РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по биологии на тему «ВАЛЕОЛОГИЯ» 9 класс
элективный курс (9 класс) на тему
В наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах сохранения здоровья и факторах, влияющих на здоровье человека. Поэтому для оздоровления общества важно привить учащимся валеологическую грамотность, воспитать «культ» здорового образа жизни.
Предлагаемая программа элективного курса предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательной школы. Она построена с учетом имеющихся знаний по биологии, экологии и направлена на формирование у учащихся целостных и всесторонних знаний о здоровом человеке. При изучении данного курса последовательно обобщаются понятия о здоровье и здоровом образе жизни, компонентах и показателях здоровья, основных факторах, определяющих здоровье. Программа ориентирована на учащихся 14-15 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs9_klass.docx | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ______________Марфина Н.Н. Протокол № 1 от «27 » августа 2015 года | «Согласовано» Заместитель директора по УР ______________Ахунова Г.Н. от «27»августа 2015 года | «Утверждено» И.о. директора МБОУ «Шапшинская CОШ» ______________________Ахунов Н.М. Приказ № 104 от « 1 » сентября 2015 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
по биологии на тему
«ВАЛЕОЛОГИЯ»
9 класс
учитель биологии
Касимова Марина Андреевна
МБОУ «Шапшинская средняя общеобразовательная школа
Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Утверждено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
«28 » августа 2015 года.
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка.
В наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах сохранения здоровья и факторах, влияющих на здоровье человека. Поэтому для оздоровления общества важно привить учащимся валеологическую грамотность, воспитать «культ» здорового образа жизни.
Предлагаемая программа элективного курса предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательной школы. Она построена с учетом имеющихся знаний по биологии, экологии и направлена на формирование у учащихся целостных и всесторонних знаний о здоровом человеке. При изучении данного курса последовательно обобщаются понятия о здоровье и здоровом образе жизни, компонентах и показателях здоровья, основных факторах, определяющих здоровье. Программа ориентирована на учащихся 14-15 лет.
Содержание курса носит валеологический характер, направлено на формирование навыков здорового образа жизни, углубление теоретических знаний по предмету, носит интегративный характер и имеет профессиональную направленность.
Цели курса:
- обеспечить предпрофильную подготовку в рамках естественнонаучного профиля;
- обеспечить расширение знаний учащихся о возможностях своего организма через ориентацию на здоровьесбережение;
- продолжить формирование у учащихся валеологической грамотности.
Задачи курса:
- актуализировать и расширить знания учащихся по вопросам здоровьесбережения;
- научить школьников анализировать образ жизни и полагать свои возможности с точки зрения влияния факторов среды на здоровье организма;
- выработать навыки оценки функционального состояния своего организма;
- обеспечить профессиональную ориентацию.
Принципы работы по программе.
- Добровольности (учащиеся сами выбирают тематику интересующих их элективных курсов).
- Вариативности и личностного подхода (есть творческие работы по выбору учащегося, тесты).
- Научности (программа опирается на последние научные данные по валеологии).
- Адекватности возрасту (обобщение знаний учащихся за курс основной школы).
- Опоры на интерес (подростков интересует свой организм, косметические средства, выбор профессии).
- Системности (формируются знания о валеологии как самостоятельной науки).
- Комплексности (знания учащихся привлекаются из биологии, экологии, истории, показывается их взаимосвязь) и т.д.
Методические основы организации воспитательно-образовательного процесса.
Для реализации программы необходимо выделение в 9 классе в рамках подготовки для проведения элективного курса 17 часов. В течение 8 класса учащиеся изучали анатомию, физиологию и гигиену человека, поэтому курс является логическим продолжением, обобщением знаний учащихся о человеке. Кроме того, новые знания о здоровьесбережении существенно углубляют представления подростков о гигиене своего организма. 14-15-летние подростки и организационно и психологически готовы к реализации программы в 9 классе.
При проведении курса используются такие формы работы, как лекции, беседы, практические тренинги, экскурсия и зачет. Проверка знаний осуществляется с помощью опроса на занятиях, тестирования, защиты проектных работ.
Учащимся в ходе реализации курса предлагаются:
1. Практические работы (п/р №1 «Составление родословной»; п/р №2 «Правила сбора лекарственных растений»; п/р №3 «Определение типа темперамента»; п/р №4 «Тестирование по профильной ориентации»).
2. Экскурсии (районная библиотека, косметический салон, парикмахерская).
3. Встречи с психологом, дерматологом, косметологом.
