Рабочая программа "Валеология"
рабочая программа по физкультуре (10 класс) на тему
Здоровье - бесценный дар природы и сохранить его - важная задача для каждого человека. Проблемы здоровья волновали и волнуют все человечество испокон веков. Данные медицинской статистики говорят о том, что с каждым годом увеличивается процент больных детей. Учеба в школе связана с большой нагрузкой, создает напряжение, вызывает стрессы, которые неизбежно сказываются на состоянии здоровья ребенка, пассивное отношение к охране и формированию детского организма приводит к нарушениям осанки и плоскостопью, нервно- психологическим расстройствам, снижению остроты зрения, уменьшению количества здоровых детей. Поэтому на современном этапе необходимо создать здоровье сберегательную среду образовательного процесса, которая поможет учителю и ребенку сохранить свое здоровье.
В данный курс включены упражнения для улучшения самочувствия, снятие усталости, стресса, давления, активизации работы головного мозга, предупреждения простудных заболеваний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.docx | 30.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САЙГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ВЕРХНЕКЕТСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено на заседании мо учителей протокол № ___ от «____»____________ 20 14 г. | Согласовано зам. директора по умр ________О.В. Кудряшова «___» __________ 2014г. | Утверждаю директор ___________ В.Н.Ширямова «___» ___________ 2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного кура
Валеология
10 – 11кл
Учитель: Панова Тамара Петровна
Годовое количество часов: 34 часа
Количество часов в неделю – 1 час
Плановое количество – 34 часа
2014 – 2015 год
Элективный курс
Валеология или
"Помоги себе сам"
Пояснительная записка.
Здоровье - бесценный дар природы и сохранить его - важная задача для каждого человека. Проблемы здоровья волновали и волнуют все человечество испокон веков. Данные медицинской статистики говорят о том, что с каждым годом увеличивается процент больных детей. Учеба в школе связана с большой нагрузкой, создает напряжение, вызывает стрессы, которые неизбежно сказываются на состоянии здоровья ребенка, пассивное отношение к охране и формированию детского организма приводит к нарушениям осанки и плоскостопью, нервно- психологическим расстройствам, снижению остроты зрения, уменьшению количества здоровых детей. На состояние здоровья отрицательно воздействуют следующие факторы:
- сокращение продолжительности сна;
- снижение времени пребывания на свежем воздухе;
- интенсификация обучения, связанная с использованием компьютеров, видеотехники;
- короткий световой день;
- снижение двигательной активности
Поэтому на современном этапе необходимо создать здоровье сберегательную среду образовательного процесса, которая поможет учителю и ребенку сохранить свое здоровье.
В данный курс включены упражнения для улучшения самочувствия,
снятие усталости, стресса, давления, активизации работы головного мозга, предупреждения простудных заболеваний.
Программа включает в себя не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию ребенка, большая роль отводится музыке, которая выступает в качестве важного фактора развития и оздоровления детей.
Программа курса "Помоги себе сам" разработана в соответствии с требованиями законов Российской федерации "Об образовании", "Основ законодательства РФ по физкультуре и спорту", "Основ законодательства РФ по охране здоровья граждан".
Комплекс оздоровительных упражнений поможет детям держать в отличном состоянии свое тело, иметь здоровый организм, бодрость, хорошее настроение и работоспособность.
Цель программы:
- Сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
- Сформировать у детей привычку к постоянному вниманию к своему здоровью.
- Научить приемам и способам концентрации внимания и памяти.
- Обучить детей секретам нетрадиционных средств оздоровления.
Диагностический инструментарий программы.
- Тесты двигательной подготовленности учащихся.
- Анкеты состояния здоровья, режима дня, нормализация учебной нагрузки.
- Графики диагностических исследований, мониторингов состояния здоровья детей.
Методическая часть программы.
Требования к уровню усвоения учебного материала.
В результате изучения программы элективного курса "Помоги себе сам" учащиеся должны
Знать:
- Приемы определения осанки.
- Приемы совладения со стрессом.
- Приемы улучшения памяти, внимания.
- Как снять головную боль.
- Как нормализовать давление.
- Как улучшить состояние психики.
- Способы сохранения зрения.
- Упражнения для быстрого снятия усталости.
- Упражнения для осанки.
- Место здоровья в системе жизненных ценностей
- Пальчиковые упражнения
- Золотые правила Нитши
- Упражнения для позвоночника
- Уметь:
- Определять место здоровья в системе жизненных ценностей.
