Программа предмета «Изобразительная деятельность» , по ФГОС
рабочая программа на тему
Программа по предмету "Изобразительная деятельность", для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой,Н.Н. Яковлевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_fgos.docx | 32.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа предмета «Изобразительная деятельность» разработана на основе требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП, программы формирования БУД с учетом:
-программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой –Санкт – Петербург, ЦДК, 2011.
Цели:
- формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами, освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация;
- коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств средствами изобразительной деятельности с учетом индивидуальных возможностей;
- формирование учебного поведения, умения выполнять задания от начала до конца в течение определенного периода времени ,формирование положительных качеств личности: аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности.
Общая характеристика учебного предмета
Программа включает следующие разделы:
1. Лепка.
2.Рисование.
3.Аппликация.
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у них воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. В процессе работы у обучающихся формируются правильные навыки общения: доброжелательность, взаимопомощь, сопричастность к успехам или неуспеху товарища.
На занятиях по лепке, рисованию, аппликации обучающиеся имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами, осуществлять выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Несмотря на то, что некоторые не могут использовать приемы захвата кисти, карандаша, они могут создать сюжет изображения, отпечатывая картинки штампами. Разнообразие используемых техник делает работы выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.
Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у обучающихся положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать их творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МКС(К)ОУ «СКОШ №78»VIII вида общий объем учебного времени в 1 классе для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития составляет 99 часов, при нагрузке 3 часа в неделю.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностные возможные (примерные) результаты:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Предметные возможные (примерные) результаты:
- освоение доступных средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни: интерес к доступным видам изобразительной деятельности; умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация); умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.
-способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности: положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) , стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
-готовность к участию в совместных мероприятиях: готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми; умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
Содержание учебного предмета
Лепка. Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин , тесто. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста). Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Ощипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой . Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием , прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.
Рисование. Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, кисти, емкость для воды. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания. Выбор цвета для рисования. Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, квадрат, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали).Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование орнамента из геометрических фигур в полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование с использованием нетрадиционных техник: «Пластилинография», «рисование ладошками, пальцами», «Кляксография».
Аппликация. Узнавание ( различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, клей, трафарет. Сминание бумаги. Отрывание части бумаги от куска. Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Выполнение аппликации из геометрических фигур, из осенних листьев, из ватных дисков.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
1 | Лепка | 35 | Узнают ( различают ) пластичные материалы: пластилин , тесто. Узнают (различают) инструменты и приспособления для работы с пластичными материалами: стека, форма, подложка, штамп. Разминают пластилин (тесто). Отрывают кусочки материала от целого куска. Откручивают кусочки материала от целого куска. Отщипывают кусочки материала от целого куска. Отрезают кусочки материала стекой. Размазывают пластилин по шаблону (внутри контура). Катают колбаски на доске (в руках). Катают шарики на доске (в руках), получают форму путем выдавливания формочкой. Вырезают заданную форму по шаблону стекой. Сгибают колбаски в кольцо. Закручивают колбаски в жгутик. Расплющивают материал на доске (между ладонями, между пальцами). Защипывают края детали. Соединяют детали изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом. |
2 | Рисование | 30 | Узнают ( различают ) материалы и инструменты, используемые для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, кисти, емкость для воды. Осваивают прием рисования карандашом. Соблюдают последовательность действий при работе с красками: опускают кисти в баночку с водой, снимают лишнюю воду с кисти, обмакивают ворс кисти в краску, снимают лишнюю краску о край баночки, рисуют на листе бумаги. Осваивают прием рисования кистью: прием касания. Выбирают цвет для рисования. Рисуют точки. Рисуют вертикальные (горизонтальные, наклонные) линии. Соединяют точки. Рисуют геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Закрашивают внутри контура (заполняют всю поверхность внутри контура). Штрихуют слева направо (сверху вниз, по диагонали), Рисуют контур предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону). Дорисовывают части (отдельных деталей) предмета. Рисуют предмет (объект) с натуры. Рисуют орнамент из геометрических фигур в прямоугольнике (в круге, в квадрате). Дополняют сюжетный рисунок отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Подбирают цвет в соответствии с сюжетом рисунка. Рисуют с использованием нетрадиционных техник: «Пластилино графия», «рисование ладошками, пальцами», «Кляксография». |
3 | Аппликация | 34 | Узнают (различают) разные виды бумаги: цветная бумага , картон, салфетка и др. Узнают (различают) инструменты и приспособления, используемые для изготовления аппликации : ножницы, клей, трафарет. Сминают бумагу. Отрывают часть от бумаги. Сгибают лист бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивают лист бумаги. Намазывают всю (часть) поверхность клеем. Разрезают бумагу ножницами: выполняют надрез, разрезают лист бумаги. Вырезают по контуру. Собирают изображение из нескольких деталей. Соблюдают последовательность действий при изготовлении предметной аппликации: заготавливают детали, собирают изображение объекта, намазывают детали клеем, приклеивают детали к фону. Соблюдают последовательность действий при изготовлении декоративной аппликации: заготавливают детали, собирают орнамент, способом чередования объектов, намазывают детали клеем, приклеивают детали к фону. Выполняют аппликацию из геометрических фигур , из осенних листьев, из ватных дисков. |
итого | 99 |
Учебно-методическое материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Программа Баряева, Л.Б. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] /Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлева –Спб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой,2011. -480с.; | |
Дидактические материалы | |
|
|
Материал для изобразительной деятельности | |
Лепка:
Рисование:
Аппликация:
|
|
Методические пособия для учителя | |
1. 2. 3.
|
|
Печатные пособия | |
1.Раскраски «Геометрические фигуры» 2. Раскраски «Домашние животные» 3.Прописи «Веселый карандаш» 4.Раскраски «Овощи» 5.Раскраски «Фрукты» |
|
Компьютерные и информационно-коммуникационные средства обучения | |
компьютер; |
|
Интернет-ресурсы | |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа предмета "Музыка" 5 класс ФГОС Усачёва, Школяр
Рабочая программа "Музыка" составлена на основе примерной программы с учётом ФГОС. Разделы программы "Музыка и литература", "Музыка и живопись".Особенностью программы является то, что она не просто со...
Рабочая программа предмета "История" для 8 класса Основного общего образования на 2015-2016 учебный год. С использованием ФГОС
Программа ориентирована на учебники: Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. «Новая история 1800-1917гг.- М.: Просвещение, 2013г. и А. А. Данилова, Л. Г. Косулина «История России. 19 век – М.: ...
Рабочая программа обучения учащихся 5 класса по предмету "Физическая культура" (ФГОС ООО)
Рабочая программа обучения учащихся 5 класса по предмету «Физическая культура» по ФГОС ООО...
Доклад на тему: Основные составляющие программы, отдельных предметов, курсов по ФГОС"
Доклад на тему: « Основные составляющие программы отдельных предметов, курсов.» Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отст...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Адаптивная физкультура Класс: 0- 1В Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Адаптивная физкультураКласс: 0- 1ВВид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1В Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2
Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1ВВид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2...
Примерная рабочая программа начального общего образования по предмету "Физическая культура" ФГОС 2021 год (ДЛЯ КОНСТРУКТОРА ПРОГРАММ)
ФГОС нового поколения 2021 год, используется для создания рабочих программ ЧЕРЕЗ КОНСТРУКТОР...