 1939года – началась Вторая мировая война. «Фюрер объявил, что роль евреев в Европе сыграна до конца, и поэтому она завершена. Евреи – это враги и мы принимаем все предосторожности, необходимые во взаимоотношениях с врагами.» (из речи Артура Зейса-Инкварта 12.03.1941 года на собрании нацистской партии). После оккупации фашистами Польши, всем евреям, в том числе и детям с 6лет, было приказано носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.
4 ученик (читает стихотворение Станислава Коренблита "Из гетто..." ) [11]
Два треугольника – звезда.
Щит праотца. Отца Давида
Избрание – а не обида,
Священный дар, а не беда.
Здесь было горе – горе без счёта.
Жёлтые звёзды – звёзды почёта.
Звёзды униженных, звёзды отверженных,
Вшитые в небо еврейской одежды.
Жёлтые звёзды, звёзды
Давида, горькие слёзы еврейской обиды.
Учитель: [6,12]
(слайды 7,8)
Януш Корчак - талантливый педагог, человек, который не боялся детских вопросов, за что его называли детский бог. Автор выдающихся книг о воспитании: «Как любить ребенка», «Право ребенка на уважение» и др., а также книг для детей: «Король Матиуш I» и «Король Матиуш на необитаемом острове», вошедших в классику мировой литературы.
В 1912 становится директором «Дома Сирот», которым руководит до конца жизни. Во время Второй мировой войны, когда немцы оккупируют Польшу, у Корчака появляется возможность уехать, но он возвращается в «Дом Сирот», который уже находился на территории Варшавского гетто. В начале августа 1942 года гитлеровцы решили закрыть дом сирот и уничтожить его обитателей. 3 августа 1942 года в дом пришли эсэсовцы. Доктор Корчак вместе со своими помощниками вывел всех оставшихся 200 детей, построил ребят в стройную колонну. Во главе колонны шел знаменосец и нес зеленое знамя Дома. Дети шли парами на станцию и пели католические церковные песнопения. Эта картина потрясла даже эсэсовцев. Немецкий офицер, руководивший погрузкой, узнал в Корчаке автора своих любимых детских книг. Он подошел к нему и тихо сказал: «Господин Корчак, вы можете быть свободным. Я не стану вас задерживать». Но доктор Корчак еще раз повторил: "Я детей не оставлю. Я буду с ними до конца".. При этом, доктор прекрасно знал, КУДА они едут и оставить детей действительно не мог.." Потрясенный этим мужеством эсэсовский офицер вытянулся по стойке смирно и отдал доктору честь. Доктор вместе со своей помощницей и всеми детьми погрузился в товарный вагон, и поезд тронулся.
Поезд отправился в Треблинку - одну из жутких нацистских "фабрик смерти". Что же мог он сделать для двухсот своих детей на пути в газовую камеру? Досказать сказку о путешествии к Солнцу... Сказку, такую же короткую, как жизнь. Десять минут пути. Улица в небо... Двести детей прошли по ней. Они верили, что учитель знает, куда их ведет.
5 ученик
Евреев стали переселять в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить. Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать, как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день. Однажды во двор домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Взрослые были на фабрике. Полицаи проверяли каждый укромный уголок. Впрочем, дети шли навстречу своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр. В Кракове их сдали в немецкий госпиталь, где у одних брали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых.
Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти.
Этот ужас пережили не только дети Варшавы. Бухенвальд, Треблинка, Освенцим. В трубах этих лагерей стоял дым от сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть.
Учитель: [6]
(слайд 9)
Анна Франк родилась 12 июня 1929 года во Франкфурте-на-Майне, в еврейской семье. Отец Анны, Отто Франк, был офицером в отставке, мать, Эдит Холландер Франк, — домохозяйкой. После прихода Гитлера к власти семья эмигрирует в Нидерланды. В мае 1940 году Германия оккупировала Нидерланды, и оккупационное правительство начало преследовать евреев. Семья Анны с несколькими другими евреями скрывались в нежилых помещениях неработающей фабрики. Более двух лет они ни разу не выходили наружу. Продовольствие им доставляли отважные друзья-голландцы. Потом всё же их обнаружили гитлеровцы и отправили в транзитный лагерь Вестерборк, потом в Освенцим, а в конце октября того же года Анну и ее сестру Марго перевели в Берген-Бельзен, где они обе погибли зимой 1945 года. Погибли все — мать, сестра, друзья, выжил только отец, Отто Франк. Он и опубликовал дневник дочери после войны в 1947году. Дневник был переведён на 32 языка. Первую запись в дневнике Анна сделала в день своего рождения, 12 июня 1942 года, когда ей исполнилось 13 лет. Последнюю — 1 августа 1944 года.
