Рабочая программа по валеологии
методическая разработка (5 класс) на тему
Рабочая программа по валеологии 5 класс ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_valeologiya.doc | 335 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УФИМСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 59 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей оздоровительно-эстетического цикла Протокол № ___ от «____» __________ 2016 г. Руководитель: ________ /Г.М. Гильманова/ | Согласовано Заместитель директора по УВР ________ /О.Ю. Давыденко/ «_____» «__________ » 2016 г. | Утверждено Директор школы _________ /Ю.К. Амекачев/ «____» «__________ » 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса по валеологии
«Человек и его здоровье»
Рекомендуется для обучающихся 5 класса
Срок реализации программы 1 год
Разработчик программы:
Дреманович Евгения Владимировна
учитель первой категории
ГБОУ Уфимская КШИ № 59
Уфа - 2016 год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Здоровье детей - одно из важнейших богатств нашего общества. Ни для кого не секрет, что в течение последних лет это «богатство» катастрофически ухудшается. Все больше детей приходит в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические. Известно, что здоровая личность формируется в двух социальных институтах: семье и школе. Научить предвидеть опасности для здоровья и мобилизовать свои силы - задача семьи, педагогов, школы.
Актуальность факультативного курса по валеологии «Человек и его здоровье»
Современный интерес к индивидуальному здоровью человека как никогда актуален. Это подтверждается наличием большого количества исследований, в том числе и ведущих отечественных ученых. Здоровье детей социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, профилактику вредных привычек, культуру здорового питания, а также организацию медицинской помощи.
На современном этапе проблема профилактики здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из самых актуальных.
В результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего, гармонического развития личности.
Программа факультативного курса по валеологии «Человек и его здоровье» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
- федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации:
от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- примерная адаптированная основная общеобразовательная программа государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- примерные программы:
«Школьная валеология» Г.К.Зайцева – СПб, 1998 год;
«Программа курса валеология для общеобразовательных школ» – г. Новосибирск, 1997 год; НИПКиПРО;
Учебная литература: Б.Н.Чумаков «Валеология» – М., 1997 год;
«Твоё здоровье» Г.К.Зайцев, А.Г.Зайцев – СПб, 1998 год;
- учебный план государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- календарно-учебный график государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. – М.: Просвещение, 2014 год;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- локальные акты государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Положение о рабочей программе учебного предмета, курса).
Библиографический список программ, на основе которого разработана рабочая программа факультативного курса по валеологии «Человек и его здоровье»
Программа «Человек и его здоровье» составлена на основе примерных программ «Школьная валеология» Г.К. Зайцева – СПб, 1998 год; «Программа курса валеология для общеобразовательных школ» – г. Новосибирск, 1997 год; НИПКиПРО; учебная литература: Б.Н. Чумаков «Валеология» – М., 1997 год; «Твоё здоровье» Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцев – СПб, 1998 год.
При анализе существующих государственных и других инновационных программ по данному направлению был сделан вывод - все программы ориентированы на детей с сохранным интеллектом и не могут быть использованы в коррекционной школе-интернате. Данная программа является модифицированной по содержанию, разработана с учетом возрастных и психофизических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Целью факультативного курса по валеологии «Человек и его здоровье» является формирование академических и жизненных компетенций.
Формирование академических компетенций:
ознакомление с ценностями здорового образа жизни;
формирование здоровьесберегающего сознания обучающихся;
воспитание здоровьесохраняющего мировоззрения;
ознакомление обучающихся с анатомно - физиологической организацией человека;
воспитание сознательной установки на ведение здорового образа жизни;
содействие сохранению и укреплению здоровья;
формирование у обучающихся представления о связи состояния здоровья с гигиеной питания;
воспитание представлений о ценности каждого человека, его жизни;
обучение навыкам доврачебной помощи и профилактике заболеваний;
развитие потребности в физическом совершенствовании.
Формирование жизненных компетенций:
элементарные здоровьесберегающие умения и навыки: навыки личной гигиены, активного образа жизни;
умение организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность: режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.;
умение оценивать правильность собственного поведения и поведения окружающих с позиций здорового образа жизни;
умение соблюдать правила здорового питания: навыков гигиены приготовления, хранения и культуры приема пищи;
навыки противостояния вовлечению в табакокурение, употребления алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
навыки безбоязненного общения с медицинскими работниками;
навыки адекватного поведения при посещении лечебного учреждения, а также при возникновении признаков заболеваний у себя и окружающих;
умения общего ухода за больными;
навыки и умения безопасного образа жизни: навыки адекватного поведения в случае возникновения опасных ситуаций в школе, дома, на улице;
навыки позитивного коммуникативного общения;
соблюдение правил взаимоотношений с незнакомыми людьми;
умения оказывать первую медицинскую помощь (при травмах, ушибах, порезах, ожогах, укусах насекомых, при отравлении пищевыми продуктами).
Обучение по данной программе решает следующие задачи:
всестороннее формирование личности обучающегося;
формирование представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
пробуждение желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
формирование представлений о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;
формирование установок на использование здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
формирование потребности обучающегося безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Ценностные ориентиры содержания факультативного курса по валеологии «Человек и его здоровье» заключаются в создании на уроках такой среды, которая способствовала бы познанию обучающимися своих физических, физиологических, психологических особенностей, характера межличностных отношений и особенностей своего поведения. Необходимо создать возможность свободного творческого поиска решения проблем, связанных с пониманием сущности здоровья и здорового образа жизни, проведения валеологического анализа и самоанализа и внесения целесообразных коррекций в собственный образ жизни.
Коррекционно-развивающая направленность курса связана с реализацией ряда условий:
индивидуальный подход к обучающимся в сочетании с широким использованием коллективных и групповых форм работы;
насыщенность учебного процесса активными формами деятельности (как речевой, так и наглядно-практической);
совершенствование работы над обобщением как средство повышения качества усвоения академической компетенции.
Для обеспечения целенаправленного личностного развития обучающихся, подготовки их к самостоятельной жизни, программа предполагает интегрированный подход к формированию личностных качеств, комплексную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, реализуемые с учетом их возрастных и специфических особенностей и возможностей, по следующим разделам:
- Наше здоровье.
- Организм здорового человека.
- Культура здорового питания.
- Воспитание здорового человека.
- Профилактика вредных привычек.
- Физическое воспитание.
7. Медицинские знания.
Выделение этих направлений работы по практической валеологии достаточно условно, так как они тесно связаны между собой и имеют место на всех годах обучения в школе.
Данный факультативный курс относится к коррекционно-развивающей области образовательного процесса и рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю. Настоящая программа факультативного курса по валеологии «Человек и его здоровье» разработана для обучающихся 5 классов коррекционной школы.
В тексте программы используется система условных обозначений:
ФГОС - Федеральный государственный общеобразовательный стандарт.
БУД – базовые учебные действия.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ВАЛЕОЛОГИИ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»
Цель факультативного курса по валеологии «Человек и его здоровье» заключается в формировании необходимых знаний и умений навыков здорового образа жизни, умение использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи:
создание мотивации здорового образа жизни;
формирование индивидуального способа физического самосовершенствования;
формирование психосаморегуляции;
обучение методам самопознания, самоконтроля и программирования своей деятельности по укреплению здоровья.
Программа курса состоит из 7 тематических разделов:
1 раздел «Наше здоровье» освещает общие вопросы: сущность здоровья составляющие здоровье, здоровый образ жизни.
2 раздел «Организм здорового человека». Валеологическое образование невозможно без изучения строения человеческого организма.
3 раздел «Культура здорового питания». Недостаточность питания в школьном возрасте может серьезно нарушать физическое и умственное развитие обучающихся. Целью данного раздела является формирование у обучающихся культуры питания как составляющей здорового образа жизни и создание необходимых условий, способствующих укреплению их здоровья.
4 раздел «Воспитание здорового человека». Очень важно знать строение своего организма. Но здоровье человека зависит не только от нормальной работы его органов. Большое значение имеют различные психологические факторы (влечения, эмоции, чувства, черты характера) и, соответственно, умение человека управлять своей психикой.
5 раздел «Профилактика вредных привычек». Перед обществом стоит проблема воспитания человека, стремящегося к здоровому образу жизни, отказавшись от курения, алкоголя, наркотиков. Влияние вредных привычек на организм человека, возможности их профилактики является очень актуальной для современного общества, этим объясняется её выбор для данной программы.
6 раздел «Физическое воспитание». Здоровье детей школьного возраста, как
и других групп населения, зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание. Проблема здоровья нации, ее генофонд и будущее в значительной мере определяется уровнем развития физической культуры и спорта.
7 раздел «Медицинские знания». Данная тема является полезной для изучения, для приобретения знаний, реально востребованных жизнью. Кто кроме самого себя сможет реально помочь близким, знакомым, любимым и просто людям, которым, быть может, помощь спасет жизнь. Поиск дополнительной информации по данной теме только приветствуется. Данные знания позволят почувствовать себя более уверенными в жизни.
В основу практических работ положена совместная продуктивная деятельность, которая позволит обучающимся прилагать собственные усилия для улучшения своего здоровья, накапливать положительный опыт в вопросах оздоровления собственного организма, поможет формировать позитивное мышление относительно своих индивидуальных особенностей.
Программа предусматривает проведение валеологического анализа и самоанализа. Валеологический анализ дает представление о нарушениях в деятельности организма и причинах, которые их вызывают. А на основании валеологического самоанализа можно оценить отдельные особенности своего здоровья, понять, что нужно изменить в образе жизни, чтобы укрепить организм, узнать, как можно управлять своим здоровьем.
Приоритетным направлением программы взята задача формирования навыков по профилактике основных «школьных болезней» (нарушений зрения и осанки) и дезадаптационных состояний (гиподинамии, переутомления и др.).
Практические работы предусматривают только первичное изучение форм оздоровительного воздействия на организм, формирование навыка предусматривается в ходе каждого занятия как операционный компонент в течение всего обучения.
Условно структуру занятия можно разделить на три составляющие:
информационный компонент (элементарные основы знаний по культуре здоровья);
мотивационный компонент (формирование мотивации оздоровления);
операционный компонент (способы оздоровительной деятельности).
Информационный компонент способствует созданию элементарных представлений о культуре здоровья, соответствующих возрастным и психофизическим возможностям обучающихся.
Мотивационный компонент предусматривает включение в занятия заданий по развитию личностных качеств, способствующих здоровью.
Операционный компонент предусматривает обучение способам организации оздоровительной деятельности, элементарным умениям самостоятельного контроля за состоянием собственного организма, способам организации деятельности: планированию, контролю за результатами.
Для повышения мотивации предусматривается личный рейтинг обучающегося для отслеживания навыков здорового образа жизни, что позволяет каждому проявить себя и реально увидеть свои возможности в виде определенного результата.
Программа осуществляется на основе принципов:
не навреди - учет возрастных, психофизиологических, индивидуальных особенностей ребенка;
принцип постепенности - шаг за шагом к здоровью;
принцип систематичности - работать над оздоровлением надо регулярно;
принцип «познай себя» - получи необходимые знания о себе, о своем организме;
принцип «сотвори себя» - развитие личностных качеств, воспитание ответственности за свое здоровье;
гласность, сравнимость результатов только со своими предыдущими показателями;
принцип сочетания коллективной и индивидуальной деятельности;
принцип индивидуального рейтинга каждого обучающегося.
В основу программы положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:
признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающего овладение ими содержанием образования и являющегося основным средством достижения цели образования;
признание того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) зависит от характера организации доступной им деятельности, в первую очередь, учебной;
развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
разработку содержания и технологий образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет цель и основной результат образования;
реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Отличительной чертой данной программы является:
преобладание интерактивных методов организации занятий, при которых обучающиеся не ограничиваются пассивным восприятием готовой информации (обучающиеся оказываются активными участниками занятий);
практическая значимость занятий;
формируемые приемы и навыки актуальны для каждой возрастной группы;
модульность структуры и содержания;
обеспечивается вариативность при выборе проведения площадок для занятий (экскурсии и т. д.);
обеспечение активного участия семьи в занятиях по укреплению здоровья;
средства двигательной направленности:
движения (физминутки, эмоциональные разрядки и «минутки покоя»),
гимнастика для глаз, пальцев, дыхательная гимнастика, игры;
Гигиенические факторы:
выполнение санитарно- гигиенических требований,
личная и общая гигиена, соблюдение общего режима дня,
обучение элементарным приемам здорового образа жизни,
ограничение предельного уровня учебной нагрузки для профилактики переутомления.
При работе с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Методы: фронтальный, групповой, практический, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, метод индивидуальных занятий, наблюдение, опыты, анализ, самоанализ, беседы, лекции, уроки-исследования.
Формы с использованием профилактических методик с применением мультимедийных презентаций, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью, в виде реабилитационных мероприятий через массовое оздоровление, создание здоровьеформирующей образовательной среды.
Критерии отбора содержания программы:
доступность и актуальность содержания учебного материала,
разностороннее влияние на обучающихся, ориентация на формирование и закрепление активного словаря по темам,
подчинение общим целям умственного, нравственного, физического, эстетического воспитания,
разнообразие деятельности обучающихся по содержанию и по характеру.
Для проверки усвоения обучающимися программного материала будут применяться следующие виды контроля: устные ответы, тесты, анкеты, защита валеологических проектов, работа с паспортом здоровья, минутки здоровья, творческие работы обучающихся, проверочные работы.
Логические связи факультативного курса по валеологии «Человек и его здоровье» с остальными предметами (разделами) учебного плана
Валеологические занятия тесно связаны с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, физической культуры, изобразительной деятельностью.
Программа построена в виде отдельных занятий, в которых в доступной для обучающихся форме рассказывается о строении тела человека, причинах болезней и способах сохранения и укрепления здоровья.
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям обучающихся в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.) необходимыми для развития жизненной компетенции обучающихся.
Программа по валеологии включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
В начале занятия дается необходимая информация из области анатомии, гигиены, физиологии.
Беседы включают вопросы личной гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведение индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т. д. В одной беседе могут быть затронуто одно или несколько направлений.
Оздоровительные паузы комбинированные, включают физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т. д. Задача оздоровительных пауз – формирование жизненных компетенций, необходимые каждому обучающемуся для укреплении позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия.
Курс валеологии носит практический характер (жизненные компетенции) и содержит уроки-беседы, лекции, уроки-исследования, семинары, экскурсии, игры, защита валеологических проектов, работа с паспортом здоровья, минутки здоровья и т.д.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ВАЛЕОЛОГИИ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Факультативный курс по валеологии «Человек и его здоровье» входит в коррекционно-развивающую область образовательного процесса.
Согласно базисному учебному плану примерной адаптированной основной общеобразовательной программы государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, составленной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всего на изучение факультативного курса по валеологии «Человек и его здоровье» выделяется в 5 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Особенность программы в том, что она является частью образовательной программы «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни», дополняя и актуализируя академические и жизненные компетенции, приобретенные в образовательном процессе. Одна тема логически переходит в другую и каждая из них затрагивает важные аспекты в жизни человека. Особенностью данной программы является ее интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса.
Материал регионального компонента используется на каждом уроке.
Контрольные работы – 6 часов.
Практические работы – 12 часов.
Экскурсии – 3 часа.
4. ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СИСТЕМА ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ВАЛЕОЛОГИИ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»
Личностными результатами освоения факультативного курса по валеологии «Человек и его здоровье» являются:
формирование элементарных представлений о здоровье;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни;
формирование представлений о человеке, месте человека в природе;
развитие способности к использованию знаний о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях;
применение полученных знаний в повседневной жизни;
развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы;
формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы: организма человека и его здоровье;
развитие навыков самообслуживания, обеспечения безопасности жизнедеятельности;
усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях;
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
соблюдение индивидуального режима питания и сна;
воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта;
формирование и совершенствование основных двигательных качеств;
формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать;
овладение основами доступных видов спорта в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся;
коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития;
развитие и совершенствование волевой сферы;
овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
воспитание нравственных качеств и свойств личности.
Предметными результатами освоения факультативного курса по валеологии «Человек и его здоровье» являются:
знания о предметах и явлениях окружающего мира и умения наблюдать, сравнивать и давать элементарную оценку предметам и явлениям живой и неживой природы;
знания простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы и умение их устанавливать;
использование усвоенных знаний и умений в повседневной жизни для решения практико-ориентированных задач;
начальные представления о единстве мира человека;
знания о строении тела человека;
формирование элементарных навыков, способствующих укреплению здоровья человека;
умение анализировать состояние своего здоровья;
знания о наиболее распространённых заболеваниях, факторах риска и основных методах профилактики их в различные периоды жизни человека;
знание преимущества профилактики факторов риска в детстве, роли семьи и школы в этом процессе;
знания о профилактике и коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, о защите от неблагоприятного влияния социальной среды;
оказание первой медицинской помощи;
навыки самообслуживания и ведения домашнего хозяйства, необходимые в повседневной жизни;
умение изучать и систематизировать информацию из различных источников;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления заданий, учебных и жизненных ситуаций, документальных материалов;
определение собственного отношения к некоторым поступкам людей, их элементарная оценка;
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры);
первоначальные представления о значении физической культуры для физического развития, повышения работоспособности;
вовлечение в систематические занятия физической культурой и доступными видами спорта;
умения оценивать свое физическое состояние, величину физических нагрузок.
В результате освоения факультативного курса по валеологии «Человек и его здоровье» в 5 классе обучающиеся должны:
знать:
элементарные представления о здоровье;
составляющие здоровья;
общее представление о строении органов зрения, слуха, полости рта, зубов;
правила правильного питания;
правила поведения в школе;
название специализации врачей;
назначение лекарств и домашней аптечки;
правила взаимоотношений с родителями;
вредное воздействие курения и алкоголя на организм человека;
значение утренней гимнастики и правило ее проведения;
правила гигиены зрения, слуха, полости рта, зубов.
уметь:
выделять составляющие здоровья;
выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и для разминок на занятиях;
выполнять под контролем учителя гимнастику для глаз, самомассаж ушей;
сделать правильный выбор в отношении вредных привычек;
оказывать первую помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо;
соблюдать гигиену органов зрения, слуха, полости рта, зубов.
владеть:
выполнять гимнастику для глаз, самомассаж ушей;
соблюдать правила взаимоотношений с родителями;
соблюдать правила здорового питания;
оказывать первую помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо;
соблюдать правила поведения в школе;
пользоваться домашней аптечкой;
говорить «нет» вредным привычкам;
уметь выразить словами свои чувства, испытываемые при общении с другими в школе;
контролировать свою деятельность: соотносить цель и результат, находить ошибки в процессе и исправлять их.
Минимальный уровень:
представления о строении органов зрения, слуха, полости рта, зубов;
знание элементарных представлений о здоровье в объеме программы;
выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой;
знание названий специализации врачей;
знание основных правил личной гигиены;
знание правил поведения в школе и понимание необходимости их выполнения;
применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (выполнение утренней гимнастики, правила первой помощи при попадании инородных тел в глаз, ухо).
Достаточный уровень:
представления о строении органов зрения, слуха, полости рта, зубов;
осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком, органами и системами органов у человека;
знание названий, элементарных функций и расположения органов зрения, слуха, полости рта, зубов в организме человека;
знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знание основных показателей своего организма (состояние зрения, слуха);
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
знание правил поведения в школе и понимание необходимости их выполнения;
знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их для объяснения новых ситуаций;
выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога (выполнение утренней гимнастики, гимнастики для глаз, самомассаж ушей, правила первой помощи при попадании инородных тел в глаз, ухо);
владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно- бытовых и учебно-трудовых ситуациях.
Факультативный курс по валеологии «Человек и его здоровье» в 5 классе ориентирован на достижение следующих базовых учебных действий:
Личностные:
испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Регулятивные:
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные:
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные базовые учебные действия:
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и владений обучающихся
Критерии оценки при опросе:
«5» ставится, если обучающийся: правильно понимает сущность вопроса, может с помощью учителя или самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки.
«4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но обучающийся: допускает неточности, оговорки и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя. Если обучающийся в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5».
«3» ставится в том случае, если обучающийся правильно понимает сущность рассматриваемых понятий, но при ответе: обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; испытывает затруднения в определении основных понятий, определений, правил; отвечает неполно на вопросы учителя, недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение, нуждается в постоянной помощи учителя; не может применить знания в новой ситуации и связать с раннее изученным материалом.
«2» ставится в том случае, если обучающийся: не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов; не умеет использовать средства наглядности; при ответе допускает ошибки, которые не может исправить даже при помощи учителя; допустил больше ошибок, чем необходимо для оценки 3.
«1» обучающимся не ставится.
При выполнении письменных самостоятельных и контрольных работ:
Оценка «5» ставится, если обучающийся: выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя в полном объеме или выполнил работу в объёме, который соответствует учёту психофизических особенностей обучающегося; допустил 1-3 недочета или 1-2 ошибку, с учётом специфических ошибок для данной группы обучающихся.
Оценка «4» ставится, если обучающийся: правильно выполнил большую часть работы (свыше 50 %); допустил 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если обучающийся: выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя правильно (30%-50%); выполнил ½ всей работы правильно с использованием необходимой наглядности.
Оценка «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала).
Оценка «1» обучающимся не ставится.
При оценке письменных работ грубой ошибкой считается: неверное выполнение заданий вследствие неточного применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых информационных данных).
Примечание: при спорной оценке решение принимается в пользу обучающегося.
В силу особенностей психофизического развития и имеющихся нарушений лишь отдельные обучающиеся способны усвоить программный материал качественно, в полном объёме. Остальные обучающиеся могут знакомиться с программой в целом, а успешно усваивать только часть знаний и умений. Поэтому нормы оценок обучающихся носят условный характер. В этом вопросе требуется разумный компромисс между понятиями «оценка знаний» и «возможности ребёнка». При проверке работ следует учитывать не только уровень знаний, умений и владений обучающегося, но и академические и жизненные компетенции, достижения обучающегося в зоне ближайшего развития.
Результаты достижений жизненных компетенций отражаются в портфолио обучающихся.
5. СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ВАЛЕОЛОГИИ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»
Наше здоровье (3 часа)
- Основные вопросы
Что такое здоровье и что такое болезнь? Сущность здоровья в понимании обучающихся (устный опрос или написание записки). Состояние здоровья современного человека. Здоровье как состояние полного благополучия. Факторы, влияющие на состояние здоровья. Составляющие здоровья.
- Самостоятельная (лабораторная) работа
Написание записки: сущность здоровья в понимании обучающихся.
- Тематика практических работ
Валеологический анализ (анкеты и тесты по различным аспектам здоровья).
Организм здорового человека (12 часов)
- Основные вопросы
Строение и работа глаза. Что защищает глаза. Нарушения зрения и причины, которые их вызывают. Кому нужны очки. Уход за глазами (соблюдение правил при чтении, тренировка зрения, употребление необходимых питательных веществ).
Строение и работа слухового аппарата. Что ухудшает слух. Болезни уха и причины, которые их вызывают. Разминка ушной раковины. Чистка ушей.
Язык. Для чего нужны рот и язык. «Раскрой рот и покажи язык». Что приводит к повреждению слизистой оболочки рта и языка. Гигиена полости рта.
Зубы. Строение зубов. Развитие зубов. Типы зубов. Причины болезней зубов. Дорог каждый зуб! Правила ухода за зубами и анализ собственного поведения, связанного с их соблюдением.
- Самостоятельная (лабораторная) работа
Определение ведущего глаза, уха.
- Тематика практических работ
Валеологический самоанализ: измерение остроты зрения; анализ собственного поведения, связанного с работой глаз.
Валеологический самоанализ: изучение чувствительности своего слуха; анализ поведения, связанного с уходом за ушами.
Валеологический самоанализ: анализ своего поведения и составление собственной программы по уходу за ротовой полостью.
Культура здорового питания (5 часов)
- Основные вопросы
Питание. Особенности питания человека. Значение питания в жизни человека. Все ли мы знаем о здоровой пище.
Влияние режима правильного питания на сохранение зрения.
Правильное питание для сохранения здоровых зубов. Состав пищи и здоровее зубы. Сладости, их влияние на состояние и сохранение зубов.
Как правильно питаться. Питание школьников.
- Самостоятельная (лабораторная) работа
Составление меню для школьника.
- Тематика практических работ
Валеологический самоанализ: питание школьников.
Воспитание здорового человека (3 часа)
- Основные вопросы
Ученик. Правила поведения в школе. Правила внутреннего распорядка. Права и обязанности.
Родители. Советы и требования родителей. Просьбы и пожелания родителей. Прислушайся к советам. Дети и родители. Непонимание между детьми и родителями. Почему родители делают замечания своим детям.
- Самостоятельная (лабораторная) работа
Валеологический самоанализ: прислушайся к советам родителей.
- Тематика практических работ
Составление памятки «Правила поведения в школе».
Профилактика вредных привычек (4 часа)
- Основные вопросы
Вредные привычки. Зависимость. Курение. Никотин. Вредное влияние курения на здоровье человека. Алкоголь. Вредное воздействие алкоголя.
- Самостоятельная (лабораторная) работа
Нарисовать картинку «Мы живем без табачного дыма».
- Тематика практических работ
Тренинг безопасного поведения «Я умею выбирать».
Анкетирование.
Медицинские знания (4 часа)
- Основные вопросы
Врачи. Лечебные учреждения. Поликлиника. Больница. Анализы. Лекарства. Нужные и ненужные тебе лекарства. Лекарство только по назначению врача. Почему опасно бесконтрольное использование лекарств. Аптека. Домашняя аптечка. Инородное тело. Оказание первой помощи при попадании инородных тел в глаз, ухо.
- Самостоятельная (лабораторная) работа
Работа с инструкциями по применению лекарств.
- Тематика практических работ
Оказание первой помощи при попадании инородных тел в глаз, ухо.
Физическое воспитание (3 часа)
- Основные вопросы
Комплекс упражнений утренней гимнастики. Гимнастика для глаз. Самомассаж. Самомассаж ушей.
- Самостоятельная (лабораторная) работа
Формирование индивидуального комплекса упражнений утренней гимнастики.
Оценка остроты зрения обучающихся в медкабинете, разучивание комплекса упражнений гимнастики для глаз.
- Тематика практических работ
Комплекс упражнений утренней гимнастики.
Гимнастика для глаз.
Самомассаж ушей.
Упражнения «Разминаем ушную раковину» для предотвращения накапливания серы и образования пробок.
