Рабочая программа по Валеологии 9кл (34 часа)
рабочая программа по обж (9 класс)
Рабочая программа по Валеологии 9кл (34 часа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_valeologii_9kl.docx | 31.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 755 «Региональный Центр аутизма»
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Принято и рекомендовано к использованию педагогическим советом ОУ Протокол № 1 от 31.08.2022 г. | Утверждено Приказом № 88-ОД от 31.08.2022 г. Директор _________ Л.Н. Демьянчук |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
«ВАЛЕОЛОГИЯ»
ДЛЯ 9 КЛАССА
(1 вариант)
Составила:
Букер Ольга Михайловна
учитель
Согласовано Зам.д иректора по УВР ______________ О.П. Карева «____» __________ 20___г. |
Санкт-Петербург
2022г.
Статус документа.
Рабочая программа по предмету «Природоведение» составлена для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра (I вариант учебного плана) на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего образования обучающихся (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»).
Основания разработки рабочей программы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287". Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №2 от 28.01.2021 «Об утверждении санитарных правил СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115". Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
- Приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 N 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность"
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15;
- Распоряжение Комитета по образованию от 15.04.2022 № 801-р. «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2022/2023 учебном году».
- Устав ГБОУ школы №755 «Региональный Центр аутизма» Василеостровского района Санкт-Петербурга.
Срок реализации рабочей программы
Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется, уточняется после проведения обследования (мониторинга) обучающихся.
Структура документа.
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, планируемые личностные результаты, планируемые предметные результаты, планируемые базовые учебные действия, краткий учебный курс, календарно-тематическое планирование учебного курса, систему оценки предметных результатов, учебно-методический комплекс.
Общая характеристика курса.
Наряду с теоретическим материалом и презентаций ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике заболеваний у детей школьного возраста.
Уроки по валеологии носят творческий характер. С детьми проводятся занятия разных видов: беседы, оздоровительные минутки, тренинги, настольные игры, деловые игры («Скорая помощь», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений и заданий, общение с природой и др.
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д.
В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Оздоровительные минутки включают физические упражнений. Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз — дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.
Задача учебного курса в достижении учащимися планируемых результатов строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью является формирование основ здорового образа жизни и принципов валеологии, выработка гигиенических навыков и мотивации к здоровым потребностям, практическое применение методов оздоровления.
Задачи курса валеологии:
- формировать у учащихся с ограниченным интеллектом установки на жизнь как высшую ценность;
- научить бережному отношению к себе и окружающим людям, применяя знания и умения в согласии с законами бытия и природы.
- корригировать недостатки психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Данная программа рассчитана на 34 часа 1 раз в неделю, состоит из 7 разделов.
Планируемые результаты изучения курса
Освоение обучающимися программы предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов:
- развитие мотивации к обучению;
- формирование представления о себе
- овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
- овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;
- формирование начальных навыков коммуникации и знакомство с принятыми нормами социального взаимодействия;
- формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты включают освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
- профилактическим методикам — оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж;
- привитие детям элементарных гигиенических навыков (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.).
Воспитательные:
- желание быть здоровым
- стремиться заботиться о своем здоровье, применяя знания и умения полученные на уроках валеологии
Развивающие:
- самостоятельное экспериментирование и поисковая активность детей побуждают их к творческому отношению при выполнении заданий;
- обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с собой и с миром;
- формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
- Развивать и корригировать недостатки познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья путем:
- – обучения умению сравнивать, анализировать данные о своем здоровье и здоровье близких ему людей;
- – обучения пониманию причинно-следственной зависимости возникновения заболеваний от несоблюдения правил ЗОЖ;
- – обучения учащихся умению наблюдать за изменениями, происходящими в организме в результате их роста и развития;
- Расширять словарный запас учащихся с ограниченным интеллектом путем знакомства с новыми словами и введения этих слов в связную речь.