- Определять нарушение осанки.
- Выбрать оздоровительный маршрут.
- Использовать пальчиковые упражнения для снятия стресса, давления, болей в сердце.
- Правильно выполнять упражнения для позвоночника, золотые правила К Нитши
- С помощью лицевой терапии улучшить состояние психики.
- Повысить работоспособность.
- Активизировать работу головного мозга.
- Снять усталость.
- Результатом изучения курса является уменьшение пропусков уроков по болезни, улучшение самочувствия, зрения, работы кишечника, кровообращения, концентрации внимания, развитие способностей.
Данный курс предполагает использование методов работы, как репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, практический, метод самостоятельной работы под руководством учителя.
Основной формой работы является учебное занятие, проводимое раз в неделю, курс рассчитан на 34 часа.
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ.
- Валеология-наука о здоровье.
- Внимание-сосредоточенность мыслей и зрения, слуха.
- Давление-давление крови в сосудах.
- Кинезиология- наука о развитии человеческого мозга через движение.
- Массаж- растирание тела, лица с лечебными или гигиеническими целями.
- Мозг- центральный отдел нервной системы человека и животных- нервная ткань, заполняющая череп и канал позвоночника.
- Мудра- это особое положение рук, строго определенное каноном.
- Осанка- внешность, умение держать себя( преимущественно о положении корпуса, складе фигуры).
- Позвоночник - скелетная ось, образуемая цепью костей, идущих вдоль спины и заключающих в себе мозг.
- Почки - парные органы, образующие и выделяющие мочу.
- Память - способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления.
- Полушария - половина шара, а также предмет такой формы. Полушария головного мозга, орган высшей нервной деятельности.
- Сон - наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха.
- Стресс - вызванное каким-нибудь сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения.
- Тонзиллит - воспаление миндалин.
Содержательная часть программы.
- Физические упражнения против усталости. Характерные признаки усталости после физической и умственной работы. Отличительные черты этих признаков.
- Упражнения для снятия физической и умственной усталости.
- Релаксация. Ее значение. Виды деятельности человека, вызывающие утомление человека и переутомление организма. Практическая часть.
- Твое здоровье и долголетие. Основные физические качества человека: сила, гибкость, выносливость. Упражнения, развивающие силу рук, ног. Влияние на здоровье и долголетие. Выполнение упражнений для развития силы.
- Твой распорядок дня. Для чего нужен режим дня? С чего начинается утро? Утренний комплекс упражнений. Значение утренней гимнастики. Значение режима дня школьника для укрепления здоровья, улучшения успеваемости.
- Пальчиковые упражнения. Что такое " Мудра"? Как и для чего выполняются пальчиковые упражнения? Пальчиковое упражнение для снятия боли в сердце. Методика его выполнения. Практическое занятие.
- " Окно мудрости". Методика выполнения. Развитие мышления, активизация умственной деятельности, предупреждение нарушений мозгового кровообращения. "Знание". Методика выполнения. Снять тревогу. Улучшить мышление, активизировать память
- Мудра " Жизни" Методика выполнения. Как с помощью особого расположения пальцев усилить жизненные силы, повысить работоспособность, улучшить общее самочувствие, улучшить остроту зрения, снять утомление. Практическое занятие.
- Мудра "Земли". Методика выполнения. Как снять стресс, улучшить психофизическое состояние. Практическое занятие.
- Мудра "Поднимающая". Методика выполнения. Мобилизация защитных сил организма, повышение иммунитета.
- Аэробика головного мозга. Что это такое? Как заботиться о своем мозге, развивать умственные способности. Практические занятия.
- Диета успеха. Как правильно питать мозг.
- Секреты массажа. Что такое акупрессура. Ее история Виды массажа.
- Точечный массаж. Расположение точек на лице и голове Методика выполнения. Действие точечного массажа на организм. Практическое занятие.
- Самомассаж. Приемы самомассажа. Точечный массаж для близоруких и для предрасположенных к близорукости. Практическое занятие.
- Самомассаж для профилактики простудных заболеваний. Практическое занятие.
- Упражнения по И. Васильевой. Статическая гимнастика. Что означает это слово. Укрепление мышц пресса и спины. Практическое занятие.
- Гимнастика ног и рук. Практическое занятие.
- Гимнастика горла и ушных раковин. Практическое занятие.
