Статья" Современные подходы к организации обучения детей с ОВЗ на уроках математики"
статья по теме
Современные подходы к организации обучения детей с ОВЗ на уроках математики
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современные подходы к организации обучения детей с ОВЗ на уроках математики в основной школе
Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях обучающихся, - одна из наиболее острых в практике современной школы. Особого внимания требует методика обучения математике в классах с задержкой психического развития, так как обучение математике в этих классах имеет свою специфику. У обучающихся с задержкой психического развития, при изучении предмета возникают серьезные проблемы, связанные с тем, что объем знаний по математике минимален, ослаблены память и внимание, мыслительные процессы протекают медленно.
Все эти особенности психофизического развития ребенка с задержкой психического развития, при отсутствии коррекционной направленности занятий, приводят к тому, что у обучающихся вырабатывается стойкое негативное отношение к учебе, не позволяющее активно участвовать в учебном процессе. Поэтому с первых дней работы методы и формы организации процесса обучения математике должны быть ориентированы на дифференцированный подход, усиление индивидуализации, развитие мотивации учебной деятельности обучающихся, на усиление практической и прикладной направленности курса математики.
Обучающиеся с задержкой психического развития придают общеучебным умениям основополагающее значение, так как спешат получить итоговый результат, не уделяя внимания слушанию, чтению, анализу условий задания. В силу специфики развития этой категории детей самоконтроль ими подменяется (из-за неразвитости внимания) контролем учителя; ориентировкой на правильный ответ.
Поэтому нужно уделять большое внимание формированию общеучебных навыков только в их слиянии, а не по отдельным видам. Помогает в этой работе использование на уроках различного раздаточного дидактического материала, который содержит справочный, опорный материал, а также задания для проведения текущей проверке знаний и умений обучающихся, задания для дополнительной индивидуальной работы.
Серьезная проблема – организация процесса обучения математике. Основной движущей силой должно являться формирование учебной мотивации, желания учиться. Необходимо постоянно использовать те приемы активизации учебной деятельности, которые обеспечивают подведение обучающихся к осознанному усвоению нового материала.
В поиске таких приемов работы помогает осознание того, что сложность, доступность и новизна – основные причины успеха. Дети с задержкой психического развития устают от однообразия методов преподавания и однообразия деятельности на уроке. Яркая и активная мотивация позволяет этого избежать, формируя у обучающихся стойкий познавательный интерес.
Несколько примеров такой организации различных этапов уроков:
- использование заданий, решаемых с опорой на смекалку и сообразительность, на поиск закономерностей, хорошо усвоенных обучающимися,
- индивидуальная самостоятельная работа обучающихся с использованием раздаточного индивидуально подобранного материала (сигнальных карточек и т.д.),
При организации учебной деятельности можно использовать элементы ролевой и деловой игры, коллективный игровой метод обучения. Специальными средствами создается эмоциональный настрой – "эмоциональное управление направляемым напряжением". Обучающиеся выступают в различных ролях, например, учатся преодолевать проблему принятия решения в конфликтных ситуациях, ярко проявляют активность. Эти методы требуют большой подготовки к организации и проведению уроков с их использованием. Учителю необходимо продумать совместную деятельность с детьми, варианты ситуаций межличностного общения, которые могут возникнуть во время урока, чтобы обеспечить решение задач обучения.
Можно использовать и такой проблемный метод обучения как беседа. Данный вид работы предполагает высокий уровень активности обучающихся.
Беседа помогает формировать у детей с задержкой психического развития умение проявлять самостоятельность суждений, умозаключений, воспитывает чувство коллективизма, возникающее в момент выяснения истины.
Этот момент строится на основе проблемной ситуации, которая включает в себя:
- вопрос, ставящий проблему,
- необходимый уровень знаний по теме,
- определенный уровень сформированности познавательной деятельности,
- определенный эмоциональный настрой.
Получение обратной связи в процессе обучения (на основе теории поэтапного усвоения знаний):
- фиксирование основного содержания в краткой схематической форме, удобной для дальнейшего использования,
- организация самостоятельной работы обучающихся, позволяющей проконтролировать работу на уроке,
- постепенный переход от пошагового контроля (по операциям) к самоконтролю.
Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике, особенно в пятом классе, является закрепление и развитие у ребят навыка хорошего счета. Однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес к счету. Например, можно предлагать примеры, оформленные в виде блок-схем, строить алгоритмы, большие примеры, содержащие много действий, решать с помощью эстафеты, считать круговые примеры, которые позволяют осуществлять самоконтроль, давать задания на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении, задания на восстановление частично стертых записей. Хорошо, когда уроки оживлены задачами-шутками, заданиями на внимание.
Также можно предложить всевозможные формы кодирования ответов:
- На доске рядом с примером предлагается ответ, закодированный буквами. Обучающиеся решают пример, выбирают верный ответ, записывают в тетрадь букву-код, соответствующую верному ответу. По окончании счета появляется слово-ответ.
- Ответы закрыты карточками. Обучающиеся дают ответ, открывают его, перевернув карточку, прикрепляют ее рядом с ответом. На обратной стороне карточки – буквы, образующие слово – контрольный ответ.
Форма выбора обучающимися заданий может быть различна: например, бросаем кубик, на гранях которого указаны номера заданий, либо (по выбору) геометрических фигур, под которыми указаны номера уравнений, что позволяет учителю выявить психологические особенности обучающегося, либо вытягиванием номеров, закодированных буквами (можно предложить составить слово из этих букв).
Можно применить еще ряд приемов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность обучающихся:
- Групповой метод решения задач. Работа в парах.
- Различные формы работы с книгой.
- Самостоятельные работы с использованием аналогии, сравнений.
- Использование на уроках элементов историзма, занимательности (урок-сказка, урок-путешествие, урок-кроссворд).
- Использование проблемных ситуаций.
- Изложения материала блоками.
- Наглядность, доступность, оригинальность решений различными способами, самостоятельности в получении знаний.
В заключении необходимо отметить, что в условиях школы для детей с задержкой психического развития важным фактором урока должен быть способ организации учебной деятельности обучающихся, а не только содержание учебного материала. Продуманная продуктивная организация процесса обучения немыслима без активного вовлечения обучающихся в процесс получения знаний с помощью методов коррекционо-развивающего обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный подход к определению индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида.
В статье приведены рекомендации из практического опыта учителя по определению индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ на уроках математики в коррекционной школе VIII вида. Описана дея...
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ...
Деловая игра "Структура и содержание урока в контексте системно – деятельностного подхода к организации обучения в рамках ФГОС"
Деловая игра "Структура и содержание урока в контексте системно – деятельностного подхода к организации обучения в рамках ФГОС"...
Индивидуально-дифференцированный подход в обучении умственно-отсталых школьников на уроках математики.
У детей с нарушением интеллекта чрезвычайно слабо развиты способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями. Известно, что математика является одним из самых трудных предметов ...
Комплексный подход к определению индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида.
Обобщение опыта работы педагога по индивидуализации обучения детей с ОВЗ на уроках математики.В статье представлен опыт работы по разработке ИОМ для детей с ОВЗ в школе VIII вида....