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ВАЛЕОЛОГИИ
«ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»
№ | Раздел, тема урока | Кол-во часов | БУД | Область развития жизненных компетенций | Вид контроля | Дата | |||
план | факт | ||||||||
I четверть: Общее количество часов: 9 часов Контрольные/самостоятельные работы (количество часов): 2 часа Работа по развитию речи (количество часов): - Практическая работа (количество часов): 4 часа | |||||||||
«Наше здоровье» - 2 часа | |||||||||
1 | Вводный урок. Знакомство с предметом. Вводный инструктаж по охране труда. Здоровье. | 1 | Знание названия учебного курса, цель нового учебного предмета, его назначение, правила обучающихся в кабинете. Слушать собеседника, вступать в контакт. Бережно относиться к здоровью. | соблюдение правил по охране труда; умение организовывать здоровьесберегаю-щую жизнедеятельность | устный опрос | ||||
2 | Составляющие здоровья. | 1 | Соблюдение правил и приемов здорового образа жизни. Сохранение здоровья человека. Осознанно действовать для решения конкретных задач. Составление целого из частей. | умение организовывать здоровьесберегаю-щую жизнедеятельность | текущий контроль | ||||
«Культура здорового питания» - 3 часа | |||||||||
3 | Как правильно питаться. | 1 | Определять и высказывать под руководством педагога общие для всех людей правила поведения. Слушать и понимать речь других. Проявлять самостоятельность в выполнении учебных задач. | умение соблюдать правила здорового питания | тематический контроль | ||||
4 | Питание школьников. Валеологический самоанализ. | 2 | Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Работать в общем темпе. Работать самостоятельно. | умение соблюдать правила здорового питания | самоана-лиз | ||||
«Физическое воспитание» - 1 час | |||||||||
5 | Комплекс упражнений для утренней гимнастики. | 1 | Следовать предложенному плану. Уметь наблюдать при выполнении практических работ. Слушать и понимать речь других. | умение организовывать здоровьесберегаю-щую жизнедеятельность | практический контроль | ||||
«Медицинские знания» - 2 часа | |||||||||
6 | Какие врачи нас лечат. | 1 | Формулировать собственное мнение. Принимать и сохранять цели и задачи. Понимание ответственности в бережном отношении к своему здоровью. | навыки безбоязненного общения с медицинскими работниками | текущий контроль | ||||
7 | Какие лекарства мы выбираем. | 1 | Формулировать собственное мнение. Принимать и сохранять цели и задачи. Понимание ответственности в бережном отношении к своему здоровью. | умение общего ухода за больными | текущий контроль | ||||
«Наше здоровье» - 1 час | |||||||||
8 | Валеологический анализ. | 1 | Активно включаться в учебную деятельность. Принимать и сохранять цели и задачи. Умение анализировать. | умение организовывать здоровьесберегаю-щую жизнедеятельность | само-контроль | ||||
II четверть: Общее количество часов: 7 часов Контрольные/самостоятельные работы (количество часов): 1 час Работа по развитию речи (количество часов): - Практическая работа (количество часов): 2 часа | |||||||||
«Медицинские знания» - 1 час | |||||||||
1 | Домашняя аптечка. | 1 | Формулировать собственное мнение. Принимать и сохранять цели и задачи. Понимание ответственности в бережном отношении к своему здоровью. | умение общего ухода за больными | устный опрос | ||||
«Организм здорового человека» - 3 часа | |||||||||
2 | Глаза – главные помощники человека. | 1 | Активно включаться в деятельность, контролировать и оценивать свои действия. | элементарные здоровьесберегаю-щие умения и навыки | текущий контроль | ||||
3 | Нарушение зрения. Причины. | 1 | Готовность к безопасному и бережному отношению к зрению. Принимать и сохранять цели и задачи. | элементарные здоровьесберегаю-щие умения и навыки | текущий контроль | ||||
4 | Уход за глазами. Валеологический самоанализ. | 1 | Уметь оценивать свои достижения. Использовать доступные средства для получения знаний. Адекватно реагировать на контроль со стороны учителя. Использовать усвоенные знания при обобщении. | элементарные здоровьесберегаю-щие умения и навыки | само-контроль | ||||
«Культура здорового питания» - 1 час | |||||||||
5 | Влияние правильного питания на сохранение зрения. | 1 | Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности. Использовать доступные средства для получения знаний. Готовность к безопасному и бережному отношению к зрению. | умение соблюдать правила здорового питания | текущий контроль | ||||
«Физическое воспитание» - 1 час | |||||||||
6 | Гимнастика для глаз. | 1 | Следовать предложенному плану. Уметь наблюдать при выполнении практических работ. Слушать и понимать речь других. Готовность к безопасному и бережному отношению к зрению. | умение организовывать здоровьесберегаю-щую жизнедеятельность | практический контроль | ||||
«Организм здорового человека» - 3 часа | |||||||||
7 | Органы слуха. | 1 | Активно включаться в деятельность, контролировать и оценивать свои действия. | элементарные здоровьесберегаю-щие умения и навыки | текущий контроль | ||||
III четверть: Общее количество часов: 10 часов Контрольные/самостоятельные работы (количество часов): 2 часа Работа по развитию речи (количество часов): - Практическая работа (количество часов): 3 часа | |||||||||
1 | Повторный инструктаж по охране труда. Болезни ушей. | 1 | Знание правил по охране труда. Слушать собеседника, вступать в контакт. Готовность к безопасному и бережному отношению к слуху. Принимать и сохранять цели и задачи. | соблюдение правил по охране труда; элементарные здоровьесберегаю-щие умения и навыки | текущий контроль | ||||
2 | Чтобы уши слышали. | 1 | Уметь оценивать свои достижения. Использовать доступные средства для получения знаний. Адекватно реагировать на контроль со стороны учителя. Использовать усвоенные знания при обобщении. | элементарные здоровьесберегаю-щие умения и навыки | текущий контроль | ||||
«Физическое воспитание» - 1 час | |||||||||
3 | Самомассаж. Самомассаж ушей. | 1 | Следовать предложенному плану. Уметь наблюдать при выполнении практических работ. Слушать и понимать речь других. Готовность к безопасному и бережному отношению к слуху. | умение организовывать здоровьесберегаю-щую жизнедеятельность | практический контроль | ||||
