Cистема коррекционно-развивающей работы в ГОУ ТО «Кимовская школа"
презентация к уроку на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_kor.-razv.raboty_shk.ppt | 693.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель Ознакомление с опытом работы образовательного учреждения по созданию системы коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на образование в пределах специальных образовательных программ, лечение и оздоровление, воспитание и коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Понятийный аппарат данной презентации. -СИСТЕМА -КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
Система - соединённое, составленное из частей. Система – нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся в определённой связи частей. (из толкового словаря С. И.Ожегова, Н. Ю. Шведова)
Коррекционно-развивающая работа -За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребёнка. -В коррекционной работе стремятся к определённому психическому эталону, а в развивающей – ориентируются на средневозрастные нормы развития, в которых ребёнок может подняться на оптимальный для него уровень развития.
Рассмотрим составляющие КРС ГОУ ТО «Кимовская школа VIII вида». -ЦЕЛЬ -ПРИНЦИПЫ -СТРУКТУРА -СОДЕРЖАНИЕ -ФОРМЫ -МЕТОДЫ -ТЕХНОЛОГИИ -РЕЗУЛЬТАТЫ
Первая составляющая системы - создание коррекционно-развивающего обучения как формы активной медико-психолого - педагогической помощи детям с отклонениями в интеллектуальном развитии, направленной на формирование социально успешной личности. цель
- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. -Закон «Об образовании» РФ. -Конвенция о правах ребёнка. -Устав, Образовательная, Коррекционно-развивающая программы ГОУ ТО «Кимовская школа VIII вида». - нормативная база
Вторая составляющая -Гуманизм. -Принцип личностно-ориентированного подхода. -Принцип дифференцированного подхода(разноуровневого). -Принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса. ПРИНЦИПЫ
Организация коррекционно-развивающего обучения (КРО) предполагает -Наличие школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) -Специальные учебники и программы, УМК образовательного процесса. -Максимальную трудовую адаптацию к современным социальным условиям
Третья составляющая -Диагностический сектор -Учебно-воспитательный сектор -Лечебно-профилактический сектор структура
I . Диагностический сектор. -Консилиум, в состав которого входят: -Педагог-психолог -Учитель-логопед -Социальный педагог -Медицинский работник -Заместитель директора по учебно-методической работе
- Совет профилактики, в состав которого входят: -Педагог-психолог - Классные руководители -Социальный педагог -Заместитель директора по воспитательной работе
Задачи консилиума: -Выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности( речи, памяти, внимания, работоспособности), изучение эмоционально-волевого и личностного развития школьников. -Выявление актуального уровня развития и ЗБР детей. -Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций учителю для обеспечения дифференцированного подхода в процессе коррекционно- развивающего обучения и воспитания. -Профилактика физических и эмоциональных перегрузок и срывов. -Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности. -Организация взаимодействия между педагогическим составом школы и специалистами, участвующими в деятельности консилиума, в диагностической работе.
Задачи совета профилактики: Выявляет и ставит на внутришкольный учет трудновоспитуемых учащихся и родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию и обучению детей Планирует и организует индивидуальную профилактическую работу с учащимися «группы риска» Осуществляет контроль за поведением подростков, состоящих на учете Информирует администрацию школы о состоянии правонарушений, преступлений, безнадзорности среди учащихся, проблемах и перспективах организации воспитательно-профилактической работы.
Направления деятельности педагога-психолога -Психологическое просвещение с целью формирования у педагогов, обучающихся, родителей потребности в психологических знаниях. -Психологическая профилактика с целью оказания помощи в процессе обучения и воспитания. -Психологическая диагностика с целью определения индивидуальных потенциальных возможностей обучающихся. -Психологическая коррекция с целью обеспечения целостного воздействия на личность ребенка. -Психологическое консультирование с целью оказания помощи обучающимся, педагогическим работникам в вопросах развития, воспитания и обучения.