4. Итоговая зачетная работа по проблемным вопросам валеологии (тесты или мини-сочинение).
5. Творческая работа по одной из тем («Наследственные заболевания моей семьи», «Наиболее проблемные факторы, влияющие на мое здоровье», «Мой режим работы и отдыха», «Фитотерапия: «за» и «против»).
Модель выпускника.
Результативность освоения программы определяется тем, что учащиеся после изучения курса выбирают естественно-научный профиль при поступлении в техникумы, колледжи и в старшие классы профильной школы.
Учащиеся после изучения курса должны знать:
- что такое валеология;
- факторы, определяющие здоровье;
- психологические особенности своего организма.
Учащиеся после изучения курса должны уметь:
- вести валеологический дневник;
- составлять родословную;
- собирать лекарственные растения;
- обладать навыками ухода за кожей;
- планировать свой режим дня.
Литература:
- Татарникова Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей.- С/Петерб.,1999.
- Агаджанян Н.А. Резервы нашего организма.- М.:Знание,1990.
- Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека.- М.:Просвещение,1971.
- Матюшина В.Н. Комнатные растения.- М.: Изд. Дом МСП,2000.
- Вилламо Х. Косметическая химия.- М.:Мир,1990.
- Воронин А.Г. Физиология высшей нервной деятельности и психология.- М.:Просвещение,1984.
- Курс биологии: учебно-метод. пособие. Сост. О.Г.Машанова и др. Т.4.- М.:Московский лицей,1996.
Программа курса «Валеология».
№ | Планирование темы | Форма работы | Дата | |
план | факт | |||
Введение.(3 ч.) | ||||
1 | Что такое валеология? Валеологический дневник. | лекция | ||
2 | Биоритмы. Режим дня. | лекция | ||
3 | Наследственность. Моя родословная. Секреты долгожительства. | п/р№1 | ||
Мой организм и факторы, определяющие здоровье.(6 ч.) | ||||
4 | Воздух и здоровье. | лекция | ||
5 | Вода - источник жизни. | лекция | ||
6 | Радиация - невидимая смерть. | лекция | ||
7 | Свет и живые организмы. | лекция | ||
8 | Шум. Дефицит тишины. | лекция | ||
9 | Обзор литературы о здоровье в СМИ. | экскурсия | ||
Психогигиена в современном мире. (6 ч.) | ||||
10 | Фитотерапия. Кожа - зеркало здоровья. Фитокосметика. | семинар | ||
11 | Комнатные растения лечат. Дерево - «вампир» или «донор»? | лекция | ||
12 | Витамины. Сказка старого чайника. Фиточай. | семинар | ||
13 | Психологические особенности подростка. Определение типа темперамента. | п/р №2 | ||
14 | Обучение, мозг, память. Я - «физик» или «лирик». Трудности обучения. | п/р №3 | ||
15 | Секреты хорошего настроения. | лекция | ||
Обобщение. (2 ч.) | ||||
16 | Я - личность. Я ищу себя. | п/р №4 | ||
17 | Необходимость биологических знаний. Профессии. Нравится ли мне валеология? | итоговая зачетная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по биологии для 10-11 классов "Подготовка к ЕГЭ по биологии"
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения биологии...
Рабочая программа по курсу общей биологии для 10-11 классов
Рабочая программа, пояснительная записка и тематическое планирование...
Рабочая программа учебного курса по биологии для ученика 7 класса
Составлена на основе: Примерной программы основного общего образования по биологии для 7-го класса (Биология: 5-9 классы: программа. – М.: Вентана-Граф, 2015, авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О...
Рабочая программа курса «Общая биология» для 10-11 класса (для обучающихся с нарушениями слуха)
Рабочая программа курса «Общая биология»для 10-11 класса (для обучающихся с нарушениями слуха)...
Рабочая программа факультативного курса "Молекулярная биология. Генетика" для 10 класса
Решение задач по генетике занимает в биологическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материа...
Рабочая программа элективного курса по биологии для 5-6 класса основного общего образования «Лекарственные растения Петровского района»
laquo;Программа «Лекарственные растения Петровского района» формирует у учащихся бережное отношение к окружающей среде, изучение природы родного города. Она базируется на различных...
рабочая программа элективного курса по биологии для 10-11 классов "Практическая биология" с использованием оборудования центра "Точка роста"
Программа разработана с учётом основного биологического материала, изложенного в учебнике «Общая биология. 10 – 11 классы» Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В...