«Медицинские знания» - 1 час | |||||||||
4 | Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо. | 1 | Следовать предложенному плану. Уметь наблюдать при выполнении практических работ. Слушать и понимать речь других. Готовность к безопасному и бережному отношению к зрению, слуху. | умения оказывать первую медицинскую помощь | практический контроль | ||||
«Организм здорового человека» - 6 часов | |||||||||
5 | Для чего нужны рот и язык. | 1 | Слушать собеседника, вступать в контакт. Готовность к безопасному и бережному отношению к органам полости рта. Принимать и сохранять цели и задачи. | элементарные здоровьесберегаю-щие умения и навыки | текущий контроль | ||||
6 | Гигиена полости рта. | 1 | Уметь оценивать свои достижения. Использовать доступные средства для получения знаний. Адекватно реагировать на контроль со стороны учителя. Использовать усвоенные знания при обобщении. | элементарные здоровьесберегаю-щие умения и навыки | текущий контроль | ||||
7 | Строение зубов. Типы зубов. | 1 | Активно включаться в деятельность, контролировать и оценивать свои действия. | элементарные здоровьесберегаю-щие умения и навыки | текущий контроль | ||||
8 | Почему болят зубы. | 1 | Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи. | элементарные здоровьесберегаю-щие умения и навыки | текущий контроль | ||||
9 | Чтобы зубы были здоровыми. | 1 | Уметь оценивать свои достижения. Использовать доступные средства для получения знаний. Адекватно реагировать на контроль со стороны учителя. Использовать усвоенные знания при обобщении. | элементарные здоровьесберегаю-щие умения и навыки | устный опрос | ||||
10 | Как сохранить улыбку красивой. | 1 | Уметь оценивать свои достижения. Использовать доступные средства для получения знаний. Адекватно реагировать на контроль со стороны учителя. Использовать усвоенные знания при обобщении. | элементарные здоровьесберегаю-щие умения и навыки | тестирование | ||||
IV четверть: Общее количество часов: 8 часов Контрольные/самостоятельные работы (количество часов): 1 час Работа по развитию речи (количество часов): - Практическая работа (количество часов): 3 часа | |||||||||
«Культура здорового питания» - 1 час | |||||||||
1 | Правильное питание для сохранения здоровых зубов. | 1 | Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности. Использовать доступные средства для получения знаний. Готовность к безопасному и бережному отношению к здоровью зубов. | умение соблюдать правила здорового питания | текущий контроль | ||||
«Воспитание здорового человека» - 3 часа | |||||||||
2 | Я ученик. Поведение в школе. | 1 | Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи. Наблюдение, сравнение и обобщение поведения обучающихся в школе. Использовать усвоенные знания при обобщении. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. | навыки позитивного коммуникативного общения, соблюдение правил взаимоотношений с людьми | устный опрос | ||||
3 | Надо ли прислушиваться к советам родителей. | 1 | Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи. Использовать усвоенные знания при обобщении. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. | соблюдение правил взаимоотношений с людьми | беседа | ||||
4 | Почему дети и родители не всегда понимают друг друга. | 1 | Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи. Использовать усвоенные знания при обобщении. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. | соблюдение правил взаимоотношений с людьми | текущий контроль | ||||
«Профилактика вредных привычек» - 4 часа | |||||||||
5 | Что мы знаем о курении. | 1 | Использовать доступные источники и средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Систематизация знаний о вредном воздействии табака. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. | навыки противостояния вовлечению в табакокурение | устный контроль | ||||
6 | Злой волшебник – алкоголь. | 1 | Использовать доступные источники и средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Систематизация знаний о вредном воздействии алкоголя. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. | навыки противостояния вовлечению употребления алкоголя | текущий контроль | ||||
7 | Почему вредной привычке ты скажешь, НЕТ. | 1 | Систематизация знаний о воздействии вредных привычек на организм человека. Умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации. Формирование выраженной устойчивой позиции по отношению к вредным привычкам. | навыки противостояния вовлечению в табакокурение, употребления алкоголя | анкети-рование | ||||
8 | Тренинг безопасного поведения. | 1 | Систематизация знаний о воздействии вредных привычек на организм человека. Формирование выраженной устойчивой позиции по отношению к вредным привычкам. Формирование внутренней позиции обучающегося на понимание необходимости ведения здорового образа жизни. | навыки противостояния вовлечению в табакокурение, употребления алкоголя | практический контроль |
- ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации:
от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
4. Примерные программы:
«Школьная валеология» Г.К. Зайцева – СПб, 1998 год;
«Программа курса валеология для общеобразовательных школ» – г. Новосибирск, 1997 год; НИПКиПРО;
Учебная литература: Б.Н. Чумаков «Валеология» – М., 1997 год;
«Твоё здоровье» Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцев – СПб, 1998 год.
5. Учебный план государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
6. Календарно-учебный график государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
7. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. – М.: Просвещение, 2014 год.
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
10. Локальные акты государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Положение о рабочей программе учебного предмета, курса).
Основной список литературы
1. Айзман Р.И., Рубанович В.Б., Суботялов М.А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие. – М.: Сибирское университетское издательство, 2012 год.
2. Бакуменко О.Е., Васнева И.К., Доронин А.Ф. Образ жизни и питание учащихся: монография. – М.: Издательский комплекс МГУПП, 2012 год.
3. Вайнер Э.Н. Валеология. – М.: Наука, 2011 год – 510 с.