Направления деятельности дефектолога: -Просвещение с целью формирования у педагогов, обучающихся, родителей потребности в знаниях в области коррекционной педагогики. -Профилактика с целью оказания помощи в процессе обучения и воспитания. -Диагностика с целью определения индивидуальных потенциальных возможностей обучающихся, уровня развития познавательной деятельности, учебных навыков. -Консультирование с целью оказания помощи обучающимся, педагогическим работникам в вопросах развития, воспитания и обучения. -Коррекция познавательной деятельности, общеучебных навыков по следующим направлениям: - сенсорное и сенсомоторное развитие -формирование пространственно-временных отношений
-умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие словесных и наглядных форм мышления) -нормализация ведущей деятельности возраста -формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи -готовность к восприятию учебного материала -формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков
Цель логопедического сопровождения: -оказание помощи обучающимся в развитии устной и письменной речи для дальнейшего успешного обучения и формирования ключевых социальных компетенций; -работа по формированию правильного звукопроизношения.
Основные направления социально-педагогической работы -Выявление общих и частных социальных проблем, имеющих место в классах, школе; -Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учреждения; -Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, с целью предотвращения серьезных последствий; -Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, воспитания детей в семье; -Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций; -Социальная защита обучаемого в связи с возникновением проблем, которые имеют или могут иметь для него жизненно важное значение; -Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов; -Установление сотрудничества с органами социальной защиты, отделами по работе с несовершеннолетними, другими учреждениями в интересах решения социальных проблем учащихся.
II .Учебно-воспитательный сектор Основные положения: - Пребывание ребёнка в комфортном психологическом климате в классах наполняемостью до12 человек. -В коррекционную направленность всех учебных предметов входят задачи активизации познавательной деятельности, формирования учебной мотивации, формирование общеинтеллектуальных умений и навыков, развитие устной и письменной речи, навыков самоконтроля и самооценки. -Комплексное воздействие на ребёнка с целью преодоления негативных тенденций развития, осуществляющегося на индивидуальных и групповых занятиях при тесном взаимодействии педагогов и узких специалистов.
Четвёртая составляющая Содержание учебно-воспитательного процесса строится на основе Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида 2003 года. вариативная часть представлена предметами коррекционного блока: - в начальных классах : ритмика, ЛФК, развитие устной речи, развитие психомоторики и сенсорных процессов; - в среднем звене: СБО; -проводятся индивидуальные, групповые коррекционные и логопедические занятия. Содержание предметов определяет Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (два сборника), рабочие программы для школьников 10 класса, класса ГУО и специальные учебники для освоения этих программ. содержание
Швейное Столярное дело дело Слесарное дело (на часы технологии отводится большее количество времени, чем в массовой школе) Трудовое воспитание представлено трудовой практикой, развитием и совершенствованием навыков самообслуживания, ОПТ. Трудовое обучение
«Особые условия» Среди обучающихся есть дети , имеющие статус инвалида, это «Особые дети». Организовано индивидуальное обучение на дому с детьми, которые в силу своего диагноза не могут обучаться в условиях классно-урочной системы , в последние годы количество их увеличилось до 16 человек.