Ученица читает отрывки из дневника Анны:[2]
(ноябрь 1942)
Немцы звонят в каждую дверь и спрашивают, не живут ли в доме евреи... Вечером, когда темно, я вижу колонны людей с плачущими детьми. Они идут и идут, осыпаемые ударами и пинками, которые почти сбивают их с ног. Никого не осталось- старики, младенцы, беременные женщины, больные — все тронулись в этот смертельный поход.
Об отчаянии: Я достигла точки, когда для меня не имеет значения — жить или умереть. Мир будет вертеться и без меня, а я ничего не могу сделать, чтобы изменить ход событий. Просто даю вещам идти своим ходом, сосредоточиваюсь на учебе и надеюсь, что в конце концов все уладится само собой.(1944г)
О виновных: Я не верю, что только важные люди, политики и промышленники, виновны в войне. О, нет, маленький человек…В природе человека желать уничтожать, убивать, нести смерть. И пока все человечество, без исключения, не подвергнется огромным изменениям, войны будут продолжаться. (1944г)
6 ученик (читает стихотворение Наума Коржавина «Дети в Освенциме»)[10]
(слайд 10, 11)
Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучили детей.
И это каждый раз опять,
Кляня, ругаясь без причины…
И детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что – обидные слова.
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.
А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы,
Но их всё били. Так же. Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин «идеи» были,
Мужчины мучили детей.
7 ученик[7]
(слайд 12, 13)
Самые крупные лагеря смерти были в Польше… Их оборудовали газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями. Но прежде, чем люди попадали в газовые камеры, они проходили селекцию, то есть их осматривал зубной врач, чтобы вырвать золотые зубы. Многие фирмы отправляли в лагеря заявки на поставку человеческих волос. Еврейские дети, по личному приказу Гитлера, уничтожались в первую очередь. Всех детей до 14 лет с матерями отправляли прямо в газовые камеры. Когда газа для уничтожения не хватало, маленьких детей живыми бросали в печи крематориев. Наиболее высокопроизводительным с позиции технологии убийства был лагерь в Освенциме, где за один день подобным образом убивали 12 тысяч человек, которые впоследствии сжигались в печах крематория
8 ученик [1]
(слайд 14)
Одна из особенностей Холокоста на территории Советского Союза – самые варварские способы уничтожения людей, особенно маленьких детей. Нацисты бросали их живыми в могилу, подбрасывали в воздух, ловили на штыки, раздирали на части, смазывали губы ядом. В столице Калмыкии Элисте в 1942 году было уничтожено около 900 евреев- беженцев. Маленьким детям надевали марлевые повязки, и они засыпали. В могилу их бросали живыми.
В 1941-1942г.г. нацисты оккупировали огромные территории СССР: Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть России. Немцы установили новый порядок. В каждом городе была своя трагедия Холокоста. Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр. Бабий яр - большой овраг в западной части Киева. За два дня массовых казней там было убито около 35000 человек. Обречённых группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва. После того как ров заполнялся двумя-тремя слоями трупов, их присыпали землёй
(слайд 15 – песня А.Розенбаума «Бабий Яр»)
Учитель: (читает Стихотворение М.Джалиля «Варварство»)[4]
(слайд 16)
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох.
Детей внезапно охватил испуг,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! -
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? -
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты
вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
(слайд 17 )
В 1933 - 1945 годах войска фашистской Германии уничтожили около 6 млн. людей только за принадлежность еврейской нации. Такая цифра закреплена в приговорах Нюрнбергского трибунала.