Учащиеся должны уметь:
- осмысливать предлагаемый к изучению теоретический материал и выражать свои суждения по рассматриваемым проблемам;
- программировать собственную деятельность по укреплению здоровья;
- практически осуществлять здоровый образ жизни (утренняя гимнастика, участие в спортивных секциях, физические упражнения и т.п.).
Развивать и корригировать недостатки познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья путем:
– обучения умению сравнивать, анализировать данные о своем здоровье и здоровье близких ему людей;
– обучения пониманию причинно-следственной зависимости возникновения заболеваний от несоблюдения правил ЗОЖ;
– обучения учащихся умению наблюдать за изменениями, происходящими в организме в результате их роста и развития;
Расширять словарный запас учащихся с ограниченным интеллектом путем знакомства с новыми словами и введения этих слов в связную речь.
Достаточный уровень
1. Дети должны получить первичные представления о некоторых внутренних органах, коже, желудке, кишечнике, крови, мозге, их местонахождении, значении и знать их основную функцию.
2. Различать понятия «часть тела» и «орган».
3. Показывать на анатомическом фартуке проекции некоторых внутренних органов.
4. Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.
5. Сформировать не менее 10 важных навыков: ухаживать за своей обувью, убирать постель после сна и т.д.
6. Знать нормы и правила поведения.
7. Знать обычаи, традиции своей семьи, правила поведения в общественных местах, ориентироваться в своем микрорайоне.
8. Не вступать в контакт с незнакомыми взрослыми.
9. Знакомить с сезонными изменениями в природе.
- правила дыхания во время физкультурно-оздоровительных занятий;
- системы органов человека и их основные функции;
- правила поведения за столом, в общественном месте, в транспорте, на дороге
- знать свой режим дня
- знать правила питания и поведение за столом
- знать правила гигиены своего тела
Минимальный уровень
- правила дыхания во время физкультурно-оздоровительных занятий;
- системы органов человека и их основные функции;
- правила поведения за столом, в общественном месте, в транспорте, на дороге
- знать свой режим дня
- знать правила питания и поведение за столом
- знать правила гигиены своего тела
Программа содержит познавательный материал (презентации/), соответствующий возрастным особенностям детей, сочетающийся с практическими заданиями (тренинги, валеологический самоанализ, оздоровительные минутки: упражнения для коррекции осанки, зрения, плоскостопия, дыхательные упражнения). Для активизации познавательной деятельности программой предусмотрено наполнить содержание уроков в 7-9 классах сказочными и игровыми сюжетам и привязать учебный материал к жизненным условиям, дополняя экскурсиями, деловыми играми, просмотром видеофильмов, выполнением ряда практических работ и творческих заданий, валеологических анализов, самоанализов, тестов и анкет
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов по разделу | Кол-во часов по теме | Дата проведения |
Р.1 | Человек и здоровье | 3 часа | ||
1 | Валеология – страна Здоровья Здоровье – что это такое | 1 | ||
2 | Здоровье и болезнь. Доктора Природы | 1 | ||
3 | Все мы очень разные, но все мы – люди | 1 | ||
Р.2 | Познай себя. Мой организм | 7 часов | ||
4 | Мой организм. Внутреннее строение организма | 1 | ||
5 | Мой скелет. Красивая осанка | 1 | ||
6 | Гигиена что это такое? Гигиена: ушей, зубов, волос, рук, ног | 1 | ||
7 | Болезни, что это такое? Профилактика простудных заболеваний | 1 | ||
8 | Лекарства: витамины, лекарственные растения, таблетки | 1 | ||
9 | Одевайся по погоде | 1 | ||
10 | Мой организм. Обобщающий урок | 1 | ||
Р.3 | Правильное питание | 2 часа | ||
11 | Правила питания. Полезное – вредное | 1 | ||