- Золотые правила К. Ниши. "Первое правило здоровья: " Твердая постель". Позвоночник- основа скелетной мускулатуры и нервной системы. Важные функции позвоночника. Нарушения позвоночника. Виды осанки. Ночной сон на твердой постели для исправления нарушений осанки. Второе правило здоровья: " Твердая подушка". Правильное и неправильное положение позвоночника во время сна. Расположение шейных позвонков на твердой подушке. Хронические боли в области шеи . Причины их возникновения.
- "Третье правило здоровья": "Золотая рыбка". Значение третьего правила здоровья для исправления нарушений в позвоночнике. Методика выполнения упражнения "Золотая рыбка". Практическое занятие,
- "Четвертое правило здоровья" " Упражнения для капилляров". Почему Кацудзо Ниши придавал особое значение капиллярам? Гимнастика Ниши для капилляров. Методика выполнения.
- "Пятое правило здоровья: "смыкание стоп и ладоней". Значение упражнения смыкания стоп и ладоней в работе диафрагмы, координации функции мышц, нервов и кровеносных сосудов области паха, живота и бедер. Методика выполнения упражнений.
- Шестое правило здоровья: "Упражнения для спины и живота". Значение выполнения упражнения для нормального функционирования внутренних органов и систем. Методика выполнения упражнения. Практическое занятие.
- Позвоночник. Здоровый позвоночник- непременное условие успешного оздоровления. Подгруппы позвоночника. Шейный отдел позвоночника. Что дает нам работа над шейным отделом позвоночника? Методика выполнения. Практическое занятие.
- Верхнегрудной отдел позвоночника. Роль этого отдела позвоночника. Методика выполнения упражнений для верхнегрудного отдела.
- Нижнегрудной отдел позвоночника. Зачем выполняются упражнения для нижнегрудного отдела позвоночника?
- Методика выполнения упражнений. Практическая часть.
- Пояснично-крестцовый отдел позвоночника. Для чего нужно выполнять упражнения для пояснично-крестцового отдела позвоночника? Методика выполнения упражнений. Практическая часть.
- Звукотерапия. Где применяется звукотерапия. Как нужно произносить гласные звуки? Какие правильно произнесенные гласные активизируют мозг, гортань, щитовидную железу, приводят в порядок среднюю часть груди, массируют сердце? Методика произнесения звуков. Практическая часть.
- Тестирование. Твое здоровье.
- Распорядок дня.
- Вредные привычки. Анкета: "Курение или здоровье".
- Комплексы упражнений. Комплексы дыхательной гимнастики. Значение упражнений для укрепления органов дыхательной системы.
- Комплексы упражнений для снятия утомления и повышения работоспособности. Методика проведения этих комплексов.
Учебно – тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов | Время | проведения |
По.пл. | По.факту | |||
1 | Физические упражнения. | 3 | ||
2 | Твое здоровье и долголетие. | 1 | ||
3 | Твой распорядок дня. | 1 | ||
4 | Пальчиковые упражнения. | 5 | ||
5 | Аэробика головного мозга. | 1 | ||
6 | Диета успеха. | 1 | ||
7 | Секреты массажа. | 4 | ||
8 | Упражнения по Васильевой.
| 3 5 | ||
9 |
| 4 | ||
10 | Золотые правила К. Ниши. Позвоночник:
| 1 3 2 | ||
11 | Звукотерапия. | |||
12 | Тестирование. | |||
13 | Комплексы упражнений | |||
И того: | 34 |
Вид контроля, измерители
Для формирования оценки знаний учитель использует следующие формы контроля:
-- Практические задания
-- Тестовые задания
-- Рефераты
-- Терминологические диктанты
-- Тестирование физической подготовленности
УМК
1. С.Г.Шурута
- Е.Ф.Москвитина, Н.П.Литковская
2. Васильева. Целитель набирает силу: Новосибирск, 1996 г.
3. Ф. Вагнер. Акупрессура. Пособие по точечному массажу. Питер. Санкт- Петербург, 1997.
4. Валеология. Справочник школьника: Донецк, БАО, 1998.
5.Ю. Г. Золотарев. Жить не болея. Социум. Санкт-Петербург, 1995 г.А. Летвинов. 12 сторон ладоней.
6.М.Ф. Мюллер. Лицевая рефлексотерапия. Питер. Санкт-Петербург, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...