(слайд 18)
Ребята, и закончить наш разговор об этой страшной трагедии в истории человечества мне хочется словами исследователя Холокоста И.Бауэра: «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».
Список использованной литературы
- Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР. Учебное пособие.- М.: Фонд «Холокост», 2001.
- Анна Франк. Убежище. Дневник в письмах. - Нидерланды, 2003.
- Всесожжение и вселенская катастрофа. Материалы по подготовкам уроков по темам : «Холокост – трагедия человечества».
- Джалиль Муса. Моабитская тетрадь. – Казань: Татарское книжное издательство, 1981
- Дойчкрон И. Я носила жёлтую звезду. – М.: Текст, 2001
- Памяти Корчака: Сб. ст.: (О враче, педагоге и писателе Я. Корчаке, 1878—1942) / [Отв. ред. О. Р. Медведева]. М.: Рос. об-во Януша Корчака, 1992.
Интернет - ресурсы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Классный час «Дети и Холокост» как составляющая духовно-нравственного воспитания школьников
Утрата духовно-нравственных ориентиров и творческого воображения,
следование информационным штампам и неспособность к физическому, умственному, духовному усилию, а также конфликты на межнациональной почве – все эти проблемы современного общества, как в зеркале, отражаются и в современной школе.
Важную роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании играет не только семья, но и школа.
Но как сделать так, чтобы ребёнок почувствовал себя частью государства, в котором он живёт, захотел гордиться своей страной и, если потребуется, встал на её защиту.
Одним из путей решения данной проблемы я считаю введение в курс школьной программы предметов, способствующих духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьника.
Работая в данном направлении, я поставила следующую цель:
воспитание человека культуры, с духовно-ответственным типом самосознания, любящего и уважающего свою историю, страну, народ, а также традиции других национальностей и вероисповеданий.
Мною был разработан и апробирован в течение нескольких лет комплекс элективных курсов духовно-нравственного содержания: «Календарно-обрядовый фольклор русского народа»; «Культура семьи»; «Духовная культура Урала и России», «Культура взаимоотношений» - рассчитанный на учеников всех возрастов Практика введения данных элективных курсов показала, что они способствуют объединению учеников разных национальностей, сглаживанию конфликтов на межнациональной почве, воспитанию толерантности, развитию творческих способностей и обогащению личностного опыта обучающихся.
Тема Холокоста обращает на себя внимание прежде всего тем, что несет в себе огромный нравственный и моральный потенциал для противостояния любым формам нетолерантного сознания и поведения. Чаще всего жертвами нетерпимости оказываются самые незащищенные слои общества - дети. Именно в детской и подростковой среде распространены негативные стереотипы и предубеждения. Нередко представители других национальностей или носители иных религиозных культур подвергаются остракизму. Важным доводом в пользу изучения Холокоста является необходимость избежать в будущем нарушения прав человека на расовой, религиозной или этнической основе. Для того, чтобы противостоять злу, необходимо его заблаговременно распознать и определить.
Классный час «Дети и Холокост», рассчитанный на учеников 7 класса, не только знакомит подростков с трагедией Холокоста, но и развивает способность к сопереживанию, воспитывает стремление противостоять жестокости и насилию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/05/08/picture-10921.jpg)
Пояснительная записка к программе по патриотическому воспитанию.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили...
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/29/picture-14351.jpg)
Пояснительная записка к программе по обслуживающему труду для учащихся 7 классов ССД
Данная программа составлена с учетом особенностей обучения детей со сложной структурой дефекта...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/01/picture-23925-1517461428.jpg)
Презентация Healthy living guide.Пояснительная записка. Конспект урока.Тесты по теме урока
1.Презентация «HealthyLivingGuide» («Путеводитель по здоровому образу жизни») составлен по основам УМК для 9 класса, автор Кузовлев В.П, Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др. – М.,Просвещение . Матер...
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/16/picture-197440-1361002528.jpg)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА И КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ ПАМЯТИ ЖЕРТВАМ ХОЛОКОСТА
Пояснительная записка и классный час посвященный Дню памяти жертвам Холокоста по теме: "Сломанные судьбы...Прерванные жизни...""...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/19/picture-170012-1413708642.jpg)
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....