Дифференциация звуков Ш-Ж
методическая разработка на тему
Методическая разработка занятия по коррекции звуков Ш-Ж на логопедическом занятии во 2 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
robak_v_vestnik.doc | 202 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка для 2 класса по теме
«Дифференциация звуков Ш-Ж»
Логопедическое занятие.
Автор: Робак Юлия Валерьевна , учитель-логопед ГБОУ СОШ № 84 Петроградского района Санкт-Петербурга
Целевая аудитория: учащиеся 2-го класса
Тип урока: закрепление знаний
Проблема у обучающихся : нарушена дифференциация звуков по звонкости-глухости
Нарушение: акустическая дисграфия
Цель: создать условия для организации деятельности обучающихся по дифференциации звуков ш-ж.
Задачи:
- развитие фонематических процессов (фонематический слух, анализ, синтез);
- нахождение артикуляционного уклада, правильного произношения звуков;
- профилактика акустической дисграфии , упражнять учащихся в звуко – буквенном анализе слов, в распознавании звуков и букв
- развитие психических процессов - мышления, памяти, слухового и зрительного внимания, пространственных представлений;
- обогащение словарного запаса по теме: «Животные»;
- формирование словоизменения, Родительный падеж существительного, образование уменьшительно – ласкательных форм существительного, образование множественного числа существительных;
- воспитание самоконтроля, оценки собственной деятельности;
- способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.
Формы и методы занятия: словесный, наглядный практический; индивидуальная, парная, групповая.
Планируемые результаты | ||
Предметные -учиться различать изучаемые звуки на слух -учиться выполнять звуко-буквенный анализ слов, соотносить слова со схемой; -учиться писать слоги, слова, используя прием комментирования; -учиться грамотно оформлять на письме предложения. | Метапредметные – Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -удерживать цель деятельности до достижения результата; -планировать решение уч.задачи; -выполнять последовательность необходимых операций; -анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины Познавательные УУД: -развитие операций мышления: сравнение, обобщение, анализ и синтез -добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (в каком задании это используется?) Коммуникативные УУД: -оформлять свою мысль в устной и письменной речи; -слушать и понимать речь других. | Личностные -проявлять интерес к процессу обучения; -развивать способность адекватно судить о причине своего успеха или неуспеха в учении. |
Ход урока:
Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Логопед: - Сядут дети, имена которых начинаются на звонкий согласный. 2. Логопед: (задачи 4,6) 5 мин. - Послушайте стихотворение Зайка слушает в лесу Как кричат кукушки А для этого нужны Ему очень … Логопед показывает картинку – заячьи ушки. Логопед: (задачи 1,2,5) - Назовите согласный звук в слове уши. Характеристика звука – ш – (в каком положении губы, зубы, есть ли голос), глухой. Заменим наш звук «ш»: добавим голос, получим звук «ж», звонкий, получилось слово – «ужи» (показ картинки) Логопед: - Чёрной спинкою сверкая, Я в траве порой мелькаю. На пенёк вползаю ловко, Извиваюсь как верёвка. Я и плаваю к тому ж А зовусь я просто …
Логопед: - Какими звуками отличаются слова «уши-ужи»? Чем отличаются звуки «ш - ж»? 4. Сообщение темы урока 1мин Логопед: - Как вы думаете, что мы будем делать на уроке 5.Определение звуков «ш – ж» в названиях животных. (задачи 1,2,3,5,6,8) А) (Логопед выставляет на доску картинки - журавля, лягушки, жука, кошки, мыши, медвежонка, жирафа, жеребёнка, ежа, мартышки, лошади, моржа, жаворонка). 7мин. -За каждый правильный ответ вы будете получать фишку. Назовите птиц – Назовите насекомых – Назовите пресноводных – Кого нет? (логопед убирает картинки) Кто остались, назовите одним словом? Какие животные? Почему так называются? Логопед: 1мин. Б)- Животные завели «разговор», повторите: Ша – жа – ша Жу – жу – шу Шу – шу – жу Жи – ши – жи В) Игра: «Малыши потерялись» 3мин. Логопед: -Убежали у наших животных дети. Скажите кого ищет мама?: Лошадь – Кошка – Медведица – Ежиха – Мышь – Моржиха- Жирафа- Г) «Отгадай по описанию». 5мин. Логопед выдаёт каждому ребёнку картинку (кошка, мышка, жираф, лошадь), дети должны рассказать друг другу о своём животном, но не называть его. Каждый отгадывает загадку напарника.
Логопед называет слова со звуками Ш-Ж Кошка, овца, шакал, жужелица, белка, журавль, стрекоза,
-Запишите слог, который содержит звук Ш или Ж (Орфограмма Жи-Ши) Живот, шуба, ежонок, жук, мешок, животные, кашалот, шина. Логопед: -Давайте проверим какие слоги вы записали 8.Работа с индивидуальными карточками. 5мин. (Карточки разрабатывает учитель на одном листе как индивидуальное задание или в виде пазлов для работы в группах) Задание: составить слова из двух слогов (решается задача 1,3)
9.Звуковой анализ слов (задачи 1,2,3,5) 7мин. Логопед: -Найдите слова к заданной схеме Составьте предложение с любым из этих слов. Не забудем, что предложение начинается с заглавной буквы и в конце ставим точку.
