Статья: "Применение методологически обоснованных практических подходов к организации помощи детям с проблемами в развитии"
статья на тему
Статья: "Применение методологически обоснованных практических подходов к организации помощи детям с проблемами в развитии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1_innovatsii_i_traditsii_aksenova_e.m.docx | 35.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-дефектолог
Аксенова Е.М.
Применение методологически обоснованных практических подходов к организации помощи детям с проблемами в развитии
Там, где инновации появляются не на голом месте,
а на возделанной усилиями науки почве, они улучшают дело.
Краевский В.В.
В системе новых требований к образованию инновации рассматриваются как условие успешной реализации ФГОС.
Многие педагоги сейчас включены в инновационную деятельность, потому что понимают, что без инноваций в наше время невозможно быть успешными и поддерживать должный уровень педагогического мастерства.
Новое содержание образования требует от педагога новых подходов к его формированию, адекватности построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, новых современных технологий.
При этом компетентный педагог учитывает, что «методика обучения – это свод правил, приёмов и средств, с помощью которых многолетний опыт, традиции передаются от поколения к поколению и формируется новый жизненный опыт. Однако этот свод служит лишь ориентиром, но требуется ещё и конкретная методика, адаптированная к потребностям, мотивам, условиям жизни, т.е. система использования выработанных правил с учётом времени, места, конкретных субьектов образования, условий организации и протяжённости педагогического процесса. Это «привязывание» методик (т.е. традиционных приёмов и средств) к конкретным условиям организации и протяжённости педагогического процесса, к конкретным субъектам образования, и есть технология обучения, или образовательная технология». /Сальникова Т.П./
Наряду с компетентностью современных педагогов характеризует способность к инициативе, к нововведению, творческое мышление. Сочетание этих способностей с соответствующими личностными особенностями позволяет говорить о большом творческом потенциале педагогов, являющимся необходимым компонентом инновационности.
Профессиональный стандарт педагога расширяет пространство педагогического творчества и рассматривает готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений в качестве основных характеристик деятельности успешного педагога.
Педагоги, обладая опытом работы, основанном на традициях специального образования, стоят перед выбором применения тех или иных методик коррекции и образовательных технологий. А это под силу только профессионально компетентным, мотивированным на инновационную деятельность педагогам, которые умеют гибко мыслить, критически анализировать традиционные подходы к образованию, ориентироваться в существующих образовательных технологиях, осуществлять их выбор, адаптировать или усовершенствовать.
Нередко педагоги, обладающие большим творческим потенциалом, в своем увлечении нововведениями и стремлении информационно обогатить содержание коррекционных занятий перегружают их разнообразным беспорядочным материалом и неоправданно чрезмерным использованием мультимедийных средств, игнорируют научно обоснованные формы обучающего воздействия, основанные на комплексном, системном подходе к развитию психики ребенка.
Однако профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку повышает требования к личностным качествам и профессиональным компетенциям педагогов. Они должны обладать способностью выявлять проблемы детей, связанные с особенностями их развития, принимать и оказывать помощь разным детям, вне зависимости от их способностей, реальных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья и владеть специальными методиками, позволяющими эффективно проводить коррекционно-развивающую работу.
Среди основных побудительных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить необходимость более глубокого учёта и использования психофизиологических и личностных особенностей детей, осознание замены вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом, возможность проектирования организационных форм взаимодействия ребёнка и педагога.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования./Асмолов А.Г./
Если ранее содержание образования ориентировалось на нормативность развития, то сегодня акцент переносится на развитие «жизненных навыков», социального взаимодействия и создание адекватных условий для социализации всех детей, имеющих отклонения в развитии, включения их в социум.
В специальном образовании эти тенденции и раньше имели место. Факторы, причины и условия, порождающие разнообразие индивидуальных траекторий развития, всегда находились и находятся в центре внимания, и их учёт является важнейшим принципом работы с детьми с проблемами в развитии. В реальности специального образования технологии всегда адаптируются в соответствии с особенностями конкретного ребенка.
При выборе форм и методов педагогического воздействия учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике, связанные с возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей.
В связи с особенностями развития проблемные дети нуждаются в целенаправленном, специально организованном обучении, в котором особую роль играют способы воздействия взрослого, направленные на активизацию познавательной и речевой деятельности детей, а так же учет их возрастных и индивидуальных особенностей развития, сензитивных периодов и реализации психологических новообразований.
При этом успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией педагога, а также с адекватностью построения образовательного процесса и созданием условий. Немаловажным является грамотно подобранное содержание коррекционных занятий и правильный выбор методов и средств обучения.
Использование дефектологами методик, основанных на многолетних исследованиях и опыте ведущих специалистов специальной дошкольной педагогики, обеспечивает целенаправленность, последовательность и системность в проведении коррекционной работы, что способствует усвоению детьми с отклонениями общественного опыта и позволяет предупредить возникновение вторичных дефектов, которые Л.С. Выготский характеризовал как возникающие вследствие неблагоприятных социально-педагогических условий.
Разработанные Л.С. Выготским основные методологические принципы диагностической и коррекционно-педагогической помощи проблемным детям чрезвычайно значимы для современной дефектологии.
Значительный вклад в построение методологически обоснованных моделей практических подходов к организации помощи детям с трудностями в обучении и развитии внесли А.А. Катаева, Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, труды которых вооружили современных дефектологов основными принципами, инструментарием и практическими методами психолого-педагогической диагностики и представили систему коррекционно-педагогической работы по формированию мыслительной деятельности детей с отклонениями в развитии.