12 | Правила поведения за столом | 1 | ||
Р.4 | Режим дня | 2 часа | ||
13 | Мой режим дня! | 1 | ||
14 | Сон. Советы доктора Отдых | 1 | ||
Р.5 | Спорт | 2 часа | ||
15 | Зачем надо заниматься спортом | 1 | ||
16 | Виды спорта | 1 | ||
Р.6 | Нравственное здоровье | 6 Часов | ||
17 | Как надо относится к окружающим тебя людям | 1 | ||
18 | Поведение в транспорте | 1 | ||
19 | Поведение в общественном месте | 1 | ||
20 | Что такое хорошо и что такое плохо? | 1 | ||
21 | Я люблю и слушаю своих родителей | 1 | ||
22 | Обобщающий урок | 1 | ||
Р.7 | Безопасность | 11 Часов | ||
23 | ПДД правила поведения на дороге | 1 | ||
24 | Солнце- друг, или враг | 1 | ||
25 | Поведение на водоеме | 1 | ||
26 | Беречь природу, чтобы быть здоровым | 1 | ||
27 | Будь осторожен дома. Правила безопасного поведения в доме Личная безопасность на улице | 1 | ||
28 | Травмы | 1 | ||
29 | Животные среди нас: кошки и собаки. Правила обращения с домашними | 1 | ||
30 | Укусы змей. Оказание первой помощи при укусах змей | 1 | ||
31 | Желудочно-кишечные и глистные заболевания | 1 | ||
32 | Чрезвычайные ситуации в природе. Укусы насекомых. Оказание первой медицинской помощи | 1 | ||
33 | Повторение | 1 | ||
34 | Игра « верно-неверно» | 1 |
Список литературы
Литература для педагога
1.Г. К. Зайцев «Школьная валеология» СПб. - 1998г.
2. Л. М. Козырева «Мир природы и человека в загадках и кроссвордах 6-10 лет». Ярославль 2006 г.
3. Л. А. Обухова, Н.А. Лемяскина «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья». М. 2004г.
4. Е.А. Резанова, И.П. Антонова, А.А. Резанов «Биология человека в таблицах, рисунках, схемах. М. 2000г.
5. Л.Ф. Тихомирова «Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью» Ярославль 1997г.
6. Л.Ф. Тихомирова, А.В. басов «Здоровье и здоровый образ жизни» пособие для педагогов воспитателей. Ярославль 1997г.
7. Н.А. Шевердина «Оздоровительная работа в начальной школе» Ростов - на - Дону 2008г.
Литература для детей
1.Е. Багрян «Маленький спортсмен»
2. А. Барто «Я расту», «Придумываю сны», «Мы с Тамарой санитары»
3. М. Карим «Мой кот»
4. А. Милн «Воспаление хитрости»
5. С. Михалков «Прививка», «Тридцать шесть и пять», «Не спать», «Чудесные таблетки», «Грипп», «Про мимозу»; отрывки из произведений про дядю Степу, в которых отражены вопросы сохранения здоровья, закаливания, лечения людей.
6. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина «Тридцать уроков здоровья для первоклассников» М. 2003г.
7. Т.И. Тарабарина «Загадки и пословицы для малышей» Ярославль 2006г.
8. Л.Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 6-8 лет» Ярославль 2003г.
9. И. Токмакова «Где спит рыбка»
10. «Уроки Мойдодыра» пособие для детей 6-8 лет М. 2003г.
11. Д. Хармс, Н. Гернет «Очень-очень вкусный пирог»
12. Е. Чарушин «Утка»
13. К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа по валеологии для 5 классов.
основные материалы по валеологии, здоровьесбережению в школе. Программа состоит из двух частей (теория и практика)....
Рабочая программа 5 класс(ФГОС 140 часов)
программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.:...
Рабочая программа по валеологии
Рабочая программа по валеологии 5 класс ФГОС...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...
Рабочая программа "Домоводство". 7 класс. 68 часов, разработанная на основеАдаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на период 2020-2021гг
Рабочая программа "Домоводство" 7 класс. 136 часов...
Обновление в рабочей программе учебного предмета, курса обязательного пункта 3 «Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Обновление в рабочей программе учебного предмета, курса обязательного пункта 3 «Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводим...