Дифференциация звуков Ш-Ж
методическая разработка на тему

Робак Юлия Валерьевна

Методическая разработка занятия по коррекции звуков Ш-Ж на логопедическом занятии во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon robak_v_vestnik.doc202 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка для 2 класса по теме

«Дифференциация звуков Ш-Ж»

Логопедическое занятие.

Автор: Робак Юлия Валерьевна , учитель-логопед  ГБОУ СОШ № 84 Петроградского района Санкт-Петербурга

Целевая аудитория: учащиеся 2-го класса

Тип урока: закрепление знаний

Проблема у обучающихся : нарушена дифференциация звуков по звонкости-глухости

Нарушение: акустическая дисграфия

Цель: создать условия для организации деятельности обучающихся по дифференциации звуков ш-ж.

Задачи:

  1. развитие фонематических процессов (фонематический слух, анализ, синтез);
  2. нахождение артикуляционного уклада, правильного произношения звуков;
  3. профилактика акустической дисграфии , упражнять учащихся в звуко – буквенном анализе слов, в распознавании звуков и букв
  4. развитие психических процессов - мышления, памяти, слухового и зрительного внимания, пространственных представлений;
  5. обогащение словарного запаса по теме: «Животные»;
  6. формирование словоизменения, Родительный падеж существительного, образование уменьшительно – ласкательных форм существительного, образование множественного числа существительных;
  7. воспитание самоконтроля, оценки собственной деятельности;
  8. способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Формы и методы занятия: словесный, наглядный практический; индивидуальная, парная, групповая.

Планируемые результаты

Предметные

-учиться различать изучаемые звуки на слух

-учиться выполнять звуко-буквенный анализ слов, соотносить слова со схемой;

-учиться писать слоги, слова, используя прием комментирования;

-учиться грамотно оформлять на письме предложения.

Метапредметные –

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-удерживать цель деятельности до достижения результата;

-планировать решение уч.задачи;

-выполнять последовательность необходимых операций;

-анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины

Познавательные УУД:

-развитие операций мышления: сравнение, обобщение, анализ и синтез -добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (в каком задании это используется?)

Коммуникативные УУД:

-оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

-слушать и понимать речь других.

Личностные

-проявлять интерес к процессу обучения;

 -развивать способность адекватно судить о причине своего успеха или неуспеха в учении.

Ход урока:

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

  1. Орг.момент  (решаются задачи 1,3) 1мин.

Логопед:                                           

- Сядут дети, имена которых начинаются на звонкий согласный.

2. Логопед:              (задачи 4,6)           5 мин.                  

- Послушайте стихотворение         

Зайка слушает в лесу

Как кричат кукушки

А для этого нужны

Ему очень …

Логопед показывает картинку – заячьи ушки.

Логопед:        (задачи 1,2,5)                                    

- Назовите согласный звук в слове уши.

Характеристика звука – ш – (в каком положении губы, зубы, есть ли голос), глухой.

Заменим наш звук «ш»: добавим голос, получим звук  «ж», звонкий, получилось слово – «ужи»     (показ картинки)

Логопед:                                           

- Чёрной спинкою сверкая,

Я в траве порой мелькаю.

На пенёк вползаю ловко,

Извиваюсь как верёвка.

Я и плаваю к тому ж

А зовусь я просто …

  1. Сравнение слов «уши  – ужи» (задачи 1,2,3)  5мин.

Логопед: - Какими звуками отличаются слова «уши-ужи»?

Чем отличаются звуки «ш - ж»?

4. Сообщение темы урока 1мин

Логопед:

- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке

5.Определение звуков «ш – ж» в названиях  животных. (задачи 1,2,3,5,6,8)

А) (Логопед выставляет на доску картинки -  журавля, лягушки, жука, кошки, мыши, медвежонка, жирафа, жеребёнка, ежа, мартышки, лошади, моржа, жаворонка).  7мин.

-За каждый правильный ответ вы будете получать фишку.

Назовите птиц –

Назовите насекомых –

Назовите пресноводных –

Кого нет? (логопед убирает картинки)

Кто остались, назовите одним словом?

Какие животные?

Почему так называются?

Логопед:  1мин.

Б)- Животные завели «разговор», повторите:

Ша – жа – ша

Жу – жу – шу

Шу – шу – жу

Жи – ши – жи

В) Игра: «Малыши потерялись» 3мин.

Логопед:

-Убежали у наших животных дети. Скажите кого ищет мама?:

Лошадь –

Кошка –

Медведица –

Ежиха –

Мышь –

Моржиха-

Жирафа-

Г) «Отгадай по описанию». 5мин.

Логопед выдаёт каждому ребёнку картинку (кошка, мышка, жираф,

лошадь),

дети должны рассказать друг другу о своём животном, но не называть его. Каждый отгадывает загадку напарника.

  1. Игра на развитие фонематического восприятия  1мин

Логопед называет слова со звуками Ш-Ж

Кошка, овца, шакал, жужелица, белка, журавль, стрекоза,

  1. Слоговой диктант. (задачи 1,2,3,4,)  3мин.

-Запишите слог, который содержит звук Ш или Ж

(Орфограмма Жи-Ши)

Живот, шуба, ежонок, жук, мешок, животные, кашалот, шина.

