Использование речевых игр в развитии познавательной деятельности у детей с проблемами в развитии
статья на тему

Степанова Елена Ивановна

Статья об использовании и влиянии речевых игр на детей с проблемами в развитии, о взаимосвязи развития речи и развития познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_rechevykh_igr.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Использование речевых игр в развитии познавательной деятельности

у детей с проблемами в развитии

Подготовила: учитель-логопед Степанова Елена Ивановна.

Известно, что дети с задержкой психического развития имеют следующие наиболее значимые проблемы в развитии: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности (им требуется активная ориентировка в задании), нарушения различных сторон речи.

Большую роль в структуре дефекта детей с нарушением психического развития играют речевые нарушения. При этом речевые нарушения преимущественно имеют системный характер и входят в структуру основного дефекта.

Многим детям присущи недостатки звукопроизношения, фонематического развития. Так же много детей с таким речевым нарушением, как дизартрия. На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико – грамматических конструкций типа: «Коля старше Миши», «Береза растет на краю поля».

Дети с задержкой психического развития имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужено употребление глаголов. Затруднены словообразовательные процессы.

Ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи, однако, если сравнивать количество ошибок в употреблении грамматических форм слова и в употреблении грамматических конструкций, то явно преобладают ошибки второго типа. Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя и ему понятно смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа, и на вопросы педагога он отвечает правильно.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. У ребенка с задержкой психического развития низкий уровень познавательной активности, отклонения в развитии ведущих психических процессов создают дополнительные трудности в овладении связной речью.

Формирование навыков построения связных развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию.

Формирование мышления и речи происходит в процессе практической деятельности. Язык, как средство общения людей, является особым видом интеллектуальной деятельности. Поэтому мы видим тесную взаимосвязь развития речи и развития познавательной деятельности.

У ребенка с задержкой психического развития игровая  деятельность, по сравнению с нормально развивающимися детьми, долго является ведущим видом деятельности. Поэтому использование речевых игр располагает положительными возможностями перевода ведущей – игровой  деятельности на уровень учебно – игровой деятельности: учебной по целям и игровой по характеру осуществления. Используя речевые игры, мы решаем познавательные и коммуникативные задачи с опорой на сознательную деятельность ребенка.

Так же при проведении игр педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности и возможности ребенка.

Выбирая  любую речевую игру, мы можем ставить различные цели и задачи, которые будут направлены на развитие и коррекцию имеющихся дефектов у ребенка.

                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ как средство развития познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность  человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения соврем...

Обобщение опыта по теме:"Взаимодействие педагогов в развитии познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья."

Обобщение опыта работы в проведении интегрированных уроков в специальной коррекционной школе-интернате 8 вида...

Пути развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ.

Пути развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ....

Обобщение опыта работы логопеда по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»...

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Учимся, играя» (развитие познавательной деятельности для детей с ЗПР 4-5 лет)

Программа направлена на создание ребенку с задержкой психического развития возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременног...

Особенности развития познавательной деятельности у детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка

Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесс...

Выступление на методическом объединении на тему: «Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ . Особенности развития мышления»

Развитие мышления в онтогенезе.Особенности мышления у детей старшего дошкольного возрастаОсобенности развития мышления детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).Заключение...