Воспитательная роль: сформировать положительный мотив поведения Деятельность классных руководителей . Творческие направления воспитателей ГПД Дополнительное образование – кружковая работа, спортивно-оздоровительная работа
Форма воспитательной работы : ограниченная по месту и времени структура совместного взаимодействия детей и взрослых, позволяющая решить определенные воспитательные задачи. Структура совместного взаимодействия функции участников содержание методы и приемы порядок
Пять типов форм воспитательной работы ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРОВЫЕ ТРУДОВЫЕ ОБРАЗНО- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СЛОВЕСТНО- ЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ
Статичные формы воспитательной работы Преобладающий способ взаимодействия Примеры Ритуал Линейка, Вахта памяти, Митинг, торжественное собрание и традиционные общешкольные мероприятия Коммуникация Круглый стол, встреча с интересным человеком Демонстрация Спектакль. Творческий конкурс, спортивное состязание, интеллектуально-познавательная игра, рыцарский турнир Организация восприятия Просмотр кино (видео-, теле) фильма, спортивного или художественного представления
Пятая составляющая традиционные нетрадиционные - классный урок - экскурсия - воспит. занятие - игры - индив. занятия - концерт - груп. занятия - соревнование - занятия в кружках - КВН - путешествие - интегрированные уроки и занятия формы
Методы, зависимые от средств обучения. Методы, учитывающие степень активности учащихся. Методы сознания личности. Методы организации деятельности. Методы контроля. Методы стимулирования. Шестая составляющая методы
Седьмая составляющая -Личностно-ориентированного обучения -Технология классной дифференциации (разноуровневое) -Элементы проблемного обучения -Технология коррекционно-развивающего обучения и воспитания -Технология учебного проектирования -Здоровьесберегающие технологии -Игровые технологии -Интегрированное обучение -Технология КТД -Мультимедийные технологии, ИКТ технологии
III . Лечебно-профилактический сектор -Медицинский работник использует данные медицинского осмотра для организации лечебно-профилактической работы. -Педагоги используют элементы здоровьесберегающих технологий. -Проводятся занятия ритмики, ЛФК. -Специалисты проводят профилактические беседы, внеклассные мероприятия, месячники здоровья и т. д. -Соблюдается щадящий режим.
Педагогический ресурс -Педагогический коллектив находится в мобильном возрасте. -Систематически повышается педагогическое мастерство через работу в школьных МО, курсовую подготовку, самоообразование, самосовершенствование через другие методические формы.
Школьная библиотека 1.Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание участников образовательного процесса. 2.Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов образовательного учреждения. 3. Способствует проведению занятий по формированию информационной культуры.
Восьмая составляющая 1.Стабильная успеваемость. 2.Повышение познавательной активности, учебной мотивации. 3.Участие в районных и областных мероприятиях отдельных учащихся . 4.Катамнез жизнедеятельности выпускников (продолжают обучение, трудоустраиваются). 5.Положительная динамика в логопедической работе. 6.Уменьшение числа различных заболеваний. 7.Расширение деятельности библиотеки. результат
1.Расширение трудовых профилей. 2.Совершенствование МТБ. 3.Поднятие имиджа школы через совершенствование работы с другими образовательными учреждениями, учреждениями социального назначения, родителями, через школьный сайт. 4.Повышение профессиональной компетентности педагогов через получение дефектологического, высшего образования, через систему стимулирова- ния педагогической деятельности. перспективные направления
Помните, что … «Аномальный ребёнок, как и нормальный, проходит те же этапы развития, только на дефектной основе». Л. С. Выготский
P. S. : Именно при создании системы коррекционно-развивающего обучения возможно пребывание учащихся с особыми образовательными потребностями в нашем образовательном учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание коррекционно-развивающей среды на уроках русского языка в школе I-II вида
Усвоением языка во многом определяется уровень личностного развития глухого и адекватная деятельность его в цивилизованной социальной среде. В процессе речевого развития, в процессе обучения осуществл...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
Задача специальной ( коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с особыми образовательными потребностями, в процессе которой у каждого учащегося появился механизм ко...
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Развитию связной речи» для школ VIII вида.
Программа предназначена для работы с учащимися специальной коррекционной школы VIII вида. Данная программа учитывает концептуальное положение общей и специальной (коррекционной) педагогики. Она ...
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Устранению нарушений чтения» для школ VIII вида.
Овладение навыками чтения является одним из основных условий успешности обучающихся воспитанников коррекционной школы VIII вида....
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Устранению нарушений чтения» для школ VIII вида.
Овладение навыками чтения является одним из основных условий успешности обучающихся воспитанников коррекционной школы VIII вида....
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ...
Рабочая коррекционно-развивающая программа по русскому языку 11 класса школы 8 вида
Представленная рабочая программа по русскому языку для учащихся 11 класса коррекционной школы 8 вида для детей с легкой умственной отсталостью....