Логопед:

-Давайте проверим какие слоги вы записали

8.Работа с индивидуальными карточками. 5мин.

 (Карточки разрабатывает учитель на одном листе как индивидуальное задание или в виде пазлов для работы в группах)

Задание: составить слова из двух слогов (решается задача 1,3)

        

9.Звуковой анализ слов (задачи 1,2,3,5)  7мин.

Логопед:

-Найдите слова к заданной схеме

Составьте предложение с любым из этих слов.

Не забудем, что предложение начинается с заглавной буквы и в конце ставим точку.

                

  1. Итог.  3мин.

Логопед:

-Вам понравился наш урок?

-Что нового вы узнали на уроке?

-Давайте сосчитаем , кто сегодня заработал больше всех фишек за устные ответы?

-Кто ни разу не ошибся в письменной работе?

По итогам оценки детям выдаются наклейки в тетради.

 

Ответ детей : ушки

Выбирают из разрезной азбуки букву «ш» и символ глухого звука – квадрат (подушка).

Выбирают из разрезной азбуки букву ж - и символ – треугольник (колокольчик).

Ответ:

уж

Дети:

Объясняют разницу в произношении звуков Ш-Ж

- отличие только по звонкости (есть голос при произношении или нет)

Дети:

-Будем различать звуки Ш и Ж

Определяют звук в названии животного, показывают карточку с буквой «ш» или «ж»

Ответы детей:

- журавль, жаворонок

- жук

- жаба, лягушка

- журавля, жука, жабы и т.д

- животные

- домашние и дикие

- ухаживает человек

Учащиеся

Ловят мяч, повторяют за логопедом.

Определяют звук в названии животного, показывают карточку с буквой «ш» или «ж»

- жеребёнка

- котёнка ! – нет наших звуков

(бонус тому, кто догадался)

- медвежонка

- ежонка

- мышонка

- моржонка

- жирафенка

Домашнее животное, пушистая, ласковая, любит молоко, ловит мышей.

Дикое животное, маленькая, любит сыр, боится кошки.

И т.д.

Если в слове слышится Ш – поднять символ квадрат

Если в слове слышится Ж – поднять символ треугольник

Работа в тетради.

Жи, шу, жо, жук, шок, жи, ша, ши.

Вспоминают правило написания сочетаний ЖИ-ШИ

Дети по цепочке читают слоги, исправляют ошибки (если есть)

        

Раскрашивают слова в разные цвета –лошадь, флажок, журавль, кошка, жаба, жираф, шакал.

Записывают слова в тетрадь.

Ответ детей

-Жираф, шакал

Зачитывают составленные предложения.

        

Ответы детей

- Сегодня на уроке я узнал….

Считают фишки

Оценивают свою работу

Предметные

-учиться различать  звуки на слух

-учиться выполнять звуковой анализ слов

Познавательные

- добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информ., полученную на уроке

(подбор рифмы, характеристика звуков)

Коммуникативные

-умение оформлять свою мысль в устной речи

-слушать и понимать речь других

Регулятивные

-определять и формулировать цель деят.на уроке.

Предметные

-учиться различать изучаемые звуки на слух

Личностные

-проявлять интерес к процессу обучения

Познавательные

-развитие операций мышления (классификация животных, птиц, насекомых)

Коммуникативные

-оформлять свою мысль в устной речи

-слушать и понимать речь других

Предметные

-учиться различать изучаемые звуки  на слух

-учиться писать слоги

Регулятивные

-удерживать цель деятельности до достижения результата

-выполнять последовательность необходимых операций

-анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины.

Предметные

-учиться выполнять звуко-буквенный анализ слов, соотносить слова со схемой

-учиться писать слова.

-учиться грамотно оформлять на письме предложения.

Регулятивные

-планировать решение уч.задачи

-выполнять последовательность необходимых операций

Коммуникативные

-оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Регулятивные

- анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины.

Коммуникативные

-слушать и понимать речь других

Личностные

-развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении

  Библиография:

1 Ефименкова Л.Н, Мисаренко Г.Г Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – Москва .Просвещение, 1991.

2 Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. Москва. Издательство Гном и Д, 2006.

3 Преодоление нарушений письменной речи. Учебно-методическое пособие под редакцией Н.Н.Яковлевой. С-Пб. Каро 2011.

4 А.В.Ястребова. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы.

Москва. Аркти 1997.

5 Елецкая О.В., Коробченко Т.В., и др. Организация и содержание работы школьного логопеда. Москва. Форум 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков [т] и [д]. Закрепление понятий звонкий/глухой звук

Цель занятия: Сравнение и дифференциация  звуков [т] и [д].Задачи:  Образовательные: закрепление умения давать характеристику звука (по звонкости – глухости, твёрдости - мягкости), зак...

Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»

Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...

Автоматизация звука «Х» в игровых упражнениях. Дифференциация звуков «С - З».

На индивидуальном занятии ведется работа на дифференциацию звуков «С – З» и автоматизацию звука «Х» в разных игровых упражнениях, которые затрагивают развитие таких познавательных процессов как: памят...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».

Открытое индивидуальное занятиепо развитию  слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»

Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...