Логопед: -Вам понравился наш урок? -Что нового вы узнали на уроке? -Давайте сосчитаем , кто сегодня заработал больше всех фишек за устные ответы? -Кто ни разу не ошибся в письменной работе? По итогам оценки детям выдаются наклейки в тетради.
| Ответ детей : ушки Выбирают из разрезной азбуки букву «ш» и символ глухого звука – квадрат (подушка). Выбирают из разрезной азбуки букву ж - и символ – треугольник (колокольчик). Ответ: уж Дети: Объясняют разницу в произношении звуков Ш-Ж - отличие только по звонкости (есть голос при произношении или нет) Дети: -Будем различать звуки Ш и Ж Определяют звук в названии животного, показывают карточку с буквой «ш» или «ж» Ответы детей: - журавль, жаворонок - жук - жаба, лягушка - журавля, жука, жабы и т.д - животные - домашние и дикие - ухаживает человек Учащиеся Ловят мяч, повторяют за логопедом. Определяют звук в названии животного, показывают карточку с буквой «ш» или «ж» - жеребёнка - котёнка ! – нет наших звуков (бонус тому, кто догадался) - медвежонка - ежонка - мышонка - моржонка - жирафенка Домашнее животное, пушистая, ласковая, любит молоко, ловит мышей. Дикое животное, маленькая, любит сыр, боится кошки. И т.д. Если в слове слышится Ш – поднять символ квадрат Если в слове слышится Ж – поднять символ треугольник Работа в тетради. Жи, шу, жо, жук, шок, жи, ша, ши. Вспоминают правило написания сочетаний ЖИ-ШИ Дети по цепочке читают слоги, исправляют ошибки (если есть)
Раскрашивают слова в разные цвета –лошадь, флажок, журавль, кошка, жаба, жираф, шакал. Записывают слова в тетрадь. Ответ детей -Жираф, шакал Зачитывают составленные предложения.
Ответы детей - Сегодня на уроке я узнал…. Считают фишки Оценивают свою работу | Предметные -учиться различать звуки на слух -учиться выполнять звуковой анализ слов Познавательные - добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информ., полученную на уроке (подбор рифмы, характеристика звуков) Коммуникативные -умение оформлять свою мысль в устной речи -слушать и понимать речь других Регулятивные -определять и формулировать цель деят.на уроке. Предметные -учиться различать изучаемые звуки на слух Личностные -проявлять интерес к процессу обучения Познавательные -развитие операций мышления (классификация животных, птиц, насекомых) Коммуникативные -оформлять свою мысль в устной речи -слушать и понимать речь других Предметные -учиться различать изучаемые звуки на слух -учиться писать слоги Регулятивные -удерживать цель деятельности до достижения результата -выполнять последовательность необходимых операций -анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины. Предметные -учиться выполнять звуко-буквенный анализ слов, соотносить слова со схемой -учиться писать слова. -учиться грамотно оформлять на письме предложения. Регулятивные -планировать решение уч.задачи -выполнять последовательность необходимых операций Коммуникативные -оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Регулятивные - анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины. Коммуникативные -слушать и понимать речь других Личностные -развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении |
Библиография:
1 Ефименкова Л.Н, Мисаренко Г.Г Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – Москва .Просвещение, 1991.
2 Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. Москва. Издательство Гном и Д, 2006.
3 Преодоление нарушений письменной речи. Учебно-методическое пособие под редакцией Н.Н.Яковлевой. С-Пб. Каро 2011.
4 А.В.Ястребова. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы.
Москва. Аркти 1997.
5 Елецкая О.В., Коробченко Т.В., и др. Организация и содержание работы школьного логопеда. Москва. Форум 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация звуков [т] и [д]. Закрепление понятий звонкий/глухой звук
Цель занятия: Сравнение и дифференциация звуков [т] и [д].Задачи: Образовательные: закрепление умения давать характеристику звука (по звонкости – глухости, твёрдости - мягкости), зак...
Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»
Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...
Автоматизация звука «Х» в игровых упражнениях. Дифференциация звуков «С - З».
На индивидуальном занятии ведется работа на дифференциацию звуков «С – З» и автоматизацию звука «Х» в разных игровых упражнениях, которые затрагивают развитие таких познавательных процессов как: памят...
Индивидуальное занятие по РСВи ФПСР в средней группе детского сада. Тема: Дыхательные упражнения. Речевое дыхание. Автоматизация звука: С. Дифференциация звуков: К-Т. Предметы гигиены.
Конспект будет интересен учителям-дефектологам...
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».
Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»
Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы. Учитель-логопед:Бабанина Н.А «Дифференциация звуков р, л» Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях» Цель: автоматизировать звук [Р], [Л] в слогах, с
Индивидуальное занятие с ребёнком подг.гр."Дифференциация звуков [р-][л] в слогах, словах, предложениях....