Система коррекционно-педагогической работы, представленная А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой, может быть взята за основу при организации работы учителя-дефектолога и реализована в группах инклюзивного и интегрированного обучения.
Дидактические игры и упражнения, содержание и методика проведения которых даны с учетом особенностей развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии, направлены на активизацию их познавательной деятельности, развитие социального взаимодействия и коммуникативно-речевых умений.
Дидактические игры, как средство обучения, позволяют решать учителю-дефектологу коррекционно-развивающие задачи и учитывать, прежде всего, игровые интересы ребенка. Игра, как основной вид деятельности детей, обеспечивая эмоционально-положительное отношение к процессу обучения, позволяет им получить собственный действенный и чувственный опыт, навыки коммуникации.
Доступность и порядок расположения игр по мере усложнения, обеспечивает поэтапность усвоения материала и возможность варьировать коррекционно-развивающую направленность каждого занятия в соответствии с возрастными, психическими, личностными особенностями детей.
Использование научно обоснованных методических путей формирования познавательной деятельности детей с проблемами развития обеспечивает создание специальных условий для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми, формирования родительской компетенции в вопросах обучения и воспитания детей и установления продуктивного взаимодействия с семьей.
Подробное описание и доступность изложения позволяет использовать дидактический материал и приложения в качестве рекомендаций родителям по организации совместных действий с ребенком.
С целью повышения эффективности развития возможностей проблемного ребенка, формирования адекватных методов воспитания и обучения детей могут быть использованы педагогические технологии включения родителей в коррекционно-педагогический процесс, предлагаемые А.Г. Мишиной, практическая значимость которых состоит в разработке методических рекомендаций по изучению характера взаимодействия и формированию сотрудничества родителей с ребенком. Автор определяет различные организационные формы психолого-педагогической поддержки семьи, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии.
Комплекс мероприятий по оказанию учителем-дефектологом профессиональной помощи родителям, воспитывающим проблемного ребенка, направлен на формирование сотрудничества между ними, что оказывает положительное влияние на изменение характера их взаимоотношений, способствует коррекции и предупреждению вторичных отклонений в психическом развитии и социализации ребенка с ограниченными возможностями. /Мишина А.Г./
Использование специальных коррекционных приемов обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья предусмотрено новым законом «Об образовании в Российской Федерации», который устанавливает обязательным условием знание особенностей организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста, общих закономерностей развития и особенностей становления и развития детских деятельностей в дошкольном возрасте, владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу, и психолого-педагогическими технологиями, необходимыми для работы с детьми с ОВЗ, а также владение методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, умение выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
Таким образом, в соответствии с современными требованиями и обязательными условиями к организации образовательной работы с детьми использование методологически обоснованных практических подходов к организации помощи детям и реализация педагогических технологий включения родителей в коррекционно-педагогический процесс могут служить вектором в работе учителя-дефектолога и позволят эффективно проводить коррекционно-развивающую работу.
Литература
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика, № 4, 2009, с. 18–22.
Мишина Г.А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии: автореферат дисс. канд. пед. Наук / Г.А. Мишина. – М.,1998 – 179с.
4. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Дефектология : науч.-метод. журн. – 2010. – № 1. – C.6–22 .
5. Новикова Т.Г., Взаимосвязь традиций и инноваций как источник и движущая сила развития современного образования, материалы VII научно-практической конференции ГОУ СПбГИЭУ,
«Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования», 2011.
6. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. М.: ВЛАДОС, 2008. – 256с.
7. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста: пособие для учителя-дефектолога /Е.А.Стребелева, Г.А.Мишина. – М.: ВЛАДОС, 2010.–143с.
8. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: кн. для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. М.: ВЛАДОС, 2005. – 180с.
- Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.: ТЦ Сфера, 2010 г.
10. Краевский В.В. Инновации и традиции – два полюса мира образования. // Интернет-журнал "Эйдос". – 2003. http://www.eidos.ru/journal/2003/0711-01.htm.(февраль 2015г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация.Комплексный подход при обучении детей с проблемами в развитии
Презентация. В работе показано, как при решении задач, примеров возможен процесс развития и коррекции познавательных процессов и интересов учащихся коррекционных школ VIII вида. Использование межпредм...
Компетентностный подход в организации образовательного пространства, творческой самореализации и развития обучающихся.
Компетентностный подход в организации образовательного пространства, творческой самореализации и развития обучающихся....
Использование речевых игр в развитии познавательной деятельности у детей с проблемами в развитии
Статья об использовании и влиянии речевых игр на детей с проблемами в развитии, о взаимосвязи развития речи и развития познавательной деятельности....
«Коррекционное сопровождение обучения и воспитания детей с проблемами в развитии и о необходимости системного подхода к коррекционной работе в школе»
В презентации раскрываются принципы, методы и особенности психолого-педагогического сопровождения сопровождения глухих детей....
Обобщение опыта работы логопеда по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»...
Применение методологически обоснованных практических подходов к организации помощи детям с проблемами в развитии
Применение методологически обоснованных практических подходов к организации помощи детям с проблемами в развитии...
Статья" Современные подходы к организации обучения детей с ОВЗ на уроках математики"
Современные подходы к организации обучения детей с ОВЗ на уроках математики...