4. Доронин А.Ф., Бакуменко О.Е., Панфилова С.Н. Конспект лекций по дисциплине «Технология продуктов детского питания» – М.: Издательский комплекс МГУПП, 2012 год – 70 с.
5. Конышев В.А. «Ты то, что ты ешь: азбука питания» - М.: Эксмо, 2011 год – 384 с.
6. Никберг И.И. Здоровье и здоровый образ жизни. – М., 2011 год - 141 с.
7. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. – М.: ВАКО, 2011 год – 288 с.
8. Пискунов В.А., Максиняева М.Р., Тупицына Л.П., Егорова Т.И., Айриян Э.В. Здоровый образ жизни: Учебное пособие. – М.: Прометей, 2012 год.
9. Попова Н.Н. Основы рационального питания: учебное пособие. – М.: ВГУИТ, 2013 год.
Дополнительный список литературы
1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. - Киев. – 1997 год.
2. Биоритмы и методы оценки физического развития человека. Учеб. пособие: Н.А. Авдеева, И.С. Жоголева, И.И. Черняев. - Саранск: Изд-во Ковылк. тип., - 2002 год – 68 с.
3. Валеология: Учеб. Пособие/ Под ред. В.П. Соломина, Ю.Л. Варламова. – СПб., 1995 год.
4. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: Укрепление организма. – СПб.: Акцидент, 1998 год – 112 с.
5. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. 1995 год.
6. Зайцев Г.К. Физическое воспитание и спортивная подготовка: новые подходы. – Л., 1991 год – 44 с.
7. Зайцев Г.К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение. – СПб., 1997 год.
8. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафронов А.А. Энциклопедия физической подготовки. М.: Лентос, 1994 год - 386 с.
9. Колбанов В.В. Валеология. - Санкт-Петербург. -1998 год – 232 с.
10. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья. – СПб., 1998 год.
11. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. СПб., 1997 год.
12. Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании. – М., 2003 год.
13. Общий уход за больными. Учеб. пособие: Н.А.Авдеева, И.С.Жоголева, И.И.Черняев. - Саранск: Изд-во Ковылк. тип., - 2003 год – 68 с.
14. Ротенберг, В.С. Мозг. Обучение. Здоровье: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989 год.
15. Соковня-Семенова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб. пособие для студентов средних педагогических заведений. – М., 1997 год.
16. Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребенка. – СПб., 1997 год.
17. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: Советы психолога родителям. – М., 1996 год.
18. Физкультура для всей семьи / Сост. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина. М.,1989 год.
19. Формирование познавательных интересов школьников. // Под ред. Щукиной Г.И. Л., 1968 год.
20. Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб. пособие. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000 год - 407 с.
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:
создания и использования информации;
физического развития;
планирования учебной деятельности, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, защиты проектов, творческих работ);
размещения материалов и работ в информационной среде организации;
организации отдыха и питания.
Пространство, в котором осуществляется обучение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соответствует общим требованиям, предъявляемым к организациям, в области:
соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательной деятельности;
обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;
соблюдения пожарной и электробезопасности;
соблюдения требований охраны труда.
Оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые спецификой факультативного курса по валеологии. Программа «Человек и его здоровье» содержит элементарные, доступные для восприятия обучающихся сведения о человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе; поведении в обществе. Главной задачей программы «Человек и его здоровье» является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений человека и культуры человеческого общества.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие
наглядные пособия:
натуральные живые пособия;
изобразительные наглядные пособия;
изделия из бумаги, стекла, металла, дерева;
предметы личной повседневной гигиены современной семьи, её хозяйства.
Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах – их размерах, форме, цвете; о значении явлений и событий жизни человека.
Технические средства обучения
1. Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения.
2. Карточки с заданиями.
3. Раздаточный материал.
4. Дидактический материал.
5. Линейка, метр.
6. Презентации.
Компьютерные технологии
1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор (интерактивная доска).
Интернет-ресурсы
1. http://bibliotekar.ru/447/182.htm. Физиология человека.
2. http://ru.wikipedia.org. Пищеварение.
3. http://www.vitamins.tj/Витамины в питании.
4. http://ru.wikipedia.org/ Энергетическая ценность пищи.
5. http://smed.ru/guides/cure/CU26/CU28/181/#article Общие принципы питания.
6. http://www.herpes.ru - Мир здоровья. Материалы о здоровом образе жизни, анатомии и физиологии фигуры. Описание диет и препаратов. Обзор литературы. Рассказы об опыте похудания. Вопросы и ответы по коррекции фигуры.
7. http://shatalova.ru/ - Система Естественного Оздоровления доктора Шаталовой. Планы мероприятий школы оздоровления, рекомендации по оздоровлению, рецепты, статьи, библиография.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа по валеологии для 5 классов.
основные материалы по валеологии, здоровьесбережению в школе. Программа состоит из двух частей (теория и практика)....
Рабочая программа "Валеология"
Здоровье - бесценный дар природы и сохранить его - важная задача для каждого человека. Проблемы здоровья волновали и волнуют все человечество испокон веков. Данные медицинской ста...
Рабочая программа по "Основам валеологии" -9 класс
Рабочая программа поредпрофильного курса "Основы влеологии" для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса напавлеа на развитие таких задая как: формирование знаний о физическом и духовном здор...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по биологии на тему «ВАЛЕОЛОГИЯ» 9 класс
В наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах сохранения здоровья и факторах, влияющих на здоровье человека. Поэтому для оздоровлен...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Валеология"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 7-9 класса...
Рабочая программа по Валеологии 9кл (34 часа)
Рабочая программа по Валеологии 9кл (34 часа)...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...